Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика знаний»

0
0
Материал опубликован 24 January 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

   

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЗАИКА ЗНАНИЙ»

(модифицированная)

Возрастной состав обучающихся – 7 - 10 лет

Продолжительность образовательного цикла – 2 года

Программа разработана и реализуется с 2006 года

 

 

                                                                                                                                Автор: Петрина Светлана Александровна - педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи, под редакцией замдиректора по научно-методической работе

Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика знаний» разработана для обучающихся младшего школьного возраста, начального общего уровня образования. Она носит социально-педагогическую направленность, ориентирует на одновременное решение задач художественного, эстетического, патриотического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования и на факультативных занятиях в школах.

Пояснительная записка

 

Современное российское общество, как никогда раньше, занимается поиском путей развития и воспитания подрастающего поколения нашей страны. Для многих сегодняшних ребят великие исторические события нашей Родины –это далекое, ничего не значащее прошлое. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить память о национальных и героических традициях русского народа, привить подрастающему поколению чувство любви к так называемой Малой Родине, тому месту, где человек родился, живет, учится.

Программа «Мозаика знаний» социально-педагогической направленности. Она разработана с учетом положений Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области, обязательных требований к содержанию, структуре, условиям и срокам реализации программ дополнительного образования, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ». Программа носит развивающий характер, направлена на расширение и углубление знаний учащихся о нашей истории, об окружающем их мире, на развитие интеллектуально-познавательных способностей детей.

Новизна программы заключается в ее комбинаторности, так как совмещает в себе различные направления по таким предметам как краеведение, история, экология и построена путем комбинации, обобщения и уточнения программы «Наши истоки» автор: Стефаненко Т.В. и материала для проведения уроков, посвященных государственной символике России «В помощь учителям начальных классов», автор: Шепелева Т.В.

Программа актуальна, т.к. отвечает потребностям современной жизни и ориентирована на освоение новой роли педагога и учащегося, отслеживание реального индивидуального прогресса каждого учащегося, достигнутого им в процессе получения знаний, формирование адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений, социальную адаптацию учащихся в обществе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в грамотном, разумном педагогическом сопровождении образовательного процесса, в предоставлении детям самостоятельности и возможностей для самовыражения, в расширении кругозора ребят посредством участия в играх, конкурсах, праздниках, заочных путешествиях, познавательных викторинах.

Основной целью программы является создание условий для развития познавательного интереса учащихся, посредством ознакомления их с историко-культурным наследием и современной жизнью нашей страны, родного края.

Для достижения данной цели программа предусматривает решение следующих задач:

1. Дать знания учащимся по истории, краеведению.

2. Развить интерес к окружающему миру, стремление к его познанию.

3. Развить умственные и творческие способности учащихся.

4.Сформировать основы гражданственности, патриотизма посредством участия их в праздниках, конкурсах, викторинах патриотической направленности.

Программа в доступной форме знакомит младших школьников с окружающим миром во всем его богатстве и разнообразии, способствует эстетическому и культурному воспитанию, развивает любовь к русским национальным традициям.

Программа рассчитана на детей 7-14 лет (начального общего и основного общего уровней образования), обучающихся в группах по 12 человек; программа реализуется полностью в течение двух лет; 4 часа в неделю (2 дня по 2 часа). Материал программы подобран с учетом психологических особенностей детей данных возрастных уровней. У детей начального общего уровня образования устойчивое внимание, зрительное восприятие преобладает над слуховым и тактильным. У них формируется умение рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать факты. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учение. Особую значимость имеет игровая деятельность. Использование игровых методик поддерживает в ребенке постоянный интерес к занятиям, подвигая его к самосовершенствованию и самопознанию, уделяя в тоже время внимание и развитию навыков коллективизма, что способствует развитию компетентности детей в коммуникативной сфере. У воспитанников основного общего уровня образования уже сформирован механизм произвольного внимания, их мышление становится более системным и обоснованным. Программа предусматривает организацию и проведение массовых мероприятий: праздников, походов, экскурсий с привлечением родителей.

Для проведения учебных занятий используются как основные (традиционные) формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные, так и сопутствующие (дополнительные): познавательная игра; игра-путешествие, викторина, экскурсия; конкурс, выставка. Используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: наглядные материалы (рисунки, картины, плакаты, фотографии), демонстрационные материалы (образцы изделий, предметы), практические методы (сбор и оформление гербария, занятие-путешествие, конкурс рисунков и поделок, проведение праздников, инсценированных представлений.)

Использование в программе педагогических технологий развивающего обучения, воспитательной технологии («воспитание в обучении»), методов воспитания: метода формирования сознания, организации деятельности, формирования опыта поведения, стимулирование поведения и деятельности, чередование видов деятельности, использование игровых моментов и применение физкультминуток во время занятия исключает переутомление детей, формирует предпосылки для развития словесно-логического мышления, способствует адаптации в социуме.

Системно-деятельностный и компетентностный подходы к реализации программы определяют ее содержание, организацию обучения, критерии и показатели оценивания результатов.

В свете требований ФГОС результаты реализации программы ориентированы на всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий, т.е. навыков, которые необходимо закладывать на начальных этапах реализации программы и развивать в ходе ее освоения. УУД носят надпредметный характер и реализуют ценность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития обучающихся. Они являются основой «умения учиться», обеспечивают широкую ориентацию обучающихся в построении своей образовательной деятельности, в формировании компетентности в жизненной сфере. Итогом реализации программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся.

Личностные результаты являются показателями сформированных личностных качеств ребят (трудолюбия, сосредоточенности, интереса к обучению), жизненного самоопределения ребенка, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию его в социуме.

Регулятивные результаты отражают умения обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность, а также умения управлять ею, находить способы познания окружающего мира.

Коммуникативные результаты обеспечивают умения работать в коллективе, взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми), распределять роли, т.е. социальную компетентность.

Познавательные общеучебные и специально предметные результаты говорят об интеллектуальном развитии обучающихся, их умении моделировать, систематизировать и структурировать полученные знания и решать проблемы творческого характера.

С позиции компетентностного подхода у обучающихся формируются ключевые, базовые и предметные компетенции. Ключевые компетенции помогают детям обучаться, позволяют стать более гибкими, соответствовать социальному запросу, быть более успешными в дальнейшей жизни. Базовые (общепредметные) компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере относятся к кругу социально-педагогической области. Предметные компетенции отражают достижения в присвоении знаний по истории и культуре России, формирование нравственности, патриотизма, воспитание обучающихся на национальных традициях.

Формой подведения итогов реализации программы «Мозаика знаний» является итоговое занятие, которое проводится в конце учебного года. Средствами оценивания выступают достижения образовательной деятельности обучающихся, которые они представляют публично, в виде презентации портфолио развития (ребенок сам отбирает и формирует свой «портфель»: рисунки, рассказы, результаты тестирований).

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности

10

6

4

2

Земля – наш общий дом

48

32

16

3

С любовью к России

46

32

14

4

Основы этикета

38

26

12

5

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

144

96

48

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности

6

4

2

2

Страницы занимательной истории

40

32

8

3

Из летописи Воронежского края

44

30

14

4

Азбука здоровья

28

16

12

5

Школа нравственного воспитания

24

16

8

6

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

144

98

46

Содержание тем

1 год обучения

Тема 1 (10 часов).

«Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности»

Теория: Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Рождение Российского флага. Что такое герб? Герб современной России. Гимн- символ страны. Происхождение гимнов. Техника безопасности. Инструкции 1-9 (6 часов).

Практика: Изображение Российского флага с помощью природных материалов. Игра: «Составление гербов». Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации (4 часа).

Тема 2 (48 часов).

«Земля - наш общий дом»

Теория: Знакомство с нашей Вселенной. Планеты Солнечной системы. Изучаем карту мира. Континенты. Страны. Города. Столица-главный город государства. Проблемы загрязнения окружающей среды. День защиты Земли. Единство человека и природы. Растительный и животный мир. Лекарственные растения и их применение. По грибным маршрутам. День птиц. Все о кошках. Собака-друг человека. Океаны, моря, реки, озера и их обитатели. Что такое Красная книга природы? Под охраной закона. Заповедники и заказники (32 часа).

Практика: Познавательная игра: «Что мы знаем о звездном небе?». Викторина: «Покорители космоса». Игра-путешествие: «На волшебном поезде». Экологическая викторина. Познавательная игра «Лесной тропой». Выставка рисунков «Мой домашний питомец». Викторина «Где чей дом?». Конкурс рисунков о живой природе (16 часов).

Тема 3 (46 часов).

«С любовью к России»

Теория: Корни моего народа. «Откуда есть, пошла земля русская…» Жизнь, быт и верования славян. Летописи, былины, предания, сказания. Славянская архитектура и искусство. Богатыри земли русской. Славянская азбука. Кирилл и Мефодий. Культура и обычаи русского народа. Семейные праздники и обычаи. Календарные праздники и обряды. Рождество. Крещение. Новый год. Масленица. Почему люди верят в приметы? Приметы на каждый день. Красота русской природы. Русский лес. Цветы и лекарственные растения. Птицы - наши друзья. Мир животных (32 часа).

Практика: Викторина «Жизнь, быт и верования славян». Праздник-игра: «В гостях у Берендея». Викторина «Колесо истории». Игра-путешествие: «Устное народное творчество». Праздник «Здравствуй, боярыня Масленица». Праздник «Русской березки». Познавательная игра-путешествие «На лесной поляне» (14 часов).

Тема 4 (38 часов).

«Основы этикета»

Теория: Общечеловеческие нормы поведения. Заповеди, заветы предков. «Домострой» - памятник древнерусской культуры. «Домострой. Вчера. Сегодня. Завтра». «В каком народе живешь, того и обычая держись». Культура общения. О терпимости к людям. Учимся видеть хорошее в человеке. Культура спора. Самовоспитание. В мире мудрых мыслей (26 часов).

Практика: «Поучение Владимира Мономаха». «Юности честное зерцало…». «Несколько нравоучений из «Домостроя»». Инсценировка «Очень вежливый индюк». Игра: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Тестирование: «Чем ты сильнее, тем будь добрее». Викторина: «Я и мир вокруг меня»

(12 часов).

Тема 5 (2 часа).

Итоговое занятие

Практика: Презентация портфолио (2 часа).

Содержание тем

2 год обучения

Тема 1 (6 часов).

«Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности»

Теория: Введение в образовательную программу. Символика Российской Федерации. Рождение Российского флага. Что такое герб? Герб современной России. Происхождение гимнов (4 часа).

Практика: Изображение Российского флага с помощью природных материалов. Игра: «Составление гербов». Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации. Техника безопасности. Инструкции 1-9 (2 часа).

Тема 2 (40 часов).

«Страницы занимательной истории»

Теория: Как все начиналось. Древняя Русь. История в лицах: богатыри земли русской. Русские правители: от Рюрика до Ивана Грозного (древнерусские князья, российские цари и императоры). Великий Киевский князь Ярослав Мудрый. Великий Киевский князь Владимир Мономах. Великие русские полководцы: князь Святослав: «Иду на вы…».

А. Невский: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Д. Донской и Куликовская битва. Первый русские цари Иван III, Иван IV. Смутное время и первые Романовы. Алексей Михайлович «Тишайший». Петр I и его преобразования. Золотой век Екатерины. Великие битвы русской истории: Ледовое побоище, Полтавская битва, Бородинское сражение. Великие русские полководцы: А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Сражения Великой отечественной войны (32 часа).

Практика: Познавательная игра: «По следам былинных героев». Викторина «Колесо истории». Викторина «Честь имею». Урок Мужества «Цветы и порох» (8 часов).

Тема 3 (44 часа).

«Из летописи Воронежского края»

Теория: Воронеж - город-крепость. История возникновения. Роль города в охране южных рубежей Русского государства. Петр I и Воронежская земля. Предпосылки создания флота на Воронежской земле. Победы Петра Великого. Исторические места в городе, связанные с петровской эпохой. Страницы военной истории города: Воронежский край в годы Гражданской войны. 212 огненных дней: Воронеж в годы ВОВ. Герои – воронежцы, участники ВОВ. Памятники и мемориалы. По улицам родного города. Происхождение названий улиц. Главные достопримечательности: памятники, музеи, театры, цирк. Наши знаменитые земляки (30 часов).

Практика: Конкурс: «Происхождение слова «Воронеж». Викторина «На Воронежских верфях». Викторина: «Жизнь Воронежа при Петре I». Заочная экскурсия «Памятники города, связанные с ВОВ». Урок Мужества «Воронеж: город – солдат». Викторина

«Город, в котором я живу». Викторина «Наши знаменитые земляки» (14 часов).

Тема 4 (28 часов).

«Азбука здоровья»

Теория: Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)? На зарядку, становись! Свою жизнь мы строим сами. Что нужно знать о вредных привычках и методах борьбы с ними. Инсценировка «Репка». Сценка в стихах «Три привычки». Как вести себя на улицах большого города. Режим дня и правильное питание. Мы идем в поход (подготовка, снаряжение)

(16 часов).

Практика: Комплексы физкультминуток. Инсценировка «Репка». Инсценировка «Три привычки». Обучающая игра «Безопасность в городе» (знакомство с дорожными знаками). Составление режима дня. Игра – тест «Путешествие в Страну Здоровья». Спортивная викторина (12 часов).

Тема 5 (24 часа).

«Школа нравственного воспитания»

Теория: Школа нравственного воспитания. Что такое нравственность? О доброте и отзывчивости. О благодарности. О справедливости. Семья и ее влияние на личность. Коллектив и его влияние на личность. Поступки человека и его нравственные качества. Самовоспитание и самосовершенствование (16 часов).

Практика: Игра – тест «Вот человек, что скажешь ты о нем?» Праздник Дружбы. Инсценировка «Что такое хорошо и что такое плохо». Викторина «Я и мир вокруг меня»

(8 часов).

Тема 6 (2 часа).

Итоговое занятие

Практика: Презентация портфолио (2 часа).

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

п/п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактические материалы

Итоги

1

Введение в

образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации

Фронтальные

(беседа, объяснение)

Индивидуальные

(выполнение рисунков, поделок)

Словесный,

наглядный,

практический

Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ

Опрос,

выставка рисунков

2

Земля – наш общий дом

Фронтальные

(беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс)

Индивидуальные

(сбор гербария, выполнение рисунков)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме, фото – видеоматериалы, глобус, карта

Выставка гербариев и рисунков

3

С любовью к России

Фронтальные

(беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс)

Индивидуальные

(выполнение рисунков)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме

Опрос,

викторина

4

Основы этикета

Фронтальные

(беседа, объяснение, викторина)

Индивидуальные

(работа с тестами)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты

Тестирование

5

Итоговое занятие

Индивидуальные

(оформление портфолио)

Практический

Папки достижений учащихся

Презентация портфолио развития.

Методическое обеспечение программы

2 год обучения

п/п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактические материалы

Итоги

1

Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации

Фронтальные

(беседа, объяснение)

Индивидуальные

(выполнение рисунков, поделок)

Словесный,

наглядный,

практический

Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ

Опрос,

выставка рисунков

2

Страницы занимательной истории

Фронтальные

(беседа, объяснение, познавательная игра, «Урок мужества»)

Индивидуальные

(участие в викторине)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме, фото – видеоматериалы

Опрос

3

Из летописи Воронежского края

Фронтальные

(беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс)

Индивидуальные

(выполнение рисунков)

 

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме

Опрос,

конкурс рисунков

4

Азбука здоровья

Фронтальные

(беседа, объяснение, викторина)

Индивидуальные

(работа с тестами)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты

Тестирование

5

Школа нравственного воспитания

Фронтальные

(беседа, объяснение, праздник, игра)

Индивидуальные

(работа с тестами)

Словесный,

наглядный,

практический

Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты

Тестирование

5

Итоговое занятие

Индивидуальные

(оформление портфолио)

Практический

Папки достижений учащихся

Презентация портфолио развития.

Список литературы

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006-368с.

2.Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края.- Воронеж.: Центр. – Чернозем. кн. изд – во, 1992. – 160с.

3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.– М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.

4.Герасимова В.А. Классный час играючи.- М.:ТЦ Сфера, 2003-64с.

5.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я -гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2006-160с.

6.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия: 3 –4 класс. – М.: ВАКО, 2007.-272 с.

7.Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: программы по нравственному воспитанию школьников. – М.: 5 за знания, 2005. – 192с.

8.Ромашкова Е.Н. День защитников Отечества (модели праздничного досуга).- М.: ТЦ Сфера, 2000.-96с.

9.Шепелева Т.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. (Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России.)- Волгоград, Учитель, 2005.- 160 с.

10.Хрипкова А.Г. Мир детства: Подросток– М. Педагогика, 1982. – 432с.

11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. М.: ТКО «Аст», 1997. – 510с.

Учебно – методический комплекс к программе «Мозаика знаний»

Программа «Мозаика знаний».

Учебно-методические комплекты.

Учебные пособия к разделу: «Символика Российской Федерации»

  1. материал для проведения уроков, посвященных государственной символике России «В помощь учителям начальных классов», автор: Шепелева Т.В.

    «Я- гражданин России!». Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 кл. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина.

Учебные пособия к разделу: «Земля наш общий дом»

- «Внеклассные мероприятия: 3 класс.» О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая.

- «Внеклассные мероприятия: 4 класс.» О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая.

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура.

Учебные пособия к разделу: «С любовью к России»

- «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие.» Касимова Т.А., Яковлев Д.Е.

- «Герои русской истории». Для среднего школьного возраста.

Учебные пособия к разделу: «Из истории Воронежского края»

- «История Воронежского края от А до Я» Загоровский В.П.

  1. «Загадки и тайны Воронежского края.» Аббасов А.М., Остапенко В.С.

    «Дни воинской славы России» Амелькин А.О.

Методическая литература: справочники, энциклопедии, хрестоматии.

3.Авторские комплекты методической продукции.

Учебно-методические разработки приложений к программе:

  1. Игры-путешествия: «Устное народное творчество», «На лесной поляне».

    Игра – беседа «Русский конь-всем коням конь».

    Познавательные игры: «Что, где когда», «Безопасность в городе».

    Уроки мужества: «Праздник победы», «Мы будем помнить».

    Викторины: «Покорители космоса», «Кошки-мышки».

Учебно-методические разработки заданий и упражнений:

  1. Комплексы физкультурных минуток;

    Государственные символы России.

Методические разработки тестов, анкет.

  1. Тесты из истории Воронежского края.

    Анкеты

Планы-конспекты учебных занятий.

Инструкции и указания по использованию ТСО.

Инструкции по технике безопасности.

4.Комплект наглядных средств обучения.

Рабочий материал:

  1. демонстрационные плакаты, иллюстрации

    слайды, фото-видеоматериалы.

Раздаточный материал: тесты, анкеты, карточки с заданиями.

5.Технические средства обучения: аудиальные и аудиовизуальные.

Средства обучения

Перечень учебного оборудования

Технические средства

обучения (ТСО)

Инструменты и

приспособления

общего пользования

Инструменты и

приспособления

индивидуального

пользования

Аудиальные и

аудиовизуальные

технические средства:

магнитофон,

видеомагнитофон,

диапроектор

Аудио-видеоматериалы:

аудиозаписи

музыкального

сопровождения,

видеокассеты с записями учебных фильмов

Слайды

Доска

Географическая

Карта

Глобус

Канцтовары

Перечень расходных материалов

п/п

Расходные материалы

Количество на одного учащегося

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Бумага

Общая тетрадь для ведения дневника

Шариковая ручка

Фломастеры

Карандаши цветные

Карандаш простой

Резинка

Линейка

Папка с файлами

Клей

20

1

2

комплект

комплект

2

1

1

1

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #58569 был удален 29 January 2018


Похожие публикации