Дополнительная общеобразовательная программа «Солнечный круг»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета МБУ ДО ДДТ Протокол № ____ От «___»__________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО ДДТ И.В. Сергеева ________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Солнечный круг»
Возраст: от 6 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: педагог |
||
дополнительного образования |
||
Можейко Е.В. |
г. Зверево
2016
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП |
«Солнечный круг» |
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат |
нет |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) |
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; - Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271); - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон); - Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»; - Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок); - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). |
Материально-техническая база |
Занятия должны проводиться в светлом, теплом и просторном помещении. Каждое рабочее место должно быть оснащено комплектом инструментов индивидуального пользования, позволяющим осуществлять обработку бумаги, картона, природных материалов. Столы должны быть прочными, устойчивыми. В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения: - справочно-информационная литература; - картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий; - изделия обучающихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно - прикладного искусства; - методические плакаты (созданные силами обучающихся, совместно спедагогом); - инструкции по технике безопасности; - инструменты для декоративно - прикладной деятельности. |
Год разработки, редактирования |
2016 |
Структура программы |
Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка Учебный план 1 года обучения Календарно-тематическое планирование 1 года обучения Содержание программы 1 года обучения Диагностика результативности образовательной программы Список литературы |
Направленность |
Художественная |
Направление |
Декоративное |
Возраст учащихся |
7-9 лет |
Срок реализации |
3 года |
Этапы реализации |
Ознакомительный уровень |
Новизна |
Программа строится на периодической смене видов декоративно-прикладного искусства, учитывает индивидуальные особенности и наклонности воспитанников, их возрастные возможности. Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства исключают однообразность в творческом развитии детей, помогают приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Почти на каждом занятии предполагается изготовление нового изделия. |
Актуальность |
Наибольшую возможность для выявления, сохранения и развития художественной одаренности в настоящее время имеет именно дополнительное образование детей, чем и обусловлена актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы. |
Цель |
- выявить и развить потенциальные творческие способности обучающихся; - помочь в определении в своих интересах и возможностях; - испытать ситуацию успеха, созданную педагогом, которой воспитанник, возможно, лишен в основной учебной деятельности; - получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; - самоутвердиться социально-адекватным способом; - удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы. |
Ожидаемые результаты |
Личностными: результатами изучения программы является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений Совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе Метапредметными: результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью педагога Проговаривать последовательность действий на занятии С помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов Обучить готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – обучатся совместно с педагогом и другими обучающимися, давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятие. Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы Преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы Средством для формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках Слушать и понимать речь других Умение работать в коллективе, слушать поставленные задачи Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. |
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) |
Фронтальные-одновременная работа со всеми учащимися(15 человек) Индивидуально-фронтальные – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы |
Режим занятий |
Занятия проходят в группе не более 12-15человек, занимающихся 2 раза в неделю по 2 часа. На прохождение программы отводятся 144 часа для первого года обучения и 216 для второго года обучения. |
Формы подведения итогов реализации программы |
Создание альбома лучших работ Однодневные выставки – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Постоянная выставка – которая представляет лучшие работы обучающихся Выставка по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению. |
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное искусство - это вид искусства, произведение которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но и в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – одно из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми.
Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по типу созданных изделий (мебель, игрушки, и т.д.) по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, керамика и т.д.), по технике обработки материала (роспись, художественная резьба и т.д.). Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках. Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличать красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в дошкольных, а продолжается в школьных учреждениях.
Данная программа направлена на создание психологически-комфортной атмосферы занятий и подготовки детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микро социуме, знакомит с многообразием способов применения различных материалов для самостоятельного изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, которые смогут стать не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применятся для украшения интерьера и одежды.
Учебный материал программы разбит на общие темы, они перекликаются, но на каждом новом этапе усложняются задачи.
Помимо основных форм занятий: теоретических и практических, большой интерес у обучающихся вызывает посещение выставок художников и прикладников, походы на экскурсии (в том числе и для сбора природных материалов), игровые занятия, праздники. Тематика их различна. На занятиях постоянно используются различные игры: обучающие, развивающие, психологические, тесты. Проводятся беседы о непреходящих нравственных ценностях, о добре и зле, стыде и совести, об ответственности и долге
Основной целью образовательной программы «Солнечный круг» является формирование развитой личности ребенка; развитие творческих способностей и познавательного интереса средствами декоративно-прикладного искусства; воспитание уважения к национальным традициям декоративно- прикладного творчества, создание культурно-образовательной среды для выявления и развития способностей, обучаемых к интеграции творческих потребностей и возможностей технологических приемов, при освоении ими нового вида деятельности.
Основные задачи программы:
- создание оптимальных условий для передачи воспитанникам творческого опыта декоративно-прикладного искусства;
- формирование и совершенствование знаний, навыков и умений при работе с различным материалом;
- расширение общеобразовательного кругозора обучающихся;
- формирование личности ребенка, развитие его духовного мира через общение с природой, знакомство с культурным и художественным наследием народа;
- формирование системы общечеловеческих и национальных ценностей личности обучающихся;
- воспитание устойчивого художественного вкуса (посещение художественных, декоративно-прикладных выставок, работа с литературными произведениями, знакомство с репродукциями картин известных живописцев);
- развитие экологической морали подрастающего поколения;
- развитие координации движений при различных операциях;
- развитие потенциальных творческих способностей воспитанников (разработка собственных эскизов и изготовление декоративных панно).
Условия реализации программы:
- учет закономерностей природного развития;
- строгое распределение физической нагрузки в соответствии с возрастными и физическими особенностями каждого воспитанника.
Пальцы и мышцы младших обучающихся еще недостаточно развиты, а координация движений не совершенна. Поэтому виды работ, инструменты и приспособления используются такие, какие соответствуют силам ребят, размерам рук. Для развития слабой мускулатуры рук, пальцев в программу обучения вводятся выполнение аппликационных работ, конструирование из природного материала, лепка. Также взаимосвязь с музыкой очень много дает детям в эстетическом, творческом развитии. Музыкальное произведение всегда выражает определенные мысли и чувства, рассказывает о многих событиях и явлениях. На занятиях обучающиеся с удовольствием работают под музыку.
Методическое обеспечение программы: методическая литература по декоративно-прикладному искусству, комплекты наглядных и дидактических пособий, разработки познавательных интеллектуальных игр, тестов, посещение выставок.
Принципы, положенные в основы программы:
принцип научности - учебный материал преподается в соответствии с уровнем современного научного знания о декоративно-прикладном искусстве; материал излагается в популярной форме, но на строгой научной основе;
-принцип природосообразности - образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, по принципу от простого к сложному;
-принцип систематичности и последовательности - процесс обучения строится таким образом, чтобы на каждом последующем занятии закреплялся ранее пройденный материал и усваивались элементы нового;
-принцип наглядности - представляет возможность знакомиться с объектами или с их изображениями, дает наглядный показ действий по выполнению, наглядность соединяется с четким пояснением;
-принцип связи теории с практикой - все выполняемые обучающимися трудовые действия должны опираться на знание теоретического материала, теоретические знания реализуются в практических умениях;
-принцип сознательности и активности - предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений;
-принцип добровольности - в процессе обучения учитываются личные склонности обучающихся;
-принцип прочности усвоения знаний и умений - обеспечивается реализацией всех вышеперечисленных принципов обучения; знания и навыки, приобретенные на предшествующих занятиях, становятся базой для усвоения более сложных тем.
Формы и методы обучения.
Чтобы донести до обучающихся определенное содержание предмета, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности к декоративно-прикладной деятельности, в процессе обучения применяются следующие методы:
словесные (беседа, объяснение, инструктаж) - сообщение новых знаний, знакомство с новыми приемами работы, уточнение последовательности действий;
наглядные - обеспечивают непосредственное восприятие обучающимся конкретных предметов или их изображения. Они активизируют сенсорные и мыслительные процессы, облегчая им усвоение учебного материала;
практические - показ педагогом приемов работы в различных видах декоративно - прикладного искусства;
аналитическое - анализ приёмов работы педагогом во время занятий, характеристика допущенных во время работы ошибок; самоанализ обучающимся «Сам себе педагог»;
- проектный метод - в основу занятий положена коллективная форма обучения: вся группа обучающихся работает по единой программе. Вместе с тем в процессе занятий осуществляется индивидуальная форма обучения.
Управление программой - поэтапный контроль:
предварительная проверка - выявление уровня знаний и практических умений и навыков, имеющихся у обучающихся (на первом занятии),
текущая проверка - проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы (промежуточные просмотры выполняемых обучающимися работ.Фиксируется достигнутое, ставятся новые задачи, лучшую работу помещают на постоянно действующую выставку).
-итоговая проверка и учет полученных обучающимся знаний, умений, навыков - проводится в конце учебного года (открытые занятия, итоговые выставка).
Поделки оцениваются по критериям:
Аккуратность, точность копирования и изготовления деталей, правильность сборки.
Главный критерий - качество.
Способы оценки: похвала, творческие выставки, награждение - для повышения творческой деятельности.
Учебный план 1 года обучения.
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Вводное занятие. |
2 |
1 |
- |
Аппликация. |
42 |
1 |
41 |
Оригами. |
12 |
1 |
11 |
Лепка. |
12 |
1 |
11 |
Рисование. |
60 |
1 |
59 |
Конструирование. |
14 |
1 |
13 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
Всего |
144 |
6 |
138 |
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.
4 часа в неделю, 144 часа в год.
дата |
тема |
Количество часов |
||||
Осень. Вводное занятие. Рисование восковыми карандашами. |
2 |
|||||
Объемная аппликация. Фрукты овощи |
2 |
|||||
Объемная аппликация. Открытка к Дню воспитателя |
2 |
|||||
Аппликация. День пожилого человека фоторамка. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Полохов-Майдан. |
2 |
|||||
Рисование красками. Полохов-Майдан. |
2 |
|||||
Аппликация. Полохов-Майдан. |
2 |
|||||
Рисунок карандашами. Осень. Изменения в Природе. Пейзаж. |
2 |
|||||
Монотипия. Пейзаж. |
2 |
|||||
Различные техники. Коллективная работа «осень». |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Хохломская роспись. |
2 |
|||||
Рисование красками. Хохломская роспись. |
2 |
|||||
Изготовление базовых форм. Оригами. |
2 |
|||||
Рыбки. Оригами. |
2 |
|||||
Лягушки. Оригами. |
2 |
|||||
Кувшинки. Оригами. |
2 |
|||||
Коллаж. Оригами. |
2 |
|||||
Работа в различных техниках. День народного единства. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Городецкая роспись. |
2 |
|||||
Рисование красками. Городецкая роспись. |
2 |
|||||
Лепка. Лошадка. Городецкая роспись. |
2 |
|||||
Городецкая роспись лошадки |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Богородская игрушка. |
2 |
|||||
Лепка. Богородская игрушка. |
2 |
|||||
Объемная аппликация. Букет. День матери. |
2 |
|||||
Рисование красками. Пейзаж. |
2 |
|||||
Изготовление новогодних игрушек из различных материалов. |
2 |
|||||
2 |
||||||
Изготовление рождественских и новогодних подарков из различных материалов. |
2 |
|||||
2 |
||||||
Изготовление снеговиков из подручного материала. Зимние забавы. |
2 |
|||||
2 |
||||||
Коллективная работа в различных техниках. |
2 |
|||||
2 |
||||||
Беседа (раскраска). Каргопольская игрушка. |
2 |
|||||
Лепка. Каргопольская игрушка. |
2 |
|||||
Роспись. Каргопольская игрушка. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Орнамент. |
2 |
|||||
Вырезание путем складывания полоски бумаги в несколько раз. Орнамент. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Русский костюм . |
2 |
|||||
Аппликация. Русский костюм. |
2 |
|||||
Различные техники. Изготовление одежды для плоскостных кукол. |
2 |
|||||
2 |
||||||
Беседа. День святого Валентина. Оригами. Изготовление валентинок. |
2 |
|||||
День Защитника Отечества. Изготовление поздравительной открытки в различных техниках. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Масленица. |
2 |
|||||
Тряпичная кукла. Масленица. |
2 |
|||||
Беседа, рисунок карандашами. Первый день Весны. |
2 |
|||||
Всемирный женский день. Изготовление поздравительной открытки в различных техниках. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Дымковская игрушка. |
2 |
|||||
Лепка. Дымковская игрушка. |
2 |
|||||
Роспись. Дымковская игрушка. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Филимоновская свистулька. |
2 |
|||||
Лепка. Филимоновская свистулька. |
2 |
|||||
Роспись. Филимоновская свистулька. |
2 |
|||||
Коллективная работа. «Птицы» в различных техниках. |
2 |
|||||
Аппликация (ватные палочки, бумага). Вербное Воскресенье. |
2 |
|||||
Беседа. Космический пейзаж. День Космонавтики. |
2 |
|||||
Аппликация (человек и космос). День Космонавтики. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Пасха. |
2 |
|||||
Беседа (раскраска). Русская Матрешка. |
2 |
|||||
Рисование красками. Русская Матрешка. |
2 |
|||||
Лепка. Русская Матрешка. |
2 |
|||||
Роспись. Русская Матрешка. |
2 |
|||||
Весна. Изменения в Природе. Пейзаж. |
2 |
|||||
Аппликация мятые салфетки. Сирень. |
2 |
|||||
День Победы. Коллективная работа «боевые будни». |
2 |
|||||
2 |
||||||
Беседа (раскраска). Семикаракорский фарфор. |
2 |
|||||
Рисование красками. Семикаракорский фарфор. |
2 |
|||||
Коллективная работа «нам нужен мир». Творческая работа в различных техниках (человечки-оригами, ладошки родителей, радуга). |
2 |
|||||
2 |