12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глотова Лидия Васильевна54

Разработка домашнего задания

Пояснительная записка

  Данное домашнее задание разработано к уроку по теме: «Русское зарубежье. Люди и судьбы»

Цели: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны»; показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья.

Перед учащимися класса стоят задачи: подготовить историческую справку о  русской эмиграции, сделать обзор по теме:   «История русской эмиграционной литературы.  Литературные центры, издательства», подготовить работу по представлению поэта, писателя русского зарубежья. (Биографические сведения по теме достаточно полно и ярко изложены в учебных пособиях для 11 класса.  Учащиеся должны отобрать материал, чтобы он соответствовал теме и целям  урока.)

За две недели до проведения  урока был проведен опрос: «С какими из представителей русского зарубежья вам хотелось познакомиться более подробно и почему?».  После опроса решено было осветить подробнее творчество  Зинаиды Гиппиус и Владимира Набокова. (Представлены два поколения «первой волны» русской эмиграции.)

В процессе подготовки  данного домашнего задания развивается познавательный интерес  и творческая деятельность учащиеся, воспитываются коммуникативные качества; старшеклассники закрепляют умение работать со справочной литературой, обращаются к  интернет-ресурсам, к  литературным произведениям разных жанров; готовят выразительное чтение стихотворений, учатся анализировать произведения, самостоятельно  подбирают отрывки из критической литературы, делают обобщения и выводы, готовят презентации, фрагменты музыкальных произведений.

  Вид домашней работы:     индивидуальный, групповой.

Предварительная подготовка:    учащиеся класса  разбиваются на группы.  Каждая группа выбирает своих  историков, биографов, чтецов, сценаристов.

    В период подготовки к уроку учитель дает учащимся индивидуальные консультации.

Предмет – литература

Класс – 11 класс

Уровень сложности – средний

Тип задания – комбинированное (индивидуальное и групповое)

 Время для подготовки –2 недели

Способ проверки –  анализ выступлений с использованием оценочной таблицы

Таблица для оценивания

Параметры

Оценка (по пятибалльной шкале). Аргументы

Соответствие содержания выступления предложенной теме

 

Наглядность и оригинальность. Целостность

 

Разнообразие использованных источников

 

Соответствие музыкальных фрагментов теме

 

 

Инструкция по выполнению.

Задание  1 творческой группе

1.     Подготовить историческую справку о  русской эмиграции.

2.     Создать презентацию «Они выбрали эмиграцию»

Пример выполнения задания.

Из истории русской эмиграции

Тезисы:

Долгое время русская эмиграция не входила в программу изучения послереволюционной России. Нам говорили о происках «недобитых белогвардейцев», мешавших строительству социализма. Отношение к белоэмигрантам было негативным. Когда в эмигрантской прессе появились статьи, доказывающие значительность вклада русской эмиграции в мировую культуру, их высмеивали. Так, в газете «Последние новости» было напечатано, что из России «ушел весь цвет страны, все те, в руках которых было сосредоточено руководство ее жизни…  Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России». Сейчас мы признали, что наша страна осталась без значительной части населения, которая была ее гордостью. Вот как характеризует русское зарубежье историк русской эмиграции П.Ковалевский: «В мировой истории нет подобного по объему, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем».

Российскую империю на рубеже 19-20 в.в. покидало большое количество ее подданных по разным причинам: религиозным, национальным, политическим, экономическим.

   

     Условно в истории русской эмиграции выделяют три периода, три волны:

 

1)   «белая» эмиграция после гражданской войны. Это был выбор  между жизнью и смертью: 60 тыс. солдат и офицеров сдались добровольно красным, и почти 50 тыс. из них были расстреляны.

2)  волна эмиграции после Великой Отечественной войны. Она не дала ярких имен.

3) 70-е г.г. 20 века – «годы застоя».

     Настало время вспомнить те имена, события и явления, которыми была богата культура русской эмиграции, исполнить долг памяти перед людьми, которые, оказавшись на чужбине, творили во имя России.

 Общее число соотечественников, эмигрировавших из страны, составило около 20млн.

 

Презентация  «Они выбрали эмиграцию»

Звучит романс в исполнении А.Малинина «Сон офицера»

Задание  2 творческой группе.

1.      Сделать обзор по теме:   «История русской эмиграционной литературы.  Литературные центры, издательства».

2.      Выполнить таблицу «Центры литературной эмиграции».

 

Пример выполнения задания.

Литература русского зарубежья. Обзор истории русской эмиграционной литературы.  Литературные центры, издательства

Тезисы:

     20 век прошел для России под знаком величайших исторических потрясений.

     Конец 19 и начала 20 века ознаменовались «культурным ренессансом». В едином пространстве сосуществовали различные литературные течения.

     За пределами России формировался особый пласт русской эмигрантской литературы.

     До середины 1920 –х годов уехавшие не осознавали себя эмигрантами. Уезжали на один - два года. Уезжали признанными: Бунин, Куприн, Тэффи, Саша Черный.

     «Мы не в изгнании, мы – в послании» - эти слова стали крылатыми. Именно как «послание», как высокую духовную миссию воспринимала свое предназначение лучшая часть первой волны эмиграции.

     В эмиграции была создана «вторая России». Открывали воскресные школы, обучали русскому языку, читали лекции о русской культуре.

     «Россия нам мать, а о матери плохо не говорят» - лозунг эмигрантов.

     Голодали, нищенствовали…  Работали таксистами, официантами… Но создали литературу.

     Рубеж 1920 -1930- х годов – время расцвета литературы русского зарубежья. Всего с 1917 – 1967 год вышло 3182 зарубежных литературных издания русской литературной эмиграции. Большое место в них занимают романы о революции, жизни русских эмигрантов. Было издано много воспоминаний. Большим спросом пользовались поэтические сборники К.Бальмонта (14сборников). Из драматургии наиболее известны трагедии М.Цветаевой.

                                            Центры литературной эмиграции

Берлин

     В 20-е годы начинают выходить альманахи, сборники, газеты, журналы «Русская книга»,  «Беседа», в которых печатались Андрей Белый, Владислав Ходасевич и др. Отличительная особенность этой русской колонии – общность писателей-эмигрантов. Были созданы «Дом русских  литераторов», «Клуб русских писателей».

Париж

     В 1920 году был основан первый толстый журнал «Грядущее России». Выходит газета    «Руль».

      С 1925 года выходит газета «Возрождение», а с 1926 года – журнал «Версты».

София

     В 1921 году публикуется сборник «Исход к востоку».

Варшава

     В 20-е годы выходит газета «За свободу» (учредители – Д.Мережковский, Б. Савинков).

Прага

     В 1921 году основан журнал «Смена вех».

Каир

     В 1920 – 1922 годах выходит альманах «Русский вестник».

Филиппины

     В 1937 году выходит «Литературный бюллетень»

Китай

     Издания эпизодичны.  В 1937 году публикуется коллективный сборник, посвященный жизни и творчеству Николая Гумилева. Интересны мемуары В. Перелешина «Воспоминания о Китае».

Задания 3 творческой группе

1.     Подготовить работу по представлению поэтессы Зинаиды Гиппиус.

2.     Создать презентацию.

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Зинаиды Гиппиус «Веселье», «Неотступное».

Пример выполнения задания.

Поэтесса Зинаида Гиппиус

Презентация. Звучит голос самой З.Гиппиус. Она читает стихотворение «Свет».

 

     Зинаида Гиппиус… Современники оставили о ней множество свидетельств в письмах, дневниках, воспоминаниях. О ней в разное время писали А.Блок, В.Брюсов, М.Цветаева, С.Есенин.

                             (Читаются высказывания о Гиппиус)

На  протяжении долгого времени творчество Зинаиды Гиппиус было основой русского декадентства.  Создавая свой образ «декадентской мадонны»,  Зинаида Николаевна как женщина-литератор сознательно стремилась к завоеванию права выражать свою индивидуальность во всех сферах нетрадиционно, личностно. Мужской псевдоним (Антон Крайний, Товарищ Герман, Лев Пущин, Антон Кирша) обозначил ее стремление подчеркнуть «мужское»  место в литературном мире.

Октябрь 1917 Гиппиус восприняла как контрреволюционный путч. Октябрь для нее – это и конкретное преступление революционных проходимцев, и великий общий грех народа, допустившего их к власти.

                 Долгие годы на примере этих строк читателей уверяли в том, что она ненавидела свой народ, готова была вершить над ним расправу. Наполненные гневом стихи Гиппиус, удивляли многих ее современников. Продолжая жить  после революции  в Петрограде, ее семья, как и все, испытала на себе  беды военного коммунизма: голод, нищету, разруху.

     24 декабря 1919 года Мережковский и Гиппиус выехали из Петербурга в Гомель, а в январе 1920 года нелегально перешли польскую границу, потом был Париж.

     Вывезенные из России по частям, ее  «Петербургские дневники» были опубликованы в 1921 году в Софии в журнале «Русская мысль».

    До конца своей жизни Гиппиус не отказывалась от высказанного в «Дневника» резкого неприятия большевизма и «Совдепии». К чести Зинаиды Николаевны, она заняла непримиримую позицию и по отношению к фашизму, резко отрицательно отнеслась к речи по французскому радио в 1939 году Д.С. Мережковского в защиту фашизма, якобы признанного спасти мир от дьявола большевизма.

    Ее стихи, статьи, заметки постоянно появляются в крупнейших изданиях русской эмиграции.  Парижская квартира Гиппиус на Колонель-Боне стала одним из центров литературы русского зарубежья. От пяти до семи по воскресеньям здесь устраивались шумные литературно-мистические чаепития, на которых намечались проблемы, выносившиеся затем на обсуждение в организованном Мережковским и Гиппиус обществе поэтов “Зеленая лампа”. И все же чувство утраты Родины и чувство катастрофы, которая случилась с ней, делало горьким их внешнее благополучное существование.

     В поздней лирике общественные вопросы осмысливаются Гиппиус как глубоко личностные. Именно так, от лица лирического «я» говорит поэтесса о России, любви к ней и вере в ее будущее. Одна из последних ее «молитв» -  об этом.

     Скончалась Зинаида Гиппиус 9 сентября 1945 года, похоронена под одним надгробием с Дмитрием Мережковским на русском кладбище в Сент-Женевьев- де- Буа близ Парижа.

Задания 4 творческой группе

1.      Подготовить работу по представлению писателя В.Набокова.

2.      Создать презентацию.

Индивидуальное задание: подготовить  выразительное чтение наизусть стихотворений В.Набокова «Россия», «Расстрел».

 Пример выполнения задания

Владимир Набоков

Владимир Набоков пришел в русскую литературу с опозданием на полвека. Находясь за тысячи верст от России, он никогда не терял с ней духовной  связи и надеялся, что настанет время, когда его произведения найдут русского читателя.

     Герой набоковского романа «Дар», литературный «двойник» автора уверен, что раньше или позже, но увидит Россию:

     «Я наверняка знаю, что вернусь, - во-первых, потому что увез с собой от нее ключи, а во-вторых, потому что все равно когда, через сто, через двести лет буду жить там в своих книгах или хотя  бы в подстрочном примечании исследователя».

     В этом же романе писатель поместил стихи, в которых с предельной искренностью сумел передать свои переживания и тоску по родине.

     В книге воспоминаний «Другие берега» он пишет:

     «…Дайте мне на любом материке лес, поле и воздух, напоминающий Петербургскую губернию, и тогда душа вся перевертывается».

     (Далее дается краткая биографическая справка, звучат стихотворения Набокова о России)

Задание 5 творческой группе

1.      Подготовить презентацию « Из истории возникновения русского кладбища под Парижем в Сент-Женевьев-де-Буа».

Пример выполнения задания                              

            Недалеко  от  Парижа есть одно место, посетить которое  долгом своим считает  каждый россиянин. Это – русское кладбище Сент- Женевьев-де-Буа. Самое большое русское кладбище за пределами России.

     Успенская  церковь стоит  белой свечой, вызывая  в памяти образ Покрова на Нерли. Звонница, словно бы перенесена сюда из древнего Новгорода,   раскидистые белоствольные березы… Тишина…  И множество знакомых по литературе  и истории русских фамилий…

    На память приходят слова князя Сергея Евгеньевича Трубецкого: «Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине – я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы, и они будут призывать их к любви и верности России».

На каждой русской могиле – какой-нибудь символ ушедшей России: андреевский флаг из голубых и белых цветов, изображение русского ордена, восьмиугольный крест с крышей и золотыми куполами-луковками, горящие в нишах крестов свечи…   И оставшиеся такими злободневными слова: «Боже, спаси Россию!» - на одной из могил.

                   Презентация. Звучит романс «Сент-Женевьев - де- Буа» в исполнении А.Малинина.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.