Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №63» г.Перми
Биктимирова Татьяна Павловна
Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Актуальность
Я хочу представить методический материал по разработке индивидуальной адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в условиях общеобразовательного учреждения. Считаю, что данный материал будет актуален в современных условиях нашей жизни в связи с внедрением инклюзивного образования. Идея инклюзии прочно вошла в нашу жизнь, заставив преломить сознание всех участников образовательного процесса. Не для кого не секрет, что сейчас почти в каждом классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому задача школы - создать для них такие условия, которые будут соответствовать удовлетворению их образовательных потребностей.
Одним из основных условий инклюзивного образования является обеспечение документационной поддержки инклюзии, в частности — разработка адаптированной программы на нозологию и индивидуальных адаптированных программ в условиях деятельности инклюзивных классов на каждого обучающегося с ОВЗ.
Адресность
Представляемый материал будет интересен учителям (классным руководителям) общеобразовательных школ, а именно тем, у кого в классе существует точечная инклюзия, а также специалистам, работающими с детьми с ОВЗ (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам).
Основная часть
Сегодня я подробно остановлюсь на вопросах разработки индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Данная программа должна быть емкой, конкретной и рабочей. Она направлена на разработку комплексных мероприятий по реабилитации ребенка с ОВЗ, исходя из тех индивидуальных особенностей, которые имеются у него и препятствуют полноценному усвоению программного материала. Программа составляется на учебный год и подлежит корректировке.
Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ включает единонаправленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля.
Создание АООП происходит на заседании школьного консилиума, в котором принимают участие все участники образовательного процесса: классный руководитель, учителя-предметники (при необходимости), специалисты коррекционного профиля и родители ребенка с ОВЗ. Программа формируется на основе диагностических мероприятий педагогов и изучения рекомендаций ПМПК, а также пожеланий и предложений со стороны законных представителей ребенка с ОВЗ.
Так, классный руководитель знакомится с рекомендациями ПМПК, на основании которых он включает специальные методы и приемы работы в учебные занятия, собирает информацию и готовит педагогическое представление, которое отражает состояние учебных навыков и содержит краткий анализ трудностей в изучении тех предметов и тем, которые испытывает ребенок с ОВЗ для последующей корректировки рабочей программы, а также представляет краткий план воспитательной работы, ориентированный на конкретного ребенка с ОВЗ.
Специалисты коррекционного профиля (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) также изучают рекомендации ПМПК и на их основе составляют планы коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком с ОВЗ.
Всеми участниками коллегиально формулируются цели и задачи АООП, планируются формы и сроки реализации разделов программы, определяются критерии мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.
Обязательно происходит ознакомление и согласование содержания АООП с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ как с равноправными участниками образовательного процесса, при этом учитывается их мнение и по желанию вносятся предложения с их стороны.
Структура индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ:
Титульный лист, который отражает: адресность программы (Ф.И.О. ребенка, дата рождения, класс), срок реализации программы, название учреждения и грифы утверждения руководителем ОУ, рассмотрения на заседании шППк, согласования с родителями (з/п).
Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку. Она содержит:
- психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ с подробным описанием состояния его учебных навыков по предметам;
цель АООП;
задачи АООП;
ожидаемые результаты.
Содержательный раздел включает в себя образовательный, коррекционный и воспитательный компоненты.
В образовательном компоненте отражаются примерные программы, на основе которых разработана данная АООП, раскрываются, какие предметные образовательные области требуют адаптации в отношении ребенка с ОВЗ (с указанием тем, часов и форм контроля).
Учебный план представляется на ребенка с указанием учебных предметов, часовой нагрузки, подробным описанием осуществляемых форм контроля и выполняется отметка 1 раз в четверть об усвоении АООП, о прохождении им промежуточной аттестации.
Разработка коррекционного компонента полностью основана на рекомендациях ПМПК. В данном компоненте отражается соответствие рекомендаций и то, каким образом они реализуются: наличие в школе рекомендованной программы, создание специальных условий (учебники, рабочие программы, ТСО, услуги тьютора или ассистента и др.), осуществление психолого-педагогического сопровождения (специалисты кратко описывают, на что направлены диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия, указывают сроки отслеживания динамических изменений обучающегося с ОВЗ), учителем также кратко описываются коррекционно-развивающие методы и приемы, включаемые в учебные занятия.
Обязательно выполняется отметка об итогах диагностических исследований и о динамических изменениях.
В воспитательном компоненте отражается включение ребенка с ОВЗ в дополнительную занятость, участие его в классных и школьных мероприятиях, описание форм работы по взаимодействию специалистов ОУ с родителями ребенка с ОВЗ. Здесь же подробно указываются мероприятия по данным направлениям, сроки их проведения, отмечаются ответственные лица за осуществление мероприятий и выполняется отметка об их реализации.
Готовая АООП подписывается всеми участниками образовательного процесса, обеспечивающими реабилитацию ребенка с ОВЗ.
Отслеживание динамики и корректировка адаптированной программы происходит в конце каждой учебной четверти на заседаниях школьного консилиума.
ВЫВОД:
Таким образом, разработка и реализация индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ – это важный шаг в направлении инклюзии, обусловливающий необходимость консолидации усилий всех участников образовательного процесса. Чем качественней будет осуществляться подход к ее созданию, тем успешнее пройдет реабилитация и адаптация обучающегося с ОВЗ.
РАССМОТРЕНО:
на заседании шППк
протокол №____ от____________
председатель шППк
Ф.И.О.__________________
СОГЛАСОВАНО:
с родителями (з/п)
обучающегося с ОВЗ
«____»__________ 20___г.
___________________________
(Ф.И.О. родителей (з/п))
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом №_____от_____________
Директор МАОУ «СОШ №63»
____________________
Приложение
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
Ф.И.О. ребенка, дата рождения
обучающаяся 4Б класса
Срок реализации программы: 01.09.2020 – 31.05.2021
г.Пермь - 2020 г.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Девочка обучается в МАОУ «СОШ №63» г.Перми с 01.09.2017 года. Поступила в 1 класс. Обучается по образовательной программе «Перспектива».
Мотивация к учебной деятельности слабо сформирована. Произвольное внимание неустойчивое. Долго концентрируется на учебной задаче. Память отличается непрочностью запоминания, неточностью воспроизведения. Мышление конкретное, некритичное. Работоспособность снижена. Учебную инструкцию не воспринимает с первого раза, работать по ней самостоятельно может не всегда. Требуется дробная инструкция и пошаговая помощь со стороны учителя. Самоконтроль снижен. Не может самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. Испытывает трудности при осмыслении учебного материала.
Чтение послоговое, темп ниже нормы - 35 слов минуту. Допускает многочисленные ошибки: искажает и домысливает слова, не дочитывает окончания слов, допускает неправильную постановку ударения. Смысл прочитанного передает с помощью наводящих вопросов, затрудняется представить пересказ. Скрытый смысл текста не всегда понимает. Составить план к тексту не может. Словарный запас ограничен.
По математике вычислительные навыки слабо сформированы. Таблица умножения не усвоена. Допускает ошибки в вычислениях с переходом через разряд. Испытывает трудности в решении составных задач даже с помощью образца, аналогии.
Письменные работы по русскому языку небрежны, неаккуратны, допускает в них многочисленные ошибки логопедического и орфографического характера: допускает пропуск и замены букв, оглушение-озвончение, пропускает части слов, предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы. Не дифференцирует части речи, члены предложения, самостоятельно не выделяет их в предложении.
По итогам диагностического обследования у ребенка выявлены трудности формирования учебных навыков, обусловленных недостаточным усвоением предшествующего материала, трудности формирования учебных навыков, обусловленные снижением темпов развития познавательной деятельности. Нуждается в помощи стимулирующего и организующего характера.
Рекомендовано обучение с 2020/2021 учебного года по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.1. (заключение ПМПК № от .2020).
Цель АОП: Восполнение пробелов в знаниях, развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования. Задачи АОП: - оказывать психолого-педагогического сопровождение в школе (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог); - осуществлять контроль за оказанием медицинского сопровождения; - оказывать индивидуализированную помощь при обучении; - постоянно закреплять полученные школьные знания, умения и навыки.Ожидаемые результаты:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;
Рост качества знаний по изучаемым предметам;
Повышение активности во внеурочной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков;
Повышение мотивации к обучению;
Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Содержательный раздел
Образовательный компонент
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана на основе АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.), УМК «Школа России», авторская программа под редакцией С.Г. Шевченко для коррекционно-развивающего обучения. Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочие программы разработаны на основе УМК «Школа России» по предметам русский язык, математика, окружающий мир. Остальные учебные предметы осваиваются в рамках программы «Перспектива». Данная АОП учитывает индивидуальные особенности состояния познавательных процессов ребенка, особенности усвоения учебного материала. Оценивание состояния учебных навыков ребенка происходит на основании действующего в школе Положения о системе оценивания обучающихся с задержкой психического развития.
Учебный план для ребенка составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В рабочие программы внесены изменения:
- по математике – составлена рабочая программа по математике по УМК «Школа России», внесены дополнительные часы на изучение тем: составные арифметические задачи, геометрические задачи, уравнения, отработка алгоритмов письменных вычислений умножения и деления;
- по русскому языку – увеличено количество часов на закрепление и отработку пройденных правил, на изучение раздела «Глагол», «Предложение», на отработку синтаксического разбора предложения, морфологические разборы частей речи;
- по английскому языку – все темы соответствуют основной общеобразовательной программе по английскому языку. В рабочую программу внесены изменения по контрольно-измерительным материалам: задания даются в упрощенной форме.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности.
Образовательная область | Учебные предметы | Число учебных часов в неделю | Форма промежуточной аттестации | Отметка об усвоении АОП, о прохождении промежуточной аттестации |
Предметная область | Инвариантная часть | | | |
Филология | Русский язык | 4 | Контрольный диктант проводится с предварительной подготовкой. В диктант включаются слова с основными изучаемыми орфограммами, грамматическое задание предлагается в облегченном варианте. | |
Русский (родной) язык | 1 | Практическая работа (опора обязательна) | | |
Литературное чтение | 3 | Техника чтения оценивается по нижним границам норм. | | |
Иностранный язык | 2 | Тест из 5 заданий | | |
Математика | Математика | 4 | Контрольная работа проводится с предварительной подготовкой. Работа состоит из заданий по основным темам УМК «Школа России» (на период написания работы). | |
Обществознание и окружающий мир | Окружающий мир | 2 | Тест из 5-7 заданий | |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | Творческая работа (с опорой на поэтапное выполнение) | |
Музыка | 1 | Тест из 5 заданий | | |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | Сдача нормативов, тест из 5-8 заданий | |
Технология | Технология | 1 | Творческая работа (с опорой на поэтапное выполнение) | |
Общая аудиторная нагрузка обучающегося | 23 | | | |
Предельно-допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе | 23 | | | |
Коррекционная подготовка | Психокоррекционные занятия | 1 | | |
Групповые занятия с учителем-логопедом | 1 | | | |
Индивид.занятия с учителем-дефектологом | 1 | | | |
Итого | | 3 | |
Коррекционный компонент
Рекомендации ПМПК | Отметка о создании специальных условий | Отметка об итогах диагностических исследований и динамических изменениях |
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) | Имеется в образовательной организации | |
Рабочие программы учителя по предметам | Разработаны программы на основе УМК «Школа России» по предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Увеличено количество часов на изучение некоторых тем. В рабочую программу по английскому языку внесены изменения по контрольно-измерительным материалам. | |
Педагогическая коррекция в образовательной организации: Учитель-дефектолог Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель | Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на: 1. Восполнение пробелов в знаниях 2. Стимулирование познавательной активности 3. Расширение кругозора Занятия учителем-дефектологом проводятся 1 раз в неделю (подгруппа). Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на: 1. Формирование мыслительных умений и навыков логического переноса 2. Коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы Занятия педагогом-психологом проводятся 1 раз в неделю (группа). Организация диагностических обследований, отслеживание динамических изменений обучающегося, проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на: 1.Коррекцию и развитие всех компонентов речи Занятия учителем-логопедом проводятся 1 раз в неделю (индивидуально). Проведение ИКЗ 2 раза в неделю. Обязательное включение в учебные занятия коррекционно-развивающие методы и приемы: подача инструкции дробно, доступно для восприятия и понимания; включение в рассказ учителя интересные познавательные сведения, яркие примеры, игровые моменты; включение в урок здоровьесберегающих приемов: физкультминуток, гимнастик для глаз, артикуляционных гимнастик, кинезиологических упражнений; присутствие на уроке частой смены видов деятельности; использование опорных схем, таблиц, памяток, наглядного материала; использование системы упражнений с очень медленно повышающейся сложностью заданий; проведение обязательной пропедевтической работы перед написанием самостоятельных и контрольных работ по предметам; написание итоговых работ в индивидуальном режиме; оказание постоянной индивидуализированной помощи на уроках. | |
Медицинское сопровождение | Проведение индивидуальных бесед с родителями о необходимости систематически наблюдаться у врача-невролога. | |
Воспитательный компонент
Направления работы | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
Дополнительная занятость | Изучение интересов ребенка Включение ребенка в группы кружков и секций Проведение бесед с родителями ребенка об организации свободного времени ребенка Контроль за посещением ребенка кружков и секций Поддержание интереса ребенка к посещаемому кружку и секции | 01.09.20-15.09.20 15.09.20-30.09.20 По мере необходимости Систематически Постоянно | Педагог-психолог (Ф.И.О.) Классный руководитель (Ф.И.О.) Классный руководитель (Ф.И.О.), соц.педагог (Ф.И.О.) Классный руководитель (Ф.И.О.) Педагог дополнительного образования (Ф.И.О.), учитель физической культуры (Ф.И.О.) | Девочка записана в группы кружков и секций: - туристко-краеведческое объединение «По-дорожник» (2 раза в неделю); - секция ОФП (1 раз в неделю) |
Участие в классных и школьных мероприятиях | Вовлечение ребенка во внеклассную деятельность класса, школы Создание ситуаций успеха, поддержка самостоятельности и инициативы | В соответствии с планом ВР класса, школы | Классный руководитель (Ф.И.О.) | |
Взаимодействие с родителями ребенка | Проведение индивидуальных бесед и консультаций | По мере необходимости | Классный руководитель (Ф.И.О.), соц.педагог (Ф.И.О.), педагог-психолог (Ф.И.О.), учитель-логопед (Ф.И.О.), учитель-дефектолог (Ф.И.О.) | |
Участники реализации АОП:
______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________
(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)
______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________
(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)
______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________
(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)
______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________
(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)
______________________________ __________________________ __________________ ____________ _____________
(должность) (Ф.И.О.) (ознакомлен(а)) (дата) (подпись)
Кияйкина Наталья Федоровна