Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа «Мой проект»
Разноуровневая дополнительная
общеобразовательная программа
«Мой проект»
Направленность: социально – педагогическая
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Уровень освоения программы: общеобразовательный
Автор – составитель:
Юращук Е.В.
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена «Концепцией развития дополнительного образования детей» (от 04.09.2014 № 1726-р), где сказано, что на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. Важным моментом является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся, а так же формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальность проектной деятельности определена как одно из условий реализации основной образовательной программы НОО.
В МБОУ «ОСОШ №1» проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. (Приказ №144 от 23.12.2014г.) Обучающиеся в среднем звене выбирают и реализуют индивидуальный проект. Чтобы способствовать формированию проектных умений и навыков, помогающих развитию индивидуальности и творческой самореализации обучающихся, для детей 7-11 лет создаются условия для подготовки к проектной деятельности через кружок «Мой проект».
Место реализации.
Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа «Мой проект» (далее программа) относится к социально - педагогической направленности. Реализация программы будет осуществляться в МБОУ "ОСОШ» педагогом дополнительного образования.
Цель: формирование ключевых компетентностей обучающихся, приобретённых в индивидуальной и совместной проектной деятельности, воплощенных в качественный продукт.
Задачи программы:
Уровни программы | Задачи |
Стартовый | Формировать универсальные учебные действия: - проектировочные (планирование этапов работы), - информационные (поиск необходимой информации в библиотеках с помощью взрослых), - кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач), - коммуникативные (умения слушать и понимать других, вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя), - рефлексивные (осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки, - презентационные (построение устного сообщения о проделанной работе, презентация портфолио). |
Базовый | Формировать универсальные учебные действия: - проектировочные (осмысливание цели и задач проекта, планирование этапов работы), - исследовательские (выдвижения предположения, установление причинно- следственных связей, поиск вариантов решения проблемы), - информационные (поиск недостающей информации в библиотеках, у взрослых, структурирование информации, выделение главного), - кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач), - коммуникативные (умения слушать и понимать других, вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя), - рефлексивные (осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки, - презентационные (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор средств наглядности при выступлении, презентация портфолио). |
Продвинутый | Формировать универсальные учебные действия: - проектировочные (осмысливание задачи, планирование этапов работы, прогнозирование последствий), - исследовательские (выдвижения предположения, установление причинно- следственных связей, поиск вариантов решения проблемы), - информационные (самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного), - кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения), - коммуникативные (умения слушать и понимать других, вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя), - рефлексивные (осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки, - презентационные (построение устного и письменного сообщения о проделанной работе, выбор средств наглядности при выступлении, навыки монологической и диалогической формами речи). |
Отличительные особенности программы заключаются в том, что при создании проекта ребёнок может использовать весь спектр своих возможностей, раскрывает все грани своей личности: занятия в объединении дадут возможность любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера, повара, спортсмена и т. д. В основу образовательной, воспитательной и развивающей работы с детьми положены следующие принципы, которые учитывают разнообразие, уникальность и самоценность детства: принцип последовательности и постепенности: постановка задач «от простого к сложному», от мини-проекта о своём имени до большого проекта о своей семье. Принцип интегративности предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний из самых различных областей человеческого познания – литературы, изобразительного искусства, математики, техники, естествознания, экологии и т.д., - необходимых для создания проекта, что позволяет расширять мировоззрение обучающихся. Принцип индивидуализации и дифференциации: развитие детей осуществляется с учетом их индивидуально-типологических и возрастных особенностей, личностных интересов и способностей, уровня развития когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Принцип деятельностного подхода к обучению: полученные детьми знания сразу подкрепляются в процессе активной, интересной, востребованной деятельности, и ребенок может их не только применить, но и осознать их практическую ценность. Принцип наглядности: человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через органы слуха, поэтому на занятиях в основном используются наглядные формы представления информации.
Характеристика обучающихся.
Для работы по программе приглашаются дети от 7 до 11 лет. Для обучения принимаются все желающие: как мальчики, так и девочки. Набор осуществляется без предварительной подготовки. В начале учебного года, в ходе занятий, проводится визуальное отслеживание уровня подготовки детей. В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения. Дети – неутомимые от природы. Поэтому им кажется, что они способны решить любую проблему. Что помогает им максимально отдать все силы интересному делу.
Сроки и этапы реализации программы:
Уровень | Количество часов в неделю | Количество часов за год (36 недель) | 1 полугодие: с сентября по декабрь (16 недель) | 2 полугодие: с января по май (20 недель) |
стартовый
базовый продвинутый | 2 2 2 | 72 72 72 | 32 32 32 | 40 32 32 |
Форма обучения очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 45 минут с перерывом 15 минут после каждого занятия. Начало учебного года – 01.09, окончание – 31.05.
Ожидаемые результаты и формы их проверки.
Стартовый уровень
Задачи программы | Обучающиеся будут знать | Будут уметь | Формы проверки |
Формировать УУД: - проектировочные | Алгоритм работы над проектом, этапы работы, виды проектных продуктов. | Определять цель, ставить задачи, планировать этапы работы. Формировать портфолио. | Мозговой штурм. Мини – проект. |
- информационные | Различные способы нахождения источников информации. | Работать в библиотеке с помощью взрослых. | Поход в библиотеку. |
- кооперативные | Способы взаимодействия с участниками проекта. | Оказывать помощь в группе в решении общих задач. | Коллективная творческая работа. |
- коммуникативные | Способы самовыражения. | Слушать и понимать других, вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии. | Деловая игра. |
- рефлексивные | Оценить себя. | Оценить собственную деятельность. | Тест. |
- презентационные | Построение устного сообщения о проделанной работе. | Презентовать работу. | Коллективный проект. |
Базовый уровень
Задачи программы | Обучающиеся будут знать | Будут уметь | Формы проверки |
Формировать УУД: - проектировочные | Осмысленно ставить цель и задачи проекта. О значимости компьютера в создании проекта. | Планировать этапы работы, выделять проблему. Собирать информацию, выполнять презентацию. | Представление группового проекта. |
- исследовательские | Выдвигать предположения и связно, грамотно, доказательно излагать материал. | Устанавливать причинно- следственные связи, искать варианты решения проблемы. | Защита творческой идеи. |
- информационные | Различные способы нахождения недостающей информации. | Структурировать информацию, выделять главное. | Коллективная творческая работа. |
- кооперативные | Оказывать взаимопомощь в группе в решении общих задач. | Взаимодействовать с участниками проекта. | Представление группового проекта. |
- коммуникативные | Вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Слушать и понимать других. | Вечер вопросов и ответов. |
- рефлексивные | Оценить себя. | Оценить собственную деятельность. | Тест. |
- презентационные | Построение устного сообщения о проделанной работе. | Выбирать средства наглядности при выступлении, выполнять презентацию портфолио. | Презентация. |
Продвинутый уровень
Задачи программы | Обучающиеся будут знать | Будут уметь | Формы проверки |
Формировать УУД: -проектировочные | Выдвигать гипотезу и находить доказательства. Виды проектов. Компьютерные программы: Word, Microsoft Power Point. | Предполагать. Планировать этапы работы, прогнозировать последствия, выполнять самоанализ, рефлексию. | Защита индивидуального проекта. |
исследовательские | Устанавливать причинно- следственные связи. | Выдвигать предположения, искать варианты решения проблемы. | Интеллектуальная игра. |
- информационные | Структурировать информацию, выделять главное. | Самостоятельно находить необходимую информацию в разных источниках. | Смотр портфолио. |
- кооперативные | Способы нахождения компромиссного решения. | Взаимодействовать с участниками проекта, оказывать помощь в группе в решении общих задач. | Групповой проект. |
- коммуникативные | Отстаивать свою позицию, принимая или аргументировано отклоняя точки зрения других. | Слушать и понимать других, вступать в диалог и задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Коллективный проект. |
- презентационные | Построение устного и письменного сообщения о проделанной работе. | Выбирать средства наглядности при выступлении, владеть монологической и диалогической речью. | Защита индивидуального проекта. |
- рефлексивные | Оценить себя. | Оценить собственную деятельность. | Тест. |
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Стартовый (7-8 лет) | Базовый (9-10 лет) | Продвинутый (10-11 лет) |
Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии детей в реализации различных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие детей в мероприятиях: районного, регионального и Российского уровней, по итогам которых дети могут стать участниками районного праздника «Юные дарования Устьи». |
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Уровни | 1 полугодие | 2 полугодие | Итог за год | ||||||
Теоретическая часть | Практическая часть | Теоретическая часть | Практическая часть | ||||||
Стартовый | Тест «Чему я научился?» | Тест «Чему я научился?» | Игра «Собери портфолио». | Выставка индивидуальных и коллективных проектов. | Классная конференция «Мой проект». | ||||
Базовый | Тест «Чему я научился?» | Защита проекта. | Квест – игра «Портфолио» | Участие в школьной конференции, в районной конференции. | Возможность выхода на звание «Юные дарования Устьи». | ||||
Продвинутый | Тест «Чему я научился?» | Защита проекта. | Квест – игра «Портфолио» | Участие в школьной конференции, в районной конференции. |
Оценочные материалы.
№ | ФИ | Освоение теоретической части (Тест) | Школьная конференция (уровень выступления) | Районная конференция (уровень выступления) | Праздник «Юные дарования Устьи» | ИТОГ |
| | | | | | |
Учебный план:
Уровень | Возраст(г) | Кол-во обуч-ся | Кол-во ч в неделю | Количество часов за год (36 недель) | Продолжительность обучения (г) |
стартовый | 7-8 | 15 | 2 | 72 | 1 |
базовый | 8-9 | 15 | 2 | 72 | 1 |
продвинутый | 10-11 | 15 | 2 | 72 | 1 |
Учебно-тематический план:
Стартовый уровень
№ | Название раздела, | Кол. часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Хочу узнать». Расскажу о себе. Что больше всего меня интересует. Выбор темы проекта. Алгоритм работы над проектом. Этапы работы. Сбор информации. Портфолио. Продукт. Виды продуктов. Презентация проекта. Твои помощники. Самоанализ. | 22 | 10 | 12 |
2 | «Люблю творить». Наблюдения. Создание проектов. Индивидуальные проекты. Коллективные проекты. | 38 | - | 38 |
3 | «Могу представить». Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Школьная конференция «Мой проект». | 10 | 2 | 8 |
4 | Мониторинг. | 2 | - | 2 |
| Всего: | 72 | 12 | 60 |
Базовый уровень
№ | Название раздела, | Кол. часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Хочу узнать». Проблема. Решение проблемы. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации. Анкетирование. Интервьюирование. Значимость компьютера в создании проекта. Презентация. План выступления. Защита проекта. | 16 | 8 | 8 |
2 | «Исследую». Знакомство с понятием «исследование». Методы исследования. | 16 | 4 | 12 |
3 | «Люблю творить». Наблюдения. Создание проектов. Индивидуальные проекты. Групповые проекты. Коллективные проекты. | 26 | - | 26 |
4 | «Могу представить». Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Школьная конференция «Мой проект». Представление проекта на районной конференции. Участие в районном празднике «Юные дарования Устьи». | 12 | 2 | 10 |
5 | Мониторинг. | 2 | - | 2 |
| Всего: | 72 | 20 | 52 |
Продвинутый уровень
№ | Название раздела, | Кол. часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Хочу узнать». Гипотеза. Предположение. Компьютерные программы: Word, Microsoft Power Point. Подготовка презентации. Оформление работы на компьютере. Самоанализ. Рефлексия. | 16 | 4 | 12 |
2 | «Исследую». Эксперимент. Проведение эксперимента. Диагностики по выбранной теме. | 16 | 4 | 12 |
3 | «Люблю творить». Создание проектов. Виды проектов. | 26 | - | 26 |
4 | «Могу представить». Семиминутное выступление. Школьная конференция «Мой проект». Представление проекта на районной конференции. Участие в районном празднике «Юные дарования Устьи». | 12 | 2 | 10 |
5 | Мониторинг. | 2 | - | 2 |
| Всего: | 72 | 16 | 56 |
Годовой календарный учебный график.
Стартовый уровень
№ | Месяц | Форма | Кол.ч | Тема | Форма контроля |
1-2 | 09 | Беседа, анкетирование. | 2 | Расскажу о себе. Что больше всего меня интересует. | Анкета «Кто я?». |
3-4 | 09 | Дискуссия. | 2 | Выбор темы проекта. | Игра. |
5-6 | 09 | Беседа, игра. | 2 | Что такое проект. Алгоритм работы над проектом. | Игра. |
7-8 | 09 | Беседа. | 2 | Этапы работы. | Портфолио. |
9-10 | 10 | Экскурсия в школьную библиотеку. Работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями | 2 | Как собирать материал. Сбор материала по интересующей теме в портфолио. | Портфолио. |
11-12 | 10 | Беседа. | 2 | Продукт проекта. Виды продуктов. | Портфолио. |
13-14 | 10 | Экскурсия в детскую районную библиотеку. Работа со справочным материалом, энциклопедиям. | 2 | Проект "Моё имя". Выбор нужной информации. | Портфолио. |
15-16 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект "Моё имя". Продукт проекта. | Портфолио. |
17-18 | 10 | Практическое занятие. Мини выступление. | 2 | Защита проекта. Мини выступление перед знакомой аудиторией. | Отзывы. Продукт проекта. |
19-20 | 11 | Дискуссия. | 2 | Твои впечатления от работы над проектом. | Отзывы. |
21-22 | 11 | Беседа. Практическое занятие. | 2 | Проект "Моя семья". Знакомство с понятием "актуальность". | Портфолио. |
23-24 | 11 | Беседа. Практическое занятие. | 2 | Проект "Моя семья". Твои помощники – родители. | Портфолио. |
25-26 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Защита проекта "Моя семья". Подготовка ответов на вопросы товарищей по проекту. | Отзывы. |
27-28 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Коллективный проект "Украсим свой класс". 1 этап. | Портфолио. |
29-30 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Коллективный проект "Украсим свой класс". 2 этап. | Портфолио. |
31-32 | 12 | Итоговое занятие. | 2 | Теоретическая часть: тест «Чему я научился?» Практическая часть: выставка проектов. | Тест. Выставка проектов. |
33-34 | 01 | Игра. | 2 | Игра «Найди помощника». | Игра. |
35-36 | 01 | Практическое занятие. | 2 | Знакомство с интересными людьми. | Отзывы. |
37-38 | 01 | Практическое занятие, беседа. | 2 | Самоанализ. | Портфолио. |
39-40 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Правильное оформление проекта. | Портфолио. |
41-42 | 02 | Беседа, анкетирование | 2 | Выбор темы нового проекта. | Тест «Чему я научился?» |
43-44 | 02 | Практическое занятие | 2 | Создание коллективного проекта "Бабушкины рецепты" | Портфолио. |
45-46 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Отбор значимой информации для коллективного проекта "Бабушкины рецепты". | Портфолио. |
47-48 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Создание продукта проекта. | Портфолио. |
49-50 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Учимся создавать презентацию в рисунках к выступлению. | Презентация в рисунках. |
51-52 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект по теме «Любимая сказка». | «Мозговой штурм». |
53-54 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект по теме «Любимая сказка». | Портфолио. |
55-56 | 04 | Практическое занятие | 2 | Индивидуальный проект по теме «Любимая сказка». Выбор продукта проекта. | Портфолио. |
57-58 | 04 | Практическое занятие. Выступление. | 2 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Отзывы. |
59-60 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Тест «Оцени себя». | Тест. |
61-62 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Вопросы и ответы. | Портфолио. |
63-64 | 05 | Практическое занятие. | 2 | Подготовка к промежуточной аттестации. | Портфолио. |
65-66 | 05 | Промежуточная аттестация. | 2 | Теоретическая часть: игра «Собери портфолио». Практическая часть: выставка индивидуальных и коллективных проектов. | Игра. Выставка проектов. |
67-68 | 05 | Практическое занятие. | 2 | Подготовка к классной конференции. Индивидуальная работа с проектантами. | Портфолио. Проект. |
69-70 | 05 | Выступление. | 2 | Классная конференция «Мой проект». | Сертификат. |
71-72 | 05 | Практическое занятие. | 2 | Планирование работы на следующий год. | Портфолио. |
Базовый уровень
№ | Месяц | Форма | Кол.ч | Тема | Форма контроля |
1-2 | 09 | Беседа, анкетирование. | 2 | Что я помню о проекте? | Анкета. |
3-4 | 09 | Дискуссия. | 2 | Что такое проблема? Решение проблемы. | Портфолио. |
5-6 | 09 | Беседа, практическое занятие в форме игры. | 2 | Цель, задачи проекта. | Игра. |
7-8 | 09 | Беседа, практическое занятие. | 2 | Анкетирование. Интервьюирование. | Портфолио. |
9-10 | 10 | Экскурсия в библиотеку. | 2 | Как собирать материал. Сбор материала по интересующей теме в портфолио. | Портфолио. |
11-12 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Значимость компьютера в создании проекта. Презентация. | Презентация. |
13-14 | 10 | Работа в библиотеке. | 2 | Проект "Моя родословная". Цель, задачи. Выбор нужной информации | Портфолио. |
15-16 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Проект " Моя родословная ". Продукт проекта. | Продукт. |
17-18 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Проект " Моя родословная ". Знакомство с понятием «исследование». Методы исследования. | Портфолио |
19-20 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Проект " Моя родословная ". План выступления. Защита проекта. | План. |
21-22 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Проект " Моя родословная ". Твои помощники – родители. | Портфолио. |
23-24 | 11 | Беседа, практическое занятие. | 2 | Коллективный проект "Мы за здоровый образ жизни" Проблема. Решение проблемы. | Портфолио. Отзывы. |
25-26 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Коллективный проект. Цель и задачи. Отбор нужной информации. | Отзывы. |
27-28 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Коллективный проект "Мы за здоровый образ жизни." Исследование. | Портфолио. |
29-30 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Коллективный проект. Презентация. Подготовка к защите. | Портфолио. |
31-32 | 12 | Итоговое занятие. | 2 | Теоретическая часть: тест «Чему я научился?». Практическая часть: защита проектов. | Тест. Проект. |
33-34 | 01 | Игра. | 2 | Знакомство с интересными людьми. | Отзывы. |
35-36 | 01 | Практическое занятие. | 2 | Выбор темы нового проекта. | Отзывы. |
37-38 | 01 | Практическое занятие, беседа. | 2 | Групповой проект «Где родился, там и пригодился». Беру интервью. | Портфолио. |
39-40 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Групповой проект. Отбор информации. | Портфолио. |
41-42 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Групповой проект «Где родился, там и пригодился». Правильное оформление проекта. | Портфолио. |
43-44 | 02 | Работа в компьютерном классе. | 2 | Создание презентации проекта по заданному тексту. | Презентация. |
45-46 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Защита проекта. | Проект. |
47-48 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Самоанализ. | Портфолио. |
49-50 | 03 | Беседа. | 2 | Как помочь себе в создании проекта. Изготовление памятки. | Памятка. |
51-52 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
53-54 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
55-56 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
57-58 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
59-60 | 04 | Промежуточная аттестация. | 2 | Квест – игра «Портфолио». | Игра. |
61-62 | 04 | Индивидуальная работа. | 2 | Подготовка к конференции. | Портфолио. Проект. |
63-64 | 05 | Промежуточная аттестация. | 2 | Школьная конференция «Мой проект». | Сертификат. |
65-66 | 05 | Практическое занятие | 2 | Подготовка к конференции. | Портфолио. Проект. |
67-68 | 05 | Промежуточная аттестация. | 2 | Районная конференция. | Сертификат. |
69-70 | 05 | Итог за год. | 2 | Участие в празднике «Юные дарования Устьи». | Праздник. |
71-72 | 05 | Практическое занятие. | 2 | Планирование работы на следующий год. | Портфолио. |
Продвинутый уровень
№ | Месяц | Форма | Кол.ч | Тема | Форма контроля |
1-2 | 09 | Беседа, анкетирование. | 2 | Что я помню о проекте? | Анкета. |
3-4 | 09 | Дискуссия | 2 | Гипотеза. Предположение. | Портфолио. |
5-6 | 09 | Беседа, практическое занятие. | 2 | Компьютерные программы: Word, Microsoft Power Point. Подготовка презентации. | Презентация. |
7-8 | 09 | Беседа, практическое занятие. | 2 | Оформление работы на компьютере. | Презентация. |
9-10 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Выбор темы проекта по интересам. 1 этап. | Портфолио. |
11-12 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Проект по интересам. 2 этап. | Портфолио. |
13-14 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Проект. Самоанализ. Рефлексия. | Портфолио. |
15-16 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Проект. Эксперимент. Проведение эксперимента. Диагностики по выбранной теме. | Портфолио. |
17-18 | 10 | Практическое занятие. | 2 | Диагностики по выбранной теме. | Портфолио. |
19-20 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Защита проекта. Выступление перед знакомой аудиторией. | Зашита проекта. |
21-22 | 11 | Беседа. | 2 | Твои впечатления от работы над проектом. | Отзывы. |
23-24 | 11 | Беседа, практическое занятие. | 2 | Проект. Виды проектов. | Портфолио. |
25-26 | 11 | Практическое занятие. | 2 | Творческий проект. | Портфолио. |
27-28 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Творческий проект. | Портфолио. |
29-30 | 12 | Практическое занятие. | 2 | Творческий проект. | Портфолио. |
31-32 | 12 | Итоговое занятие. | 2 | Теоретическая часть: тест «Чему я научился?». Практическая часть: Защита проекта. | Тест. Проект. |
33-34 | 01 | Практическое занятие. | 2 | Исследовательский проект. | Портфолио. |
35-36 | 01 | Практическое занятие. | 2 | Исследовательский проект. | Портфолио. |
37-38 | 01 | Практическое занятие. | 2 | Исследовательский проект. | Портфолио. |
39-40 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Монопредметный проект. | Портфолио. |
41-42 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Монопредметный проект. | Портфолио. |
43-44 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Монопредметный проект. | Портфолио. |
45-46 | 02 | Практическое занятие. | 2 | Ролево – игровой проект. | Портфолио. |
47-48 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Ролево – игровой проект. | Портфолио. |
49-50 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Ролево – игровой проект. | Презентация. |
51-52 | 03 | Практическое занятие. | 2 | Ролево – игровой проект. | Презентация. |
53-54 | 03 | | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
55-56 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
57-58 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
59-60 | 04 | Практическое занятие. | 2 | Индивидуальный проект. | Портфолио. |
61-62 | 04 | Практическое занятие. Индивидуальная работа. | 2 | Подготовка к классной конференции. Индивидуальная работа с проектантами. | Портфолио. Проект. |
63-64 | 05 | Практическое занятие. | 2 | Подготовка к конференции. | Портфолио. |
65-66 | 05 | Выступление. | 2 | Школьная конференция «Мой проект». | Грамота, сертификат. |
67-68 | 05 | | 2 | Подготовка к конференции. | Презентация. Проект. |
69-70 | 05 | Промежуточная аттестация. | 2 | Районная конференция. | Грамота. |
71-72 | 05 | Праздник. | 2 | Участие в празднике «Юные дарования Устьи». | Грамота. |
4.Содержание программы:
1. Раздел. «Хочу узнать».
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве.
Теория.
Стартовый уровень.
Выбор темы проекта. Алгоритм работы над проектом. Этапы работы. Сбор информации. Портфолио. Продукт. Виды продуктов. Презентация проекта. Твои помощники. Самоанализ.
- Базовый уровень.
Проблема. Решение проблемы. Цель проекта. Задачи проекта. Значимость компьютера в создании проекта. Презентация. План выступления. Защита проекта.
- Продвинутый уровень.
Гипотеза. Предположение.
Оформление работы на компьютере. Самоанализ. Рефлексия.
Практика.
Стартовый уровень.
Расскажу о себе. Что больше всего меня интересует.
- Базовый уровень.
Анкетирование. Интервьюирование. Сбор информации. Защита проекта.
- Продвинутый уровень.
Компьютерные программы: Word, Microsoft Power Point. Подготовка презентации. Оформление работы на компьютере.
2. Раздел. «Исследую».
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
Теория.
- Базовый уровень.
Знакомство с понятием «исследование».
- Продвинутый уровень.
Эксперимент. Проведение эксперимента. Диагностики по выбранной теме.
Практика.
- Базовый уровень.
Методы исследования.
- Продвинутый уровень.
Проведение эксперимента.
3. Раздел. «Люблю творить».
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся умения создавать проект, развитие умений творчески работать в коллективе.
Практика.
Стартовый уровень.
Наблюдения. Создание проектов. Индивидуальные проекты. Коллективные проекты.
- Базовый уровень.
Наблюдения. Создание проектов. Индивидуальные проекты. Групповые проекты. Коллективные проекты.
- Продвинутый уровень.
Создание проектов. Виды проектов.
4. Раздел «Могу представить».
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт работы над проектом, умения представлять и защищать его перед слушателями, а также развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Теория.
- Стартовый уровень.
Мини-сообщение.
- Базовый уровень.
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
- Продвинутый уровень.
Семиминутное выступление
Практика.
- Стартовый уровень.
Семиминутное выступление. Школьная конференция «Мой проект».
- Базовый уровень.
Школьная конференция «Мой проект». Представление проекта на районной конференции.
Участие в районном празднике «Юные дарования Устьи».
- Продвинутый уровень.
Семиминутное выступление перед знакомой аудиторией. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Школьная конференция «Мой проект». Представление проекта на районной конференции. Участие в районном празднике «Юные дарования Устьи».
5. Раздел. Мониторинг.
Практика.
- Стартовый уровень.
Анкета «Кто я?»
Тест «Чему я научился?» Твои впечатления от работы над проектом.
- Базовый уровень.
Анкета «Что я помню о проекте?» Тест «Чему я научился?» Твои впечатления от работы над проектом.
- Продвинутый уровень.
Анкета «Что я помню о проекте?» Тест «Чему я научился?» Твои впечатления от работы над проектом.
5.Условия реализации программы.
Необходимые материально – технические условия:
Учебный кабинет,
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
компьютер с учебным программным обеспечением,
магнитная доска,
канцелярские товары
учебно-методическая литература.
Требования к подготовке педагога.
Педагогу необходимо соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015г. № 613 н).
Наименование объединения | Обеспеченность педагогическими работниками | Функция | ||||
Мой проект | ФИО | Образование Профессиональная переподготовка | Категория | стаж пед. работы | Договор |
Индивидуальный образовательный маршрут.
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю:
Учебный план
Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Используемые технологии | Формы и методы | Возможность работы с другими специалистами |
| | | | | | |
Реализация индивидуального маршрута
Дата | Время | Тема занятия | Содержание занятия (краткое) | Результат занятия | Цель (на что направлено) | Что удалось, а что необходимо доработать |
| | | | | | |
Способы оценки успехов воспитанника.
Рекомендации по работе с родителями.
Список информационных ресурсов:
Нормативно-правовые источники:
Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Для педагога:
Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005. - 54 с.
Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.
Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.
Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.
Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с.
Рекомендуемые источники для обучающихся и родителей:
http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-po-organizaci-isledovatelskoi-dejatelnosti-detei.html Рекомендации родителям по организации исследовательской деятельности.
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3314&Itemid=2125 Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего». Проект детских исследований «Эврикум»
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1427&Itemid=808 Интернет выставка достижений детей
http://www.researcher.ru/ Портал детских исследований.