Разработка интегрированный урока литературного чтения и окружающего мира

1
1
Материал опубликован 13 December

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Л. Н. Толстой   «Белка и волк»"


Цель урока:.

формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на картинный материал


Задачи:

Образовательные задачи: -учить детей отвечать полными предложениями; активно использовать слова-антонимы.

Развивающие задачи: -развивать умения понимать и пересказывать текст; употреблять обогащенную лексику в активной речи.

Воспитательные задачи: -воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и любовь к животным.

Методические приёмы:

сюрпризный момент, прослушивание аудиосказки, чтение, отгадывание загадок, беседа; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Исправь ошибку»; театрализация сказки с игрушками, рассматривание опорных картинок, выстраивание алгоритма пересказа.


Оборудование:

игрушки волк, белка; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; опорные картинки.


Ход урока.

Организационный момент (приветствуем наших гостей и пожелаем им отдохнуть на нашем уроке, а нам хорошо поработать)


Работа над скороговоркой/

Видео леса и звучание музыки.( слышится пение птиц) СЛАЙД

Всё зубами щёлк да щёлк,

Бегает по лесу….

Не умеет он дружить,

Оттого так скучно жить

Кто это?( волк)

Остановка музыки и на первый план выходит волк. СЛАЙД

На слайде скороговорка

«Волки рыщут, пищу ищут».( несколько учащихся) СЛАЙД

 ( чтение с ускорением хором , а затем индивидуально меняя громкость и темп чтения (


По веткам скачет и играет,

Никого не обижает,

Известна добротой своей,

Шубка рыжая на ней. (Белка)



На дереве белка СЛАЙД



3.Определение темы урока.



- Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?( о белке и волке)



Цель урока ? ( познакомиться с жизнью животных, )

Не случайно мои загадки были про этих животных. Мы сегодня поговорим о жизни волка и белки.., о поведении этих животных .



- Знакомство с текстом.( чтение учителя) не открывая учебники

Прослушивание текста (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти)



Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

-что можно сказать про волка? (злой)

- про белку? (добрая)



4 Определение цели и задачи:  

Цель: Сформировать у учащихся понятия добра и зла. 

Давайте с вами сегодня поговорим о таких понятиях как добро и зло

Задачи: развивать грамотную, связную речь учащихся;

Закреплять умение самостоятельно работать с произведением. формировать отношение к тексту.

Воспитывать доброту, любознательность, отзывчивость, умение переживать за того, кто попал в беду.

Как вы думаете это рассказ или сказка, басня? (высказываем свое мнение)

Назовите главных героев текста ( белка и волк )

Это басня.

Что мы называем басней? ( это небольшой рассказ, который содержит определённый нравственный урок)







Главными героями басен обычно становятся животные

Кто написал эту басню?

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (показываю портрет Толстого Л.Н.).

Усаживайтесь поудобнее и давайте послушаем, как жил и чем увлекался писатель Лев Николаевич. 

Недалеко от Тулы, в усадьбе «Ясная Поляна» родился и жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Лев Николаевич был сильным, крепким и здоровым человеком. Каждое утро обливался холодной водой, занимался гимнастикой и выходил на прогулку пешком или ездил верхом на своем любимом коне в любое время года. Писатель катался на велосипеде, зимой - на коньках, играл в теннис-

Что можно сказать о писателе? Какой он был?

Ответы детей: (спортивный, сильный, здоровый) картинка

- Во флигеле располагалась школа и Лев Толстой учил крестьянских детей читать, писать, считать, рисовать, петь. Он создал учебник для детей «Азбука» Толстого (показать Азбуку). картинка

- Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей Уроки превращались в общую интересную беседу, затем в игру. На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное,

- Что можно сказать о писателе, какой он?

Ответы детей: (добрый, умный, заботливый)

Годы жизни. 1828-1910

- про автора мы поговорили, теперь вы постарайтесь очень внимательно прочитать басню



6.Чтение сказки детьми ( Положенцев, Мальцева,Фельгер)



7.Работанад содержанием (развитие диалогической речи) ответы по тексту.

- Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка).

- Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел её съесть).

- О чём она попросила волка? (Белка попросила отпустить её).

- Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы).

- Что спросил волк у белки? (Почему белки такие весёлые? (Почему волку всегда скучно?)

- Как ответила белка, почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжёт).


5. Словарная работа (лексический разбор словосочетания, оживление личного опыта детей)

- Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, паром, горячим чаем)

- Кто из вас обжигался? Это больно?

- А когда больно, хочется веселиться или плакать? –

Оказывается, ребята, что можно поранить даже плохим, злым словом.

Тогда сердце болит, как будто его обожгли.


6.Физминутка

Игра с мячом «Скажи наоборот» (развитие антонимии)

Бросаю мяч детям по очереди и предлагаю закончить предложение.

Волк злой, а белка… (добрая).

Ему всегда грустно, а ей (весело).

Волк белку схватил, а потом … (отпустил).

Волк сидит внизу, а белка … (наверху).

Волк сидит под деревом, а белка … (на дереве).

Волк спрашивает, а белка … (отвечает).

Белка говорит, а волк её … (слушает).

В конце игры вспоминаем названные слова: карточка

Злой-добрая

грустно-весело

схватил – отпустил

внизу – наверху

под деревом – на дереве

спрашивает – отвечает

говорит – слушает

7. Повторное чтение сказки учащимися

8.Составление плана пересказа (развитие памяти, мышления, диалогической речи).



Раскладывание картинок, для составления алгоритма сказки:



- Посмотрите на эти картинки. Давайте мы вместе разложим их по порядку.



С чего начинается наша сказка?



Что было дальше?



Вместе с детьми составляем план пересказа, выставляя картинки.

. Работа в паре ( предложен план текста и восстановить последовательность событий.)

План сказки:

1 Белка падает на серого волка.

2 Белка просит волка отпустить её.

3 Предложение волка

4 Волк отпускает белку на дерево

5 Белка объясняет волку причину его злости

проверка





10. Чтение по ролям


11. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде картинок (развитие связной речи)

В каком предложении главная мысль басни? ( в последнем) Зачитайте его





12. Итог (оценка деятельности детей)

Вывод: обсуждается вместе с детьми:


Л. Н. Толстой с помощью героев, их поступков, художественного слова рассказывает нам о том, что те, кто добры - никому зла не делают, веселы, бодры, счастливы.
С помощью героев Толстой показывает, что бывает с теми, у кого на сердце зло, и с теми, у кого – добро

. Лев Николаевич Толстой обращает внимание читателя, что для обретения счастья нужно побороть в себе жестокость и злобу.




«Делая зло, на добро не надейся» СЛАЙД

Отсюда определяется ключевое слово «Доброта», запись на доске

.Слайд



VIII. Рефлексия.


- Задумайтесь каждый - какое значение имеет эта басня?

Оцените свою работу на уроке.

IX. Итог урока.


- Мы увидели, что нас окружает только доброта, потому что мы сами добрые и дарим друг другу добро. Счастлив тот - кто делает добро
































 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации