Разработка интегрированный урока литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Л. Н. Толстой «Белка и волк»"
Цель урока:.
формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на картинный материал
Задачи:
Образовательные задачи: -учить детей отвечать полными предложениями; активно использовать слова-антонимы.
Развивающие задачи: -развивать умения понимать и пересказывать текст; употреблять обогащенную лексику в активной речи.
Воспитательные задачи: -воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и любовь к животным.
Методические приёмы:
сюрпризный момент, прослушивание аудиосказки, чтение, отгадывание загадок, беседа; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Исправь ошибку»; театрализация сказки с игрушками, рассматривание опорных картинок, выстраивание алгоритма пересказа.
Оборудование:
игрушки волк, белка; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; опорные картинки.
Ход урока.
Организационный момент (приветствуем наших гостей и пожелаем им отдохнуть на нашем уроке, а нам хорошо поработать)
Работа над скороговоркой/
Видео леса и звучание музыки.( слышится пение птиц) СЛАЙД
Всё зубами щёлк да щёлк,
Бегает по лесу….
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить
Кто это?( волк)
Остановка музыки и на первый план выходит волк. СЛАЙД
На слайде скороговорка
«Волки рыщут, пищу ищут».( несколько учащихся) СЛАЙД
( чтение с ускорением хором , а затем индивидуально меняя громкость и темп чтения (
По веткам скачет и играет,
Никого не обижает,
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней. (Белка)
На дереве белка СЛАЙД
3.Определение темы урока.
- Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?( о белке и волке)
Цель урока ? ( познакомиться с жизнью животных, )
Не случайно мои загадки были про этих животных. Мы сегодня поговорим о жизни волка и белки.., о поведении этих животных .
- Знакомство с текстом.( чтение учителя) не открывая учебники
–Прослушивание текста (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
-что можно сказать про волка? (злой)
- про белку? (добрая)
4 Определение цели и задачи:
Цель: Сформировать у учащихся понятия добра и зла.
Давайте с вами сегодня поговорим о таких понятиях как добро и зло
Задачи: развивать грамотную, связную речь учащихся;
Закреплять умение самостоятельно работать с произведением. формировать отношение к тексту.
Воспитывать доброту, любознательность, отзывчивость, умение переживать за того, кто попал в беду.
Как вы думаете это рассказ или сказка, басня? (высказываем свое мнение)
Назовите главных героев текста ( белка и волк )
Это басня.
Что мы называем басней? ( это небольшой рассказ, который содержит определённый нравственный урок)
Главными героями басен обычно становятся животные
Кто написал эту басню?
Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (показываю портрет Толстого Л.Н.).
Усаживайтесь поудобнее и давайте послушаем, как жил и чем увлекался писатель Лев Николаевич.
Недалеко от Тулы, в усадьбе «Ясная Поляна» родился и жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Лев Николаевич был сильным, крепким и здоровым человеком. Каждое утро обливался холодной водой, занимался гимнастикой и выходил на прогулку пешком или ездил верхом на своем любимом коне в любое время года. Писатель катался на велосипеде, зимой - на коньках, играл в теннис-
Что можно сказать о писателе? Какой он был?
Ответы детей: (спортивный, сильный, здоровый) картинка
- Во флигеле располагалась школа и Лев Толстой учил крестьянских детей читать, писать, считать, рисовать, петь. Он создал учебник для детей «Азбука» Толстого (показать Азбуку). картинка
- Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей Уроки превращались в общую интересную беседу, затем в игру. На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное,
- Что можно сказать о писателе, какой он?
Ответы детей: (добрый, умный, заботливый)
Годы жизни. 1828-1910
- про автора мы поговорили, теперь вы постарайтесь очень внимательно прочитать басню
6.Чтение сказки детьми ( Положенцев, Мальцева,Фельгер)
7.Работанад содержанием (развитие диалогической речи) ответы по тексту.
- Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка).
- Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел её съесть).
- О чём она попросила волка? (Белка попросила отпустить её).
- Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы).
- Что спросил волк у белки? (Почему белки такие весёлые? (Почему волку всегда скучно?)
- Как ответила белка, почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжёт).
5. Словарная работа (лексический разбор словосочетания, оживление личного опыта детей)
- Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, паром, горячим чаем)
- Кто из вас обжигался? Это больно?
- А когда больно, хочется веселиться или плакать? –
Оказывается, ребята, что можно поранить даже плохим, злым словом.
Тогда сердце болит, как будто его обожгли.
6.Физминутка
Игра с мячом «Скажи наоборот» (развитие антонимии)
Бросаю мяч детям по очереди и предлагаю закончить предложение.
Волк злой, а белка… (добрая).
Ему всегда грустно, а ей (весело).
Волк белку схватил, а потом … (отпустил).
Волк сидит внизу, а белка … (наверху).
Волк сидит под деревом, а белка … (на дереве).
Волк спрашивает, а белка … (отвечает).
Белка говорит, а волк её … (слушает).
В конце игры вспоминаем названные слова: карточка
Злой-добрая
грустно-весело
схватил – отпустил
внизу – наверху
под деревом – на дереве
спрашивает – отвечает
говорит – слушает
7. Повторное чтение сказки учащимися
8.Составление плана пересказа (развитие памяти, мышления, диалогической речи).
Раскладывание картинок, для составления алгоритма сказки:
- Посмотрите на эти картинки. Давайте мы вместе разложим их по порядку.
С чего начинается наша сказка?
Что было дальше?
Вместе с детьми составляем план пересказа, выставляя картинки.
. Работа в паре ( предложен план текста и восстановить последовательность событий.)
План сказки:
1 Белка падает на серого волка.
2 Белка просит волка отпустить её.
3 Предложение волка
4 Волк отпускает белку на дерево
5 Белка объясняет волку причину его злости
проверка
10. Чтение по ролям
11. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде картинок (развитие связной речи)
В каком предложении главная мысль басни? ( в последнем) Зачитайте его
12. Итог (оценка деятельности детей)
Вывод: обсуждается вместе с детьми:
Л. Н. Толстой с помощью героев, их поступков, художественного слова рассказывает нам о том, что те, кто добры - никому зла не делают, веселы, бодры, счастливы.
С помощью героев Толстой показывает, что бывает с теми, у кого на сердце зло, и с теми, у кого – добро
. Лев Николаевич Толстой обращает внимание читателя, что для обретения счастья нужно побороть в себе жестокость и злобу.
«Делая зло, на добро не надейся» СЛАЙД
Отсюда определяется ключевое слово «Доброта», запись на доске
.Слайд
VIII. Рефлексия.
- Задумайтесь каждый - какое значение имеет эта басня?
Оцените свою работу на уроке.
IX. Итог урока.
- Мы увидели, что нас окружает только доброта, потому что мы сами добрые и дарим друг другу добро. Счастлив тот - кто делает добро
Надежда Алексеевна Паршукова