Разработка индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении для воспитанников групп компенсирующей направленности

7
0
Материал опубликован 1 July 2021 в группе

Разработка индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении для воспитанников групп компенсирующей направленности

Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, которые обладают доступностью образования для всех (приспособления к определенным нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья) Основное правило инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей с ОВЗ. В России инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, в состав которой входят два Федеральных закона – «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Образовательная инклюзия – ключ к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория детей обладает необратимыми нарушениями в развитии, поэтому требует к себе определенного подхода. В процессе развития ребенка большую роль играет воспитание и обучение как организационные процессы, реализующие цели, поставленные обществом. Методы педагогики позволяют ускорить процесс социализации и улучшить качество работы с детьми с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей учащегося с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ППК (психолого-педагогический консилиум). Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.
По результатам обследования детей ТПМПК подготавливают рекомендации по оказанию помощи. Результатами обследования может стать выявление отклонения психического/физического развития, поведения. Помимо этого, ТПМПК могут подтвердить, уточнить или изменить ранее данные рекомендации. Например, рекомендации ТПМПК могут включать в себя и обучение по индивидуальному плану, и обучение по адаптированной программе, и создание специальных условий обучения, и направление ребенка в специализированные школы различных видов, и различные формы получения образования и т. д. Информация, полученная в результате прохождения ТПМПК, является конфиденциальной.

Индивидуальный образовательный маршрут с воспитанниками с ОВЗ составляется на основании полученных данных подробного изучения анамнеза с обязательным привлечением родителей, т. к. дома должен продолжаться процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому родители (законные представители) должны научиться, присутствуя на занятиях. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения учащегося, необходимо достоверно изучить возможности учащегося на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут принимать учащийся с ОВЗ без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываемый для учащихся с ОВЗ, представляет собой характеристику осваиваемых единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития: ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации; психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки; упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти; использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

1. Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);

2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

4. Предусмотреть участие родителей;

5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

Схема построения индивидуального маршрута учащегося с ОВЗ (образец в Приложении)

1. Диагностика 2. Определение целей и задач 3. Определение времени 4. Определение роли родителей 5. Разработка учебно-тематического плана 6. Определение содержания, форм работы и оценивание знаний 7. Интеграция с другими специалистами 8. Определение способов оценивания успехов

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.

Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».

Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.

Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.

Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программа
Содержательный компонент ИОМ

Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.

Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.

График физкультурно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.

План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.

Отчёт о реализации ИОМ с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.

Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.

Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца. После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.
Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута для учащихся с ОВЗ

I этап – подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии учащегося, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания учащегося; анализ ситуации социального окружения учащегося; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы учащегося: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия со специалистом (педагог, логопед, воспитатель). Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство учреждения.

V этап – промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционноразвивающей работы. При необходимости – внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап – коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Учитывается динамика в развитии учащегося. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап – итоговая диагностика.

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.




Приложение


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 1


СОГЛАСОВАНО:

Председатель ППк МДОУ Детский сад № 1 _________

«_____»_________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Родитель (законный представитель) ребенка

_________________________

«_____»_____________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ Д/с № 1

____________

«____»____________ 2019 г.








Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося в разновозрастной группе компенсирующей направленности

на 2019-2020 учебный год

Ф.И.О. ребенка __________________________________

Разработано и рекомендовано ППк:

Протокол №___от «____» ________ 2019 г.

Председатель ППк МДОУ________





















Содержание

Общие сведения о ребенке и его семье.

Сведения о прохождении ТПМПК.

Сведения о наличии/отсутствии статуса «ребенок-инвалид».

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения.

Программа психолого-педагогического сопровождения в соответствии рекомендуемыми ТПМПК СОУ.

Программа психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендуемыми ИПРА СОУ.

Оценка эффективности прохождения АОП.

Промежуточная оценка.

Итоговая оценка эффективности освоения АООП и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения

Общая итоговая оценка реализации АОП при выпуске в школу.



Общие сведения о ребенке и его семье

Дата рождения ребенка:

Группа, в которой будет обучаться ребенок в 2018 - 2020 году: группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №

Домашний адрес:

Сведения о родителях (или лиц, их заменяющих):

Мать:

Место работы:

Образование:

Конт.телефон:

Отец:

Место работы:

Образование:

Конт.телефон

Другие сведения:_____________________________________________________

Сведения о прохождении ТПМПК.

Дата ТПМПК:

Заключение ТПМПК:

Срок повторного прохождения ТПМПК ______________________________________

Сведения о наличии/отсутствии статуса «ребенок-инвалид»

Имеется ли установленная инвалидность:

Дата МСЭ (если инвалидность установлена)

На какой период установлена инвалидность, конкретно до какой даты)

Психолого – педагогическая характеристика ребёнка.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения

Программа психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендуемыми ТПМПК СОУ

Специальные образовательные условия

Рекомендации ТПМПК

Обеспечение рекомендуемых СОУ в ОО

Вариант АООП

(есть ли указание на необходимость составления индивидуального учебного плана (ИУП)

Воспитание и обучение по АООП ДО для детей с ТНР (ОНР)

Переведен на АООП для обучающихся с ТНР (для детей с ОНР)

Форма обучения (очная,

очно-заочная, заочная)

Очная

Представлена очная форма посещения ДОО и обучения

Формы получения образования

В условиях образовательной организации

Зачислен в старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР № МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»,

Учитель-логопед

Воспитатели группы:

1.ФИО, кв.кат.

2.ФИО, кв.кат.

Режим обучения

Полный учебный день, согласно утвержденного режима

В расписании занятий не предусматривается сокращение учебной нагрузки.

Условия архитектурной доступности

Не нуждается


Предоставление услуг ассистента (тьютора, помощника)


Не нуждается


2. Создание и реализация рекомендуемых обучающемуся специальных образовательных условий (СОУ)

Специальные технические

средства обучения

Зеркало, одноразовые специальный дидактический материал для коррекции дефектов произношения и лексико-грамматической стороны речи

Обеспечен полностью

Специальные дидактические пособия

Специальный дидактический

материал для коррекции дефектов произношения, лексико - грамматической стороны речи, связной речи

Обеспечен базовыми дидактическими пособиями, наглядным материалом

Другие специальные условия, необходимые для успешной образовательной и социальной адаптации

Оснащение ПРПС для создания условий, необходимых проведению успешной образовательной и социальной адаптации

Обеспечен полностью

Сопровождение специалистов по направлениям коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи.


Педагог - психолог

Нуждается в психологическом сопровождении, направленном на взаимосвязанных, регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам


1. Для психо- коррекционных занятий назначен педагог-психолог …..

2. Психологическое сопровождение реализуется в соответствии с программой коррекционной работы в коррекционно-развивающей области по программе: ….


Учитель - логопед

Нуждается в логопедическом сопровождении по формированию речевой деятельности обучающегося, профилактики вторичных речевых расстройств, развития устной речи, коррекции недостатков произношения и лексико - грамматической стороны и связной речи.

(прописываются целевые ориентиры коррекционной логопедической работы с ребенком )

1.Для занятий назначен учитель-логопед ….

2.Логопедическое сопровождение реализуется в соответствии с программой коррекционной работы с детьми с ТНР (коррекционная работа) АОП в образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей




Другие специалисты:

Воспитатели





Музыкальный руководитель:


Инструктор по физическому воспитанию:

Осуществление форм деятельности с детьми:



Сопровождение реализуется в соответствии с содержательным разделом АОП

Дефектолог

Не нуждается

Социальный педагог

Не нуждается


Специальное медицинское сопровождение

Не нуждается


2). Программа психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендуемыми ИПРА СОУ (заполняется только на обучающихся, если установлено в МСЭ, что ребенок инвалид

VI. Оценка эффективности освоения АОП 2018 /19 учебный год

1). Промежуточная оценка (нужное подчеркнуть)

Промежуточная оценка: достаточный уровень;

средней успешности (минимальный уровень);

неуспешная (ниже минимального уровня).


«_____»____________20___г. Председатель ППк _________ /________________/

подпись ФИО


Итоговая оценка эффективности освоения АООП и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения в 2019/20 учебном году

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АООП для детей с ТНР

Коллегиальный вывод о итоговом

уровне освоения целевых результатов (нужное подчеркнуть

1.

Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.

Достаточный; минимальный; ниже минимального

2

Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира

Достаточный; минимальный; ниже минимального

3

Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные

Достаточный; минимальный; ниже минимального

4

умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением

Достаточный; минимальный; ниже минимального

5

Правильно употребляет основные грамматические формы слова

Достаточный; минимальный; ниже минимального

6

Составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы

Достаточный; минимальный; ниже минимального

7

Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза

Достаточный; минимальный; ниже минимального

8

Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных)

Достаточный; минимальный; ниже минимального

9

Правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом)

Достаточный; минимальный; ниже минимального

10

Владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.)

Достаточный; минимальный; ниже минимального

11

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми

Достаточный; минимальный; ниже минимального

12

Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях

Достаточный; минимальный; ниже минимального

13

Передаёт как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику

Достаточный; минимальный; ниже минимального

14

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными номами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки

Достаточный; минимальный; ниже минимального

15

Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

Достаточный; минимальный; ниже минимального

16

использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.

Достаточный; минимальный; ниже минимального

17

Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности

Достаточный; минимальный; ниже минимального

18

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования

Достаточный; минимальный; ниже минимального

19

Определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры

Достаточный; минимальный; ниже минимального

20

владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах 10, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения

Достаточный; минимальный; ниже минимального

21

Определяет времена года, части суток

Достаточный; минимальный; ниже минимального

22

Самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)

Достаточный; минимальный; ниже минимального

23

Пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстрированному материалу(картинкам, картинам, фотографиям),содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей

Достаточный; минимальный; ниже минимального

24

Составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры

Достаточный; минимальный; ниже минимального

25

Составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта

Достаточный; минимальный; ниже минимального

26

Владеет предпосылками овладения грамотой

Достаточный; минимальный; ниже минимального

27

стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности

Достаточный; минимальный; ниже минимального

28

Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор

Достаточный; минимальный; ниже минимального

29

Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам

Достаточный; минимальный; ниже минимального

30

Сопереживает персонажам художественных произведений

Достаточный; минимальный; ниже минимального

31

Выполняет основные виды движений и упражнений по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения

Достаточный; минимальный; ниже минимального

32

элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений

Достаточный; минимальный; ниже минимального

33

Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта

Достаточный; минимальный; ниже минимального

34

владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезны привычек и др.)

Достаточный; минимальный; ниже минимального



3). Общая итоговая оценка реализации АОП при выпуске в школу:

Достаточной успешности (достаточный уровень)/ средней успешности (минимальный уровень)/ неуспешная (ниже минимального уровня). (нужное подчеркнуть)


Дата ________________


Председатель ППк __________________________/_______________________/

подпись ФИО







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.