Социально-педагогический потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья и условия их индивидуального развития
Социально-педагогический потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья и условия их индивидуального развития
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Целью работы является определение потенциала социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья;
-провести анализ форм и методов реализации социально-педагогического потенциала работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в образовательном учреждении.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие социального потенциала
Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на процесс формирования социального потенциала подрастающего поколения.
Социальный потенциал - это характеристика возможностей реализации человеком богатства своих внутренних личностных сил, раскрытия своих способностей, возможностей использования обществом способностей и талантов. Без развития социального потенциала невозможна социализация личности - важнейшего процесса, на которое собственно и направлен весь образовательно-воспитательный процесс.
Социализация - это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и, благодаря этому может изменяться его психика.
Выделяют следующие стадии социализации [1]:
- первичная (стадия адаптации) - от рождения до 12-13 лет; на этой стадии ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым;
- индивидуализации - от 12-13 до 22 лет; характерно желание выделить себя среди других, вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения;
- интеграции - желание найти своё место в обществе;
- трудовая - период зрелости; человек через деятельность воздействует на окружающую среду;
- послетрудовая - передача социального опыта новым поколениям.
Социальный потенциал человека последовательно развивается в течение всей его жизни, но наиболее важными являются первые три стадии.
- Особенности социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья
Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб - ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века. Эволюция отношения общества и государства к людям с физическими и психическими аномалиями за два с половиной тысячелетия прошла путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции.
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [2]:
- полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;
- психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Учет этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества - это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации.
Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).
В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально-педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др.), социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие социального потенциала каждого ребенка в деятельности.
Социально-педагогическая деятельность по развития социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:
- развитие духовных и физических способностей ребенка;
-содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2.1 Модель и условия развития социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья и ее описание Развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с процессом их социализации и адаптации в обществе. Следовательно, на развитие социального потенциала ребенка должна быть направлена система социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующих выявлению и устранение причин и условий социальной дезадаптации, а также комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка: включение его в разные виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей. Исходя из этого, разработана модель развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, главной целью, которой является развитие социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями через его социальную реабилитацию. Задачи модели: умственное развитие детей, формирование навыков правильного поведения, трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, физвоспитание, самообслуживание, бытовая ориентировка и социальная адаптация. В основе модели: 1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. 2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением через службы, ориентированные как на детей, так и на их родителей и близких. 4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка. Реализация модели осуществляется через программу социального развития детей с ограниченными возможностями. Концептуальной идеей программы является всестороннее развитие личности каждого ребенка в ученическом коллективе по индивидуальной образовательной траектории. У большинства детей, имеющих хронические нарушения здоровья, наблюдаются противоречия между потребностью в принятии и признании и реальными возможностями к социальной адаптации. Особенностью учащихся является неадекватная самооценка - завышенная либо заниженная, а также искаженный уровень притязаний. У детей отмечаются незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации. Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие задачи программы: -развитие творческих возможностей; -пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей; -воспитание чувства собственного достоинства; -стремление к самоопределению; -формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества. Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д. При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с ребенком, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением. Основные мероприятия программы:
|
В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребёнка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации. Необходимо выделить основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми данной категории: создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребёнок», «учитель-ребёнок»; подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства; тесное взаимодействие с семьёй ребёнка.
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребёнка во всех её проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей с нарушениями интеллекта, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
Главная цель учебного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья – это создание образовательной среды, обеспечивающей активное усвоение ребёнком с нарушением интеллекта социального опыта, норм и образцов поведения в социуме. При этом главной фигурой образовательного процесса должен стать сам ребёнок как субъект собственной деятельности. Педагог, создавая среду, направляет и руководит его личной деятельностью с целью дальнейшего развития. Если учебный процесс будет организован с учётом ряда приоритетов: включение учащихся в продуктивную совместную деятельность; расширение круга общения за счёт вхождения во внешнюю социокультурную среду; формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, то это обеспечит формирование социально адаптированной личности. Система коррекционно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей ребёнка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно отметить, что только совместная работа социально-психологической службы, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Анализ современных тенденций в мировом образовательном процессе показал, что успешная социализация детей с ограниченными возможностями в условиях перемен, происходящих в последнее время в России в системе образования, когда на первый план выдвигается иное содержание, иные подходы, а также иной педагогический менталитет, требует своевременной координации и оптимизации образовательных структур, влияющих на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни в социуме, культуре общения, личностной и профессиональной самореализации (когда цель освещена смыслом и у человека возникает возможность выбора). Таким образом, теоретически достижение социальных целей образовательной системой является вполне осуществимой задачей. Однако их практическая реализация возможна лишь в том случае, если будут решены вопросы организационно-управленческого, социально-педагогического, нравственно-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения. Эффективное решение проблемы возможно только на основе моделирования активной образовательной среды.
Основным направлением образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в активной образовательной среде является применение новых подходов к организации обучения и воспитания. Организация учебно-воспитательного процесса в них требует комплексного решения многих задач, внедрения новых технологичных и научно-обоснованных методов и методик.
ЛИТЕРАТУРА
- Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- (Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. - М.: ЦСП РАО, 1995.
- http://www.allbest.ru
- http://diplom-bank.ru
- http://festival.1september.ru