Разработка индивидуального занятия по рисованию «Зебра и ее друзья» с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Малышева Светлана Николаевна, инструктор по труду
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З.Гетманского»
Белгородская область, Белгородский район, с.Веселая Лопань
Разработка индивидуального занятия по рисованию «Зебра и ее друзья» с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
На занятии ребенок знакомится с нетрадиционной техникой рисования валиком, штампами, используется прием контраста фона и изображения. Поэтапно выполнять действия после показа. Упражнять детей в рисовании толстых и тонких, длинных и коротких линий.
Задачи. Вызвать интерес к изображению животных. Формировать навык рисования зебры с помощью трафарета, рисовать вертикальные и горизонтальные линии, умение рисовать фон с помощью валика. Закреплять умение рисовать штампами. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Формировать познавательные интересы.
Материалы, инструменты и оборудование: восковые мелки, гуашь, кисти, валик, штампики, альбомный лист, тарелочка для краски, салфетка, баночка с водой.
Содержание изодеятельности
Сегодня мы будем рисовать зебру. А ты знаешь, где они живут? Эти животные живут в Африке. Зебры — близкие родственники лошади. Как и лошадь, зебра – животное травоядное, оно питается травами. Но приручить зебру и кататься на ней, как на лошади, не получается. Зебры очень пугливы и, при малейшей опасности начинают брыкаться. Да и ростом они значительно ниже лошадей. Самая узнаваемая ее особенность – это окраска. Ученые до сих пор не могут договориться: зебра – это черная лошадка с белыми полосками, или белая лошадка с черными полосками? Да и зачем зебре полоски – не совсем ясно. Одни исследователи считают, что такой окрас сбивает с толку хищников, другие утверждают, что полоски защищают зебру от слепней. Но известно, что полоски на теле зебры не повторяются.
Вот послушай, какая история произошла с одной зеброй.
Наступило лето. Прошел теплый дождь. Наша зебра гуляла на лужайке и вдруг у нее исчезли все полоски.
- Как же я теперь буду без полосок? Меня никто не узнает, сказала она.
Давай ей поможем и нарисуем ей полоски. Берем трафарет зебры. С помощью валика рисуем лужайку. В тарелочке у нас уже приготовлена зеленая краска. Сделаем валиком несколько движений по листу. Уберем трафарет, и на листе получится четкий контур зебры. Теперь рисуем детали.
Для этого сначала возьмем готовую форму - силуэт зебры и нарисуем полоски восковыми мелками, показываем и комментируем каждое действие. Важно, чтобы малыш учился координировать движения своей руки, старался проводить прямые линии. Если, ребенок не может выполнить задание самостоятельно, тогда рисуем в сопровождении «рука - в руке», аккуратно направляем его руку. Показывая, как надо проводить линию, говорим: «Веду кисть сверху вниз, или слева направо. Каждую линию проводим только один раз. При рисовании линии кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии».
Хвостик, грива, ушки есть.
И полоски готовы!
Нарисуем рот и глаз,
Зебра бегать понеслась!
Побежала зебра по лужайке и увидела своего друга шмеля.
- Жжж, жужжал шмель, радостно порхая над цветами.
А тут и лягушка – квакушка:
- Ква, ква, поздоровалась с зеброй и шмелем. Им вместе играть было очень весело.
Шмеля и лягушку рисуем штампами. Аккуратно с помощью кисти наносим краску на штамп и делаем отпечаток, обращаем внимание ребенка на то, чтобы силуэт поместился на листе бумаге, вверху изображаем шмеля и внизу лягушку.
Пальчиковая гимнастика
Прилетела, к нам вчера – полосатая пчела. Машим ладошками
А за нею шмель – шмелек, и веселый мотылек. Загибаем пальчики
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. Делаем вращательные движения пальцами
Пожужжали, полетали, от усталости упали. Роняют ладони на стол
Заключительная часть. Рассмотреть получившийся рисунок. Похвалим малыша за старания.
Список использованной литературы
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. М.: мозаика-синтез, 2014.
Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.
выполненный рисунок ребенком 5 лет