Урок биологии «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей» (11 класс)
Урок биологии «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей»
Тема урока «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения признаков живых организмов, уровневой организации живой природы и эволюции. Ознакомить обуч-ся с методами познания признаков живых организмов,уровневой организации живой природы и эволюции и познания живой природы и роль биологии в практической деятельности людей.
Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями живых организмов; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, тетрадь, тесты,
карта оценки деятельности.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— словесной продуктивной и творческой деятельности;
— проблемное обучение
Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией.
Ожидаемые результаты:
— усвоение материала в полном объёме на уроке;
— применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
— умение «оперировать» биологическими терминами.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Организационный момент |
Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок. |
Стоя приветствовать учителя. Настроиться на восприятие материала урока. |
2 |
Определение темы урока. Целеполагание |
Учитель задаёт вопросы. Предложить учащимся вспомнить все признаки живых организмов. Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все признаки живых организмов., а нам с вами необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока. Для всех живых организмов характерны признаки и организация живой природы.
Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? Учитель объявляет тему урока «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей» просит записать в тетрадь. А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы. |
Отвечают на вопросы учителя.
«Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей» Записывают в рабочих тетрадях тему Изучить- Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей |
3 |
Изучение нового материала |
Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?») Демонстрация слайда -Уровневая организация живой природы и эволюция. Предложить учащимся самим сформулировать функции живой природы. Задание 1: 1. Предложить учащимся вспомнить, какие методы существуют. 2. Составить таблицу «Отличие живых систем от неживой природы», систематизировать знания по теме. 3.Давайте выясним, какую роль биология играет в практической деятельности людей. |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают, выполняют необходимые задания. Сравнивают рисунок в учебнике и рисунком на слайде. Определяют функции живой природы. Учащиеся находят методы познания живой природы. |
4 |
Закрепление учебного материала |
Предлагает выполнить тест. Часть А 1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода: I) экспериментального; 2) наблюдения; 3) проведения опытов; 4) палеонтологического. 2. Отличительным признаком живого от неживого является: 1) изменение свойств объекта под воздействием среды; 2) участие в круговороте веществ; 3) воспроизведение себе подобных; 4) изменение размеров объекта под воздействием среды. З. Обмен веществ и превращение энергии — это признак... 1) характерный для тел живой и неживой природы; 2) по которому живое можно отличить от неживого; 3) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных; 4) по которому животные отличаются от человека. 4. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы: 1) биоценотическом; 2) популяционно-видовом; 3) организменном; 4) биосферном. 5. Грибы нельзя относить к царству растений, так как в их клетках отсутствуют: 1) оболочки; 2) хлоропласты; 3) ядра; 4) митохондрии. 6. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке - признаки организма царства: 1) животных; 2) грибов; 3) бактерий; 4) растений. 7. Существом не только биологическим, но и социальным является: 1) шимпанзе; 2) горилла; 3) орангутанг; 4) человек. 8. Общая биология изучает: 1) строение и функции организма животных и растений 2) взаимосвязи живой и неживой природы 3) закономерности развития и функционирования живых систем 4) проблемы исторического развития жизни на Земле 9. Наиболее правильно следующее из утверждений: 1) только живые системы построены из сложных молекул 2) все живые системы обладают высокой степенью организации 3) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов 4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы 10. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, — это: 1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный 11. Теория В.И. Вернадского описывает следующий уровень организации жизни: 1) биосферный 2) биогеоценотический 3) популяционно-видовой 4) организменный 12. Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом: 1) биохимическим 2) хроматографией 3) цитологическим 4) центрифугирования 13. Какое из приведенных утверждений наиболее правильно: 1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации 2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ 3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду 4) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации 14. Открытость живых систем связана с: 1) их строением и функциями 2) обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой 3) процессами исторического развития 4) их способностью к самовоспроизведению Критерии оценивания – «5» — ни одной ошибки, «4» — 1 ошибка, «3» — 2 ошибки, «2» — 4-5 ошибок |
Выполняют тест. Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки. Ответы: 1-—2, 2-—3, З-—2, 4-3, 5-2, 6-1, 7-4, 8 - 3, 9 -2, 10 - 4, 11 - 1, 12 - 4, 13 -–4, 14 -–2. |
5 |
Домашнее задание |
Проинструктировать о выполнении дом.задания. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл. С.13-20,3-12 |
Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания. |
6 |
Итоги урока. Рефлексия. |
Цель учителя: Развивать умения соотносить цель и результат. Деятельность учителя: Организует беседу с классом по вопросам: -Какие затруднения у вас возникли на уроке? -Что нового вы узнали? -Что было интересно? -Чему научились? Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран. На экране появляется запись: Оцени свою работу. «5» — выполнил все данные мне задания. «4» — выполнил все задания, но иногда ошибался. «3» — часто ошибался, выполнил только половину. «2» — ничего не смог выполнить правильно. Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке. Спасибо всем за урок. Молодцы! |
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Отвечают на вопросы. Заполняют карту. Проводят самооценку. |
Литература:
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл.
2. http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=14525:2015-12-19-14-06-05&catid=53:biology&Itemid=68
Довам
Рябова Т.С.
Надежда Алексеевна Паршукова
МФС