12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Китриш Светлана Валентиновна49

Муниципальное образовательное учреждение

Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1

Ульяновская область город Новоульяновск


 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ№1

_________/Бурдина Т.Б./

ФИО

«28»августа 2015г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 691 от30.08.2015

Директор МОУ СОШ №1

_________/НовиковаО.В./

 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Этика и психология семейной жизни»

Направление – общеинтеллектуальное

Вид деятельности - познавательная

Ступень обучения (класс) - старшее звено, 10 класс

Количество часов - 34

Учитель - Китриш Светлана Валентиновна,

первая квалификационная категория.


 


 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

специалистов психолого-

педагогического сопровождения

Руководитель МО

________/Фомина М. Г./

Протокол № 1

от «28»августа 2015 г

 

 

 

 

 


 


 

2015 - 2016 учебный год

 

 

Пояснительная записка

В последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения.

Увеличилось число разводов — не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.

Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.

Актуальным в связи с этим представляется разработка программы элективного курса, направленного на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи.

Программа курса «Основы этики и психологии семейной жизни» рассчитана на год, 1 учебное занятие в неделю.


 


 

Общая характеристика учебного курса.

Цель: формирование у старшеклассников готовности к будущей семейной жизни, к вступлению в брак, а также понимания необходимости сохранения института семьи.

Задачи:

Формирование у старшеклассников знаний о психологии современной семьи и семейных взаимоотношений.

Расширение представления о роли семьи в формировании и развитии личности.

Формирование уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.

Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений.

Формирование у школьников потребности в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.

Профилактика рискованного сексуального поведения.

Активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Развитие качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.

Предлагаемая разработка учебного курса "Этика и психология семейной жизни" нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.

Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 10-х классов.

Воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с проблемами семейного воспитания. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника. Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются одними из основных условий успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальной в связи с тем, что одной из основных функций семьи является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития школьников.

Планируемые результаты.

Результаты занятий не всегда проявляются быстро и не являются столь наглядными и очевидными, как результаты обучения чему-либо.

Тем не менее, можно предположить, что после проведения занятий произойдёт:

Повышение психологической информированности учащихся о семье и семейных взаимоотношениях.

Повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия.

Формирование ценностого отношения к институту семьи и первичное самоопределение в семейной сфере.

Формирование навыков взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях. 

Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений.

Активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся.


 


 


 

 Оценка эффективности проводимой работы

Предполагаемый результат

Методы диагностики

Повышение психологической информированности учащихся о семье и семейных взаимоотношениях.

Анкетирование

Повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия.

Формирование ценностого отношения к институту семьи и первичное самоопределение в семейной сфере.

Формирование навыков взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях.  (способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии, разрешать трудные ситуации межличностного общения, прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия своих действий)

Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений.

Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В.)

тест Гилфорда «Социальный интеллект»,

тест Розенцвейга

Формы контроля знаний

Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса «Этика и психология семейной жизни» может быть построена по-разному.

Во-первых, на основе принципа самоконтроля учащихся - за счёт выполнения ими тестовых занятий для самопроверки в конце каждого раздела.

Во-вторых, на основе контроля со стороны учителя, осуществляемого в виде выполнения тестовых заданий, анкет и опросников в ходе изучения отдельных тем раздела, а также защиты творческих заданий.

Форма итогового контроля: презентация проектов. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено».

Содержание программы

Программа курса направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.

Основными формами организации учебных занятий по программе элективного курса и методами работы являются:

- игровые методы, моделирующие определенные ситуации;

- активизирующие методики.

- дискуссии, эвристические беседы, мини-лекции;

- диагностические методики (тесты, анкеты-опросники),

- тренинговые упражнения;

- рисуночная арт-терапия;

- моделирование образцов поведения;

- метафорические истории и притчи.

Использование интерактивных методических средств позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа.

Он включает следующие разделы: «Семья и брак», «Межличностные отношения», «Подготовка к семейной жизни», «Семейное законодательство».

В первом разделе «Семья и брак» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею нравственности, рассматриваются традиции и исторический взгляд на создание семьи в разных странах и конфессиях.  Рассматриваются функции семьи, динамика этапов ее развития, а также негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. Поднимаются вопросы сохранения репродуктивного здоровья семьи.

Второй раздел «Психология межличностных отношений» раскрывает нравственные и психологические основы взаимоотношений в семье. Направлен на формирование чувства ответственности и заботы друг о друге, воспитания уважения подрастающего поколения к старшим членам семьи. Раскрываются тонкости семейного общения, способы разрешения конфликтных ситуаций, поиска компромисса.

Третий раздел «Подготовка к семейной жизни» раскрывает   понятие о мужественности и женственности, помогает осознать сущность дружбы, любви. Знакомит с Мужской и женской психологией.  Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу. Старшеклассники знакомятся с условиями создания молодой семьи (изменение образа жизни, новый характер взаимоотношений, принятие новых ролей).  Раскрывают типичные "зоны" конфликтов, учатся способам улаживания конфликтных ситуаций. Отмечается незаменимость семьи в воспитании детей, ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, обязанность в обучении и воспитании.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 2 занятия. Это обусловлено тем, что на других уроках в школе учащиеся уже знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса.

Завершает курс занятий заключительный урок, на котором учащиеся защищают проекты «Моя будущая семья».

 

Тематический план.

Наименование тем

Количество часов

Семья и брак.

1

Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак

1

2

Особенности современной семьи, ее функции, структура, динамика

3

3

Семейные тайны. Проблемы современной семьи.

2

4

Здоровье семьи. Репродуктивное здоровье.

2

Межличностные отношения.

1

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат

2

2

Искусство общения с родителями

2

3

Конфликты и их последствия

2

Подготовка к семейной жизни

1

Гендерные основы взаимоотношений юношей и девушек.

2

2

Любовь как предпосылка и основа современной семьи.

1

3

Особенности юношеской любви

1

4

Психология добрачных отношений. Выбор партнера.

2

5

О готовности к созданию семьи

1

6

Молодая семья: начало супружества. Эмоциональный мир семьи.

1

7

Проблемы молодой семьи. Профилактика нарушений семейных отношений.

3

8

Профилактика супружеских конфликтов

1

9

Дети в молодой семье

2

10

Развод и его последствия

1

Семейное законодательство

1

Правовое регулирование семейных отношений

2

Итоговый раздел

1

Проект «Моя будущая семья» Подведение итогов

2

 

Всего:

34

Литература

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пос.- СПб.: Речь, 2004.

Барбитова А.Д. Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений (10-11 классы)».-Ульяновск: УИПКПРО, 2011.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.. М., 1991.

Прохорова С.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок.- СПб.:КАРО, 2008.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни.

  1. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.

    Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

    Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя/под ред. И.В.Гребенникова.-М.: Просвещение, 1987.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.