12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Любовь Сергеевна38
3

Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках окружающего мира и литературного чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ржавская средняя общеобразовательная школа

457416 Челябинская область Агаповский район п.Ржавка ул.Восточная д.21

Тел. 89127763840 e-mail: www.agro@mail ru















Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения и окружающего мира













Выступающий:

учитель начальных классов

Попова Любовь Сергеевна







2021

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД  относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и  рабочих  группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим на ступени начального общего образования наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Исходя из сказанного концептуальной особенностью программы данного кур­са «Литературного чтения» является осознанная установка на дистанци­онное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

обеспечение мотивационной стороны (же­лание вступить в общение с писателем посредством чтения);

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыс­лу,

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для развития учебного сотрудничества на уроках часто используем с детьми следующие приемы: «Радиотеатр» (дети за ширмой инсцинируют какое-либо произведение или отрывок ,другие дети их не видят, слышат только голоса. Чаще всего этот прием я использую для стеснительных детей, которые не любят ,чтобы на них смотрели ,а за ширмой у них нет такого стеснения и диалог или монолог получается намного красочней, эмоциональней.

«Театр» используется уже для более раскрепощенных детей.

Работа над умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Литературное чтение». Кроме того, учебники по «Литературному чтению» содержат много разнообразных заданий, направленных на обучение детей созданию собственных высказываний. Это задания на создание устного изложения с элементами сочинения (они появляются начиная со 2 класса), задания на продолжение (дополнение) прочитанного текста, задания на создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), задания по созданию небольших высказываний на заданную тему в форме повествований, рассуждений, описаний, а также отзывов, аннотаций, презентаций. Творческие задания на словесное иллюстрированиесоставление словесного диафильма и воображаемую экранизацию также имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному использованию речевых средств в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач способствует качественная организация языкового анализа литературных произведений.

 Ривин методика позволяет эффективно организовывать работу на уроке по изучению сложных тем. При помощи этой методики можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала. У учащихся формируется умение извлекать из абзаца основную мысль и озаглавить абзац. Особенно плодотворно этот прием работает с детьми, у которых низкий объем памяти. Таким образом, у детей легче идет запоминание всего текста и в голове формируется общий план текста, после чего детям легче отвечать на вопросы по тексту.

       Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир». В своей работе учитель может использовать различные виды учебных задач.

       Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много. При их использовании обращается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. 

Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд и др.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Кто предложил основную идею, решение задачи?

5. Были ли спорные мнения?

6. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В конце урока обязательно проводится рефлексия:

Было трудно …Я понял …У меня получилось …

Каждый ребѐнок даѐт итоговую оценку своей работы. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.