Дополнительная общеобразовательная программа «Культура общения»
«Культура общения»
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор – составитель программы
Якименко Наталья Игоревна
педагог дополнительного образования
п. Оричи 2017 г.
Пояснительная записка
Направленность программы «Культура общения»: социально - педагогическая
Актуальность
В настоящее время важнейшим объектом познания стал человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью образования является личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества способствует формированию гармоничной, творческой личности человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Сегодня требуется новый тип личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни.
Отличительные особенности и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и детей
Адресат программы: программа рассчитана для детей 7-10 лет.
Условия приема обучающихся: в учебную группу принимаются все желающие по заявлению родителей.
Структура программы
Год обучения |
Кол-во часов в год |
Режим занятий, периодичность и продолжительность |
1 |
70 |
1 занятие в неделю по 2 часа |
2 |
70 |
1 занятие в неделю по 2 часа |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: формируются группы детей одного возраста. Состав группы постоянный.
Цель программы: формирование коммуникативных навыков культурного поведения и этической культуры учащихся.
Задачи программы
Образовательная задачи:
- научить обучающихся успешному, умелому и эффективному общению;
- сформировать умение анализировать и оценивать общение, умение говорить, слушать, играть, умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной ситуации; умению отстаивать свои взгляды и убеждения;
- научить навыкам ведения диалога – умению слушать и воспринимать то, о чём говорит собеседник, задавать вопросы; адекватной самооценке.
Воспитательная задача:
- выработать с учащимися критерии оценки воспитанного поведения;
-дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности;
- воспитывать бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность.
Развивающая задача:
- включить ребят в систему упражнений тренировочных действий, включающих представление о воспитанности и формирующих навыки доброжелательного, тактичного и деликатного поведения с окружающими.
Прогнозируемый результат обучения
К концу обучения обучающиеся должны овладеть:
- умением культурного межличностного общения;
- знаниями норм и правил общения;
- навыками культуры речи.
Формы контроля полученных результатов и аттестации: опрос; наблюдение; диагностика: нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации; анкетирование учащихся и родителей.
Методы обучения: словесный, практический, игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: сюжетно - ролевые игры; тренинги; просмотр фильмов; посещение музеев, библиотек, театра; конкурсы и праздники; беседы, экскурсии,
Педагогические технологии, используемые при реализации программы :
Технология развивающегося обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей.
Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов учебно-познавательной деятельности учащихся на основе принципа проблемности.
Практическая деятельность - участие в разыгрывании сценок, умение адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
Алгоритм учебного занятия
Вводная часть (цель, задачи занятия).
Практическая часть (сюжетно - ролевые игры; тренинги; просмотр фильмов; посещение музеев, библиотек, театра; конкурсы и праздники; беседы, экскурсии)
Подведение итогов. Рефлексия.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи 1 года обучения:
Познакомить детей с историей этикета; правилами общения;
Учить детей быть вежливыми;
Познакомить детей с происхождением имен и фамилий.
Научить составлять древо своей семьи;
Познакомить с правилами поведения на праздниках;
Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
Формировать доброе отношение к окружающим;
Учить составлять и соблюдать правильный режим дня;
К концу года воспитанники должны:
Знать историю этикета;
Знать и применять правила поведения в общественных местах;
Знают происхождение и значение своего имени;
Уметь составлять древо своей семьи;
Уметь общаться со взрослыми и со сверстниками; добрыми к окружающим;
Соблюдать правильный режим дня.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
Из истории этикета |
1 |
1 |
2 |
|
Виды этикета |
2 |
8 |
10 |
|
Этикет общения |
4 |
12 |
16 |
|
Культура внешности человека |
2 |
2 |
4 |
|
Этикет в общественном месте |
4 |
6 |
10 |
|
Этикет по праздникам |
2 |
6 |
8 |
|
Твоя родословная |
2 |
6 |
8 |
|
Уроки доброты |
2 |
8 |
10 |
|
Режим дня |
0 |
2 |
2 |
Итого |
19 |
51 |
70 |
Содержание 1 года обучения
Из истории этикета
Теория: Дать понятия «этика», «этикет».
Практика: Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому учащемуся высказать своё мнение и узнать точку зрения одноклассников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу.
Виды этикета
Теория: Познакомить с правилами поведения в школе, на уроке, на перемене, с правилами подготовки к уроку. Правила ухода за рабочим местом в классе. Правила делового общения с учителем. Правила общения с одноклассниками.
Практика: Подвижные игры. Заучивание стихов о поведении в школе. Рассказ о школьных традициях: первый звонок, последний звонок, праздник в классе.
Умение слушать. Умение излагать свои мысли. Умение работать с книгой. Умение соблюдать правильный режим учебной работы.
Этикет общения
Теория: Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Содержание понятий «разговор», «спор», «ссора».
Практика: Показать, что вежливость – самая необходимая черта человека.
Приветствие в разные времена, у разных народов. Приветствие в мире животных. Умение правильно приветствовать друзей, старших, незнакомых.
Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Игра как фактор духовного и физического развития. Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре.
Культура внешности человека.
Теория: Беседа: «Внешний вид учащегося»
Практика: Соревнование на лучший деловой внешний вид. Внешний вид дома и на улице.
Этикет в общественном месте.
Теория: Правила поведения в театре, кинотеатре, концерте. Правила поведения в библиотеке. Изучение правил поведения в общественном транспорте.
Практика : Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!». Поведение во дворе в подъезде. Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным
Этикет по праздникам.
Теория: Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила выбора одежды на праздник. Правила этикета для гостя.
Практика: Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», Правила этикета на дне рождения для именинника. Сюжетная игра на лучший внешний вид. Дарение подарков Прощание с гостями. Умение вовремя уйти. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». Правила поведения за столом. Практическое занятие.
Твоя родословная.
Теория: Знакомство с историей возникновения имен, отчеств, фамилий. Знакомство с понятием «родословная»,
Практика: Самый близкий человек. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Изготовление открытки для мамы. Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Умение составлять древо своей семьи.
Уроки доброты.
Теория: Дать понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Беседы о животных.
Практика : Что такое вежливость. Понятие «волшебные слова». Обсуждение сказки Андерсена Г.Г. «Ель». Книги помогают постигать истинные ценности, приобщают к миру прекрасному. Знакомство с книгами Э.Успенского, М.Липскерова, В.Губарева, В.Катаева, Р.Эно, А.Линдгрен, В.Осеевой, Л.Воронковой и др.
Режим дня.
Практика: Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена» учащихся. Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня. Советы доктора Айболита.
2 год обучения
Задачи 2 года обучения:
Познакомить детей с правилами культурной речи;
Учить применять культуру речи в разных жизненных ситуациях;
Учить правильному поведению в гостях;
Развивать у детей положительное отношение к миру природы;
Учить детей быть добрыми и внимательными к окружающему миру;
Познакомить с правилами ведения телефонных разговоров;
Познакомить с правилами обращения в экстренные службы;
Учить правилам личной гигиены.
К концу 2 года обучения воспитанники должны знать:
знать и соблюдать правила культурной речи;
правила поведения в гостях;
правила ведения телефонных разговоров;
Знать правила личной гигиены;
Должны уметь:
ухаживать и помогать миру природы.
быть добрыми и внимательными к окружающему миру;
соблюдать правила личной гигиены.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
Этикет в гостях |
2 |
8 |
10 |
|
Культура речи |
4 |
12 |
16 |
|
Этикет в общественном месте |
4 |
6 |
10 |
|
Уроки доброты |
2 |
6 |
8 |
|
Мы и природа |
4 |
8 |
12 |
|
Телефонный разговор |
2 |
8 |
10 |
|
Правила личной гигиены |
0 |
2 |
2 |
Итого |
19 |
51 |
70 |
Содержание 2 года обучения
Вводное занятие:
Теория: Повторение основных понятий 1 года обучения
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Мы в театре», «Диалог»
Этикет в гостях
Теория: Правила этикета для гостя.
Практика: Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Дарение подарков Прощание с гостями. Умение вовремя уйти. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». Правила поведения за столом. Практическое занятие. Дарим и принимаем подарки. Дарим цветы. Подарки по случаю. Как оформить подарки.
Культура общения.
Теория: Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика. Значение речи в жизни человека.Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи.
Практика: Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Этикет в общественном месте.
Теория: Правила поведения в музеях, на выставке. Правила поведения в путешествии и на улице.
Практика : Посещение краеведческого музея. Правила поведения на отдыхе. Что необходимо взять с собой. Как вести себя в другой стране. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!». Поведение во дворе в подъезде.
Уроки доброты.
Теория: Дать понятие «добро», «добрые слова». Обсуждение басни Эзопа «Солнце и ветер». Учимся видеть добрые поступки вокруг.
Практика: Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Книги помогают постигать истинные ценности, приобщают к миру прекрасному. Знакомство с новыми книгами Э.Успенского, М.Липскерова, В.Губарева, В.Катаева, Р.Эно, А.Линдгрен, В.Осеевой, Л.Воронковой и др.
Мы и природа.
Теория: Беседа бережном отношении к миру растений. О благоприятном воздействии на человека общения с растениями.
Практика: О правилах общения с разными животными: домашними и живущих в дикой природе. Красная книга. Заповедник. Правила поведения на природе. Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными. Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.
Телефонный разговор.
Теория: Правила разговора по телефону. Когда излишняя вежливость неуместна. С чего начать разговор по телефону.
Практика: Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров.
Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Правила личной гигиены.
Практика: Беседа: Правила личной гигиены для мальчиков и девочек.
Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. Диагностика нравственной воспитанности (Приложение 1)
2. Анкетирование (Приложение 2)
3. Основные правила культурного поведения (Приложение 3)
4. Этикет – тренинг.(Приложение 4)
Материально-техническое обеспечение :
- Кабинет для проведения занятий – 1 шт.
- Раскроечный стол – 1 шт.
- Столы – 4 шт
- Стулья – 15 шт.
- Шкаф , для хранения методических материалов.
- Ноутбук – 1 шт.
- Доска для демонстрации материалов- 1шт.
- Многофункциональный множительный аппарат, для печатания раздаточных материалов- 1 шт.
Список литературы:
Для педагога:
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика.-М.: Школа-пресс, 2000
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2001
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия,2002
4. Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. – С-П.: Прайм-Еврознак, 2002
5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия, 2001
6. Учебно-методическое пособие – Этическое воспитание младших школьников. Омск. ОМГУ, 2004
7. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ. М., Прометей ,2013
8. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М. Просвещение , 1983
9. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989
10. Усачев А. Уроки вежливости. – М.Росмен, 2008
Для воспитанника:
1. Михаленко Е. Добрые сказки. М.: Белорусский э. ,2008
2. Дмитриева В.Г. Уроки вежливости для самых умных малышей. М.: Астрель, 2008
3. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса/ Сост. Хаткина Н.В., Хаткина М.А. — Д.: Сталкер, 1997.
4. Осеева В.А Синие листья. М. Эксмо, 2014
Календарно – тематическое планирование 1 года обучения
№ заня - тия |
Дата проведения занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
из них теория |
из них практика |
|||
|
Из истории этикета . |
1 |
1 |
|
|
Виды этикета. Школьный этикет. |
0 |
2 |
|
|
Виды этикета. Правила содержания учебных вещей. |
2 |
0 |
|
|
Виды этикета. Отношение к учителю и одноклассникам. |
0 |
2 |
|
|
Виды этикета. Школьные традиции. |
0 |
2 |
|
|
Виды этикета. Учись учиться. |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Что такое хорошее поведение. |
2 |
0 |
|
|
Этикет общения. Азбука приветствий |
2 |
0 |
|
|
Этикет общения. Речевой этикет |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Надо – хочу – нельзя |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Отношение к старшим |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Общение в игре |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Общение в форме разговора, спора, ссоры |
0 |
2 |
|
|
Этикет общения. Мой друг заболел |
0 |
2 |
|
|
Культура внешности человека. Внешний вид учащегося |
2 |
0 |
|
|
Культура внешности человека. Внешний вид дома и на улице. |
0 |
2 |
|
|
Этикет в общественном месте. В театре, кинотеатре. |
1 |
1 |
|
|
Этикет в общественном месте. В библиотеке. |
1 |
1 |
|
|
Этикет в общественном месте. Посещение театра или кинотеатра |
0 |
2 |
|
|
Этикет в общественном месте. На улице. |
0 |
2 |
|
|
Этикет в общественном месте. На транспорте. |
2 |
0 |
|
|
Этикет по праздникам. Вы принимаете гостей |
2 |
0 |
|
|
Этикет по праздникам. Как одеться |
0 |
2 |
|
|
Этикет по праздникам. Ты садишься за стол |
0 |
2 |
|
|
Этикет по праздникам. Практическое занятие. |
0 |
2 |
|
|
Твоя родословная. Обязанности дома |
2 |
0 |
|
|
Твоя родословная. Моя мама |
0 |
2 |
|
|
Твоя родословная. Имена оживают |
0 |
2 |
|
|
Твоя родословная. Древо семьи |
0 |
2 |
|
|
Уроки доброты. Добро и зло в сказке |
1 |
1 |
|
|
Уроки доброты. Люби всё живое |
1 |
1 |
|
|
Уроки доброты. Волшебные слова |
0 |
2 |
|
|
Уроки доброты. В мире доброй книги |
0 |
2 |
|
|
Уроки доброты. Делаем добрые дела. |
0 |
2 |
|
|
Режим дня . |
0 |
2 |
Календарно – тематическое планирование 2 года обучения
№ заня – тия |
Дата проведения занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
из них теория |
из них практика |
|||
|
13.09.2017 |
Повторение . Повторение основных понятий 1 года обучения. |
1 |
1 |
|
20.09.2017 |
Этикет в гостях. Правила этикета для гостя. |
2 |
0 |
|
27.09.2017 |
Этикет в гостях. Упаковка подарков. |
0 |
2 |
|
04.10.2017 |
Этикет в гостях. Вручение подарков. |
0 |
2 |
|
11.10.2017 |
Этикет в гостях. Правила поведения за столом |
0 |
2 |
|
18.10.2017 |
Этикет в гостях. Игра «Мы на дне рождения.» |
0 |
2 |
|
25.10.2017 |
Культура речи. Правила этикетного поведения на уроке. |
2 |
0 |
|
01.11.2017 |
Культура речи. Вежливый диалог учителя и ученика. |
0 |
2 |
|
08.11.2017 |
Культура речи. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. |
2 |
0 |
|
15.11.2017 |
Культура речи. Связь поведения и речи. |
0 |
2 |
|
22.11.2017 |
Культура речи. Употребление вежливых слов в общении людьми |
0 |
2 |
|
29.11.2017 |
Культура речи. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Практическое занятие. |
0 |
2 |
|
06.12.2017 |
Культура речи. Разговор. Как нужно вести себя во время разговора |
0 |
2 |
|
13.12.2017 |
Культура речи. . Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций. |
0 |
2 |
|
20.12.2017 |
Этикет в общественном месте. Правила поведения в музеях, на выставке. |
2 |
0 |
|
27.12.2017 |
Этикет в общественном месте. Посещение краеведческого музея. |
0 |
2 |
|
10.01.2018 |
Этикет в общественном месте. Правила поведения в путешествии и на улице. |
2 |
0 |
|
17.01.2018 |
Этикет в общественном месте. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. |
0 |
2 |
|
24.01.2018 |
Этикет в общественном месте. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. |
0 |
2 |
|
31.01.2018 |
Уроки доброты. Понятие «добро», «добрые слова. |
2 |
2 |
|
07.02.2018 |
Уроки доброты. Обсуждение басни Эзопа «Солнце и ветер». Учимся видеть добрые поступки вокруг. |
0 |
2 |
|
14.02.2018 |
Уроки доброты. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. |
0 |
2 |
|
21.02.2018 |
Уроки доброты. Делаем добрые дела. |
0 |
2 |
|
28.02.2018 |
Мы и природа. Беседа бережном отношении к миру растений. |
2 |
0 |
|
14.03.2018 |
Мы и природа. Красная книга. Заповедник. Правила поведения на природе. |
0 |
2 |
|
21.03.2018 |
Мы и природа. О правилах общения с разными животными: домашними и живущих в дикой природе. |
2 |
0 |
|
28.03.2018 |
Мы и природа. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. |
0 |
2 |
|
04.04.2018 |
Мы и природа. Посещение выставки животных |
0 |
2 |
|
11.04.2018 |
Мы и природа. Рассказ о своем любимце. |
0 |
2 |
|
18.04.2018 |
Телефонный разговор. Правила разговора по телефону |
0 |
2 |
|
25.04.2018 |
Телефонный разговор. Практикум по телефонному этикету |
0 |
2 |
|
09.05.2018 |
Телефонный разговор. Официальный разговор . |
0 |
2 |
|
16.05.2018 |
Телефонный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. |
0 |
2 |
|
23.05.2018 |
Телефонный разговор. Диагностика итоговая |
2 |
0 |
|
30.05.2018 |
Правила личной гигиены. Беседа |
0 |
2 |
Итого - 70 часов |
19 |
51 |
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала – 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее
выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов
- высокий уровень.
4-е, 3-й- средний уровень.
2-а- ниже среднего уровня.
-
низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
.Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал -низкий уровень
Приложение 2
Анкетирование
Анкетирование родителей
Анкета № 1
1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и
т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
8. Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют, за что?
4. Как тебя наказывают, за что?
5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
3. Каких поощрений ждешь от родителей?
4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
5. Хватает ли тебе общения с родителями?
6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
Приложение 3
Основные правила культурного поведения.
I. Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности
• Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.
• Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.
• Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.
• Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.
• Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым
• При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
• Держи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.
• Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать пуговицы, чистить ботинки.
• Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.
• Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.
• В школе надо быть в школьной форме, дома - переодеться в домашнюю одежду, в гости принято одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.
• Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?
• Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.
• Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет настоящей и выглаженной.
• Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.
• Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.
• Любую вещь, которую взял, положи на ее постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.
• Пальто всегда вешай на свою вешалку, не оставляй на стуле. Домашняя одежда всегда лежит на своем месте или вешается на плечики, на которых висит форма.
• Игрушки тоже держи в порядке. После игры все убери на место.
II. Правила вежливости и культуры речи
• В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
• Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.
• Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
• Со взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
• Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.
• Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).
• В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
• Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
• Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
• Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
• Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном перестают быть вежливыми.
III. Правила поведения в школе
• В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.
• Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.
• В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
• Мальчики у входа в школу снимают шапки.
• Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
• Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец, вожатый и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора, вожатого и др.).
• Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и очень тихо откинуть крышку и подняться, спокойно опустив руки.
• Во время урока сидеть полагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на планке; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.
• Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.
• Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.
• Обращаться с просьбой к учителям или к товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».
• У доски стой прямо. Выходя к доске, поправь свою форму.
• Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай.
На перемене. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.
• После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкаясь у двери и не пытаясь пройти впереди учителя.
• На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.
• В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.
• Во время перемен можно играть в разные игры.
• Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,
• Если в дверях встретился взрослый (учитель, отец, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
• Завтракать во время смены нужно в классе или в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по коридору или классу, нельзя.
• Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть салфеткой или платком руки, чтобы не испачкать одежду, тетради и книги.
• Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную мусорную корзину.
• В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок.
• С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц.
• Если видишь, что страница плохо держится, подклеить. Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.
IV. Правила поведения в гостях
• Благодари, если тебя приглашают в гости.
• Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.
• На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку.
• В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
• Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.
• Если тебя угостят, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения. Выходя из-за стола, скажи «спасибо».
• Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.
Приложение 4
Этикет-тренинг «Сосчитай вежливые слова»
Цель: отработка формулы речевого этикета
В речи людской есть слова простые,
Они и волшебные, и золотые!
Как звездочки в небе, в речи горят,
Сердце и душу они веселят!
Эти слова помнить каждый обязан:
В жизни людской этикет очень важен.
Мил людям всем будешь и без конфеты,
Если ты с детства знаком с этикетом.
Всем, кто знаком нам, приятен, любим,
«Здравствуйте», встретившись, мы говорим.
«Здравствуйте» — первое важное слово,
Которым при встрече желаем здоровья.
«Доброе утро, вечер и день» —
Нам повторять совершенно не лень.
Вечером в спальне, расправив кровать,
«Спокойной ночи» спешим пожелать.
Если ты друга случайно обидел,
Старушку толкнул, в суете не увидел,
«Простите» скажи, уловив строгий взгляд,
И люди тебя непременно простят.
Обед получился отменный у мамы —
Борщ и компот объедение прямо.
«Спасибо» сказать надо ей не забыть,
Ведь мама старалась тебе угодить.
«Спасибо» за каждое доброе дело,
Свою благодарность высказывай смело.
Быть вежливым ты не стесняйся, мой друг,
Мир яркими красками вспыхнет вокруг!
«Прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры»,
Прежде чем что-то просить, говори!
Вежлив будь с бабушкой, другом и кошкой,
С дядей огромным и маленькой крошкой.
В словах этикетных мудрость и стать,
Ребенок и взрослый должен их знать.
Чтобы приятным быть при общении,
Вежливостью ты повышай настроение.
Мир заиграет красками лета
От вежливых слов, доброты этикета!
Сколько же вежливых слов
В этих строчках простых?
Ребята, скорей назовите мне их!
Вежливые слова: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи», «простите», «спасибо», «прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».
Пожалуйста, приз драгоценный возьмите,
«Спасибо» за приз поскорей говорите!
Панагушина Елена Аркадьевна