Программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни»
Муниципальное образовательное учреждение
Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1
Ульяновская область город Новоульяновск
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СОШ№1 _________/Бурдина Т.Б./ ФИО «28»августа 2015г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом № 691 от30.08.2015 Директор МОУ СОШ №1 _________/НовиковаО.В./
|
Элективного курса
«Этика и психология семейной жизни»
Направление – общеинтеллектуальное
Вид деятельности - познавательная
Ступень обучения (класс) - старшее звено, 10 класс
Количество часов - 34
Учитель - Китриш Светлана Валентиновна,
первая квалификационная категория.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
специалистов психолого-
педагогического сопровождения
Руководитель МО
________/Фомина М. Г./
Протокол № 1
от «28»августа 2015 г
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
В последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения.
Увеличилось число разводов — не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.
Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.
Актуальным в связи с этим представляется разработка программы элективного курса, направленного на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи.
Программа курса «Основы этики и психологии семейной жизни» рассчитана на год, 1 учебное занятие в неделю.
Общая характеристика учебного курса.
Цель: формирование у старшеклассников готовности к будущей семейной жизни, к вступлению в брак, а также понимания необходимости сохранения института семьи.
Задачи:
Формирование у старшеклассников знаний о психологии современной семьи и семейных взаимоотношений.
Расширение представления о роли семьи в формировании и развитии личности.
Формирование уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений.
Формирование у школьников потребности в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.
Профилактика рискованного сексуального поведения.
Активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Развитие качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.
Предлагаемая разработка учебного курса "Этика и психология семейной жизни" нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.
Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 10-х классов.
Воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с проблемами семейного воспитания. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника. Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются одними из основных условий успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальной в связи с тем, что одной из основных функций семьи является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития школьников.
Планируемые результаты.
Результаты занятий не всегда проявляются быстро и не являются столь наглядными и очевидными, как результаты обучения чему-либо.
Тем не менее, можно предположить, что после проведения занятий произойдёт:
Повышение психологической информированности учащихся о семье и семейных взаимоотношениях.
Повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия.
Формирование ценностого отношения к институту семьи и первичное самоопределение в семейной сфере.
Формирование навыков взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях.
Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений.
Активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся.
Оценка эффективности проводимой работы
Предполагаемый результат |
Методы диагностики |
Повышение психологической информированности учащихся о семье и семейных взаимоотношениях. |
Анкетирование |
Повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия. |
|
Формирование ценностого отношения к институту семьи и первичное самоопределение в семейной сфере. |
|
Формирование навыков взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях. (способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии, разрешать трудные ситуации межличностного общения, прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия своих действий) Формирование умения правильно строить взаимоотношения в семье между представителями разных поколений. |
Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В.) тест Гилфорда «Социальный интеллект», тест Розенцвейга |
Формы контроля знаний
Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса «Этика и психология семейной жизни» может быть построена по-разному.
Во-первых, на основе принципа самоконтроля учащихся - за счёт выполнения ими тестовых занятий для самопроверки в конце каждого раздела.
Во-вторых, на основе контроля со стороны учителя, осуществляемого в виде выполнения тестовых заданий, анкет и опросников в ходе изучения отдельных тем раздела, а также защиты творческих заданий.
Форма итогового контроля: презентация проектов. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено».
Содержание программы
Программа курса направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.
Основными формами организации учебных занятий по программе элективного курса и методами работы являются:
- игровые методы, моделирующие определенные ситуации;
- активизирующие методики.
- дискуссии, эвристические беседы, мини-лекции;
- диагностические методики (тесты, анкеты-опросники),
- тренинговые упражнения;
- рисуночная арт-терапия;
- моделирование образцов поведения;
- метафорические истории и притчи.
Использование интерактивных методических средств позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.
Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа.
Он включает следующие разделы: «Семья и брак», «Межличностные отношения», «Подготовка к семейной жизни», «Семейное законодательство».
В первом разделе «Семья и брак» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею нравственности, рассматриваются традиции и исторический взгляд на создание семьи в разных странах и конфессиях. Рассматриваются функции семьи, динамика этапов ее развития, а также негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. Поднимаются вопросы сохранения репродуктивного здоровья семьи.
Второй раздел «Психология межличностных отношений» раскрывает нравственные и психологические основы взаимоотношений в семье. Направлен на формирование чувства ответственности и заботы друг о друге, воспитания уважения подрастающего поколения к старшим членам семьи. Раскрываются тонкости семейного общения, способы разрешения конфликтных ситуаций, поиска компромисса.
Третий раздел «Подготовка к семейной жизни» раскрывает понятие о мужественности и женственности, помогает осознать сущность дружбы, любви. Знакомит с Мужской и женской психологией. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу. Старшеклассники знакомятся с условиями создания молодой семьи (изменение образа жизни, новый характер взаимоотношений, принятие новых ролей). Раскрывают типичные "зоны" конфликтов, учатся способам улаживания конфликтных ситуаций. Отмечается незаменимость семьи в воспитании детей, ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, обязанность в обучении и воспитании.
Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 2 занятия. Это обусловлено тем, что на других уроках в школе учащиеся уже знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса.
Завершает курс занятий заключительный урок, на котором учащиеся защищают проекты «Моя будущая семья».
Тематический план.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Семья и брак. |
||
1 |
Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак |
1 |
2 |
Особенности современной семьи, ее функции, структура, динамика |
3 |
3 |
Семейные тайны. Проблемы современной семьи. |
2 |
4 |
Здоровье семьи. Репродуктивное здоровье. |
2 |
Межличностные отношения. |
||
1 |
Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат |
2 |
2 |
Искусство общения с родителями |
2 |
3 |
Конфликты и их последствия |
2 |
Подготовка к семейной жизни |
||
1 |
Гендерные основы взаимоотношений юношей и девушек. |
2 |
2 |
Любовь как предпосылка и основа современной семьи. |
1 |
3 |
Особенности юношеской любви |
1 |
4 |
Психология добрачных отношений. Выбор партнера. |
2 |
5 |
О готовности к созданию семьи |
1 |
6 |
Молодая семья: начало супружества. Эмоциональный мир семьи. |
1 |
7 |
Проблемы молодой семьи. Профилактика нарушений семейных отношений. |
3 |
8 |
Профилактика супружеских конфликтов |
1 |
9 |
Дети в молодой семье |
2 |
10 |
Развод и его последствия |
1 |
Семейное законодательство |
||
1 |
Правовое регулирование семейных отношений |
2 |
Итоговый раздел |
||
1 |
Проект «Моя будущая семья» Подведение итогов |
2 |
Всего: |
34 |
Литература
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пос.- СПб.: Речь, 2004.
Барбитова А.Д. Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений (10-11 классы)».-Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.. М., 1991.
Прохорова С.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок.- СПб.:КАРО, 2008.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя/под ред. И.В.Гребенникова.-М.: Просвещение, 1987.