12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Екатерина Михайловна169

Тема: «Разнообразие животных»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Формы работы: парная, фронтальная

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные

Цель урока: Создание педагогических условий для развития умений классифицировать животных по группам. Формирование понятия «зоология». Систематизация и расширение знаний о группах животных и о важнейших отличительных признаках групп.

Планируемые результаты

Предметные:

- Узнать основные группы животных, их особенности.

- Уметь распределять животных по группам их групповым признакам.

Метапредметны:

Коммуникативные УУД:

- Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Умение строить речевые высказывания, слушать других;

- Аргументировать сою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- Постановка учебной задачи;

- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- Оценка результатов работы;

Познавательные УУД:

- Читать и слушать, отбирая нужные сведения;

-Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы ;

- Развивать речь учащихся;

- Развивать логическое мышление учащихся.

Личностные:

- Навыки культурного поведения при общении;

-Формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

-Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-Понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Ресурсы урока: Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку по теме «Разнообразие животных».

Наглядные пособия: карточки с названием групп животных.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник Окружающий мир» А.А.Плешаков для 3 кл., тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями для самостоятельной работы, листы для самооценки.

Ход урока

Орг.момент. Постановка учебных задач.

Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 2

Все мы с вами живём в огромном доме под названием Природа и знаем, что природу делят на живую и неживую. Давайте вспомним, что относится к неживой природе? (Ответы детей: К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды.)

Теперь вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей: К живой природе относятся растения, животные и грибы, бактерии)

Верно, живая природа делиться на четыре огромных царства: царство растений, царство животных,  царство грибов,  царство бактерий. В каком из царств мы побывали на прошлых уроках. Назовите его. (Ответы детей: Царство растений)

Вспомним представителей этого царства.

1. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться. (Купальница)

2. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев. (Тысячелистник)
3. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми. (Ландыш)
4. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки. (Пижма)
5. Второе название растения «кукушкины слёзы». (Ятрышник)
6. Растение, капли из которого являются успокоительным средством. (Валериана)
7. В  
народе эти цветам  давали много ласковых имен: звонцы, звоночки, звончики, бубны.  (Колокольчик)

Появляется запись «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!»

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Сколько животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично.

Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей)

Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа. Послушайте звуки, которые доносятся до нас.

Что это за звуки? Кого вы услышали? Как назвать одним словом? ( Ответы детей: звуки зверей, птиц, рыб, насекомых и мн.др.) после ответов детей СЛАЙД 3

О ком пойдёт сегодня речь на уроке? (Ответы детей: О животных)

Назовём тему нашего урока. (Ответы детей: Тема урока «Разнообразие животных»

Ребята, а кто из вас знает какая наука изучает животных? (СЛАЙД 4)

Зоология - зоо - животные, логос - наука. Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой.

А люди, которые изучают науку зоологию? (Ответы детей: Ученые-зоологи)

Давайте с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Интерактивное задание. СЛАЙД 5

Животных как и растений очень большое, большое количество. Ученые насчитывают более 1 млн 500 тыс животных. И поэтому ученые поделили всех животных на группы по определенным признакам.

И некоторые группы животных мы уже знаем. Предлагаю вам вспомнить отличительные признаки ранее изученных групп и выполнить интерактивное задание 1.

Я вам буду называть признаки животных, а вы должны будете назвать группу, к которой принадлежит это животное. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА НАЗВАНИЕ ГРУППЫ ПРИКРЕПЛЯТЬ НА ДОСКУ)

Эти животные обитают на суше и в воде. Тело покрыто голой влажной кожей. Назовите животных это группы. (Земноводные)

У этих животных передние конечности – крылья. Тело покрыто перьями. (Птицы)

Имеют шесть ног, четыре крыла. Имеют насечки на брюшке. (Насекомые)

Тело покрыто шерстью. Выкармливают детенышей молоком. (Звери)

Тело покрыто чешуей. Органы передвижения плавники. Органы дыхания жабры. (Рыбы)

Эти животные преимущественно передвигаются ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или панцирем. (Пресмыкающиеся или рептилии)

4. Постановка цели и задач урока. Проблемная ситуация.

(Подытожить в learning Apss.)

Всё верно, с этим заданием вы справились, попробуем выполнить следующее интерактивное задание 2. СЛАЙД 6

Почему вы допустили ошибку при выполнение этого интерактивного задания 2? ( Ответы детей: потому что не знаем, на какие группы разделить животных)

Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Ответы детей: Узнать о разнообразии животного мира)

Какие задачи поставим для достижения этой цели? ( Ответы детей: На какие группы делят ученые животных? Где они обитают? Чем отличаются друг от друга?)

5. Физкультминутка.

6. Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, где мы можем найти ответы на наши вопросы? (В учебнике)

Откройте учебник на с.88-90. Прочитайте статью на этих страницах, поработайте с символами и отметьте на полях знаком «+» то, что мы уже с вами знали и знаком «!» то, что для нас новое.

Какие же новые группы вы узнали? (Ответы учеников: иглокожие, черви, моллюски, ракообразные, паукообразные)

К какой группе принадлежат животные, которые имеют иголки на коже. Эти животные обитают в морях и океанах? (Ответы детей: иглокожие) – добавить карточку с названием группы.

Какие животные относятся к этой группе? СЛАЙД 8

Подумайте, какие существенные признаки отличают этих животных от других? (Ответы детей: Имеют иглы. Обитают в морях и океанах.) – Запишите характерные особенности этой группы к себе в табличку.

Ребята, к какой группе принадлежат пиявки? (Ответы детей: Черви) – добавить карточку с названием группы.

Какие еще животные относятся к группе Черви? (Ответы детей: черви, морские черви и т.д.) СЛАЙД 9

Подумайте, какие существенные признаки отличают этих животных от других? (Ответы детей: Удлинённое мягкое тело.) Запишите характерные особенности этой группы к себе в табличку.

Назовите представителей группы Моллюски. (Ответы учеников: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы и т.д.)добавить карточку с названием группы. СЛАЙД 10

Какие признаки этой группы можете назвать? (Ответы детей: У всех есть голова, туловище, нога. Мягкое тело обычно защищено раковиной) Запишите характерные особенности этой группы к себе в табличку.

Кого отнесем к группе Ракообразные? (Ответы детей: раки, крабы, креветки и т.д.) – добавить карточку с названием группы. СЛАЙД 11

-Какие признаки этой группы можете назвать? (Ответы детей: Тело покрыто панцирем, имеется 2 клешни, а остальные 4 пары – ходильные ноги) Запишите характерные особенности этой группы к себе в табличку.

Назовите представителей группы Паукообразные. (Ответы детей: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи и т.д.) – добавить карточку с названием группы. СЛАЙД 12

Есть ли у них общий признак? (Ответы детей: 8 ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз целых восемь.) Запишите характерные особенности этой группы к себе в табличку.

Как много групп животных мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками.

7. Первичная проверка понимания новых знаний.

Обратите внимание, что в нашей таблице остались пустые ячейки. Посмотрите внимательно видео и дополните эту таблицу. Доплните подцарства животных СЛАЙД 13 (дети дополняют таблицу с комментированием)

Вернёмся к пробному действию и попробуем выполнить заново. СЛАЙД 14

8. Закрепление знаний. Работа в рабочей тетради.

Откроем тетради на печатной основе на странице 50-51 и выполним №1. Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком. (Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради).

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по эталону со слайда. СЛАЙД 15 (Осуществляют взаимопроверку по эталону.)

Продолжим работу в тетради на печатной основе на странице 51 и выполним №2. Исправим ошибки, которые допустил муравей Вопросик и объясним ему, в чём он ошибся. Зачеркните лишнее название в каждом ряду. (Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради).

Дополнительные задания (если позволяет время на уроке): тетрадь на печатной основе на странице 52-53 и выполним №3

9. Рефлексия.

Внимательно посмотрите видеофрагмент «Мир природы». СЛАЙД 16

1. Обсудите со своим товарищем по парте, каких знакомых животных вы увидели на видео.

2. Назовите, к какой группе они относятся.

10. Подведение итогов занятия

Наш урок подошел к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? (Ответы детей: Научиться различать группы животных.)

Перечислите, пожалуйста, группы на которые ученые делят царство животных. (Ответы детей. Учёные делят царство животных на большое количество групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.) СЛАЙД 17

Прочитайте сообщение, которое составила Мудрая Черепаха в учебнике на с.93 и сравните его с нашим выводом.

Есть ли в сообщении Мудрой Черепахи то, что мы ещё не назвали? (Ответы детей: Что животные бывают позвоночные и беспозвоночные)

Давайте дополним наш вывод и сформулируем новое определение. (Ответы детей: Животные делятся на два типа: беспозвоночные – это черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые и позвоночные это – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

Кто считает, что смог достичь этой цели? (Ответы детей)

У вас на партах листы самооценки, оцените свою деятельность на уроке. (Оценивают свою деятельность. Подсчитывают итоговый балл на листе самооценки. Проговаривают ошибки и неудачи.)

11. Домашнее задание

Ребята, о животных можно узнать множество интересных фактов. Например, знаете ли вы, что осьминоги маскируются под окружающую среду, изменяя свою окраску. В спокойном состоянии они коричневые, испугавшись, становятся белыми, а разозлившись приобретают красноватый оттенок.

Давайте создадим мини-энциклопедию еще более интересных фактов. Это задание по выбору. СЛАЙД 18

Разноуровневое домашнее задание по выбору

1 уровень – учебник с.87-92, тетрадь с.52-53 №3 1), 2)

2 уровень – учебник с.87-92, тетрадь с.52-53 №3 3) (использование атласа-определителя)

3 уровень- учебник с.87-92, тетрадь с.52-53 №3, 4)

https://edu.skysmart.ru/student/megerugadi (Интерактивная тетрадь SkySmart)​​​​​​​

Выставление оценок за урок.

Учитель ставит оценку «5» тем, кто набрал максимум баллов и был на уроке активен по мнению других товарищей.

Оценку «4» кто был активен, но были неточности в ответах, набрали 8-9 баллов.

Остальным ребятам нужно повторить материал еще раз.

Мне хочется поблагодарить вас за активную и плодотворную работу на уроке. Урок окончен! Спасибо!

Дата проведения: 26 ноября 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.