Урок биологии «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей» (11 класс)

13
4
Материал опубликован 16 December 2016

Урок биологии «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей»

Тема урока «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

ОбразовательныеОрганизовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения признаков живых организмов, уровневой организации живой природы и эволюции. Ознакомить обуч-ся с методами познания признаков живых организмов,уровневой организации живой природы и эволюции и познания живой природы и роль биологии в практической деятельности людей.

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями живых организмов; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: экран, компьютер, проектор,  карточки-задания, презентация к уроку, учебник, тетрадь, тесты,

карта оценки деятельности.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические  технологии:

личностно – ориентированного обучения;

объяснительно – иллюстративного обучения;

словесной продуктивной и творческой деятельности;

проблемное обучение

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией.

Ожидаемые результаты:

усвоение материала в полном объёме на уроке;

применение полученных знаний  при выполнении практических заданий;

умение «оперировать» биологическими терминами.

 

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Стоя приветствовать учителя. Настроиться на восприятие материала  урока.

2

Определение темы урока. Целеполагание

Учитель задаёт вопросы.

Предложить учащимся вспомнить все признаки живых организмов.

Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все признаки живых организмов., а нам с вами необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока.

Для всех живых организмов характерны признаки и организация живой природы.

 

Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока «Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей» просит записать в тетрадь.

А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы.

Отвечают на вопросы учителя.

 

«Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей»

Записывают в рабочих тетрадях тему

Изучить- Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей

3

Изучение нового материала

Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)

Демонстрация слайда -Уровневая организация живой природы и эволюция.

Предложить учащимся самим сформулировать функции живой природы.

Задание 1:

1. Предложить учащимся вспомнить,  какие методы существуют.

 2. Составить таблицу «Отличие живых систем от неживой природы», систематизировать знания по теме.

3.Давайте выясним, какую роль биология играет в практической деятельности людей.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают, выполняют необходимые задания.

Сравнивают рисунок в учебнике и рисунком на слайде.

Определяют функции живой природы.

Учащиеся находят методы познания живой природы.

4

Закрепление учебного материала

Предлагает выполнить тест.

Часть А

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:

I) экспериментального;      2) наблюдения;

3) проведения опытов;        4) палеонтологического.

2. Отличительным признаком живого от неживого является:

1) изменение свойств объекта под воздействием среды;

2) участие в круговороте веществ;

3)  воспроизведение себе подобных;

4) изменение размеров объекта под воздействием среды.

З. Обмен веществ и превращение энергии это признак...

1) характерный для тел живой и неживой природы;

2) по которому живое можно отличить от неживого;

3) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных;

4) по которому животные отличаются от человека.

4. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:

1) биоценотическом;  2) популяционно-видовом;

3) организменном;     4) биосферном.

5. Грибы нельзя относить к царству растений, так как в их клетках отсутствуют:

1) оболочки;  2) хлоропласты;  3) ядра;  4) митохондрии.

6. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке - признаки организма царства:

1) животных;  2) грибов;  3) бактерий;  4) растений.

7. Существом не только биологическим, но и социальным

 является:

1) шимпанзе;  2) горилла;  3) орангутанг;  4) человек.

8.  Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

9.  Наиболее правильно следующее из утверждений:

1) только живые системы построены из сложных молекул

2) все живые системы обладают высокой степенью органи­зации

3) живые системы отличаются от неживых составом хими­ческих элементов

4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

10.  Уровень, на котором начинает проявляться способность жи­вых систем к обмену веществ, это:

1) биосферный    2) молекулярный    3) организменный    4) клеточный

11.  Теория В.И. Вернадского описывает следующий уровень организации жизни:

1) биосферный                           2) биогеоценотический 

3) популяционно-видовой        4) организменный

12.   Отделить от других определенные органоиды клетки на ос­нове различий в их плотности можно методом:

1) биохимическим    2) хроматографией  3) цитологическим  4) центрифугирования

13.   Какое из приведенных утверждений наиболее правильно:

1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду

4) все организмы обладают одинаковым механизмом пере­дачи наследственной информации

14.   Открытость живых систем связана с:

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией, с внеш­ней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

Критерии оценивания – «5» — ни одной ошибки,

                                          «4» — 1 ошибка,

                                          «3» — 2 ошибки,

                                          «2» — 4-5 ошибок

Выполняют тест. Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки.

Ответы: 1-2, 2-3, З-2, 4-3, 5-2, 6-1, 7-4, 8 - 3, 9 -2, 10 - 4, 11 - 1, 12 - 4, 13 -4, 14 -2.

5

Домашнее задание

Проинструктировать о выполнении дом.задания.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл.

С.13-20,3-12

Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.

6

Итоги урока.

Рефлексия.

Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.

Деятельность  учителя:

Организует  беседу с классом по вопросам:

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что было интересно?

-Чему научились?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

Оцени свою работу.

«5» — выполнил все данные мне задания.

«4» — выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» — часто ошибался, выполнил только половину.

«2» — ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку.

Литература:

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл.

2. http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=14525:2015-12-19-14-06-05&catid=53:biology&Itemid=68

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

18 December 2016

19 December 2016

Спасибо за материал. Нет слайдов презентации, как указано в технологической карте.

29 December 2016

Не получилось загрузить презентацию .

30 December 2016