Разноуровневая контрольная работа по физике (9 класс, УМК А.В. Пёрышкина)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сафоново Смоленской области
Материал для проведения промежуточной
аттестации по физике в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение работы: определить уровень подготовки обучающихся 9-х классов по физике в объёме, установленном обязательным минимумом содержания ФГОС основного общего образования.
Документы, определяющие содержание работы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с внесёнными изменениями.
Уровень изучения предмета: базовый.
Учебник: Физика. 9 класс./А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 319, [1] с.: ил.
Общая характеристика работы: структура контрольной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения физике в современной школе. Работа составлена в двух вариантах. Каждый вариант контрольной работы состоит из трех частей и включает 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: базовый, повышенный, высокий.
На выполнение всей контрольной работы отводится 1 урок (45 минут)
Спецификация работы
Номер задания | Тип задания | Максимальный балл | Уровень сложности | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
Часть А | ||||
1 | Тест с выбором ответа (альтернативный) | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин и явлений (относительность движения, сложение скоростей). Решение задач |
2 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин и явлений (расчет пути и скорости по графику). Решение задач | |
3 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин (скорость равноускоренного движения, время движения). Решение задач | |
4 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин и законов (сила трения, закон Ньютона, закон Гука). Решение задач | |
5 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин (кинетическая энергия). Решение задач | |
6 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин и явлений (механические колебания). | |
7 | 1 | Б | Знание и понимание смысла физических величин и понятий (амплитуда и период колебания, электрическое и магнитное поле) | |
Часть В | ||||
8 | Распределительный тест | 4 | Б | Задание на установление соответствия (радиоактивные излучения) |
9 | Расчетная задача | 2 | П | Решение задачи (применение формулы периода колебаний) |
10 | Расчетная задача | 2 | П | Знание и понимание смысла физических законов (закон сохранения импульса). Решение задач |
Часть С | ||||
11 | Расчетная задача | 2 | В | Решение задач на применение законов Ньютона, на применение закона сохранения энергии, формулы периода математического маятника. |
Критерии оценивания заданий и работы в целом
Для оценивания результатов наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4», «5» применяется еще один количественный показатель – общий балл, который формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение каждого задания работы. За работу обучающийся может получить максимальное количество баллов – 17.
№ задания | Критерии оценивания |
Часть А | |
1 – 7 | 1 балл – правильно выполнены действия, получен верный ответ; 0 баллов – другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям. |
Часть В | |
8 | 4 балла – верно указаны все четыре элемента ответа; 3 балла – верно указаны все три элемента ответа; 2 балла – верно указаны два элемента ответа; 1 балл – верно указан один элемент ответа; 0 баллов – нет ни одного элемента правильного ответа. |
9 – 10 | 2 балла – представлено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом; 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. 1 балл – представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов; ИЛИ Записаны уравнения, необходимые для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка; ИЛИ Записаны не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ их них допущена ошибка 0 баллов – все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, балла |
Часть С | |
11 | 2 балла – представлено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом; 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. 1 балл – представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов; ИЛИ Записаны уравнения, необходимые для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка; ИЛИ Записаны не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ их них допущена ошибка 0 баллов – все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, балла |
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Оценивание контрольной работы
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | |||
«2» | «3» | «4» | «5» |
менее 8 баллов | 8 – 10 | 11 – 13 | 14 – 17 |
Для получения оценки «отлично» не обязательно выполнять все задания.
ЗАДАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 вариант
Часть А Выберите один верный ответ
А 1. Грузовой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч. Водитель видит, что относительно его машины легковой автомобиль пошел на обгон со скоростью 20 км/ч. Чему равна скорость легкового автомобиля относительно дороги?
1) 60 км/ч 2) 80 км/ч 3) 100 км/ч 4) 120 км/ч
А 2. На рисунке представлен график зависимости скорости от времени. Какой путь прошло тело за 8 с?
1) 96 м 2) 72 м 3) 48 м 4) 24 м
А 3. Тело упало с некоторой высоты с нулевой начальной скоростью и при ударе о землю тело имело скорость 40 м/с. Чему равно время падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
1) 0,25 с 2) 4 с 3) 40 с 4) 400 с
А 4. Как будет двигаться тело массой 3 кг под действием постоянной силы 6 Н?
1) равномерно со скоростью 2 м/с 3) равноускоренно с ускорением 2 м/с2
2) равномерно со скоростью 0,5 м/с 4) равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2
А 5. При увеличении массы тела в 4 раза его кинетическая энергия …
1) уменьшится в 4 раза 3) уменьшится в 16 раз
2) увеличится в 4 раза 4) увеличится в 16 раз
А 6. Какие из перечисленных ниже явлений являются механическими колебаниями?
1) падение яблока с ветки на землю
2) движение Луны вокруг Земли
3) движение иглы швейной машины во время работы
4) продолжение движения автомобиля после нажатия на тормоз
А 7. Определите амплитуду колебательного движения, изображенного на рисунке.
1) 2 см 2) 4 см 3) 6 см 4) 8 см
Часть В
8. Установите соответствия утверждений из левого столбца таблицы с типом радиоактивного излучения, указанным в правом столбце.
УТВЕРЖДЕНИЕ | ИЗЛУЧЕНИЕ |
А. состоит из частиц с отрицательным зарядом | 1) α- излучение |
Б. не отклоняется магнитным полем | 2) β - излучение |
В. задерживается только толстым слоем свинца или бетона | 3) γ - излучение |
Г. наиболее опасно для человека | |
Ответ:
А | Б | В | Г |
| | | |
9. За 24 с маятник совершил 12 колебаний. Определить период и частоту колебаний.
10. Вагон массой 20 т движется со скоростью 15 м/с и встречает стоящую на пути платформу массой 10 т. С какой скоростью они станут двигаться после срабатывания автосцепки
Часть С
11. Найдите наименьший радиус дуги для поворота автомобиля, движущегося по горизонтальной дороге со скоростью 36 км/ч, если величина коэффициента трения колес о дорогу равна 0,4.
2 вариант
Часть А Выберите один верный ответ
А 1. Грузовой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч. Водитель видит, что легковой автомобиль, движущийся со скоростью 120 км/ч, пошел на обгон. Чему равна скорость легкового автомобиля относительно дороги?
1 ) 60 км/ч 2) 80 км/ч 3) 120 км/ч 4) 180 км/ч
А 2. На рисунке представлен график зависимости ускорения от времени. Какую скорость имеет тело по истечение 6 с от начала движения?
1) 36 м/с 2) 18 м/с 3) 1 м/с 4) 2 м/с
А 3. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Чему приблизительно равно время полета до точки максимального подъема?
1) 0,5 с 2) 1 с 3) 1,5 с 4) 2 с
А 4. На рисунке представлен график зависимости силы трения от веса тела. Коэффициент трения равен
1) 0,1 2) 0,2 3) 10 4) 20
А 5. При увеличении скорости движения тела в 4 раза его кинетическая энергия …
1) уменьшится в 4 раза 3) уменьшится в 16 раз
2) увеличится в 4 раза 4) увеличится в 16 раз
А 6. На рисунке изображен математический маятник. В какой точке потенциальная энергия маятника максимальна?
1) А 2) Б 3) В 4) во всех одинакова
А 7. Вокруг движущихся электрических зарядов существует …
1) магнитное поле 3) магнитное и электрическое поле
2) электрическое поле 4) нет никакого поля
Часть В
8. Установите соответствия утверждений из левого столбца таблицы с типом радиоактивного излучения, указанным в правом столбце.
УТВЕРЖДЕНИЕ | ИЗЛУЧЕНИЕ |
А. состоит из квантов электромагнитной энергии | 1) α- излучение |
Б. изменяет только зарядовое число ядра | 2) β - излучение |
В. не задерживается одеждой, но не проникает сквозь слой алюминия | 3) γ - излучение |
Г. обладает максимальной проникающей способностью | |
Ответ:
А | Б | В |
| | |
9. Материальная точка за 1 мин совершает 300 колебаний. Определить период и частоту колебаний.
10. Человека массой 60 кг спрыгивает с неподвижной тележки, и тележка массой 30 кг начинает двигаться в противоположную сторону со скоростью 4 м/с. Чему равна скорость человека относительно Земли в момент пряжка?
Часть С
11. Ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2. Каким будет период колебаний математического маятника на Луне, если на Земле он равен 1 с? Зависит ли ответ от массы груза?