Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика знаний»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОЗАИКА ЗНАНИЙ»
(модифицированная)
Возрастной состав обучающихся – 7 - 10 лет
Продолжительность образовательного цикла – 2 года
Программа разработана и реализуется с 2006 года
Автор: Петрина Светлана Александровна - педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи, под редакцией замдиректора по научно-методической работе
Дополнительная общеобразовательная программа «Мозаика знаний» разработана для обучающихся младшего школьного возраста, начального общего уровня образования. Она носит социально-педагогическую направленность, ориентирует на одновременное решение задач художественного, эстетического, патриотического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования и на факультативных занятиях в школах.
Пояснительная записка
Современное российское общество, как никогда раньше, занимается поиском путей развития и воспитания подрастающего поколения нашей страны. Для многих сегодняшних ребят великие исторические события нашей Родины –это далекое, ничего не значащее прошлое. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить память о национальных и героических традициях русского народа, привить подрастающему поколению чувство любви к так называемой Малой Родине, тому месту, где человек родился, живет, учится.
Программа «Мозаика знаний» социально-педагогической направленности. Она разработана с учетом положений Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области, обязательных требований к содержанию, структуре, условиям и срокам реализации программ дополнительного образования, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ». Программа носит развивающий характер, направлена на расширение и углубление знаний учащихся о нашей истории, об окружающем их мире, на развитие интеллектуально-познавательных способностей детей.
Новизна программы заключается в ее комбинаторности, так как совмещает в себе различные направления по таким предметам как краеведение, история, экология и построена путем комбинации, обобщения и уточнения программы «Наши истоки» автор: Стефаненко Т.В. и материала для проведения уроков, посвященных государственной символике России «В помощь учителям начальных классов», автор: Шепелева Т.В.
Программа актуальна, т.к. отвечает потребностям современной жизни и ориентирована на освоение новой роли педагога и учащегося, отслеживание реального индивидуального прогресса каждого учащегося, достигнутого им в процессе получения знаний, формирование адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений, социальную адаптацию учащихся в обществе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в грамотном, разумном педагогическом сопровождении образовательного процесса, в предоставлении детям самостоятельности и возможностей для самовыражения, в расширении кругозора ребят посредством участия в играх, конкурсах, праздниках, заочных путешествиях, познавательных викторинах.
Основной целью программы является создание условий для развития познавательного интереса учащихся, посредством ознакомления их с историко-культурным наследием и современной жизнью нашей страны, родного края.
Для достижения данной цели программа предусматривает решение следующих задач:
1. Дать знания учащимся по истории, краеведению.
2. Развить интерес к окружающему миру, стремление к его познанию.
3. Развить умственные и творческие способности учащихся.
4.Сформировать основы гражданственности, патриотизма посредством участия их в праздниках, конкурсах, викторинах патриотической направленности.
Программа в доступной форме знакомит младших школьников с окружающим миром во всем его богатстве и разнообразии, способствует эстетическому и культурному воспитанию, развивает любовь к русским национальным традициям.
Программа рассчитана на детей 7-14 лет (начального общего и основного общего уровней образования), обучающихся в группах по 12 человек; программа реализуется полностью в течение двух лет; 4 часа в неделю (2 дня по 2 часа). Материал программы подобран с учетом психологических особенностей детей данных возрастных уровней. У детей начального общего уровня образования устойчивое внимание, зрительное восприятие преобладает над слуховым и тактильным. У них формируется умение рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать факты. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учение. Особую значимость имеет игровая деятельность. Использование игровых методик поддерживает в ребенке постоянный интерес к занятиям, подвигая его к самосовершенствованию и самопознанию, уделяя в тоже время внимание и развитию навыков коллективизма, что способствует развитию компетентности детей в коммуникативной сфере. У воспитанников основного общего уровня образования уже сформирован механизм произвольного внимания, их мышление становится более системным и обоснованным. Программа предусматривает организацию и проведение массовых мероприятий: праздников, походов, экскурсий с привлечением родителей.
Для проведения учебных занятий используются как основные (традиционные) формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные, так и сопутствующие (дополнительные): познавательная игра; игра-путешествие, викторина, экскурсия; конкурс, выставка. Используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: наглядные материалы (рисунки, картины, плакаты, фотографии), демонстрационные материалы (образцы изделий, предметы), практические методы (сбор и оформление гербария, занятие-путешествие, конкурс рисунков и поделок, проведение праздников, инсценированных представлений.)
Использование в программе педагогических технологий развивающего обучения, воспитательной технологии («воспитание в обучении»), методов воспитания: метода формирования сознания, организации деятельности, формирования опыта поведения, стимулирование поведения и деятельности, чередование видов деятельности, использование игровых моментов и применение физкультминуток во время занятия исключает переутомление детей, формирует предпосылки для развития словесно-логического мышления, способствует адаптации в социуме.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы к реализации программы определяют ее содержание, организацию обучения, критерии и показатели оценивания результатов.
В свете требований ФГОС результаты реализации программы ориентированы на всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий, т.е. навыков, которые необходимо закладывать на начальных этапах реализации программы и развивать в ходе ее освоения. УУД носят надпредметный характер и реализуют ценность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития обучающихся. Они являются основой «умения учиться», обеспечивают широкую ориентацию обучающихся в построении своей образовательной деятельности, в формировании компетентности в жизненной сфере. Итогом реализации программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся.
Личностные результаты являются показателями сформированных личностных качеств ребят (трудолюбия, сосредоточенности, интереса к обучению), жизненного самоопределения ребенка, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию его в социуме.
Регулятивные результаты отражают умения обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность, а также умения управлять ею, находить способы познания окружающего мира.
Коммуникативные результаты обеспечивают умения работать в коллективе, взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми), распределять роли, т.е. социальную компетентность.
Познавательные общеучебные и специально предметные результаты говорят об интеллектуальном развитии обучающихся, их умении моделировать, систематизировать и структурировать полученные знания и решать проблемы творческого характера.
С позиции компетентностного подхода у обучающихся формируются ключевые, базовые и предметные компетенции. Ключевые компетенции помогают детям обучаться, позволяют стать более гибкими, соответствовать социальному запросу, быть более успешными в дальнейшей жизни. Базовые (общепредметные) компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере относятся к кругу социально-педагогической области. Предметные компетенции отражают достижения в присвоении знаний по истории и культуре России, формирование нравственности, патриотизма, воспитание обучающихся на национальных традициях.
Формой подведения итогов реализации программы «Мозаика знаний» является итоговое занятие, которое проводится в конце учебного года. Средствами оценивания выступают достижения образовательной деятельности обучающихся, которые они представляют публично, в виде презентации портфолио развития (ребенок сам отбирает и формирует свой «портфель»: рисунки, рассказы, результаты тестирований).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности |
10 |
6 |
4 |
2 |
Земля – наш общий дом |
48 |
32 |
16 |
3 |
С любовью к России |
46 |
32 |
14 |
4 |
Основы этикета |
38 |
26 |
12 |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Итого |
144 |
96 |
48 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности |
6 |
4 |
2 |
2 |
Страницы занимательной истории |
40 |
32 |
8 |
3 |
Из летописи Воронежского края |
44 |
30 |
14 |
4 |
Азбука здоровья |
28 |
16 |
12 |
5 |
Школа нравственного воспитания |
24 |
16 |
8 |
6 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Итого |
144 |
98 |
46 |
Содержание тем
1 год обучения
Тема 1 (10 часов).
«Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности»
Теория: Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Рождение Российского флага. Что такое герб? Герб современной России. Гимн- символ страны. Происхождение гимнов. Техника безопасности. Инструкции 1-9 (6 часов).
Практика: Изображение Российского флага с помощью природных материалов. Игра: «Составление гербов». Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации (4 часа).
Тема 2 (48 часов).
«Земля - наш общий дом»
Теория: Знакомство с нашей Вселенной. Планеты Солнечной системы. Изучаем карту мира. Континенты. Страны. Города. Столица-главный город государства. Проблемы загрязнения окружающей среды. День защиты Земли. Единство человека и природы. Растительный и животный мир. Лекарственные растения и их применение. По грибным маршрутам. День птиц. Все о кошках. Собака-друг человека. Океаны, моря, реки, озера и их обитатели. Что такое Красная книга природы? Под охраной закона. Заповедники и заказники (32 часа).
Практика: Познавательная игра: «Что мы знаем о звездном небе?». Викторина: «Покорители космоса». Игра-путешествие: «На волшебном поезде». Экологическая викторина. Познавательная игра «Лесной тропой». Выставка рисунков «Мой домашний питомец». Викторина «Где чей дом?». Конкурс рисунков о живой природе (16 часов).
Тема 3 (46 часов).
«С любовью к России»
Теория: Корни моего народа. «Откуда есть, пошла земля русская…» Жизнь, быт и верования славян. Летописи, былины, предания, сказания. Славянская архитектура и искусство. Богатыри земли русской. Славянская азбука. Кирилл и Мефодий. Культура и обычаи русского народа. Семейные праздники и обычаи. Календарные праздники и обряды. Рождество. Крещение. Новый год. Масленица. Почему люди верят в приметы? Приметы на каждый день. Красота русской природы. Русский лес. Цветы и лекарственные растения. Птицы - наши друзья. Мир животных (32 часа).
Практика: Викторина «Жизнь, быт и верования славян». Праздник-игра: «В гостях у Берендея». Викторина «Колесо истории». Игра-путешествие: «Устное народное творчество». Праздник «Здравствуй, боярыня Масленица». Праздник «Русской березки». Познавательная игра-путешествие «На лесной поляне» (14 часов).
Тема 4 (38 часов).
«Основы этикета»
Теория: Общечеловеческие нормы поведения. Заповеди, заветы предков. «Домострой» - памятник древнерусской культуры. «Домострой. Вчера. Сегодня. Завтра». «В каком народе живешь, того и обычая держись». Культура общения. О терпимости к людям. Учимся видеть хорошее в человеке. Культура спора. Самовоспитание. В мире мудрых мыслей (26 часов).
Практика: «Поучение Владимира Мономаха». «Юности честное зерцало…». «Несколько нравоучений из «Домостроя»». Инсценировка «Очень вежливый индюк». Игра: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Тестирование: «Чем ты сильнее, тем будь добрее». Викторина: «Я и мир вокруг меня»
(12 часов).
Тема 5 (2 часа).
Итоговое занятие
Практика: Презентация портфолио (2 часа).
Содержание тем
2 год обучения
Тема 1 (6 часов).
«Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации. Техника безопасности»
Теория: Введение в образовательную программу. Символика Российской Федерации. Рождение Российского флага. Что такое герб? Герб современной России. Происхождение гимнов (4 часа).
Практика: Изображение Российского флага с помощью природных материалов. Игра: «Составление гербов». Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации. Техника безопасности. Инструкции 1-9 (2 часа).
Тема 2 (40 часов).
«Страницы занимательной истории»
Теория: Как все начиналось. Древняя Русь. История в лицах: богатыри земли русской. Русские правители: от Рюрика до Ивана Грозного (древнерусские князья, российские цари и императоры). Великий Киевский князь Ярослав Мудрый. Великий Киевский князь Владимир Мономах. Великие русские полководцы: князь Святослав: «Иду на вы…».
А. Невский: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Д. Донской и Куликовская битва. Первый русские цари Иван III, Иван IV. Смутное время и первые Романовы. Алексей Михайлович «Тишайший». Петр I и его преобразования. Золотой век Екатерины. Великие битвы русской истории: Ледовое побоище, Полтавская битва, Бородинское сражение. Великие русские полководцы: А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Сражения Великой отечественной войны (32 часа).
Практика: Познавательная игра: «По следам былинных героев». Викторина «Колесо истории». Викторина «Честь имею». Урок Мужества «Цветы и порох» (8 часов).
Тема 3 (44 часа).
«Из летописи Воронежского края»
Теория: Воронеж - город-крепость. История возникновения. Роль города в охране южных рубежей Русского государства. Петр I и Воронежская земля. Предпосылки создания флота на Воронежской земле. Победы Петра Великого. Исторические места в городе, связанные с петровской эпохой. Страницы военной истории города: Воронежский край в годы Гражданской войны. 212 огненных дней: Воронеж в годы ВОВ. Герои – воронежцы, участники ВОВ. Памятники и мемориалы. По улицам родного города. Происхождение названий улиц. Главные достопримечательности: памятники, музеи, театры, цирк. Наши знаменитые земляки (30 часов).
Практика: Конкурс: «Происхождение слова «Воронеж». Викторина «На Воронежских верфях». Викторина: «Жизнь Воронежа при Петре I». Заочная экскурсия «Памятники города, связанные с ВОВ». Урок Мужества «Воронеж: город – солдат». Викторина
«Город, в котором я живу». Викторина «Наши знаменитые земляки» (14 часов).
Тема 4 (28 часов).
«Азбука здоровья»
Теория: Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)? На зарядку, становись! Свою жизнь мы строим сами. Что нужно знать о вредных привычках и методах борьбы с ними. Инсценировка «Репка». Сценка в стихах «Три привычки». Как вести себя на улицах большого города. Режим дня и правильное питание. Мы идем в поход (подготовка, снаряжение)
(16 часов).
Практика: Комплексы физкультминуток. Инсценировка «Репка». Инсценировка «Три привычки». Обучающая игра «Безопасность в городе» (знакомство с дорожными знаками). Составление режима дня. Игра – тест «Путешествие в Страну Здоровья». Спортивная викторина (12 часов).
Тема 5 (24 часа).
«Школа нравственного воспитания»
Теория: Школа нравственного воспитания. Что такое нравственность? О доброте и отзывчивости. О благодарности. О справедливости. Семья и ее влияние на личность. Коллектив и его влияние на личность. Поступки человека и его нравственные качества. Самовоспитание и самосовершенствование (16 часов).
Практика: Игра – тест «Вот человек, что скажешь ты о нем?» Праздник Дружбы. Инсценировка «Что такое хорошо и что такое плохо». Викторина «Я и мир вокруг меня»
(8 часов).
Тема 6 (2 часа).
Итоговое занятие
Практика: Презентация портфолио (2 часа).
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ п/п |
Тема |
Формы занятий |
Приемы и методы |
Дидактические материалы |
Итоги |
1 |
Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации |
Фронтальные (беседа, объяснение) Индивидуальные (выполнение рисунков, поделок) |
Словесный, наглядный, практический |
Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ |
Опрос, выставка рисунков |
2 |
Земля – наш общий дом |
Фронтальные (беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс) Индивидуальные (сбор гербария, выполнение рисунков) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме, фото – видеоматериалы, глобус, карта |
Выставка гербариев и рисунков |
3 |
С любовью к России |
Фронтальные (беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс) Индивидуальные (выполнение рисунков) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме |
Опрос, викторина |
4 |
Основы этикета |
Фронтальные (беседа, объяснение, викторина) Индивидуальные (работа с тестами) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты |
Тестирование |
5 |
Итоговое занятие |
Индивидуальные (оформление портфолио) |
Практический |
Папки достижений учащихся |
Презентация портфолио развития. |
Методическое обеспечение программы
2 год обучения
№ п/п |
Тема |
Формы занятий |
Приемы и методы |
Дидактические материалы |
Итоги |
1 |
Введение в образовательную программу. Содержание, цели и задачи программы. Символика Российской Федерации |
Фронтальные (беседа, объяснение) Индивидуальные (выполнение рисунков, поделок) |
Словесный, наглядный, практический |
Плакаты с изображением флага и герба РФ, текст гимна РФ |
Опрос, выставка рисунков |
2 |
Страницы занимательной истории |
Фронтальные (беседа, объяснение, познавательная игра, «Урок мужества») Индивидуальные (участие в викторине) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме, фото – видеоматериалы |
Опрос |
3 |
Из летописи Воронежского края |
Фронтальные (беседа, объяснение, познавательная игра, конкурс) Индивидуальные (выполнение рисунков)
|
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме |
Опрос, конкурс рисунков |
4 |
Азбука здоровья |
Фронтальные (беседа, объяснение, викторина) Индивидуальные (работа с тестами) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты |
Тестирование |
5 |
Школа нравственного воспитания |
Фронтальные (беседа, объяснение, праздник, игра) Индивидуальные (работа с тестами) |
Словесный, наглядный, практический |
Иллюстрации по теме, фотоматериалы, тесты |
Тестирование |
5 |
Итоговое занятие |
Индивидуальные (оформление портфолио) |
Практический |
Папки достижений учащихся |
Презентация портфолио развития. |
Список литературы
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006-368с.
2.Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края.- Воронеж.: Центр. – Чернозем. кн. изд – во, 1992. – 160с.
3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.– М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.
4.Герасимова В.А. Классный час играючи.- М.:ТЦ Сфера, 2003-64с.
5.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я -гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2006-160с.
6.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия: 3 –4 класс. – М.: ВАКО, 2007.-272 с.
7.Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: программы по нравственному воспитанию школьников. – М.: 5 за знания, 2005. – 192с.
8.Ромашкова Е.Н. День защитников Отечества (модели праздничного досуга).- М.: ТЦ Сфера, 2000.-96с.
9.Шепелева Т.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. (Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России.)- Волгоград, Учитель, 2005.- 160 с.
10.Хрипкова А.Г. Мир детства: Подросток– М. Педагогика, 1982. – 432с.
11. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. М.: ТКО «Аст», 1997. – 510с.
Учебно – методический комплекс к программе «Мозаика знаний»
Программа «Мозаика знаний».
Учебно-методические комплекты.
Учебные пособия к разделу: «Символика Российской Федерации»
-
материал для проведения уроков, посвященных государственной символике России «В помощь учителям начальных классов», автор: Шепелева Т.В.
«Я- гражданин России!». Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 кл. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина.
Учебные пособия к разделу: «Земля наш общий дом»
- «Внеклассные мероприятия: 3 класс.» О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая.
- «Внеклассные мероприятия: 4 класс.» О.Е.Жиренко, Л.Н. Яровая.
-
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура.
Учебные пособия к разделу: «С любовью к России»
- «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие.» Касимова Т.А., Яковлев Д.Е.
- «Герои русской истории». Для среднего школьного возраста.
Учебные пособия к разделу: «Из истории Воронежского края»
- «История Воронежского края от А до Я» Загоровский В.П.
-
«Загадки и тайны Воронежского края.» Аббасов А.М., Остапенко В.С.
«Дни воинской славы России» Амелькин А.О.
Методическая литература: справочники, энциклопедии, хрестоматии.
3.Авторские комплекты методической продукции.
Учебно-методические разработки приложений к программе:
-
Игры-путешествия: «Устное народное творчество», «На лесной поляне».
Игра – беседа «Русский конь-всем коням конь».
Познавательные игры: «Что, где когда», «Безопасность в городе».
Уроки мужества: «Праздник победы», «Мы будем помнить».
Викторины: «Покорители космоса», «Кошки-мышки».
Учебно-методические разработки заданий и упражнений:
-
Комплексы физкультурных минуток;
Государственные символы России.
Методические разработки тестов, анкет.
-
Тесты из истории Воронежского края.
Анкеты
Планы-конспекты учебных занятий.
Инструкции и указания по использованию ТСО.
Инструкции по технике безопасности.
4.Комплект наглядных средств обучения.
Рабочий материал:
-
демонстрационные плакаты, иллюстрации
слайды, фото-видеоматериалы.
Раздаточный материал: тесты, анкеты, карточки с заданиями.
5.Технические средства обучения: аудиальные и аудиовизуальные.
Средства обучения
Перечень учебного оборудования
Технические средства обучения (ТСО) |
Инструменты и приспособления общего пользования |
Инструменты и приспособления индивидуального пользования |
Аудиальные и аудиовизуальные технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, диапроектор Аудио-видеоматериалы: аудиозаписи музыкального сопровождения, видеокассеты с записями учебных фильмов Слайды |
Доска Географическая Карта Глобус |
Канцтовары |
Перечень расходных материалов
№ п/п |
Расходные материалы |
Количество на одного учащегося |
Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Бумага Общая тетрадь для ведения дневника Шариковая ручка Фломастеры Карандаши цветные Карандаш простой Резинка Линейка Папка с файлами Клей |
20 1 2 комплект комплект 2 1 1 1 1 |