Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

5
1
Материал опубликован 27 June 2021 в группе

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №63» г.Перми

Биктимирова Татьяна Павловна


Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения

Актуальность

Я хочу представить методический материал по разработке индивидуальной адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в условиях общеобразовательного учреждения. Считаю, что данный материал будет актуален в современных условиях нашей жизни в связи с внедрением инклюзивного образования. Идея инклюзии прочно вошла в нашу жизнь, заставив преломить сознание всех участников образовательного процесса. Не для кого не секрет, что сейчас почти в каждом классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому задача школы - создать для них такие условия, которые будут соответствовать удовлетворению их образовательных потребностей.

Одним из основных условий инклюзивного образования является обеспечение документационной поддержки инклюзии, в частности — разработка адаптированной программы на нозологию и индивидуальных адаптированных программ в условиях деятельности инклюзивных классов на каждого обучающегося с ОВЗ.

Адресность

Представляемый материал будет интересен учителям (классным руководителям) общеобразовательных школ, а именно тем, у кого в классе существует точечная инклюзия, а также специалистам, работающими с детьми с ОВЗ (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам).

Основная часть

Сегодня я подробно остановлюсь на вопросах разработки индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

Данная программа должна быть емкой, конкретной и рабочей. Она направлена на разработку комплексных мероприятий по реабилитации ребенка с ОВЗ, исходя из тех индивидуальных особенностей, которые имеются у него и препятствуют полноценному усвоению программного материала. Программа составляется на учебный год и подлежит корректировке.

Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ включает единонаправленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля.

Создание АООП происходит на заседании школьного консилиума, в котором принимают участие все участники образовательного процесса: классный руководитель, учителя-предметники (при необходимости), специалисты коррекционного профиля и родители ребенка с ОВЗ. Программа формируется на основе диагностических мероприятий педагогов и изучения рекомендаций ПМПК, а также пожеланий и предложений со стороны законных представителей ребенка с ОВЗ.

Так, классный руководитель знакомится с рекомендациями ПМПК, на основании которых он включает специальные методы и приемы работы в учебные занятия, собирает информацию и готовит педагогическое представление, которое отражает состояние учебных навыков и содержит краткий анализ трудностей в изучении тех предметов и тем, которые испытывает ребенок с ОВЗ для последующей корректировки рабочей программы, а также представляет краткий план воспитательной работы, ориентированный на конкретного ребенка с ОВЗ.

Специалисты коррекционного профиля (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) также изучают рекомендации ПМПК и на их основе составляют планы коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком с ОВЗ.

Всеми участниками коллегиально формулируются цели и задачи АООП, планируются формы и сроки реализации разделов программы, определяются критерии мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.

Обязательно происходит ознакомление и согласование содержания АООП с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ как с равноправными участниками образовательного процесса, при этом учитывается их мнение и по желанию вносятся предложения с их стороны.

Структура индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ:

Титульный лист, который отражает: адресность программы (Ф.И.О. ребенка, дата рождения, класс), срок реализации программы, название учреждения и грифы утверждения руководителем ОУ, рассмотрения на заседании шППк, согласования с родителями (з/п).

Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку. Она содержит:

- психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ с подробным описанием состояния его учебных навыков по предметам;

цель АООП;

задачи АООП;

ожидаемые результаты.

Содержательный раздел включает в себя образовательный, коррекционный и воспитательный компоненты.

В образовательном компоненте отражаются примерные программы, на основе которых разработана данная АООП, раскрываются, какие предметные образовательные области требуют адаптации в отношении ребенка с ОВЗ (с указанием тем, часов и форм контроля).

Учебный план представляется на ребенка с указанием учебных предметов, часовой нагрузки, подробным описанием осуществляемых форм контроля и выполняется отметка 1 раз в четверть об усвоении АООП, о прохождении им промежуточной аттестации.

Разработка коррекционного компонента полностью основана на рекомендациях ПМПК. В данном компоненте отражается соответствие рекомендаций и то, каким образом они реализуются: наличие в школе рекомендованной программы, создание специальных условий (учебники, рабочие программы, ТСО, услуги тьютора или ассистента и др.), осуществление психолого-педагогического сопровождения (специалисты кратко описывают, на что направлены диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия, указывают сроки отслеживания динамических изменений обучающегося с ОВЗ), учителем также кратко описываются коррекционно-развивающие методы и приемы, включаемые в учебные занятия.

Обязательно выполняется отметка об итогах диагностических исследований и о динамических изменениях.

В воспитательном компоненте отражается включение ребенка с ОВЗ в дополнительную занятость, участие его в классных и школьных мероприятиях, описание форм работы по взаимодействию специалистов ОУ с родителями ребенка с ОВЗ. Здесь же подробно указываются мероприятия по данным направлениям, сроки их проведения, отмечаются ответственные лица за осуществление мероприятий и выполняется отметка об их реализации.

Готовая АООП подписывается всеми участниками образовательного процесса, обеспечивающими реабилитацию ребенка с ОВЗ.

Отслеживание динамики и корректировка адаптированной программы происходит в конце каждой учебной четверти на заседаниях школьного консилиума.

ВЫВОД:

Таким образом, разработка и реализация индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ – это важный шаг в направлении инклюзии, обусловливающий необходимость консолидации усилий всех участников образовательного процесса. Чем качественней будет осуществляться подход к ее созданию, тем успешнее пройдет реабилитация и адаптация обучающегося с ОВЗ.

















РАССМОТРЕНО:

на заседании шППк

протокол №____ от____________

председатель шППк

Ф.И.О.__________________

СОГЛАСОВАНО:

с родителями (з/п)

обучающегося с ОВЗ

«____»__________ 20___г.

___________________________

(Ф.И.О. родителей (з/п))


УТВЕРЖДЕНО:

Приказом №_____от_____________

Директор МАОУ «СОШ №63»

____________________

Приложение
















АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ


Ф.И.О. ребенка, дата рождения


обучающаяся 4Б класса







Срок реализации программы: 01.09.2020 – 31.05.2021










г.Пермь - 2020 г.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Девочка обучается в МАОУ «СОШ №63» г.Перми с 01.09.2017 года. Поступила в 1 класс. Обучается по образовательной программе «Перспектива».

Мотивация к учебной деятельности слабо сформирована. Произвольное внимание неустойчивое. Долго концентрируется на учебной задаче. Память отличается непрочностью запоминания, неточностью воспроизведения. Мышление конкретное, некритичное. Работоспособность снижена. Учебную инструкцию не воспринимает с первого раза, работать по ней самостоятельно может не всегда. Требуется дробная инструкция и пошаговая помощь со стороны учителя. Самоконтроль снижен. Не может самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. Испытывает трудности при осмыслении учебного материала.

Чтение послоговое, темп ниже нормы - 35 слов минуту. Допускает многочисленные ошибки: искажает и домысливает слова, не дочитывает окончания слов, допускает неправильную постановку ударения. Смысл прочитанного передает с помощью наводящих вопросов, затрудняется представить пересказ. Скрытый смысл текста не всегда понимает. Составить план к тексту не может. Словарный запас ограничен.

По математике вычислительные навыки слабо сформированы. Таблица умножения не усвоена. Допускает ошибки в вычислениях с переходом через разряд. Испытывает трудности в решении составных задач даже с помощью образца, аналогии.

Письменные работы по русскому языку небрежны, неаккуратны, допускает в них многочисленные ошибки логопедического и орфографического характера: допускает пропуск и замены букв, оглушение-озвончение, пропускает части слов, предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы. Не дифференцирует части речи, члены предложения, самостоятельно не выделяет их в предложении.

По итогам диагностического обследования у ребенка выявлены трудности формирования учебных навыков, обусловленных недостаточным усвоением предшествующего материала, трудности формирования учебных навыков, обусловленные снижением темпов развития познавательной деятельности. Нуждается в помощи стимулирующего и организующего характера.

Рекомендовано обучение с 2020/2021 учебного года по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.1. (заключение ПМПК № от .2020).

Цель АОП: Восполнение пробелов в знаниях, развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования. Задачи АОП: - оказывать психолого-педагогического сопровождение в школе (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог); - осуществлять контроль за оказанием медицинского сопровождения; - оказывать индивидуализированную помощь при обучении; - постоянно закреплять полученные школьные знания, умения и навыки.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;

Рост качества знаний по изучаемым предметам;

Повышение активности во внеурочной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков;

Повышение мотивации к обучению;

Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Содержательный раздел

Образовательный компонент

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана на основе АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.), УМК «Школа России», авторская программа под редакцией С.Г. Шевченко для коррекционно-развивающего обучения. Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочие программы разработаны на основе УМК «Школа России» по предметам русский язык, математика, окружающий мир. Остальные учебные предметы осваиваются в рамках программы «Перспектива». Данная АОП учитывает индивидуальные особенности состояния познавательных процессов ребенка, особенности усвоения учебного материала. Оценивание состояния учебных навыков ребенка происходит на основании действующего в школе Положения о системе оценивания обучающихся с задержкой психического развития.

Учебный план для ребенка составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В рабочие программы внесены изменения:

- по математике – составлена рабочая программа по математике по УМК «Школа России», внесены дополнительные часы на изучение тем: составные арифметические задачи, геометрические задачи, уравнения, отработка алгоритмов письменных вычислений умножения и деления;

- по русскому языку – увеличено количество часов на закрепление и отработку пройденных правил, на изучение раздела «Глагол», «Предложение», на отработку синтаксического разбора предложения, морфологические разборы частей речи;

- по английскому языку – все темы соответствуют основной общеобразовательной программе по английскому языку. В рабочую программу внесены изменения по контрольно-измерительным материалам: задания даются в упрощенной форме.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности.

Образовательная область

Учебные предметы

Число учебных часов в неделю

Форма промежуточной аттестации

Отметка об усвоении АОП, о прохождении промежуточной аттестации

Предметная область

Инвариантная часть




Филология

Русский язык

4

Контрольный диктант проводится с предварительной подготовкой. В диктант включаются слова с основными изучаемыми орфограммами, грамматическое задание предлагается в облегченном варианте.


Русский (родной) язык

1

Практическая работа (опора обязательна)


Литературное чтение

3

Техника чтения оценивается по нижним границам норм.


Иностранный язык

2

Тест из 5 заданий


Математика

Математика

4

Контрольная работа проводится с предварительной подготовкой. Работа состоит из заданий по основным темам УМК «Школа России» (на период написания работы).


Обществознание и окружающий мир

Окружающий мир

2

Тест из 5-7 заданий


Искусство

Изобразительное искусство

1

Творческая работа (с опорой на поэтапное выполнение)


Музыка

1

Тест из 5 заданий


Физическая культура

Физическая культура

3

Сдача нормативов, тест из 5-8 заданий


Технология

Технология

1

Творческая работа (с опорой на поэтапное выполнение)


Общая аудиторная нагрузка обучающегося

23



Предельно-допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе

23



Коррекционная подготовка

Психокоррекционные занятия

1



Групповые занятия с учителем-логопедом

1



Индивид.занятия с учителем-дефектологом

1



Итого


3



Коррекционный компонент

Рекомендации ПМПК

Отметка о создании специальных условий

Отметка об итогах диагностических исследований и динамических изменениях

АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.)

Имеется в образовательной организации


Рабочие программы учителя по предметам

Разработаны программы на основе УМК «Школа России» по предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Увеличено количество часов на изучение некоторых тем. В рабочую программу по английскому языку внесены изменения по контрольно-измерительным материалам.


Педагогическая коррекция в образовательной организации:

Учитель-дефектолог










Педагог-психолог










Учитель-логопед








Учитель



Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на:

1. Восполнение пробелов в знаниях

2. Стимулирование познавательной активности

3. Расширение кругозора

Занятия учителем-дефектологом проводятся 1 раз в неделю (подгруппа).


Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на:

1. Формирование мыслительных умений и навыков логического переноса

2. Коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы

Занятия педагогом-психологом проводятся 1 раз в неделю (группа).


Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на:

1.Коррекцию и развитие всех компонентов речи

Занятия учителем-логопедом проводятся 1 раз в неделю (индивидуально).


Проведение ИКЗ 2 раза в неделю.

Обязательное включение в учебные занятия коррекционно-развивающие методы и приемы:

подача инструкции дробно, доступно для восприятия и понимания;

включение в рассказ учителя интересные познавательные сведения, яркие примеры, игровые моменты;

включение в урок здоровьесберегающих приемов: физкультминуток, гимнастик для глаз, артикуляционных гимнастик, кинезиологических упражнений;

присутствие на уроке частой смены видов деятельности;

использование опорных схем, таблиц, памяток, наглядного материала;

использование системы упражнений с очень медленно повышающейся сложностью заданий;

проведение обязательной пропедевтической работы перед написанием самостоятельных и контрольных работ по предметам;

написание итоговых работ в индивидуальном режиме;

оказание постоянной индивидуализированной помощи на уроках.


Медицинское сопровождение

Проведение индивидуальных бесед с родителями о необходимости систематически наблюдаться у врача-невролога.


Воспитательный компонент

Направления работы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Дополнительная занятость

Изучение интересов ребенка

Включение ребенка в группы кружков и секций

Проведение бесед с родителями ребенка об организации свободного времени ребенка

Контроль за посещением ребенка кружков и секций

Поддержание интереса ребенка к посещаемому кружку и секции

01.09.20-15.09.20


15.09.20-30.09.20



По мере необходимости




Систематически



Постоянно

Педагог-психолог (Ф.И.О.)


Классный руководитель (Ф.И.О.)


Классный руководитель (Ф.И.О.), соц.педагог (Ф.И.О.)


Классный руководитель (Ф.И.О.)

Педагог дополнительного образования (Ф.И.О.), учитель физической культуры (Ф.И.О.)

Девочка записана в группы кружков и секций:

- туристко-краеведческое объединение «По-дорожник» (2 раза в неделю);

- секция ОФП (1 раз в неделю)

Участие в классных и школьных мероприятиях

Вовлечение ребенка во внеклассную деятельность класса, школы

Создание ситуаций успеха, поддержка самостоятельности и инициативы

В соответствии с планом ВР класса, школы

Классный руководитель (Ф.И.О.)


Взаимодействие с родителями ребенка

Проведение индивидуальных бесед и консультаций

По мере необходимости

Классный руководитель (Ф.И.О.), соц.педагог (Ф.И.О.), педагог-психолог (Ф.И.О.), учитель-логопед (Ф.И.О.), учитель-дефектолог (Ф.И.О.)



Участники реализации АОП:

______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________

(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)

______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________

(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)

______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________

(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)

______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________

(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)

______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________

(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта работы!

27 June 2021

Похожие публикации