Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей физики ______________ /Ематина О.И. / 30 августа 2014 года |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /Плотникова И.В./ 30 августа 2014 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./ Приказ № 189-К от 30 августа 2014 г. |
Рабочая программа по физике для 9 класса на 2015-2016 учебный год Составил учитель физики Шамукаев Салай Милаевич |
||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от 29 августа 2014 года Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. / |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089) -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -Приказ № 107-К от 10.04.2014 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план основного общего образования для 9 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2014г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2014г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2014г. |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
- Примерная программа основного общего образования по физике VII-IX классы -http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm - Программы для общеобразовательных учреждений . Физика и астрономия. 7-11 классы/: А.В.Перышкин, Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2010. |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «Физика 9 класс» для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа.2011г. |
Цель и задачи учебного предмета |
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
Общая характеристика учебного предмета |
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется: в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы; в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование: уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся: правильного использования физической терминологии и символики; потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования |
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Учебный план на этапе основного общего образования составляет 210 учебных часов из расчёта 2 ч в неделю — при общем уровне изучения или 315 учебных часов — по 3 ч в неделю — при повышенном уровне. Представленная программа предусматривает изучение физики в 9 классе общеобразовательных учреждений : 70 часов (2 часа в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан. убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста и находить в нём ответы на вопросы; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметными результатами обучения физике в 9 классе являются: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании; умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств; умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение поокружности с постоянной по модулю скоростью; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая кос- мическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равно- ускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс; —понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохране- ния импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике; —умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей; —умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центрост- ремительное ускорение при равномерном движении по окружности; —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо; —знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, ма- ятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник; —владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити. —понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, са- моиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейча- тых спектров испускания и поглощения; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной ин- дукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнит- ное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломле- ния света; —знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, кван- товых постулатов Бора; —знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукцион- ный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф; —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно- нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; —умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счет- чик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах; —умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; —знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохра- нения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения; —владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени; —понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; —представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы; —умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы; —знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет); —сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное; —объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явил- ся экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом. |
Предпочтительные формы контроля |
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). Объектом итоговой оценки достижений учащихся 9 класса в овладении курса физики являются предметные результаты обучения. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
Законы взаимодействия и движения тел (23 ч) Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механическо- го движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон со- хранения импульса. Реактивное движение. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. 2. Измерение ускорения свободного падения. Механические колебания и волны. Звук (12 ч) Колебательное движение. Колебания груза на пру-жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука]. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити. Электромагнитное поле (16 ч) Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндук- ции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распро- странения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектро- граф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 4. Изучение явления электромагнитной индукции. 5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров. Строение атома и атомного ядра (11 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Ре- зерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы иссле-дования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром. 7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. 8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона. 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Повторение (5 ч) Итоговая контрольная работа (1ч) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный ( с наличием учащихся по программе VII-го вида). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование |
Общее количество часов сокращается на 2 часа(с 70 до 68 ч.), так как продолжительность IV четверти согласно годового календарного графика учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ с. Старопетрово для обучающихся 9 класса составляет 44 учебных дней. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся |
В результате изучения физики ученик должен: знать/понимать смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения смысл физических величин: ускорение, импульс смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии уметь описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях решать задачи на применение изученных физических законов осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Основные направления и цели: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки). Оценка метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Результат (продукт) проектной деятельности: а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка предметных результатов представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам; Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»); • Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Уровни достижений ниже базового: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Проверка знаний учащихся Оценка лабораторных работ Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда. Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Проверка знаний учащихся Оценка ответов учащихся Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; допустил 4-5 недочѐтов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочѐтов чем необходимо для оценки «3». Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка контрольных работ Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов. Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочѐтов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочѐтов, при наличии 4 - 5 недочѐтов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания: о физических явлениях: признаки явления, по которым оно обнаруживается; условия, при которых протекает явление; связь данного явлении с другими; объяснение явления на основе научной теории; примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах: цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта; о физических понятиях, в том числе и о физических величинах: явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной); определение понятия (величины); формулы, связывающие данную величину с другими; единицы физической величины; способы измерения величины; о законах: формулировка и математическое выражение закона; опыты, подтверждающие его справедливость; примеры учета и применения на практике; условия применимости (для старших классов);
о физических теориях: опытное обоснование теории; основные понятия, положения, законы, принципы; основные следствия; практические применения; границы применимости (для старших классов); о приборах, механизмах, машинах: назначение; принцип действия и схема устройства; применение и правила пользования прибором. Физические измерения. Определение цены деления и предела измерения прибора. Определять абсолютную погрешность измерения прибора. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку. Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений. Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы. Оценке подлежат умения: применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оцени-вать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и дру-гих организмов; самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ; решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин. При оценке лабораторных работ учитываются умения: планировать проведение опыта; собирать установку по схеме; пользоваться измерительными приборами; проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики; оценивать и вычислять погрешности измерений; составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе. Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал. |
Календарно-тематический план
№ урока |
Сроки проведения |
Раздел программы |
Тема урока |
Количество часов |
Демонстрации |
Примечания |
|
План |
Факт |
||||||
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ |
23 |
||||||
1/1 |
3.09 |
Техника безопасности на уроках физики. Материальная точка. Систе-ма отсчета. |
1 |
Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2, б учебника) |
|||
2/2 |
8.09 |
Перемещение. |
1 |
Путь и перемещение |
|||
3/3 |
10.09 |
Определение координаты движущегося тела. |
1 |
||||
4/4 |
15.09 |
Перемещение при прямоли нейном равномерном движении. |
1 |
||||
5/5 |
17.09 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движе-ния |
|||
6/6 |
22.09 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
1 |
Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении |
|||
7/7 |
24.09 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
||||
8/8 |
29.09 |
Перемещение тела при прямолинейном равноуско- ренном движении без начальной скорости. |
1 |
Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью (по рис. 2 или 21учебника) |
|||
9/9 |
1.10 |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Правила по ТБ. |
1 |
Определение ускорения и мгновенной скорости тела, движущегося равноускоренно. |
|||
10/10 |
6.10 |
Относительность движения |
1 |
Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника |
|||
11/11 |
8.10 |
Инерциальные системы от-счета. Первый закон Ньютона. |
1 |
Явление инерции |
|||
12/12 |
13.10 |
Второй закон Ньютона |
1 |
Второй закон Ньютона |
|||
13/13 |
15.10 |
Третий закон Ньютона |
1 |
Третий закон Ньютона(по рис. 22—24 учебника) |
|||
14/14 |
20.10 |
Свободное падение тел |
1 |
Падение тел в воздухе и разреженном пространстве (по рис. 29 учебника) |
|||
15/15 |
22.10 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения». Правила по ТБ. |
1 |
Невесомость (по рис. 31учебника) |
|||
16/16 |
27.10 |
Закон всемирного тяготе-ния . |
1 |
Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса |
|||
17/17 |
29.10 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
1 |
||||
18/18 |
5.11 |
Прямолинейное и криволи-нейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
1 |
Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили изрук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении по окружности (по рис. 39 учебника) |
|||
19/19 |
10.11 |
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
1 |
||||
20/20 |
12.11 |
Импульс тела. Закон сохра-нения импульса. |
1 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса (по рис. 44 учебника) |
|||
21/21 |
17.11 |
Реактивное движение. Ракеты. |
1 |
||||
22/22 |
19.11 |
Вывод закона сохранения механической энергии. |
1 |
||||
23/23 |
24.11 |
Контрольная работа № 1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел». |
1 |
||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК |
12 |
||||||
24/1 |
26.11 |
Работа над ошибками контрольной работы№1. Колебательное движение. Свободные колебания. |
1 |
Примеры колебательных движений (по рис. 52 учебника). Экспериментальная задача на повторение за-кона Гука и измерение жесткости пружины или шнура |
|||
25/2 |
1.12 |
Величины, характеризующие колебательное движение (§ 24) |
1 |
Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный вывод зависимости Т ~ |
|||
26/3 |
3.12 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити». Правила по ТБ. |
1 |
||||
27/4 |
8.12 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания . |
1 |
Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужден-ные колебания. |
|||
28/5 |
10.12 |
Резонанс. |
1 |
Резонанс маятников (по рис. 68 учебника) |
|||
29/6 |
15.12 |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
1 |
Образование и распространение поперечных и продольных волн(по рис. 69—71 учебника) |
|||
30/7 |
17.12 |
Длина волны. Скорость рас-пространения волн. |
1 |
Длина волны (по рис. 72 учебника) |
|||
31/8 |
22.12 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
1 |
Колеблющееся тело как источник звука (по рис. 74—76 учебника) |
|||
32/9 |
24.12 |
Высота,[тембр] и гром- кость звука. |
1 |
Зависимость высоты тона от частоты колебаний (по рис. 79 учебни-ка). Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис. 76 учебника) |
|||
33/10 |
29.12 |
Распространение звука. Звуковые волны. |
1 |
Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 80 учебника) |
|||
34/11 |
14.01 |
Техника безопасности на уроках физики. Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
1 |
||||
35/12 |
19.01 |
Работа над ошибками контрольной работы №2. Отражение звука. Звуковой резонанс. |
1 |
Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис. 84 учебника) |
|||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ |
16 |
||||||
36/1 |
21.01 |
Магнитное поле. |
1 |
Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов |
|||
37/2 |
26.01 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
1 |
||||
38/3 |
28.01 |
Обнаружение магнитногополя по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
1 |
Действие магнитного поля на проводник с током (по рис. 104 учебника) |
|||
39/4 |
2.02 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
1 |
||||
40/5 |
4.02 |
Явление электромагнитной индукции. |
1 |
Электромагнитная индукция (по рис. 122—124 учебника) |
|||
41/6 |
9.02 |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Правила по ТБ. |
1 |
||||
42/7 |
11.02 |
Направление индукционно-го тока. Правило Ленца |
1 |
Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) смагнитом (по рис. 126—130 учебника) |
|||
43/8 |
16.02 |
Явление самоиндукции |
1 |
Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи (по рис. 131, 132 учебника) |
|||
44/9 |
18.02 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
1 |
Трансформатор универсальный |
|||
45/10 |
23.02 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны |
1 |
||||
46/11 |
25.02 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
1 |
Регистрация свободных электрических колебаний (порис.140 учебника) |
|||
47/12 |
1.03 |
Принципы радиосвязи и телевидения |
1 |
||||
48/13 |
3.03 |
Электромагнитная природа света |
1 |
||||
49/14 |
8.03 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсиясвета. Цвета тел. |
1 |
Преломление светового луча (по рис. 145 учебника). Опыты по ри-сункам 149—153 учебника |
|||
50/15 |
10.03 |
Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5. «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». Правила по ТБ. |
1 |
||||
51/16 |
15.03 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров |
1 |
||||
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА |
11 |
||||||
52/1 |
17.03 |
Радиоактивность. Модели атомов |
1 |
||||
53/2 |
23.03 |
Радиоактивные превращения атомных ядер(§ 55) |
|||||
54/3 |
24.03 |
Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6. «Измерение етественного радиационного фона дозиметром». Правила по ТБ. |
1 |
||||
55/4 |
5.04 |
Открытие протона и нейтрона |
1 |
||||
56/5 |
7.04 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы |
1 |
||||
57/6 |
12.04 |
Энергия связи. Дефект масс |
1 |
||||
58/7 |
14.04 |
Деление ядер урана. Цеп-ная реакция. Лабораторная работа № 7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
1 |
||||
59/8 |
19.04 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в элект-рическую энергию. Атомная энергетика. |
1 |
||||
60/9 |
21.04 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. |
1 |
||||
61/10 |
26.04 |
Термоядерная реакция . Контрольная работа № 3. «Строение атома и атомного ядра. Использованиеэнергии атомных ядер» |
1 |
||||
62/11 |
28.04 |
Работа над ошибками контрольной работы №3. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Правила по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома). Правила по ТБ. |
1 |
||||
Повторение. |
6 |
||||||
63/1 |
3.05 |
Повторение по теме: «Законы взаимодействия и движения тел». |
1 |
||||
64/2 |
5.05 |
Повторение по теме: «Механические колебания и волны». |
1 |
||||
65/3 |
10.05 |
Повторение по теме: «Электромагнитное поле». |
1 |
||||
66/4 |
12.05 |
Повторение по теме: «Строение атома и атомного ядра». |
1 |
||||
67/5 |
17.05 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
||||
68 |
19.05 |
Работа над ошибками контрольной работы. Обобщающее повторение. |
1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник: Учебник. – М.:Дрофа, 2011 Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Экзамен, 2012. Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006. |
Учебно-практические издания |
1. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 17-е изд. – м,: Просвещение, 2004. |
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
Щ.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс». Москва. «Экзамен». 2010. |
Учебно-наглядные издания и пособия |
Таблица «Физические постоянные». Таблица «Множители и приставки». Комплект таблиц по физике для 9 класса. |
Учебно-методические пособия |
Методическое пособие. Физика7-9 классы. Рекомендации по составлению рабочих программ. Е.Н. Тихонова. Москва. Дрофа. 2014. В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике. 9 класс. Москва. «Вако».2004. Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя) 3.Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. 159 с. Физический эксперимент в школе. Г.П. Мансветова, В.Ф. Гудкова. Просвещение. 1981. Сборник диктантов по физике. Н.И.Петрушенко. Минск. Народная асвета. 1982. |
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
1.Колтун М.; Мир физики; Детская литература; 1987. 2. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1. Москва. Наука.1976. 3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 2. Москва. Наука.1979 |
Аудио- и видео приложения |
1.Уроки физики КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Физика 9 класс. 2. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон» |
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) |
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com http://marathon.1september.ru/2008-04-03 http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон) Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) |
Компьютерные и ИКТ средства |
Персональный компьютер HP ProBook4545s |
Технические средства обучения |
Мультимедиапроектор Epson |
Демонстрационные пособия |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Комплект «Минилаборатория по механике». |
Учебные игры |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя |
1. А. С. Енохович. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989. 2. С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987. 3. О. Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994, |
Литература, рекомендованная для учащихся |
1. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982. 2. Г.Д.Луппов .Опорные конспекты для изучения физики. |
Дополнительная литература |
1. В.А.Ильин. Физика в формулах в 7-11кл. 2. Л.Р. Стоцкий. Физические величины и их единицы. 3. В.А. Буров, С.Ф. Кабанов. Фронтальные экспериментальные задания по физике 7-8 классы. |