Рабочая программа по физике для 9 класса по УМК А.В. Пёрышкина

0
0
Материал опубликован 31 August 2017

Ростовская область,Чертковский район, х.Сетраки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сетраковская средняя общеобразовательна

«Утверждаю»

Директор МБОУ Сетраковская СОШ

Приказ от _30.08.16__№__112___

Подпись руководителя_______А.М.Карпенко.

 

 

Рабочая программа

по физике

( учебный предмет, курс)

Основное общее образование – 9 класс

(Уровень общего образования, класс)

Количество часов __67___

 

Программа разработана на основе

программы для общеобразовательных учреждений

физика ( 7 – 9 ) классы/под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина .

издательство

«Просвещение »,2004 года

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

IV.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин образовательного учреждения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физике основного общего образования, авторской программы курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение» 2004г., авторыЕ. М. Гутник, А. В. Перышкина). При составлении программы руководствовались: Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004; Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;«Положением о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ Сетраковская СОШ», утвержденным приказом № 48 от 31.03 2016 г. по МБОУ Сетраковская СОШ.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место учебного курса Физики в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения физики на этапе основного общего образования отводится не менее 69 часов из расчета 2 часа в неделю(в соответствии с календарным графиком МБОУ Сетраковская СОШ). Исходя из расписания МБОУ Сетраковская СОШ на 2016-2017 учебный год, и в связи с тем, что уроки физики в 9 классе выпадают на праздничные дни: 23.02.17 г.,24.02.17 г. весь программный материал будет пройден за 67 часов, за счет сокращения резервных часов «повторения и обобщения»-2 часа в конце года.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 гПри реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:6 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (67часов)


 

Законы взаимодействия и движения тел (27часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (14часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. 15часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


 

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА КУРСА

Раздел 1

Законы взаимодействия и движения

27 часов

01.09 — 08.12

Раздел 2

Механические колебания и звук

11 часов

09.12 — 27.01

Раздел 3

Электромагнитное поле

14 часов

02.02 — 24.03

Раздел 4

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

16 часов

06.04 — 25.05

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

рабо­ты

Содержание работы

Дата

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

30.09

2

Измерение ускорения свободного падения

28.10

3

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

16.12

4

Изучение явления электромагнитной индукции

16.02

5

Изучение деления ядер атома урана по фотографии треков

11.05

№6

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

12.05

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

рабо­ты

Содержание работы

Дата

1

Прямолинейное равномерное движение и прямолинейное равноускоренное движение

07.10

2

Законы динамики

08.12

3

Механические колебания и волны. Звук

27.01

4

Электромагнитное поле

24.03

5

Строение атома и атомного ядра

25.05

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа предусматривает проведение уроков в традиционной фор­ме, проведение ла­бораторных работ, обобщающих уроков, уроков контроля зна­ний и умений учащихся. В процессе прохождения материала осуществля­ется промежуточный контроль знаний и умений учащихся в виде самосто­ятельных работ, тестов, лабораторных работ, сооб­щений по темам курса. В течение учебного года предусмотрено проведение в 9 классе 5 контрольных работ и 6 лабораторных работ.


 

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. 


 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Рабочая программа на 2016 - 2017 учебный год

Ф.И.О. учителя

Осипова В.А.

Предмет

физика

Класс

9

Программа:

Основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.

Учебник:

А. В. Перышкин, "Физика. 9 класс" – 4 издание, Москва: изд-во "Дрофа" – 2005 г.

В. И. Лукашик "Сборник задач по физике"Москва: изд-во "Просвещение" – 2005 г.

А.П. Рымкевич Физика. Задачник. 10-11 кл.: М.: Дрофа,2008.

Методические пособия:

Рабочие программы по физике. 7-11 классы /авт.-сост. В.А. Попова.- М.: Издательство «Глобус», 2008 (Образовательный стандарт)

А.В. Волков, С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике 9 класс» Москва: «ВАКО», 2005г.

Л.А. Кирик физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы._ М.:Илекса,2004

Ханнанов Н.К. / ГИА - 2011. Физика: сборник заданий: 9 класс

ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс, Серия: Федеральный институт педагогических измерений М: Астрель, 2010 г.

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники: Виртуальная школа «Уроки физики Кирилла и Мефодия»9 класс,2005г,

использую материал с сайтов:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

«Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/

«Российский общеобразовательный портал» http://www.school.edu.ru/

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов» http://window.edu.ru/

http://shkola.edu.ru/

http://www.km-school.ru/

Видеоматериалы:

Видеофильмы : «Механическое движение», «Законы динамики», «Колебания и волны»

   

Количество часов:

всего по учебному плану

67

Контрольных уроков

5

Практических и лабораторных работа

6

Цели и задачи курса:

Цели: Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.

Задачи:

развитие у учащихся интереса к изучению физики;

на примере знакомых учащимся и доступных для наблюдений механических явлений изучить механическое движение и взаимодействие тел, механические колебания и волны, а так же изучить строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер;

ввести основные понятия: материальная точка, перемещение, относительность движения, амплитуда, период, частота колебаний, однородное и неоднородное магнитное поле и др.; величины (ускорение, скорость, перемещение, длина волны, импульс тела и др.) и их единицы измерения; закон сохранения энергии, законы Ньютона, сохранения импульса и др.;

формирование осознанных мотивов учения;

формирование экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы, соблюдать правила техники безопасности;

развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

ознакомление с применением физических законов в технике и технологии производства;

воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;

науки; о современной научной картине мира.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Всего

ПР

ЛР

КР

Проекты

Знать/ понимать

Уметь

1

Законы взаимодействия и движения тел

27

1

2

«Ученые физики»

(Исак Ньютон)

Физические понятия и формулы: механическое движение, система отчета, траектория, путь, перемещение, прямолинейное равномерное движение, равноускоренное движение, ускорение, скорость, законы Ньютона, гравитационная сила, свободное падение. импульс тела. закон сохранения импульса, движение по окружности

Строить графики движения, решать расчетные и графические задачи на движение, законы Ньютона и силы в природе, пользоваться динамометром

Пользоваться часами и секундомером, спидометром, рассчитывать скорость, путь, время движения

2

Механические колебания и волны

11

1

1

«Механические колебания в природе и технике»

Физические понятия и формулы: свободные и вынужденные колебания, закон сохранения энергии, механические волны, основные характеристики волн, звуковые волны,

Уметь решать задачи по теме

Понимать физическую природу звука, наложение звуковых волн, регулирование красоты звука, учитывать при движении колебания моста, понимать зачем автомобилю рессоры

3

Электромагнитное поле

14

1

1

«Действие электромагнитного поля на человека»

Физические понятия: магнитное поле, сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток, электромагнитная индукция, электромагнитное поле, электромагнитные волны

Формулы: сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток

Решать задачи на силу Ампера, сила Лоренца, магнитный поток

Учитывать действие магнитного поля на человека, пользоваться магнитами, понимать распространение электромагнитных волн их действие

4

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

15

1

1

«Действие радиации на живые организмы»

Физические понятия: альфа-, бета-, гамма-лучи, строение атома по Резерфорду, энергия связи, термоядерные реакции

Формула: энергии связи, альфа-, бета-распадов, термоядерные реакции

Решать задачи на энергию связи, составлять уравнения альфа-, бета-распадов, термоядерные реакции

Понимать какое действие оказывает радиация на живые организмы, знать как защитить себя от радиоактивных излучений

Итого

67

6

5

       

III.Календарно-тематическое планирование в 9 классе. (2 часа в неделю)

 

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

 

РАЗДЕЛ 1.ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)

Тема 1. прямолинейное равномерное движение (4 часа)

1

Материальная точка Система отсчета

1

Урок изучения нового материала

Материальная точка Система отсчета

Знать понятия: Материальная точка , система отсчета. Уметь привести примеры

Физический диктант.

Р.№ 4, 5

§ 1,

Упр.1 (2,4)

01.09

2

Перемещение Определение координаты движущегося тела

1

Комбинированный урок

Перемещение Определение координаты движущегося тела

Знать понятие: Перемещение Уметь определять координаты движущегося тела

Физический диктант.

Самостоятельная работа.

Р.№ 9, 10

§ 2, 3 упр.2(1,2)

Упр. 3 ( 1)

02.09

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

Комбинированный урок

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Знать понятия:, прямолинейное равномерное движение уметь описать и объяснить

Самостоятельная работа.

Упр.4(1)

§ 4

Упр.4(2)

08.09

4

Графическое представление движения

1

Комбинированный урок

Графическое представление движения

Уметь строить графики Х(t) V(t)

Самостоятельная работа.

графики

§ 4

Р. № 7

09.09

Тема 2 Прямолинейное равноускоренное движение ( 8 часов)

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

Комбинированный урок

Прямолинейное равноускоренное движение . Ускорение

Знать понятия: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение Уметь описать и объяснить

Физический диктант

Упр.5 (1)

§ 5,

Упр.5 (2,3)

Р: № 13, 14

15.09

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равноускоренного движения . График скорости

Знать понятия: Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Уметь решать графические задачи

Самостоятельная работа

Упр.6(1,2,3)

§ 6

Упр.6 (4,5)

Р: № 74, 75

16.09

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

Комбинированный урок

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Знать понятие: перемещение при прямолинейном движении

Самостоятельная работа

Р. № 69,78

§ 7

Упр. 7(1,2)

22.09

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

Комбинированный урок

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Знать: формулу и уметь применять

Самостоятельная работа

Р. №54 карточки с задачами

§8 упр.8(1)

Р: № 56, 58

23.09

9

Относительность движения

1

Комбинированный урок

Относительность движения

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости

Самостоятельная работа

Р.№ 28-32

§ 9, упр 9

Р: № 34, 35

29.09

10

Лабораторная работа №1 « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

1

Урок практикум

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Оформление работы, вывод

 

§8-повт.,упр.8(2)

30.09

11

Решение задач на равноускоренное движение

1

Урок закрепления знаний

Прямолинейное равноускоренное движенией

Применять изученные законы к решению комбинированных задач по механике

Самостоятельная работа,

Карточки с задачами

Повт§ 1-9 Р № 2, 3, 11, 17, 63

06.10

12

Контрольная работа №1по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «прямолинейное равноускоренное движение»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины

   

07.10

Тема 3. Законы динамики(15 часов)

13

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

1

Урок изучения нового мат-ла

Первый закон Ньютона

Знать содержания первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета

Тестирование (определения, примеры)

Р. № 112-117,119

§10

Упр.10

Р.№118,

13.10

14

Второй закон Ньютона

1

Урок изучения нового мат-ла

Второй закон Ньютона

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. написать формулу и объяснить

Физический диктант

Р. №140,141

§11

Упр.11(2,4)

14.10

15

Третий закон Ньютона

1

Комбинированный урок

Третий закон Ньютона

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить

Фронтальный опрос

Р.№151,152

§12

Упр.12(1,2)

20.10

16

Свободное падение тел

1

Комбинированный урок

Свободное падение

Объяснить свободное падение (физический смысл)

Самостоятельная работа

Карточки с задачами

§13 упр.13(1,3)

21.10

17

Движение тела, брошенного вертикально в вверх. Невесомость

1

Комбинированный урок

Движение тела, брошенного вертикально в вверх. Невесомость

Объяснить свободное падение (физический смысл)Знать понятие : невесомость

Самостоятельная работа

Р.№ 200

§, 14

Упр.14 подгот. К лаб . раб. №2

27.10

18

Лаб. работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» Решение задач

1

Урок практикум и закрепления знаний

Измерение ускорения свободного падения

Проиобретение навыков при работе с оборудованием Уметь решать комбинированные задачи

Оформление работы,вывод самостоятельная работа

Карточки с задачами

Повт.§13,14

Р.№ 201 ,207

28.10

19

Закон всемирного тяготения

1

Комбинированный урок

Закон всемирного тяготения

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная написать формулу и объяснить

Самостоятельная работа

Упр.15(1,2,5) Р. №174.

§15

Упр.15(3,4)

10.11

20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

Комбинированный урок

Сила тяжести и ускорение свободного падения

Знать зависимости ускорения свободного падения от широты и высоты Земли

Самостоятельная работа

Упр.16(5,4,3)

§16,17 упр.16(2)

Р.№ 176 173

11.11

21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

Комбинированный урок

Равномерное движение по окружности

Знать:

-природу, определение криволинейного движения, приводить примеры

-физ.величену: центростремительное ускорение,центростремительную силу

Самостоятельная работа

Карточки с задачами

§18,19 упр 17(1,2), упр.18(1)

17.11

22

Решение задач( на движение по окружности)

1

Урок закрепления знаний

Равномерное движение по окружности

Уметь применять знания при решении соответствующих задач

Решение качественных задач

Упр.18(2,3)Р.№296

§18, 19упр.18(4,5)

18.11

23

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

Комбинированный урок

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать понятия: импульс тела и импульс силы

Самостоятельная работа

Задачи-карточки , упр.20(1),упр.21 (1)

§21

Упр.20(2),упр.21(2)

24.11

24

Реактивное движение. Ракеты

1

Комбинированный урок

Реактивное движение. Ракеты

Знать практическое использование закона сохранения импульса

Физический диктант

Задачи, упр.21(2)

§,22

Упр.20,21

25.11

25

Вывод закона сохранения механической энергии

1

Комбинированный урок

Закон сохранения мех. энергии

Знать вывод закона сохранения механической энергии

Физический диктант

Упр.22 (1,2)

§23 упр.22(3)

01.12

26

Решение задач по теме «законы динамики»

1

Урок закрепления знаний

Механическое движение

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

карточки

Р. № 317 ,324 ,325 ,189, 188

02.12

27

Контрольная работа№2 по теме « Законы динамики»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Законы динамики

Уметь применять знания при решении типовых задач

Контрольная работа

   

08.12

Раздел 2.Механические колебания и волны.Звук.(11)

28

Колебательное движение Свободные колебания. Колебательные системы.Маятник

1

Урок изучения нового материала

Свободные колебания

Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры

Физический диктант

Упр.23

§24,25

Упр.23

09.12

29

Величины, характеризующие колебательное движениие

1

Комбинированный урок

Величины, характеризующие колебательное движениие

Знать: величины характеризующие колебательное движение

Фронтальный опрос

Упр.24((1,2,4,7)

§26 упр.24(3,5)

15.12

30

Лабораторная работа № 3«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

Урок практикум

Зависимость периода и частоты маятника от его длины

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы и вывод

 

Повт.§26

Упр.24(6)

16.12

31

Затухающие и вынужденные колебания Резонанс

1

Комбинированный урок

Затухающие,Вынужденные колебания Резонанс

Объяснять природу затухающих и вынужденных колебаний знать понятие резонанса

Самостоятельная работа

Упр.25(2) упр.26(1.2)упр.27(1)

§28,29,30

Упр.25(1)упр.27(2)

22.12

32

Распространение колебаний в среде. Волны Продольные и поперечные волны

1

Урок изучения нового материала

Распространение колебаний в упругой среде.

Знать: определение механических волн. Основные характеристики волн

Фронтальный опрос

Карточки-задачи

§31,32

Р: № 438,

23.12

33

Длина волны. Скорость распространения волн

1

Комбинированный урок

Длина волны. Скорость волны

Знать: формулы длины волны и скорости распространения волны

Фронтальный опрос

Р.№ 435-437

§33

Упр.28(1-3)

12.01

34

Источники звука.Звуковыеколебания .решение задач

1

Комбинированный урок

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач

привести примеры источников звука и знать характеристики звуковых колебаний

Фронтальный опрос

Упр.29, Р.№ 438,411.

§34 ,Р № 410 ,439.

13.01

35

Высота и тембр звука. Громкость звука

1

Комбинированный урок

Высота и тембр звука. Громкость звука

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Беседа по вопросам

Р.№412,446

§35,36

Упр.30

19.01

36

Распространение звука Звуковые волны.Скорость звука

1

Комбинированный урок

Распространение звука.Звуковые волны. Скорость звука

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах

Беседа по вопросам

Упр.32(2-4)

§37,38

Упр.31(1,2),упр.32(1)

20.01

37

Отражение звука. Эхо.Звуковой резонанс.Решение задач

1

Комбинированный урок

Отражение звука. Эхо.Звуковойрезонанс.Решение задач

Знать : особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Самостоятельная работа

Карточки-задачи

§39,40,

Повт.§24-38

26.01

38

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Механические колебания и волны. Звук

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа№3

   

27.01

РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (14часов)

39

Магнитное поле и его графическое изображение Неоднородное и однородное магнитное поле

1

Урок изучения нового материала

Магнитное поле , графическое изображение , неоднородное и однородное магнитное поле

Знать: понятие «Магнитное поле» понимать: графическое изображение магнитного поля,картину линий магнитного поля пост. Пол. Магнита и прям. Проводника с током, неоднородное и однородное магнитное поле.соленоида

Беседа по вопросам

Упр.33 (1),карточки , упр.34(1)

§42,43

Упр.33(2),упр.34(2)

02.02

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля Обнаружение маг. поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

1

Комбинированный урок

Направление тока, линий его маг. Поля, Обнаружение маг. Поля, Правило левой руки

Уметь: определять направление тока и линий его маг.поля,с помощью правила буравчика. Обнаруживать маг. Поле . Знать правило левой руки

Сам. работа

Упр.35(2), карточки-задачи,упр.35(3), упр.36(1-4)Р.№ 829(а,в,д,з)

§44, 45

Упр.35(1,4,5,6)упр.36(5)Р.№829(б,г,е,ж)

03.02

41

Индукция магнитного поля Магнитный поток

1

Комбинированный урок

Индукция магнитного поля Магнитный поток

Знать: опр. вектора маг. индукции и формулу расчёта,Уметь опр. Действие силы на проводник с током понимать граф. Изображение магнитного потока

Физ. Диктант Самостоятельная работа

Упр.37(1,2) Р.№830, 832,карточки, упр. 38, карточки

§46, 47 Р.№ 831, упр.37 (1)

09.02

42

Явление электромагнитной индукции Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Комбинированный урок

Явление электромагнитной индукции Направление индукционного тока Правило Ленца

Понимать опыт Фарадея ,знать: причину возник. И направл. Индукционного тока, правило Ленца,понятие электромагнитной индукции

Самостоятельная работа

Упр.39(1), упр.40(1)

§48, 49

Упр.39(2) Р.№ 903, упр.40(2)

10.02

43

Лабораторная работа № 4 « Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Урок практикум

Явление электромагнитной индукции

Знать: понятие электромагнитной индукции; технику безопасности при работе с электроприборами

Оформление работы ,вывод

 

Повторить §48. 49

Р. № 902

16.02

44

Явление самоиндукции Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

Комбинированный урок

Явление самоиндукции Получение и передача пер. электр. Тока. Трансформатор

Знать: понятие индуктивности, переменного тока, формулу энергии магнитного поля, устройство и работу генератора и трансформатора

Беседа по вопросам

Упр. 41

§50. 51 упр . 42 (1)

17.02

45

Электромагнитное поле Электромагнитные волны

1

Комбинированный урок

Электромагнитное поле Электромагнитные волны

Знать: понятия « электромагнитное поле » и условие его существования, понимать механизм возникновения электромагнитных волн

Тест, Беседа по вопрасам

Упр. 43 , упр. 44 (1)

§ 52,53

Упр. 44 (2, 3)

02.03

46

Конденсатор

1

Урок изучения нового материала

Конденсатор

Знать: формулы- электрической ёмкости конденсатора , энергии электрического поля конденсатора , устройство конденсатора

Самостоятельная работа

Упр. 45 (1, 2, 3)

§ 54 упр.45 (4 , 5)

03.03

47

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

Комбинированный урок

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Знать: понятие колебательного контура и как получить электромагнитные колебания

Самостоятельная работа

 

§55 упр. 46

09.03

48

Принцип радиосвязи и телевидения Электромагнитная природа света

1

Комбинированный урок

Принцип радиосвязи и телевидения Электромагнитная природа света

Знать: передачу и приём информации с помощью электромагнитных волн и историческое развитие взглядов на природу света

Беседа по вопросам радиосвязи (шкала электромагнитных волн)

 

§56 ,58 упр. 47

10.03

49

Преломление света. Физический смысл показателя преломления Дисперсия света. Цвета тел

1

Урок изучения нового материала

Преломление света Дисперсия света. Цвета тел

Знать: закон преломления света , Знать понятие дисперсия света

Беседа по вопросам

Упр.48 (1) упр. 49(1)

§59, 60

Упр. 48(2) упр.49(2)

16.03

50

Типы оптических спектров Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1

Урок изучения нового материала

Типы оптических спектров Поглощение и испускание света атомами. Прохождение линейчатых спектров

Знать: типы оптических спектров, Знать: два постулата Нильса Бора об излучении света атомами

Беседа по вопросам

 

§62 , 64

17.03

51

Решение задач

1

Урок закрепления знаний

Электромагнитное поле

Уметь решать задачи на тему электромагнитное поле

Решение типовых задач

 

Повт.§ 42-64

23.03

52

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Электромагнитное поле

Систематизация знаний по теме

Контрольная работа№4

 

Повт.§ 42-64

24.03

РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (16 часов)

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

1

Урок изучения нового материала

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Знать «Альфа» «Бетта» «Гамма» лучи (природа лучей)

Беседа по вопросам

 

§65

Р: №1211,1214,1215

06.04

54

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

Комбинированный урок

Модели атомов. Схема опыта Резерфорда

Знать: Модель атома по Резерфорду, показать на модели

Самостоятельная работа

Вопросы-задания

§66 в.стр.231-232

07.04

55

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

Комбинированный урок

Радиоактивные превращения атомных ядер

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Физический диктант

Упр. 51( 4, 5 )

§67 упр.51 (1, 2, 3 )

13.04

56

Экспериментальные методы исследования частиц

1

Комбинированный урок

Экспериментальные методы исследования частиц

Знать: современные методы обнаружения и исследования частиц и ядерных превращений

тест

 

§ 68

14.04

57

Открытие протона и нейтрона

1

Комбинированный урок

Открытие протона и нейтрона

Знать: историю Открытия протона и нейтрона

Беседа по вопросам

 

§69, 70

Упр.52

20.04

58

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число Ядерные силы

1

Комбинированный урок

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число Ядерные силы

Знать: состав атомного ядра и действие сил в ядрах

Самостоятельная работа

 

§71, 72

1220, 1221

21.04

59

Энергия связи. Дефект масс

1

Комбинированный урок

Энергия связи. Дефект масс

Знать понятие «прочность атомных ядер»

Самостоятельная работа

 

§73

Р: №1177

27.04

60

Энергия связи. Дефект масс

1

Урок закрепления знаний

Решение задач

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс

Физический диктант

 

Повт. §73

Р. №1208, 1209

28.04

61

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакции

1

Комбинированный урок

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Понимать механизм деления ядер урана

Самостоятельная работа

 

§74,75

Р: №1210, 1211

04.05

62

Ядерный реактор.Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

1

Комбинированный урок

Ядерный реактор

Знать устройство ядерного реактора

Физический диктант

 

§76

Р: №1193, 1194

05.05

63

Лабораторная работа№ 5 »Изучение деления ядер атома урана по фотографии треков »

1

Урок практикум

Изучение деления ядер урана по фотографии треков

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы , вывод

 

Повт.§76

11.05

64

Атомная энергетика Лабораторная работа№ 6»Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Комбинированный урок, урок- практикум

Атомная энергетика Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Знать : преимущества и недостатки атомных электростанций . Приобретение навыков работы

Беседа , Оформление работы, вывод

 

§77 реферат

12.05

65

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

Комбинированный урок

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

Знать: правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа

 

§78 реферат

18.05

66

Термоядерная реакция

Подготовка к контрольной работе

1

Комбинированный урок

Термоядерная реакция

Знать: условия протекания , применение термоядерной реакции

Беседа

 

§79

Повт. §65-79

19.05

67

Контрольная работа № 5 по теме « Строение атома и атомного ядра»

1

Урок контроля и оценивания знаний

Строение атома и атомного ядра

Уметь решать задачи по теме « строение атома и атомного ядра»

Тест

   

25.05

 

 

IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.:Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование , приборы и таблицы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

1. Типовой комплект электроснабжения учебного кабинета.

2.Таблица "Шкала электромагнитных излучений.

3.Таблица "Международная система единиц"

4.Таблица"Физические величины "

5.Комплект таблиц по физике.

6. Методические рекомендации к лабораторным по механике.

7.Методические рекомендации по молекулярной физике.

8.Методические рекомендации к лабораторным по электродинамике.

9.Методические рекомендации к лабораторным по оптике.

10.Методические рекомендации к лабораторным по квантовым явлениям.

11.Электронное пособие на комп. дисках.

12.Комплект диап."Физика в.машинах и приборах."

13.Комплект диап."Космонавтика России".

14.Лабораторный набор по механике.

15.Лабораторный набор по молекулярной физике.

16. Мини-лаборатория по электродинамике.

17.Оптическая микро-лаборатория.

18.Лабораторный комплект по квантовым явлениям.

19. Компьютер Pentium

20.Методические рекомендации к лабораторным по электродинамике.

 

 
21.Методические рекомендации.

 

Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, секундомер.

Работа №4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

.

Работы №5-6 Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

сайты по физике:

Физика в Открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина

http://elkin52.narod.ru

Заочная физико-техническая школа при МФТИ

http://www.school.mipt.ru

Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

http://www.edu.delfa.net

Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования

http://fizkaf.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой

http://ifilip.narod.ru

Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной

http://class-fizika.narod. Краткий справочник по физике

http://www.physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана

http://www.physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ

http://www.phys.spb.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Теория относительности: интернет-учебник по физике

http://www.relativity.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов

http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Уроки по молекулярной физике

http://marklv.narod.ru/mkt/

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал-дайджест

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой

http://fisika.home.nov.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Электродинамика: учение с увлечением

http://physics.5ballov.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии ученых и изобретателей

http://erudite.nm.ru

Ядерная физика в Интернете

http://nuclphys.sinp.msu.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Электродинамика: учение с увлечением

http://physics.5ballov.ru

Физика в Открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина

http://elkin52.narod.ru

Заочная физико-техническая школа при МФТИ

http://www.school.mipt.ru

Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

http://www.edu.delfa.net

Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования

http://fizkaf.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой

http://ifilip.narod.ru

Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://class-fizika.narod.ru

Краткий справочник по физике http://www.physics.vir.ru Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана

http://www.physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ

http://www.phys.spb.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Теория относительности: интернет-учебник по физике

http://www.relativity.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов

http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Уроки по молекулярной физике

http://marklv.narod.ru/mkt/

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал-дайджест

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой

http://fisika.home.nov.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

ментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии ученых и изобретателей

http://erudite.nm.ru

Ядерная физика в Интернете

http://nuclphys.sinp.msu.ru

 

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольно-измерительные материалы по физике в 9 классе.

Контрольная работа №1

(по материалу § 1-8)

Вариант 1

Можно ли считать воздушный шар материальной точкой при определении архимедовой силы Fа, действующей на шар в воздухе ? ( Fa=g × p воздуха×Vшара).

Мяч, упав с высоты 2 м и отскочив от земли, был пойман на высоте 1м. В обоих направлениях мяч двигался вдоль вертикальной прямой. Определите путь l и перемещение s мяча за всё время его движения.

Два автомобиля движутся по прямолинейному участку шоссе. На рис.10 изображены графики проекций скоростей этих автомобилей на ось X, параллельную шоссе. а) Как движутся автомобили: равномерно или равноускоренно? б) Как направлены их скорости по отношению друг к другу? в)С какой по модулю скоростью движется первый автомобиль? второй?

Скорость скатывающегося с горы лыжника за 3 с увеличилась от 0,2м/с до 2м/с. Определите проекцию вектора ускорения лыжника на ось X, сонаправленную со скоростью его движения.

5. Поезд движется со скоростью 20 м/с. Чему будет равна скорость поезда после торможения, происходящего с ускорением 0,25м/ , в течение 20с?

6. На рис.11 показано, как меняется с течением времени проекция вектора скорости тела. Пользуясь графиком, определите проекцию [ах] и модуль [а] вектора ускорения, с которым движется тело.

7. Поезд движется прямолинейно со скоростью 15м/с. Какой путь пройдёт поезд за 10с торможения, происходящего с ускорением 0,5м/

Контрольная работа №1

(по материалу § 1-8)

Вариант 2

1. Можно ли считать земной шар материальной точкой при определении времени восхода солнца на восточной и западной границах России?

2. Средняя точка минутной стрелки часов находится на расстоянии 2см от центра циферблата. Определите путь l и перемещение s этой точки за 30 мин, если за час она проходит путь, равный 12,56см.

3. Два автомобиля движутся по прямолинейному участку шоссе. На рис.12 изображены графики проекций скоростей этих автомобилей на ось X, параллельную шоссе. а)Как движутся автомобили: равномерно или равноускоренно? б)Как направлены их скорости по отношению друг к другу? в)С какой по модулю скоростью движется первый автомобиль? второй?

4. Скатившийся с горы лыжник в течение 6с двигался по равнине. При этом его скорость уменьшилась от 3 м/с до 0. Определите проекцию вектора ускорения на ось Х, сонаправленную со скоростью движения лыжника.

5. Какую скорость приобретает автомобиль при разгоне с ускорением 0,4 м/ в течение 10с, если начальная скорость движения автомобиля была равна 10 м/с?

6 .На рис.13 показано, как меняется с течением времени проекция вектора скорости тела. Пользуясь графиком, определите проекцию [ ах] и модуль [ а] вектора ускорения, с которым движется это тело.

7. Какое перемещение совершит самолёт за 10с прямолинейного разбега при начальной скорости 10м/с и ускорением 1,5 м/?

Контрольная работа №2

(по материалу § 9-23)

Вариант1

1.На рис.20 изображен брусок, движущийся по поверхности стола под действием двух сил : силы тяги F, равной 1,95Н, и силы сопротивления движению Fс, равной 1,5Н. С каким ускорением движется брусок, если его масса равна 0,45кг?

2.Масса висящего на ветке яблока примерно в раз меньше массы Земли. Яблоко притягивается к Земле с силой, равной 3Н. Притягивается ли Земля к яблоку? Если да, то с какой силой?

3.На тележку массой 2 кг, катящуюся по арене цирка со скоростью 0,5м/с, прыгает собака массой 3 кг. Скорость движения собаки равна 1м/с и направлена горизонтально по ходу тележки. Определите скорость движения тележки с собакой.

4. На рис.21 показано/, как менялась с течением времени скорость велосипедиста. Движение велосипедиста было прямолинейным и рассматривалось в инерциальной системе отсчёта. В какие промежутки времени равнодействующая всех приложенных к велосипедисту сил была равна нулю?

Контрольная работа №2

(по материалу § 9-23)

 

Вариант 2

1.Лыжник массой 60 кг скатывается с горы. При этом за любые 3с его скорость увеличивается на 1,5м/с. Определите равнодействующую всех приложенных к лыжнику сил.

2.Сигнальная ракета пущена вертикально вверх со скоростью 30м/с. Через какой промежуток времени её скорость уменьшится до нуля? На какую высоту поднимется за это время ракета? (g= 10 м/.)

3. Увеличивается или уменьшается сила гравитационного притяжения между Меркурием и Венерой при увеличении расстояния между ними? Во сколько раз изменится сила притяжения, если расстояние между этими планетами увеличится в 2 раза?

4. На рис.22 изображёны два груза, висящие на концах перекинутых через блоки нитей. Другие концы нитей привязаны к динамометру Д . Какую силу показывает динамометр, если вес каждого из грузов равен 7 Н.

 

Контрольная работа №3

(по материалу главы II )

Вариант 1

1.Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4с. Определите период и частоту его колебаний.

2. В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения такой волны.

3.Могут ли вынужденные колебания происходить в колебательной системе? В системе, не являющейся колебательной? Если могут, то приведите примеры.

4. Дан график зависимости координаты колеблющегося тела от времени (рис.25).Определите по графику период колебаний.

Контрольная работа №3

(по материалу главы II )

Вариант 2

1.Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 1,5м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6м .Определите период колебания лодки.

2.Нитяной маятник колеблется с частотой 2 Гц. Определите период колебаний и число колебаний в минуту.

3. Могут ли свободные колебания происходить в колебательной системе? В системе, не являющейся колебательной? Если могут, то приведите примеры.

4.Координата средней точки иглы швейной машины меняется со временем так, как показано на рис.26. С какой амплитудой колеблется эта точка?

контрольная работа№4

по теме: «Электромагнитное поле» Вариант 1

Пользуясь рисунком, опишите словами, куда действует магнитная сила на проводник с током.

Какая длина проводника, если в магнитное поле с индукцией 0,25 Тл на него действует магнитная сила 2Н, а сила тока в проводнике 5А.

Используя график, определить амплитуду тока, его период и частоту.

Радиостанция работает на частоте 106 МГц. Найти длину излучаемой волны.

Радиосигнал достиг приёмной антенны за 6×10 – 6 с. На каком расстоянии от передатчика была приёмная антенна?

контрольная работа№4

по теме: «Электромагнитное поле»

Вариант 2

Пользуясь рисунком, объяснить словами, как расположены полюса магнита, действующего на проводник с током.

Определить силу тока в проводнике длиной 1,25м в магнитном поле с индукцией 0,2 Тл, если на него действует магнитная сила 1,5 Н.

Используя график, определить амплитуду напряжения, его период и частоту.

На какой частоте должен работать радиопередатчик, чтобы его длина волны была 150 м?

Через какое время радиослушатель, сидящий около радиоприёмника, услышит сигнал, если он находится на расстоянии 750 км от передающей стации?

 

Контрольная работа № 5

по теме «Строение атома и атомного ядра»

Вариант 1

 

1.Явление радиоактивности, открытое Беккерелем, свидетельствует о том, что…


А. Все вещества состоят из неделимых частиц-атомов.

Б. В состав атома входят электроны.

В. Атом имеет сложную структуру.

Г. Это явление характерно только для урана.
 


2.Кто предложил ядерную модель строения атома?


А. Беккерель. Б. Гейзенберг. В. Томсон. Г. Резерфорд.
 


3.На рисунке изображены схемы четырёх атомов. Чёрные точки- электроны. Какая схема соответствует атому 24Не?



 


4.В состав атома входят следующие частицы:


А. Только протоны.

Б. нуклоны и электроны.

В. протоны и нейтроны.

Г. Нейтроны и электроны.
 


5.Чему равно массовое число ядра атома марганца 2555Мn?


А. 25. Б. 80. В. 30. Г. 55.
 


6.В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?


А. 815О→11Н+ 814О.

Б. 36Li + 11Н→24Не + 23Не.

В. 23Не + 23Не→ 24Не + 11Н + 11Н.

Г. 37Li + 24Не → 510В + 01n.
 


^7. Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. Между какими парами частиц внутри ядра действуют ядерные силы?


А. Протон- протон

Б. Протон- нейтрон.

В. Нейтрон- нейтрон.

Г. Во всех парах А- В.
 


8.Массы протона и нейтрона…


А. Относятся как 1836:1.

Б. Приблизительно одинаковы.

В. Относятся как 1:1836.

Г. Приблизительно равны нулю.
 


9.В ядре атома кальция 2040Са содержится…


А. 20 нейтронов и 40 протонов.

Б. 40 нейтронов и 20 электронов.

В. 20 протонов и 40 электронов.

Г. 20 протонов и 20 нейтронов.
 


^10. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым ( в результате конденсации пересыщенного пара на ионах)?


А. В счетчике Гейгера.

Б. В камере Вильсона.

В. В сцинцилляционном счетчике.

Г. В пузырьковой камере.
 


^ 11.Определить второй продукт Х в ядерной реакции: 1327Al + 01n →1124Na+Х.


А. Альфа- частица. Б. нейтрон. В. протон. Г. электрон
 


12.Атомное ядро состоит из Z протонов и N нейтронов. Масса свободного нейтрона mn, свободного протона mp. Какое из приведенных ниже условий выполняется для массы ядра m?


А. m g =Zmp + Nmn

Б. m g p+ Nmn.

В. m g >Zmp + Nmn.

Г. Для стабильных ядер условие А, для радиоактивных ядер условие В.

 


13.Рассчитать ∆ m (дефект масс) ядра атома 37Li ( ва.е.м.).


mp =1,00728; mn =1,00866;m = 7,01601.

А. ∆m ≈ 0,04. Б. ∆m ≈ –0,04. В. ∆m =0. Г. ∆m ≈ 0,2.

14. В каких единицах должно быть выражено значение массы при вычислении энергии связи атомных ядер с использованием формулы ∆Е= ∆m*c2 ?

А. В килограммах.

Б. В граммах.

В. В атомных единицах массы.

Г. В джоулях.

 


^ 15.Что называется критической массой в урановом ядерном реакторе?


А. Масса урана в реакторе, при которой он может работать без взрыва.

Б. Минимальная масса урана, при которой в реакторе может быть осуществлена цепная реакция.

В. Дополнительная масса урана, вносимая в реактор для его запуска.

Г. Дополнительная масса вещества, вносимого в реактор для его остановки в критических случаях.

 


^ 16.Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внешнем облучении человека?


А. Бета- излучение.

Б. гамма- излучение.

В. Альфа- излучение.

Г. Все три вида излучения: альфа, бета, гамма.


 


Контрольная работа № 5

по теме «Строение атома и атомного ядра»

 

Вариант 2



^ 1. В состав радиоактивного излучения могут входить…

А. Только электроны.

Б. Только нейтроны.

В. Только альфа-частицы.

Г. Бета- частицы, альфа-частицы, гамма-кванты.

^ 2. С помощью опытов Резерфорд установил, что…

А. Положительный заряд распределён равномерно по всему объёму атома.

Б. Положительный заряд сосредоточен в центре атома и занимает очень малый объём.

В. В состав атома входят электроны.

Г. Атом не имеет внутренней структуры.

 


^3. На рисунке изображены схемы четырёх атомов. Электроны изображены в виде чёрных точек.


Какая схема соответствует атому 73 Li?





 

4.В состав ядра входят следующие частицы:


А. Только протоны.

Б. Протоны и электроны.

В. Протоны и нейтроны

Г. Нейтроны и электроны.

^ 5. Чему равен заряд ядра атома стронция 3888Sr?

А. 88 Б. 38 В. 50 Г. 126.

 


6.В каком из приведённых ниже уравнений ядерных реакций нарушен закон сохранения массового числа?


А. 49Ве +24Не →612С +01Н

Б. 714N + 24Не → 817О + 11Н

В. 714N + 11Н → 511В + 24Не

Г. 92239U → 93239Np + -10е

^ 7. Ядерные силы, действующие между нуклонами …

А. Во много раз превосходят гравитационные силы и действуют между заряжёнными частицами.

Б. Во много раз превосходят все виды сил и действуют на любых расстояниях.

В. Во много раз превосходят все другие виды сил, но действуют только на расстояниях, сравнимых с размерами ядра.

Г. Во много раз превосходят гравитационные силы и действуют между любыми частицами.

 

8.Массы протона и электрона…


А. Относятся как 1836 : 1.

Б. Приблизительно одинаковы.

В. Относятся как 1 : 1836.

Г. Приблизительно равно нулю.

^ 9. В ядре атома железа 2656Fe содержится:

А. 26 нейтронов и 56 протонов.

Б. 56 нейтронов и 26 протонов.

В. 26 протонов и 56 электронов.

Г. 26 протонов и 30 нейтронов.

 

10.В каком приборе происхождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?


А. В камере Вильсона.

Б. В счётчике Гейгера.

В. В сцинцилляционном счетчике.

Г. В пузырьковой камере.

 

11. Определите второй продукт Х ядерной реакции:


1327Al + 24Не 1530Р + Х

А. Альфа-частица ( 24Не).

Б. Нейтрон.

В. Протон.

Г. Электрон.

^ 12. Атомное ядро состоит из Z протонов и N нейтронов. Масса свободного нейтрона mn, свободного протона mp. Какое из приведённых ниже условий выполняется для массы ядра mя?

А.mя< Z*mp + N*mn; Б. mя > Z*mp + mn; В. mя = Z*mp+ N*mn

Г. Для стабильных ядер условие А, для радиоактивных- условие Б.

^ 13. Рассчитать дефект масс ( ∆ m ) в а. е. м. Ядра атома 23Не. Массы частиц и ядра, выраженные в а. е. м., соответственно равны: mn= 1,00866; mp = 1,00728; 

mя = 3,01602.

А. ∆ m ≈ 0,072 Б. ∆ m ≈ 0,0072 В. ∆ m ≈ -0,0072 Г .∆ m ≈ 0

^ 14. В каких единицах будет получено значение энергии при вычислении энергии связи атомных ядер с использованием формулы ∆E=m*c2 ?

А. В электрон-вольтах ( эВ).

Б. В мегаэлектрон-вольтах (МэВ) 

В. В джоулях.

Г. В а. е. м.

^ 15. В ядерном реакторе в качестве так называемых замедлителей используются такие вещества, как графит или вода. Что они должны замедлять и зачем?

А. Замедляют нейтроны для уменьшения вероятности осуществления ядерной реакции деления.

Б. Замедляют нейтроны для увеличения вероятности осуществления ядерной реакции деления.

В. Замедляют осуществление цепной реакции деления, чтобы легче было управлять реактором.

Г. Замедляют осколки ядер, образовавшихся в результате деления урана, для практического использования их кинетической энергии.

^ 16. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем облучении человека?

А. Бета-излучение.

Б. Гамма-излучение.

В. Альфа-излучение.

Г. Все три вида излучения: альфа, бета, гамма.

 

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

педагогического совета ___________Абакумова Н.А.

МБОУ Сетраковская СОШ

от_30. 08. 2016 года №_1____ 29.08. 2016 года

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.