Дополнительная общеобразовательная программа «Солнечный круг»

2
0
Материал опубликован 4 October 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СОГЛАСОВАНО

На заседании педсовета

МБУ ДО ДДТ

Протокол № ____

От «___»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДДТ

И.В. Сергеева ________

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Солнечный круг»

Возраст: от 6 до 7 лет

Срок реализации: 1 год

   
 

Разработчик: педагог

   

дополнительного образования

   

Можейко Е.В.

г. Зверево

 2016

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«Солнечный круг»

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

нет

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);

- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

Материально-техническая база

Занятия должны проводиться в светлом, теплом и просторном помещении. Каждое рабочее место должно быть оснащено комплектом инструментов индивидуального пользования, позволяющим осуществлять обработку бумаги, картона, природных материалов. Столы должны быть прочными, устойчивыми.

В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:

- справочно-информационная литература;

- картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий;

- изделия обучающихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно - прикладного искусства;

- методические плакаты (созданные силами обучающихся, совместно спедагогом);

- инструкции по технике безопасности;

- инструменты для декоративно - прикладной деятельности.

Год разработки, редактирования

2016

Структура программы

Титульный лист

Паспорт программы

Пояснительная записка

Учебный план 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

Содержание программы 1 года обучения

Диагностика результативности образовательной программы

Список литературы

Направленность

Художественная

Направление

Декоративное

Возраст учащихся

7-9 лет

Срок реализации

3 года

Этапы реализации

Ознакомительный уровень

Новизна

Программа строится на периодической смене видов декоративно-прикладного искусства, учитывает индивидуальные особенности и наклонности воспитанников, их возрастные возможности. Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства исключают однообразность в творческом развитии детей, помогают приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Почти на каждом занятии предполагается изготовление нового изделия.

Актуальность

Наибольшую возможность для выявления, сохранения и развития художественной одаренности в настоящее время имеет именно дополнительное образование детей, чем и обусловлена актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Цель

- выявить и развить потенциальные творческие способности обучающихся;

- помочь в определении в своих интересах и возможностях;

- испытать ситуацию успеха, созданную педагогом, которой воспитанник, возможно, лишен в основной учебной деятельности;

- получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- самоутвердиться социально-адекватным способом;

- удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.

Ожидаемые результаты

Личностными: результатами изучения программы является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений

Совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе

Метапредметными: результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью педагога

Проговаривать последовательность действий на занятии

С помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов

Обучить готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – обучатся совместно с педагогом и другими обучающимися, давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятие.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы

Средством для формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках

Слушать и понимать речь других

Умение работать в коллективе, слушать поставленные задачи

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

Фронтальные-одновременная работа со всеми учащимися(15 человек)

Индивидуально-фронтальные – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

Режим занятий

Занятия проходят в группе не более 12-15человек, занимающихся 2 раза в неделю по 2 часа. На прохождение программы отводятся 144 часа для первого года обучения и 216 для второго года обучения.

Формы подведения итогов реализации программы

Создание альбома лучших работ

Однодневные выставки – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.

Постоянная выставка – которая представляет лучшие работы обучающихся

Выставка по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

Пояснительная записка.

Декоративно-прикладное искусство - это вид искусства, произведение которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но и в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – одно из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми.

Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по типу созданных изделий (мебель, игрушки, и т.д.) по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, керамика и т.д.), по технике обработки материала (роспись, художественная резьба и т.д.). Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках. Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличать красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в дошкольных, а продолжается в школьных учреждениях.

Данная программа направлена на создание психологически-комфортной атмосферы занятий и подготовки детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микро социуме, знакомит с многообразием способов применения различных материалов для самостоятельного изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, которые смогут стать не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применятся для украшения интерьера и одежды.

Учебный материал программы разбит на общие темы, они перекликаются, но на каждом новом этапе усложняются задачи.

Помимо основных форм занятий: теоретических и практических, большой интерес у обучающихся вызывает посещение выставок художников и прикладников, походы на экскурсии (в том числе и для сбора природных материалов), игровые занятия, праздники. Тематика их различна. На занятиях постоянно используются различные игры: обучающие, развивающие, психологические, тесты. Проводятся беседы о непреходящих нравственных ценностях, о добре и зле, стыде и совести, об ответственности и долге

Основной целью образовательной программы «Солнечный круг» является формирование развитой личности ребенка; развитие творческих способностей и познавательного интереса средствами декоративно-прикладного искусства; воспитание уважения к национальным традициям декоративно- прикладного творчества, создание культурно-образовательной среды для выявления и развития способностей, обучаемых к интеграции творческих потребностей и возможностей технологических приемов, при освоении ими нового вида деятельности.

Основные задачи программы:

- создание оптимальных условий для передачи воспитанникам творческого опыта декоративно-прикладного искусства;

- формирование и совершенствование знаний, навыков и умений при работе с различным материалом;

- расширение общеобразовательного кругозора обучающихся;

- формирование личности ребенка, развитие его духовного мира через общение с природой, знакомство с культурным и художественным наследием народа;

- формирование системы общечеловеческих и национальных ценностей личности обучающихся;

- воспитание устойчивого художественного вкуса (посещение художественных, декоративно-прикладных выставок, работа с литературными произведениями, знакомство с репродукциями картин известных живописцев);

- развитие экологической морали подрастающего поколения;

- развитие координации движений при различных операциях;

- развитие потенциальных творческих способностей воспитанников (разработка собственных эскизов и изготовление декоративных панно).

Условия реализации программы:

- учет закономерностей природного развития;

- строгое распределение физической нагрузки в соответствии с возрастными и физическими особенностями каждого воспитанника.

Пальцы и мышцы младших обучающихся еще недостаточно развиты, а координация движений не совершенна. Поэтому виды работ, инструменты и приспособления используются такие, какие соответствуют силам ребят, размерам рук. Для развития слабой мускулатуры рук, пальцев в программу обучения вводятся выполнение аппликационных работ, конструирование из природного материала, лепка. Также взаимосвязь с музыкой очень много дает детям в эстетическом, творческом развитии. Музыкальное произведение всегда выражает определенные мысли и чувства, рассказывает о многих событиях и явлениях. На занятиях обучающиеся с удовольствием работают под музыку.

Методическое обеспечение программы: методическая литература по декоративно-прикладному искусству, комплекты наглядных и дидактических пособий, разработки познавательных интеллектуальных игр, тестов, посещение выставок.

Принципы, положенные в основы программы:

принцип научности - учебный материал преподается в соответствии с уровнем современного научного знания о декоративно-прикладном искусстве; материал излагается в популярной форме, но на строгой научной основе;

-принцип природосообразности - образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, по принципу от простого к сложному;

-принцип систематичности и последовательности - процесс обучения строится таким образом, чтобы на каждом последующем занятии закреплялся ранее пройденный материал и усваивались элементы нового;

-принцип наглядности - представляет возможность знакомиться с объектами или с их изображениями, дает наглядный показ действий по выполнению, наглядность соединяется с четким пояснением;

-принцип связи теории с практикой - все выполняемые обучающимися трудовые действия должны опираться на знание теоретического материала, теоретические знания реализуются в практических умениях;

-принцип сознательности и активности - предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений;

-принцип добровольности - в процессе обучения учитываются личные склонности обучающихся;

-принцип прочности усвоения знаний и умений - обеспечивается реализацией всех вышеперечисленных принципов обучения; знания и навыки, приобретенные на предшествующих занятиях, становятся базой для усвоения более сложных тем.

Формы и методы обучения.

Чтобы донести до обучающихся определенное содержание предмета, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности к декоративно-прикладной деятельности, в процессе обучения применяются следующие методы:

словесные (беседа, объяснение, инструктаж) - сообщение новых знаний, знакомство с новыми приемами работы, уточнение последовательности действий;

наглядные - обеспечивают непосредственное восприятие обучающимся конкретных предметов или их изображения. Они активизируют сенсорные и мыслительные процессы, облегчая им усвоение учебного материала;

практические - показ педагогом приемов работы в различных видах декоративно - прикладного искусства;

аналитическое - анализ приёмов работы педагогом во время занятий, характеристика допущенных во время работы ошибок; самоанализ обучающимся «Сам себе педагог»;

- проектный метод - в основу занятий положена коллективная форма обучения: вся группа обучающихся работает по единой программе. Вместе с тем в процессе занятий осуществляется индивидуальная форма обучения.

Управление программой - поэтапный контроль:

предварительная проверка - выявление уровня знаний и практических умений и навыков, имеющихся у обучающихся (на первом занятии),

текущая проверка - проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы (промежуточные просмотры выполняемых обучающимися работ.Фиксируется достигнутое, ставятся новые задачи, лучшую работу помещают на постоянно действующую выставку).

-итоговая проверка и учет полученных обучающимся знаний, умений, навыков - проводится в конце учебного года (открытые занятия, итоговые выставка).

Поделки оцениваются по критериям:

Аккуратность, точность копирования и изготовления деталей, правильность сборки.

Главный критерий - качество.

Способы оценки: похвала, творческие выставки, награждение - для повышения творческой деятельности.

Учебный план 1 года обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

1

-

Аппликация.

42

1

41

Оригами.

12

1

11

Лепка.

12

1

11

Рисование.

60

1

59

Конструирование.

14

1

13

Итоговое занятие.

2

-

2

Всего

144

6

138

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.

4 часа в неделю, 144 часа в год.

дата

тема

Количество часов

     

Осень. Вводное занятие. Рисование восковыми карандашами.

2

     

Объемная аппликация. Фрукты овощи

2

     

Объемная аппликация. Открытка к Дню воспитателя

2

     

Аппликация. День пожилого человека фоторамка.

2

     

Беседа (раскраска). Полохов-Майдан.

2

     

Рисование красками. Полохов-Майдан.

2

     

Аппликация. Полохов-Майдан.

2

     

Рисунок карандашами. Осень. Изменения в Природе. Пейзаж.

2

     

Монотипия. Пейзаж.

2

     

Различные техники. Коллективная работа «осень».

2

     

Беседа (раскраска). Хохломская роспись.

2

     

Рисование красками. Хохломская роспись.

2

     

Изготовление базовых форм. Оригами.

2

     

Рыбки. Оригами.

2

     

Лягушки. Оригами.

2

     

Кувшинки. Оригами.

2

     

Коллаж. Оригами.

2

     

Работа в различных техниках. День народного единства.

2

     

Беседа (раскраска). Городецкая роспись.

2

     

Рисование красками. Городецкая роспись.

2

     

Лепка. Лошадка. Городецкая роспись.

2

     

Городецкая роспись лошадки

2

     

Беседа (раскраска). Богородская игрушка.

2

     

Лепка. Богородская игрушка.

2

     

Объемная аппликация. Букет. День матери.

2

     

Рисование красками. Пейзаж.

2

     

Изготовление новогодних игрушек из различных материалов.

2

     

2

     

Изготовление рождественских и новогодних подарков из различных материалов.

2

     

2

     

Изготовление снеговиков из подручного материала. Зимние забавы.

2

     

2

     

Коллективная работа в различных техниках.

2

     

2

     

Беседа (раскраска). Каргопольская игрушка.

2

     

Лепка. Каргопольская игрушка.

2

     

Роспись. Каргопольская игрушка.

2

     

Беседа (раскраска). Орнамент.

2

     

Вырезание путем складывания полоски бумаги в несколько раз. Орнамент.

2

     

Беседа (раскраска). Русский костюм .

2

     

Аппликация. Русский костюм.

2

     

Различные техники. Изготовление одежды для плоскостных кукол.

2

     

2

     

Беседа. День святого Валентина. Оригами. Изготовление валентинок.

2

     

День Защитника Отечества. Изготовление поздравительной открытки в различных техниках.

2

     

Беседа (раскраска). Масленица.

2

     

Тряпичная кукла. Масленица.

2

     

Беседа, рисунок карандашами. Первый день Весны.

2

     

Всемирный женский день. Изготовление поздравительной открытки в различных техниках.

2

     

Беседа (раскраска). Дымковская игрушка.

2

     

Лепка. Дымковская игрушка.

2

     

Роспись. Дымковская игрушка.

2

     

Беседа (раскраска). Филимоновская свистулька.

2

     

Лепка. Филимоновская свистулька.

2

     

Роспись. Филимоновская свистулька.

2

     

Коллективная работа. «Птицы» в различных техниках.

2

     

Аппликация (ватные палочки, бумага). Вербное Воскресенье.

2

     

Беседа. Космический пейзаж. День Космонавтики.

2

     

Аппликация (человек и космос). День Космонавтики.

2

     

Беседа (раскраска). Пасха.

2

     

Беседа (раскраска). Русская Матрешка.

2

     

Рисование красками. Русская Матрешка.

2

     

Лепка. Русская Матрешка.

2

     

Роспись. Русская Матрешка.

2

     

Весна. Изменения в Природе. Пейзаж.

2

     

Аппликация мятые салфетки. Сирень.

2

     

День Победы.

Коллективная работа «боевые будни».

2

     

2

     

Беседа (раскраска). Семикаракорский фарфор.

2

     

Рисование красками. Семикаракорский фарфор.

2

     

Коллективная работа «нам нужен мир». Творческая работа в различных техниках (человечки-оригами, ладошки родителей, радуга).

2

     

2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.