Методическая разработка урока по литературе на тему «Уроки Гражданской войны в рассказах М.А.Шолохова и И.Э.Бабеля»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
на тему
«Уроки Гражданской войны в рассказах М.А.Шолохова и И.Э.Бабеля»»
Выполнила: | Преподаватель учебного предмета «литература» Лихачева Марина Евгеньевна |
Тема урока: Уроки гражданской войны в рассказах М.Шолохова и И.Бабеля
Цель урока: создать целостного представление о художественном своеобразии рассказов М. А.Шолохова и И.Э.Бабеля.
Предметные:
изучить "Донские рассказы" М. Шолохова и рассказы книги И. Бабеля «Конармия»,
выявить авторское понимание гражданской войны в произведениях;
определить тему, идею рассказов; особенности языка, стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с текстами произведений.
Метапредметные:
развивать аналитическое мышление учащихся, монологическую речь, умение работать в группе, творческие способности.
Личностные:
уметь проследить на примере исторического материала и судеб героев произведений трагедию народа в начале 20 века и увидеть приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
воспитывать у учащихся толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование урока: тексты произведений, видеофрагменты, компьютер, презентация, карточки-задания.
Подготовка: группа делится на 3 подгруппы
Ход урока:
Организационный момент. Слово учителя:
Сегодня мы обратимся к двадцатым годам XX столетия. Тяжелому времени в истории нашей родины России. После октябрьской революции 1917 года на всей ее территории пламенем прошла гражданская война. Казалось не было уголка в стране, где бы не шли кровопролитные сражения. И не случайно, что именно это событие - гражданская война, всколыхнувшее всю страну, принесшее боль, страдание и кровь, стало предметом изображения в русской литературе этого периода.
Не забываем мы о нем и сейчас. А можем ли мы то, что произошло более 100 лет назад в нашей стране? Можем ли мы понять, что двигало миллионами людей, сражающимися в своей стране насмерть? Можем ли мы понять почему гражданская война в России была и подвигом и трагедией? Можем ли мы понять смогло ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь уроки истории?
Предложить прослушать песню из кинофильма «Неуловимые мстители» и просмотреть отрывок.
- В этом отрывке герои фильма «Неуловимые мстители» поют о гражданской войне, о смысле, который приобрела их жизнь. Полыхающая «от темна до темна» гражданская война не ощущается трагедией, она воспевается, как воспевается и подвиг, совершаемый во имя справедливости. Война предстаёт в романтическом ореоле. Так считают «неуловимые мстители» Красной Армии. А если также считает и другая сторона? А если правда каждой стороны оправдывает убийство граждан своей страны? Своего отца? Матери? Жены? Сына? Сможем ли мы с вершины сегодняшнего дня понять две воюющие стороны?
Задолго до этих событий Иоанн Кронштадтский предсказывал: «Близко время, когда разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца, и прольётся много крови на земле русской».
Такой Гражданскую войну показали талантливые писатели ХХ века, мужественные люди Исаак Эммануилович Бабель в цикле рассказов «Конармия» и Михаил Александрович Шолохов в «Донских рассказах» - оба участники событий гражданский войны.
Запишите эпиграф нашего урока:
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет бесов и нет ангелов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия». Б. Васильев.
Стихотворение М. Волошина «Гражданская война» читает подготовленный ученик:
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников.
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
Другие из ряда военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на покой
Отцов и братьев убиенных…
Одни идут освобождать
Москву и вновь ковать стихию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
Актуализация знаний:
-- Дайте определение Гражданской войне.
(Запись в тетрадях)
Гражданская война - это столкновение двух идеологий, это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства, это борьба внутри нации, внутри народа, между земляками, соседями, близкими родственникам, это трагедия, бедствие всего народа, для каждой семьи, для каждого человека.
Учитель: Что вам известно из биографии писателей Бабеля и Шолохова об их отношении к революции, войне, что известно об истории создания произведений этого периода?
Учитель: Кто становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах» и в «Конармии»? (Семья)
Война вошла в каждый дом. Разметала вековые устои и традиции. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием идеологии и обстоятельств. Жизнь порой не оставляла выбора. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами самых родных людей.
Учитель: Что же происходило с человеком на войне, с его душой, можно ли оставаться Человеком при обстоятельствах, которые заставляют тебя убивать своих сограждан? Проследим на примерах героев некоторых рассказов писателей.
Большинство произведений М. Шолохова связано с событиями, происходившими на Дону и с казачеством.
1 – ый учащийся: Донское казачество всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую ее часть представляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. А одним из первых документов, принятым партией большевиков, стал Декрет о земле. Этот закон имел для казаков большое значение. Не казачье население, также проживавшее на Дону имело земли в четыре раза меньше и требовало земельного передела и уравнения в правах. Но казаки считали себя исконными хозяевами войсковой земли и уступать не хотели. Скоро большевики перечеркнут земельный декрет и примут другой – «Основной закон о социализации земли», признававший все земли государственными.
Большинство казаков восприняли его как посягательство на их вековые традиции и права, и отказались признать законы большевиков. Восстание казаков охватило Нижний и Средний Дон. Атаманом был избран генерал П. Краснов. Казаков, примкнувших к П. Краснову, стали называть белыми. На Дон для подавления восстания были выдвинуты отряды Красной Армии. В ее ряды вступали иногородние, а также часть донских казаков, привлеченных лозунгами свободы и равенства. Их стали называть красными казаками. На Дону началась гражданская война, унесшая тысячи жизней.
2 – ой учащийся: Такой кровавой, унесшей тысячи жизней, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах" М. Шолохова.
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в станице Вёшенской, на Дону.
Годы учебы будущего писателя (1914-1918) пришлись на время Первой мировой войны. Вернувшись домой, будущий писатель увидит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.
В 1920 г. Михаил Шолохов добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами. И банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах,”-так вспоминал об этом смутном времени сам Шолохов. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924 году, когда автору было около 19 лет. "Донские рассказы" - это литературный дебют М. Шолохова.
3–ий учащийся: Дебют стал удачным. Рассказы, вошедшие в сборник, небольшие, они написаны простым, образным языком. Шолохов пользуется в рассказах просторечиями, диалектными словами, что делает их самобытными, жизненными.
"Донские рассказы" привлекают стремительным, динамично развивающимся действием. В них автору удалось раскрыть народные характеры в условиях гражданской войны, показать боль и горе, пришедшее на родную землю.
В цикле «Донские рассказы» особый накал обретает конфликт поколений, когда сын во имя идеи шел против отца, а отец не щадил сына. Это было немыслимо для казаков: почитание старших, уважение семейных уз, законопослушность – на этом строились вековые традиции и казачья община. Рассказы Шолохова показывают, как жестокость и ненависть разрушают эти традиции, приводят к обоюдной трагедии.
Анализ рассказов. В ходе анализа учащиеся отвечают на вопросы, работают в группах с текстами, ведут конспекты, отвечают на вопросы, делают выводы.
1 группа. Вопросы для анализа рассказа М. Шолохова «Родинка».
Имя главного героя рассказа? (Николка Кошевой).
Что знаем о его происхождении, занятиях из анкеты? (Николка командир эскадрона, землероб, член РКСМ.)
Сколько ему лет? Как он относится к своему возрасту? (18 лет. Николка стесняется своей молодости. В отряде он самый молодой, а командует старшими. В свои годы он выглядит старше своего возраста, уже разгромил две банды, пользуется уважением в отряде.)
Как описание Николая Кошевого определяет его чувства, отношение к жизни (“… плечист, не по годам выглядит, старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая”,“думал устало”, “уморился так жить”, “опостылело все”, “потянул за рукав устало”, “искаженное злобой лицо“- в описании героя видна усталость от жизни, злость, которая заполняет его сердце в сражениях. )
Как Николка оказался в отряде? (Николка остался сиротой мать умерла, отец пропал без вести, до 15 лет мыкался он по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля.”)
Почему герой вспоминает о детстве? (В воспоминаниях слышится тоска героя по отце, матери, мирной жизни: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”. А теперь жизнь Николки, командира эскадрона, выбилась из привычного русла.)
Что узнали об отце Николая Кошевого? (Он казак, поэтому выполняя свой долг, ушел на войну, а дальше “… плен германский, потом Врангель,… лагерь с колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши кубанские… и – банда”. Теперь он атаман, он не принимает советской власти, борется с ней, как и другие, недовольные казаки.)
Почему же отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни? (Вернувшись домой, узнал, что нет семьи: жена умерла, а сын пропал. В станице Советская власть. А казаки люди военные – присягу давали не этой власти. Поэтому уходили в банды, так как были недовольны Советской властью. Недовольны её политикой расказачивания.)
Учитель: Воинские части казачества принимали участие в вооруженной борьбе с советской властью. А большевики вели борьбу со всем казачеством, так как зазаки были собственниками земли и сопротивлялись ее национализации. Большевики проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков, расстреливали каждого, у кого находили оружие.
Политической задачей политики расказачивания было уничтожение казачества как класса, разгром сильного противника и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне. Расказачивание уничтожало сильных, зажиточных сельских хозяев, обостряло отношения в деревне. Именно политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.
Так атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден “… волком уходить по родным полям…”.
Продолжение анализа.
Вопросы:
Какие чувства живут в душе атамана? (“Душа зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит изнутри” – боль, злость, ненависть и усталость).
Почему чувства отца и сына похожи? (Оба устали от бесконечной жестокости и ненависти).
Как встретились отец и сын? (Отец и сын встретились во время боя. Отец убил Николку)
Как атаман узнал, что убитый им красный командир, его сын? (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него.)
Почему именно родинку использует автор как символ? (Родинка – родной – род – Родина. Род, Родина – это объединяющее начало)
Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? (“… завыл”, “почернел” и т.д. Черный цвет – это цвет боли, злости, ненависти)
Почему застрелился атаман? (убийство врага, оправдывает война, а детоубийство - это грех, который нельзя оправдать, который можно искупить только смертью.)
Учитель: В конце рассказа конфликт между белыми и красными уступает место другому - веками складывавшиеся нормы человеческой жизни уничтожены братоубийственной войной.
Одни и те же чувства в их душах: у атамана "душа зачерствела", у Николки "лицо злобой перекошено". Цели разные, а чувства одни и путь, выбранный ими, один. Это путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".
Поэтому и название рассказа столь значимо. “Родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. “Родинка” означает все то, что разрушила гражданская война.
Вывод учащихся: Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказывались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния?
2 группа. Вопросы для анализа рассказа М. Шолохова “Продкомиссар”.
Учитель: Подобную сюжетную линию – взаимоотношения отца и сына – встречаем и в рассказе “Продкомиссар”. Главный герой рассказа – продкомиссар Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Советская власть, это проблема нехватки продовольствия. 11 января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении продразверстки. Это обязательная сдача крестьянами продовольствия государству по твердым установленным ценам. Осуществляли продразверстку местные Советы, комитеты бедноты, продовольственные отряда (продотряды)
Вопросы:
Почему Игнат Бодягин покинул свою родную станицу 6 лет назад? (Игнат возмутился поступком отца, который ударил работника за сломанный инвентарь. Отец в наказание отправил сына “ума-разума набираться”, фактически выгнал из дома.)
С каким чувством Игнат возвращается в родную станицу? (Игнат не может забыть поступок отца:“… что-то уперлось в горле…” и “… перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца. Обида, боль не оставляют его. Но к отцу Игнат не пошел.)
Как встретились отец и сын Бодягины? Какие чувства они испытывают? (Отец выступал против изъятия хлеба, участвовал в убийстве одного из красноармейцев, был приговорен к расстрелу. Вот в этот момент и происходит встреча отца и сына. Герои испытывают сильные чувства. Отец: “… горячее блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “… кожа… посерела…” от злобы. После расстрела Игнат, просит у отца прощения, но не будет против расстрела родного отца).
Почему родные люди теперь непримиримые враги? (Отца и сына в рассказе развела идеология. У них различные убеждения и взгляды. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан - отстаивание нажитого своим трудом добра, они считают грабежом продразвёрстку. Позиция Бодягина-младшего - выполнение своего революционного долга, этот долг требует расстрелять отца. Однако Игнат не может до конца преодолеть узы кровного родства и поэтому говорит: «Не серчай, батя…»)
Как погибает Игнат Бодягин? (Задерживая бандитов, напавших на отряд, он принимает решение спасти мальчика, которого нашли замерзающим)
Почему Игнат спасает ребёнка? (В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной одинокой судьбы: «Я – сирота…по миру хожу», но настоящим мотивам поступка становится проснувшееся в герое чувство жалости, человечности. Ребенок – продолжатель рода, продолжатель жизни.)
Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? (Нет. Жестокость Игната Бодягина остаётся жестокостью, как и жестокость его врагов, отца.)
Как выражена авторская позиция?
Вывод учащихся: Только в жертвенности видит писатель спасительное очищение человеческой души. Игнат, убивающий своего отца, спасает ценою своей жизни чужого мальчика.
Учитель: В рассказе “Чужая кровь” также звучат темы нравственного очищения человека и непрерывной связи между поколениями. Этот рассказ завершает цикл “Донских рассказов”. Цикл начинается с рассказа “Родинка”, в котором отец убивает сына и завершается рассказом “Чужая кровь”, в котором старый казак усыновляет красноармейца, потеряв своего родного сына.
3 группа. Вопросы для анализа рассказа М. Шолохова “Чужая кровь”.
Перескажите начало рассказа. (В донской станице проживает дед Гаврила. Он потомственный казак, верой и правдой служивший Отечеству. Гаврила проводил сына в армию и теперь ждет его возвращения. Сын Гаврилы Пётр пошел служить, следуя казачьей традиции, как и его отец. Он служит на стороне “белых”. От сына давно у деда Гаврилы не было вестей.)
Каковы убеждения Гаврилы? (Герой испытывает злобу и ненависть к “красным”, они нарушили исконный быт казачьей общины, они разъединили его с сыном Петром)
Что происходит с героем, когда он узнаёт о гибели единственного сына? (Смерть сына подкосила героя. У него пропал интерес к жизни, которая потеряла всякий смысл, и возникла ненависть, протест против новых порядков.)
Что почувствовал Гаврила, узнав, что продотрядники, которых он ненавидел, убиты? (При первой встрече с продотрядниками Гаврила испытал ненависть к ним, и особенно к их командиру. Но узнав, что они мертвы “… в дрогнувшем от ужаса сердце…” не было уже той злобы. Гаврила увидел, что командир продотряда также молод, как и его погибший сын. Гаврила и его старуха выходят раненого, назовут его в честь своего сына “Пётром”. В результате, в герое побеждает человеческое, а не классовое начало. Любовь побеждает ненависть и порождает новое чувство – терпимость к “идейным врагам”. Шолохов не случайно к этому чувству приводит старого казака. Он единственный из всех героев, , работает на земле, он связан с ней всей своей жизнью : “… земля звала… властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков, ехал…”. Вот эта связь и позволила выжить казаку после смерти сына, вселила мудрость в его душу.)
Что происходит в душе Николая, как он относится к деду Гавриле, который его выходил? (“… осунулся и пожелтел…” и т.д. Тоска и боль в сердце Николая вызваны скорым расставанием с приютившими его стариками. Прожив с ними, Николай привязался к ним как к родным. Теперь это уже были не классовые враги, это были люди, которые спасли его, они стали близкими, подарившими ему, сироте, родной кров и свою любовь).
Какие черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? (В образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм).
Вывод учащихся: Гражданская война оправдывала насилие, а значит убивала душу человека, превращала его в убийцу, жестокого мстителя. Шолохов показал трагический путь расчеловечивания героев. Но есть в рассказах писателя герои, которые не принимают жестокость братоубийственной войны, герои, в которых человеческие чувства остались непобедимы: один из таких героев - дед Гаврила, который спас комиссара продотряда.
Учитель: М. А. Шолохов ни в одном рассказе не воспевал гражданскую войну. Он смотрел не нее как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей: души победителей и побежденных мертвы и искалечены.
«Я не умею выдумывать. Я должен знать всё до последней прожилки, иначе ничего я не могу написать. На моём щите вырезан девиз – подлинность!» - так говорил К. Паустовскому еще один свидетель и участник гражданской войны Исаак Бабель. И сейчас мы обратимся к его творчеству.
Рассказ подготовленного ученика
Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Будущий писатель окончил Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт. Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и это дало ему неоценимый опыт. Бабель стал солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.
Исаак Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет он был реабилитирован. Рассматривавший дело военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.
Учитель:
Творчество Исаака Бабеля до недавнего времени было забыто, его книги не переиздавались, без его имени выросли поколения читателей, а «возвращение» стало возможным лишь благодаря историческим переменам в стране.
Только 1990 году был напечатан роман «Конармия» и чудом сохранившийся дневник писателя 1920 года, который Бабель вёл во время похода Первой Конной армии.
В июне 1920 года писатель добровольно ушёл на фронт, в Первую Конную армию, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» (под именем Кирилла Васильевича Лютова). Двигаясь с частями армии, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий.
Приступая к работе над «Конармией», И.Бабель хотел не столько описать, сколько художественно осмыслить все то, что он увидел. А увидел он грозную силу, буйную удаль, лихую вольницу на службе революции.
Книга состоит из 38 коротких рассказов, которые представляют зарисовки жизни и быта Первой Конной армии, они объединены героями и временем повествования.
Первые же публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в контрасте с пропагандой революционного времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. У Бабеля появились недоброжелатели: так, сам С. Будённый, предводитель Первой конной, был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт его конармейцев. Но Бабель пребывал под покровительством Максима Горького, а это гарантировало публикацию книги «Конармия». В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего „карикатурно-пасквильного“, наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам „Конармии“ и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы».
«Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.
Аналитическая работа с текстом в группах.
Рассказ подготовленного ученика
Роман состоит из небольших глав, каждая из которых обладает смысловой завершенностью. Сквозной герой, от лица которого идет повествование – интеллигент Лютов – кандидат прав, «очкарик». Автор и герой во многом схожи. Кирилл Васильевич Лютов –критически относится к происходящему в Конармии, пытаясь понять бойцов, с которыми свела его судьба. Позиция Лютова не выражается прямо, она раскрывается в снах героя, в пейзажах и художественных деталях. Лютов не может принять жестокости, не может убить человека, поэтому жизнь иногда ему кажется безумием. Герой не может отказаться от традиционных ценностей: веры в добро, высшую справедливость. Ему больно видеть, что война уничтожает в сознании красноармейцев великие заповеди: «не убий», «возлюби ближнего своего», вступись за обиженного и слабого, за вдову, сироту и старика.
Сознательно выбрав в гражданском расколе сторону «красных», Лютов, верящий в торжество идеи справедливости и равенства, не чувствует себя своим среди казаков из-за разности воспитания и уровня образования.
Бабель не скрывает ни отрицательных реалий жизни армии (жестокость, ограниченность), ни красоты и романтики времени. Он пытается найти ответ на важный вопрос о нравственной допустимости крови и страданий ради светлого будущего. «Я не могу не стрелять, потому что я революция», - говорит разум. Но в то же время герой не приемлет убийства людей, даже убийство домашней птицы ему противно.
1 группа. Вопросы для анализа рассказа И. Бабеля “Переход через Збруч”.
1.Каким предстает главный герой Лютов в рассказе? (Лютов образован, хорошо знает историю, поэтому неслучайно воспоминание его о событиях столетней давности. О том, что когда-то «на мужичьих костях» строилась дорога, по которой теперь движется конница. представляющая власть потомков тех тружеников. Участвуя в классовой борьбе, Лютов восстанавливает историческую справедливость.)
2. Как Лютов видит окружающий мир? (Видение окружающего мира живое, яркое и поэтично. Описание Волыни построено на олицетворениях («изгибается, уходит…ослабевшими руками путается..»), красота мира передается повествователем в буйстве красок, ярки сравнения («гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря») – в этом пристальном взгляде на мир видится богатый внутреннем мир и чуткость души повествователя.)
3. Что изменилось в восприятии мира, в описании пейзажа во время переправы? (В описании пейзажа начинает прослеживаться связь с темой войны. Солнце сравнивается с отрубленной головой, слышен запах крови, убитых лошадей. Повествователь ощущает не только яркость, но и драматизм своего времени, где гибель людей – нечто привычное (во время переправы тонут люди, а песни не смолкают).
4. Что чувствует Лютов в доме еврейской семьи? (После яркой переправы дом, где живет еврейская семья, кажется слишком тесным и грязным; повествователь испытывает чувство брезгливости, ему грустно видеть на этих людей, которые выглядят обывателями. Поэтому, даже не пытаясь всмотреться в их лица, понять, каковы родственные связи между хозяевами дома, он замечает лишь то, что бросается в глаза: «два рыжих еврея», «беременная женщина», поэтому просит убрать в комнате.)
5. Почему изменится взгляд повествователя на эту семью? (Разговорные слова в речи женщины: «вы бросаетесь», «толкаете моего попашу» - вызывают сначала досаду, кажутся слишком прозаичными, слишком противопоставленными тем ярким недавним впечатлениям, которые испытал повествователь. Но внезапно открывается ужас трагедии, только что пережитой этими людьми: разорение, унижение, погром, горечь утраты, ужас убийство и невозможности его предотвратить…)
6. Что меняют слова еврейки в душе героя? (Повествователь увидел глубину горя еврейской семьи, страдания и великодушие ее отца, который принял муки перед смертью. Теперь слова беременной женщины звучат обвинением жестокости времени, не щадящим мирные семьи.)
Учитель: В рассказе снова возникает вопрос о допустимости кровопролития ради светлого будущего. Глава заканчивается речью женщины, а не словами повествователя: слишком велика сила его смятения, подавленности, удивления и, возможно, вины. Молчание красноречивее слов.
2 группа. Вопросы для анализа рассказа И.Бабеля “Письмо”.
Что составляет сюжета рассказа «Письмо»? (Основу сюжета составляет письмо мальчика Васи Курдюкова на родину, матери. Автор пишет, что по просьбе мальчика и под его диктовку он написал письмо и приводит в рассказе это письмо полностью.)
Почему автор посчитал важным в цикл рассказов о Конармии включить письмо мальчика на родину? (Письмо – это всегда что-то личное, в письме сообщают новости, какие-то события из своей жизни, письмо – это рассказ о себе, и рассказ, чаще всего, откровенный. Это письмо позволяет увидеть историю семьи Курдюковых на фоне идеологической борьбы в годы Гражданской войны.)
Кто герои рассказа? (В рассказе два основных героя – это рассказчик и мальчик Вася Курдюков. В письме читатель узнает и о семье Васи: матери, отце и двух братьях.)
С чего начинается письмо? (Письмо начинается с приветствия и поклонов матери и всем родственникам. Мальчик сообщает, что находится в красной Конной Армии товарища Буденного.)
О чем беспокоится Вася? (Он беспокоится о своем коне Степке. Он скучает и волнуется за своего друга. Просит мать, чтобы та позаботилась о его коне: “…доглядайте до Степки, и Бог вас не оставит”.)
Как Вася относится к матери? (Он пишет матери с уважением, называет её “любезной мамой”, “нижайше кланяясь от бела лица до сырой земли” и желает ей, “родственникам, крёстным и кумовьям” здоровья и благополучия. Он спешит успокоить ее, сообщает, что “красный герой... кум Никон Васильич” взял его к себе, в экспедицию Политотдела, для того, чтобы развозить на позиции “литературу и газеты”, и что живёт он “при Никон Васильиче очень великолепно”).
Как живется на самом деле мальчику? (Живется мальчику трудно, именно поэтому просит он мать заколоть кабанчика и прислать ему посылку. “Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды, так что дюже холодно”.)
Каково отношение мальчика к бойцам красной Конной? (Он восхищается ими, называет “красными героями”, “орлами”.)
Как описывает Вася матери места, в которых он находится вместе с Конармией? (Его, как хлебопашца, интересует, что выращивают в этой местности и какой здесь урожай. Отсюда следует, что Вася хотя и охвачен романтикой военных дней, тоскует по мирной жизни, по своему коню Степе, по земле, по мирным трудовым будням.)
О чем основная часть письма? (Она об убийстве близких людей. Вася сообщает матери о том, как их отец, командир роты армии Деникина, убивал своего сына, красноармейца Федю. Как второй сын Семен, командир полка Красной армии, отомстил за своего брата и убил отца.)
Какова интонация этой части письма? (Об этой страшной трагедии мальчик рассказывает спокойно и естественно, как будто это были не его родные, близкие люди. Эти трагические события он описывает подробно, с деталями: “И папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали до темноты, пока брат Федор Тимофеич не кончился”. Мальчик словно с сожалеет, что не знает подробностей убийства братом Семеном отца, он так пишет матери: “…Семен Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Федоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора”.)
Каким показан в письме старший брат Семен, как к нему относится Вася? (Семен – лихой красноармеец. Васе, судя по всему, нравится “отчаянность” брата, с которой тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца и всему полку, который желает Семёна Тимофеича “иметь за командира”. Сам “товарищ Будённый” выделяет за это новому командиру “двух коней, справную одежду, телегу для барахла и отдельно орден Красного Знамени”. Об этом Василий пишет с искренним восхищением, отмечая материальные блага, полученные братом. Значительность брата в глазах подростка мы видим и в тех строках, когда тот пишет, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”.)
Что вы можете сказать о душе мальчика Васи Курдюкова? (Его сердце глухо к человеческим страданиям, он лишен сочувствия и милосердия даже к своим близким. Для него убийство – нормальное обычное дело. Душа мальчика искалечена войной.)
Почему в конце рассказа автор дает описание фотографии семьи Курдюковых? (Фотография – это все, что осталось от прежней семьи Курдюковых. Гражданская война своей расколола ее надвое: “белых” и “красных” и уничтожила. Никогда уже не будет счастья в этой семье: одни убиты, другие до конца своих дней будут жить с печатью убийц своего отца.)
Учитель: Сломана, изувечена, как и фотография, судьба многих людей, их жизнь. Революция и Гражданская война, разделившие всех на “белых” и “красных”, тому причиной. Автор не дает оценку ни событиям, ни героям. Он просто описал то, что было, что видел сам. Бабель хочет понять своих героев и, может быть, оправдать их поступки временем. Но разобраться в происходящем он дает возможность читателю, потомкам.
3 группа. Вопросы для анализа рассказа И. Бабеля “Мой первый гусь”.
Что мы узнаём о Лютове в этом рассказе? (Он человек образованный – “кандидат прав Петербургского университета”. Мировосприятие героя сложное, отношение к жизни противоречивое. Лютову тяжело среди красноармейцев).
Что мешает Лютову быть своим в среде красноармейцев? (Мешают образование и воспитание. Он не переносит насилия. Среди красноармейцев он чужой и поэтому одинок. Ему хочется стать “своим” среди бойцов.)
Что делает Лютов, чтобы стать “своим” среди бойцов? (Лютов убивает гуся.)
Легко ли Лютову даётся убийство гуся? (Это убийство дается герою тяжело, поэтому в финале рассказа нам видны страдания его сердца: “Я видел сны и женщин во сне и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло”.)
Почему для Лютого убийство гуся - это драма? (Сцена воспринимается им, как гибель собственной души).
Учитель:
Бабель и Шолохов сумели показать трагический путь расчеловечивания героев. Рассказали о страданиях человеческой души, которая беспрестанно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире.
Вывод (делают учащиеся): Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Шолохова и Бабеля на страницах своих книг. Они за другую, новую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости, они за поиски другого пути, без крови, без убийства и без террора.
Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в произведениях Шолохова и Бабеля как трагедия, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости авторы показывают, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье. И за жестокими сценами насилия, слез, страданий открываются авторские идеалы - вера в человека, в его разум, в умение прощать.
И сегодня, в наше время все – таки рвутся бомбы, срабатывают взрывные устройства, гибнут женщины и дети. Люди убивают друг друга.
Что нужно сделать, чтобы сердца наши не очерствели? Многое. И в том числе - надо читать и перечитывать книги Бабеля и Шолохова, книги – напоминание, потому что они не дают успокоиться, будят наши мысли о противоестественности гражданской войны, несущей зло, насилие и разрушение нравственных устоев человеческой личности.
Закрепление изученного материала:
- Составление синквейнов по рассказам Шолохова и Бабеля (по выбору).
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Итоги Гражданской войны», эпиграфом к сочинению использовать слова М.Волошина:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.