Классный час на тему «Математика в различных профессиях» (8–9 классы)
Разработка классного часа в 8-9 классе
«Математика в различных профессиях»
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам все будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
Цель:
Формировать представление о роли математики в жизни человека, в его профессиональной деятельности.
Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности обучающихся.
Воспитывать сознательное отношение к учению и к выбору профессии.
Задачи урока:
• Показать практическую значимость математических знаний.
• Выявить необходимость математических знаний в профессиях.
• Повысить математическую грамотность учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
карточки с заданиями.
План урока
1. Организационный момент.
2. Выступление учащихся о профессиях.
3. Решение задач с практическим применением знаний в профессиях.
4. Подведение итогов.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Организационный момент.
Учитель. Ребята, вы все знаете, что кроме того, что я являюсь вашим классным руководителем, я еще преподаю такой предмет как математика. И вы, конечно, ни раз от меня слышали, что математика-царица наук! Что ее нужно учить, что она нужна везде, всем и каждому! Но… тем не менее, очень часто я от вас слышу: зачем мне нужна математика? Вот у меня папа-водитель, зачем ему эта математика?! А у меня папа-слесарь, ему зачем?! Действительно, предмет достаточно сложный, а некоторые профессии, казалось бы, никак не связаны с этой точной наукой! Тогда зачем над ней корпеть?! Некоторые ответят, чтобы сдать ОГЭ, ЕГЭ, поступить в ВУЗы. Действительно, математика является обязательным предметом для аттестации, но почему? опять спросите вы! Так давайте сегодня попробуем вместе разобраться, кому и зачем нужна математика! И нужна ли вообще?)
Итак, в мире существуют огромное количество различных профессий каждая из них важна для общества. Вскоре вам предстоит выбрать одну из них.
Многие считают, что математика изучается только в школе и в учебных заведениях, а в повседневной жизни она не нужна. На самом деле это большое заблуждение. И сегодня мы постараемся доказать это, на профессиях которые вы выбрали.
На сегодня у вас было домашнее задание подготовить мини сообщения о профессиях, которые вы планируете выбрать в будущем, и постараться найти связь с математикой!
Математика в профессии бухгалтера.
Профессия бухгалтера требует от человека разнообразных умений и знаний: он должен вести учет и контроль основных средств организации и предприятия (товарно-материальных, хозяйственных), контролировать затраты на производство, а также реализацию товаров, которые выпускаются предприятием. В компетенции бухгалтера и разнообразные операции с заказчиками. Можно назвать бухгалтера своеобразным контролером финансовой деятельности предприятия. Он призван добиваться максимальной выгоды с помощью приведения оптимальных комбинаций с материальными затратами.
В России профессия бухгалтера стала особенно востребованной в начале 90-х годов. Бухгалтерия необходима на любом предприятии, любой фирме, абсолютно неважно, какого рода деятельности. Основные бухгалтерские понятия всегда имеют под собой математическую основу, и любой бухгалтерский расчет – это математический расчет, основанный на тех же математических правилах, терминах, законах и понятиях.
Учитель. Да, действительно, профессия бухгалтера, одна из самых связанных профессий с наукой математикой. Именно у математики бухгалтерия позаимствовала свою основную отличительную черту-точность. Сначала это были простые арифметические действия счета на счетах, а затем на калькуляторе, то теперь в этой профессии стали использовать методы дифференциального и интегрального исчисления, теорию множеств.
Математика в профессии швеи
Швея – это работница, занимающаяся шитьем, устаревшее значение слова швея – портниха. Чтобы научиться шить качественно, нужно очень хорошо знать математику и вот почему: кому из нас не хочется выглядеть элегантно и модно, яко и красиво? Такую задачу легко сможет решить швея, ведь именно этой профессии все мы обязаны своими прекрасными нарядами. При общении с клиентами швея зарисовывает эскиз, учитывающий пожелания, снимает с него мерки, изготавливает выкройку и раскраивает материал, подгоняет изготавливаемое изделие по фигуре, а тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры, при помощи математических расчетов оставляем запас на ткани на припуск и подгиб. Как говорится: семь раз отмерь, один раз отрежь.
При пошиве одежды необходимо уметь применять множество математических знаний, а также обладать различными вычислительными навыками.
Учитель. Действительно, в профессии швеи математика занимает одно из первых мест мест. Сделать нужные замеры для пошива одежды, сделать выкройку, подсчитать расход ткани, пуговиц или клепок на изделие, подсчет сметы на создаваемый товар.
Математика в профессии архитектора.
Архитектор (от древнегреческого – главный строитель) занимается организацией пространства в целом. В отличие от дизайнера, который занимается лишь декоративным оформлением, архитектор проектирует сооружение полностью, круг его обязанностей и зона ответственности гораздо шире. Он не только составляет проект и делает сметы, но чаще всего лично руководит строительством, и помимо этого решение формальных вопросов и вся документация также лежит на нем.
Эта профессия – прекрасная опция для творческого человека, но вместе с тем она требует глубоких теоретических и практических знаний в самых разных областях: архитектор должен отлично знать математику, строительную механику, физику, химию, хорошо разбираться в геологии и минералогии, и помимо этого также разбираться в юриспруденции.
Тесная связь математики и архитектуры известна давно. В древней Греции геометрия считалась одним из разделов архитектуры. Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника. «Прочность – польза – красота» такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная два тысячелетия тому назад древнеримским теоретиком зодчества Витрувием (I век до н.э.). Люди с древних времен, возводя свои жилища, думали не только об их прочности, но и красоте. Роль математики в формировании «прочности» и «пользы» архитектуры очевидна, но третий критерий «красоту» тоже невозможно представить себе без математических понятий. Современный архитектор должен быть знать аналитическую геометрию и математический анализ, основы высшей алгебры и теории матриц, владеть методами математического моделирования и оптимизации.
Учитель. Конечно, в профессии архитектора математику можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно взглянуть на здания, и ты заметишь знакомые геометрические фигуры: параллелепипед, треугольные фронтоны, полукруглые и прямоугольные окна...
Математика в профессии повара, кондитера
Повар – это специалист, занимающийся приготовлением пищи. Он знает, как определить качество продуктов, как их правильно хранить, сочетать и готовить. В процессе приготовления повар должен придерживаться рецептуры и рекомендованных технологий, но при необходимости он может проявить творческий подход и создать что-то свое.
Повар-кулинар. Он занимается приготовлением блюд и их оформлением. На кухне работают так называемые линейные повара, отвечающие за конкретную станцию. Это повара горячего цеха, то есть те, кто готовит горячие блюда (гарниры, супы и так далее), и повара холодного цеха, которые занимаются закусками и салатами. В некоторых ресторанах повара могут специализироваться на приготовлении определенных продуктов, например только мяса или рыбы.
Повар-технолог. Технолог рассчитывает необходимое количество продуктов для одной порции и ее калорийность. Он разрабатывает рецепты и меню, составляет технологические карты, ведет учет оборудования и продуктов.
Повар-кондитер. Кондитер отвечает за изготовление кондитерских изделий.
Также повар может специализироваться на кулинарных традициях определенной страны или на приготовлении одного вида блюд. К таким направлениям можно отнести повара-сушиста и пиццамейкера.
Нужна ли математика повару?
Математика важна, в жизни нам она нужна.
Буду счет я заводить, когда буду суп варить:
Две морковки, три картошки, очень хитрые плутовки,
Если их не посчитать, можно суп наш прозевать.
Будет нам не суп, а каша, перебор продуктов наших,
Значить все надо считать, вычитать и умножать,
Складывать или делить, чтоб в тарелки положить.
Тогда сыты будут все: и директор, и учитель,
даже строгий поучитель.
Вот поэтому страна математике верна.
Хочешь поваром ты стать, надо чаще изучать,
Математику науку, золотые будут руки.
Учитель. Молодец! Абсолютно согласна, повара, кондитеры, кулинары каждый день решают практические задачи, связанные с математикой. Повар должен обязательно уметь определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания в процентах, производить калькуляцию и учет продуктов питания. Поэтому, конечно, важны для этой профессии математические знания.
Учитель. Спасибо всем за выступления! Ну вот ребята, мы прослушали всего 4 профессии, но, посмотрите, как они связаны с математикой! А давайте попробуем найти связь следующих профессий с математикой.
Математика в профессии полицейского
Работникам ГАИ очень часто на практике приходится рассчитывать скорости движения машины, определяя превышения допустимой нормы. Также они определяют превышение разрешенной максимальной массы транспортного средства, потому что перегружать автомобиль запрещено. А в случаи аварии им приходится делать замеры и определять остановочный путь машины.
Математика в профессии врача.
Профессия врача непрерывно связана с математикой. Без математики было бы невозможно проводить расчеты, осмотры, ставить диагнозы, проводить лечение. Для того чтобы прописать необходимое лекарство больному, нужно высчитать правильную дозировку препарата.
Математика в профессии шофера.
Водителям каждый день приходится сталкиваться с такими математическими понятиями как скорость, время, расстояние. Так же водитель рассчитывает расход бензина, таксист должен хорошо считать денежные средства.
Математика в профессии железнодорожника.
Правильно высчитать расстояние между колеей рельсов, определить и устранить их проседание с помощью подбивки шпал, рассчитать время прибытия, следующего товарного или пассажирского состава, определить допустимый зазор в буксах колесных пар – в этом и многом другом нужна математика железнодорожнику.
Математика в профессии художника.
Математика играет важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы. Темы, наиболее часто использующиеся в математическом изобразительном искусстве, включают в себя использование многогранников, тесселяции, лент Мебиуса, невозможных фигур, фракталов и искаженных перспектив. Отдельные работы часто включают в себя одновременно несколько тем.
Математика в профессии космонавта
Запуски искусственных спутников Земли, полеты космических кораблей – все это требует громадных расчетов. Дело в том, что при выводе космического аппарата на траекторию полета и во время его свободного полета необходимо точно знать, где он находится в данное мгновение. А как определить положение космического аппарата, в каком виде хранить и анализировать эту информацию? И вот здесь не обойтись без математики.
Математика в профессии механика.
Механику необходимо производить расчеты параметров работы оборудования, и всевозможных инженерных узлов, расчеты времени, которое оборудование должно работать без ремонта, поддерживать в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности, организовать своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования.
Математика в профессии электрика.
Специальность электрика - техническая, поэтому она напрямую связана и с математикой. Электрику приходится делать замеры электрическими приборами, где используются цифры, и надо уметь всё подсчитать, определить характер повреждения на линии электропередач.
Разминка
- Повернитесь ко мне. Я проговариваю предложения. Если оно справедливо – вы встаёте, если нет – то остаётесь сидеть.
1) 5х = 7 имеет единственный корень.
2) 0х = 0 не имеет корней.
3) Если Д 0, то квадратное уравнение имеет два корня.
4) Если Д 5) Количество корней не больше степени уравнения.
3. Решение задач с практическим применением знаний в профессиях
Учитель. Ну что же, мы с вами доказали, что во всех профессиях математика важна и нужна! Давайте, теперь решим несколько практических задач, связанных с этими профессиями. И посмотрим практическую значимость знаний по математике.
Разделимся на 3 группы, по рядам, для каждой группы свои задачи.
1 группа
1.За 24 рабочих дня при 8-часовом рабочем дне парикмахер сдал выручку в сумме 123000 руб. при норме выручки 600р/ч. Определить выполнение нормы в процентах.
2. Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в моем организме?
2 группа
1. Спортивный магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 200 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую 75%». Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок?
2. Стоимость проезда в электричке составляет 249 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 2 взрослых и 3 школьников?
3 группа
1.Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70% деталей. После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику?
2. Строительная фирма имела 360 000 руб. На покупку стройматериалов сначала истратили 40% всех денег, потом - 20% остатка. Сколько денег теперь имеет фирма?
Учитель: Закончили работу, выполнили самопроверку и сдали решение мне.
Учитель: Какие задачи вы решали?
Ученики: У всех были задачи на проценты.
Ученики: Задачи на проценты встречаются во всех профессиях.
Учитель. Правильно! Итак, в каждой сфере профессиональной деятельности используются задачи на проценты. Применяются правила нахождения процента от числа и числа по его проценту. Следовательно математические задачи на проценты являются частью умений профессиональной деятельности практически всех профессий. И не только… Даже в повседневной жизни, слово проценты используется очень часто.
4. Итоги.
Учитель. В заключение хочется сказать, что чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Мы попытались сегодня с вами показать связь математики с некоторыми профессиями.
- Поднимите руки те, кому понравились та или иная профессия?
- Для того чтобы овладеть той или иной профессией, нужно ли изучать математику в школе?
Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии и, даже, в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы. Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах
Математика нужна вам не только в школе, но и в дальнейшей учебе, но и в повседневной жизни!