Разработка квест-игры по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста

7
0
Материал опубликован 16 June 2022

Муниципальное казенное образовательное учреждение города Калуги «Средняя общеобразовательная школа №31»





Секция: «Основы безопасности жизнедеятельности»








Разработка квест-игры по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста










Автор работы:

Афонина Ирина Викторовна

Должность: учитель биологии и химии, руководитель отряда ЮИД
















Калуга, 2022

Содержаниеt1655326887aa.gif


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I Значение квест - игра по ПДД. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………......... . . . . . . . . . . . 5

Глава II Квест-игра «Пеппи Длинный чулок в стране ПДДландии». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . 13

Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . 14

Приложение 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . 15


























Введение

Из-за широкого использования автомототранспорта в настоящее время проблема дорожной безопасности очень актуальна. По мере роста потока транспорта на дорогах, росло и число аварий на них, а количество жертв ДТП увеличивалось. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы население Земли изменило свое отношение к данным происшествиям на дорогах, задумалось о проблеме безопасности дорожного движения. Анализ специальной литературы и жизненных наблюдений показали, что проблема дорожной безопасности, а тем более детского-дорожного травматизма до сих пор не решена и является актуальной.

Проблема безопасности на улицах и автомобильных дорогах по-прежнему остается одной из самых острых. Так статистика за девять месяцев 2018 года показывает, что в Калуге произошло 402 ДТП, в которых погибло 17 и было ранено 493 человека. В нашем городе проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, например, изучение с детьми правил поведения на улице, проводятся уроки пешеходов, различные конкурсы, викторины, соревнования, акции по безопасности дорожного движения, активная работа отрядов юных инспекторов движения (далее ЮИД). У нас на базе МБОУ «СОШ №31» активно действует отряд ЮИД «Зеленый, желтый, красный», где учащиеся школы практически учат младших ребят переходить улицу, изучают ПДД. Но этого, как показывает практика, не достаточно.

В октябре 2017 года в микрорайоне «Дубрава» на перекрестке по дороге в МБОУ «СОШ №31» произошло дорожно-транспортное происшествие, пострадал ученик нашей школы. Педагоги, родители были обеспокоены за безопасность на дороге своих детей. Ведь именно по этому перекрестку каждый день ходят дети и взрослые.

Как найти пути решения проблемы по безопасности движения на дорогах? Именно и является решением данного вопроса главной задачей отряда ЮИД. Поэтому мы стараемся подбирать и разрабатывать различные занятия, игры, представления для младших школьников по правилам дорожного движения.

Проблема: безопасность на дорогах, с сокращением числа детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель работы: разработка квест-игры, направленной на закрепление знаний ПДД и пропаганды основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

1. Изучить специальную литературу и методические разработки по проблеме безопасности в условиях дорожного движения.

2. Доказать эффективность закрепления знаний, получаемых в игровой форме.

3. Развитие внимания, навыков осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни у младших школьников.

4. Разработка и проведение квест-игры для младших школьников.

Объект исследования: эффективность проведения квест-игр, направленных на сокращение дорожно-транспортных происшествий в нашем городе с участием детей.

Предмет исследования: подбор материала для разработки квест-игры.

Методы исследования:

-определить способы сбора и анализа информации;

-отобрать и изучить необходимую литературу по теме;

-разработать квест-игру;

-сформулировать выводы.



Глава I

Значение квест - игра по ПДД

Основная идея разработанной квест-игры – безопасность на дороге, так как безопасность дорожного движения, в первую очередь, зависит от культуры поведения человека – водителя, пассажира, пешехода – на дороге.

Если в данный момент внимательнее присмотреться к пешеходам и водителям на дорогах, то можно заметить, что ПДД нарушают и взрослые, и дети, и водители. Причины разные, а страдают от этого люди. Поэтому проведение занятия в такой не стандартной форме поможет младшему звену подробно изучить причины нарушений детьми и взрослыми ПДД.

Изучив статьи газет и журналов, было выявлено, что в большинстве случаев причиной гибели и травматизма детей в ДТП становится перевозка в транспорте без специальных удерживающих устройств. Только за 2018 год произошло более 8 тысяч аварий на дорогах с участием маленьких пассажиров. Погибло 450, а пострадало более 10 тысяч детей.

Обеспечение безопасности движения пешеходов, особенно детей, является задачей государственной важности, а проблема безопасности дорожного движения – всемирной проблемой.

Квест — один из основных жанров игр для детей. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Помимо соответствующей тематики, квесты для детей отличаются уровнем сложности загадок и игровым процессом. В них существуют две основные функции:

-поисковая, где нужно что-то найти и куда-то применить;

-логическая, где следует решить какую-то задачу.

Направление квестов в России активно развивается с 2013 года. Однако игры, созданные специально для детей, начали появляться в нашей стране только в 2015 году – сейчас их процент от общего количества в конкретном городе составляет 5–10%.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. Исходя из личных наблюдений, мы делаем ввод, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Задачи квест-игры по ПДД:

-закрепить и расширить знания детей по ПДД в процессе игровой деятельности;

-формировать правильное поведение на улицах и дорогах;

-воспитывать внимание, сосредоточенность;

Для прохождения участникам квест-игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. Важнейшими элементами игры являются повествование и обследование мира, связанного с ПДД, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. В процессе игры детям предоставляется возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.

Глава II

Квест-игра

«Пеппи Длинный чулок в стране ПДДландии»

Место проведения: просторное помещение или площадка на свежем воздухе.

Время проведения: 45 минут.

Действующие лица:

Пеппи Длинный чулок

Пираты (1-3 чел.)

Регулировщик

Ход проведения квест-игры.

Пеппи Длинный чулок. - Всем привет! Мы рады приветствовать вас на нашем острове ПДДландии. Сегодня и только сегодня у вас есть уникальная возможность показать свои знания по правилам дорожного движения! Мы подготовили для вас разные подарки,

конкурсы и, конечно, готовы раздать свои сокровища.

Пират 1. - Интересно, а это кто такие?

Пират 2. -Чего пришли сюда?

Пеппи Длинный чулок. - Не мешайте нам. Мы ребят пригласили правила дорожного движения повторить и возможно изучить, а также сокровища им раздать на память!

Пират 1. - Не бывать этому никогда! Мы обожаем эти сокровища, мы их искали несколько лет и просто так вам их не получить.

Пират 2. Мы спрячем ваши сокровища в ПДДландии, в таких местах, где вы их точно никогда не найдете! Ха-ха-ха!

Пеппи Длинный чулок. - Как же так! Ребята, вы сможете препятствия пройти и все сокровища найти? (Ответы ребят). Я знаю три тайных уголка нашей страны, где Пираты могли подготовить вам задания. Обойдем эти уголки и найдем сокровища!

Пират 3. - Минутку, место считается пройденным, если вам дали символ ПДД, то есть вам вручат жетон следующего уровня, и вы услышите свисток регулировщика, иначе вы не сможете пройти дальше и найти сокровища. Ловко мы придумали?

Пеппи Длинный чулок. - Ничего, ребята у нас умные и со всеми вашими задачками легко справятся. Верно, ребята? Тогда давайте отправимся в путь и вернем сокровища! Итак, у меня есть карта ПДДландии (разворачивает карту), первое место, которое нам нужно посетить для получения сокровищ, называется «Пешеходная тропинка». Побежали туда.

Уровень 1.

«Пешеходная тропинка»

Пеппи Длинный чулок. - Здесь мы с вами будем переходить проезжую часть городской дороги. Однако Пираты нам сломала все светофоры, придется вспомнить правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу.

Давайте разучим стишок и вспомним правила перехода дороги.

Переходы – не игрушка,

Будь внимателен всегда.

Помнить правила нам нужно

И активно соблюдать.

Мы стоим на тротуаре,

На поребрик – ни ногой!

И стоим мы только справа.

Вот закон для нас с тобой!

Дальше смотрим мы налево,

А направо - лишь потом,

Если нет автомобилей,

Или все остановились,

Мы по правилам идем:

И еще разок налево

Дружно с вами мы глядим.

И шагаем в это время

К тротуару впереди.

А, дойдя до середины,

Вновь направо смотрим мы,

Вдруг у нас автомобили

Едут с правой стороны?

Все в порядке.

Быстрым шагом

Завершаем переход.

Поздравляем, прославляем,

Вы - примерный пешеход!

(Повторяем с детьми по 2 строчки. Чтение стихотворения сопровождается движениями (по выбору ведущего), иллюстрирующими действия при переходе дороги).

Пеппи Длинный чулок. - Молодцы! Но это еще не все! Если светофоры не горят, к нам на помощь может прийти кто, ребята?

Там, где сложный перекресток,

Он – машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех – путеводитель.

(регулировщик)

Его то мы сейчас и позовем!

Регулировщик. -Здравствуйте маленькие пешеходы! Сейчас мы разучим несколько моих сигналов, и вы сможете перейти дорогу. Готовы? Тогда запоминайте!

Если я-регулировщик стою к вам спиной или лицом, с опущенными или вытянутыми в стороны руками, значит, путь закрыт! (демонстрация сигнала регулировщика)

Если я стою к вам боком с опущенными или вытянутыми в стороны руками, значит, вы можете проходить! (демонстрация сигнала регулировщика)

Если регулировщик поднял правую руку вверх – движение всем запрещено! (демонстрация сигнала регулировщика)

А теперь проверим, всё ли вы запомнили. Если я разрешаю вам идти, вы шагаете на месте.

Если я запрещаю идти, вы стоите.

(Дети и Пеппи Длинный чулок выстраиваются в шеренгу, регулировщик стоит перед ними и подает сигналы).

Пират 1. – Ух ты! Молодцы! Вот вам первый символ ПДД!

(свисток регулировщика, пират вручает жетон)

Пеппи Длинный чулок. – Побежали дальше. Нас ждет «Кондитерская правил».

Уровень 2

«Заморочки из бочки»

Пеппи Длинный чулок. - Сейчас мы заглянем в бочку, но не в простую, а с заморочками. А чтобы разрешить эти заморочки, нужно ответить на вопросы по ПДД. Если мы ответим на часть вопросов, что подготовили пираты, сокровищ нам не видать. Надо ответить на все!

Пират 2. Вопросы для вас мы спрятали вот этих воздушных разноцветных шариках!

ираты держат веревку с воздушными шарами, шары распределены по цветам, согласно уровню сложности. В каждом шаре спрятан вопрос, чтобы его достать необходимо участникам по очереди лопать шары.) Приложение 1.

Пеппи Длинный чулок. -Ура! Какие вы молодцы! Ну, что, Злые пираты, убедились, что ребята у нас грамотеи по части ПДД?

Пираты. – Убедились. Вот вам жетон, как символ правильных ответов по ПДД! Вы можете переходить на следующий уровень. (раздается свисток регулировщика)

Пеппи Длинный чулок. – Итак, что же дальше у нас по нашей карте путешествия?! Осталось всего одно место, которое надо посетить. Это – лагуна дорожных знаков. Скорее побежали!

Уровень 3.

«Лагуна дорожных знаков»

Пеппи Длинный чулок.

Город, в котором

С тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, –

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Итак, ребята вам необходимо сейчас максимально показать свои знания по знакам дорожного движения. Мы начинаем! Приложение 2.

Пеппи Длинный чулок. – Отлично! Ребята знают дорожные знаки. Давайте

следующее задание, Пираты.

Пират 2. - А вот теперь сложное задание, на столе лежат дорожные знаки разных групп, мы сейчас вам будем читать ситуацию, а вы слушайте внимательно и после выберете тот знак, о котором в ней говорится. Приложение 3.

Пеппи Длинный чулок. – Вот и всё, мы справились. Отдавайте нам последний символ и рассказывайте, где спрятаны сокровища.

(Пираты отдают ребятам большую медаль с изображением дорожного знака).

Пираты. - Ребята вы получили символы ПДД. Молодцы! Вы смогли справиться со всеми нашими заданиями!

Пеппи Длинный чулок. - Ну-ка, Пираты, не увиливайте, не упрямьтесь и отдавайте детям сокровища.

Пираты.

Прошу вас всех нас простить!

И на дороге мы шалить

Не буду больше, - осознали!

Нам очень стыдно сразу стало,

Ведь даже не подозревали,

Что ПДД мы нарушали.

Обещанные вам подарки

При свете так сияют ярко!

Ведь это - светоотражатели

И в темноте они - спасатели!

Свет фар отлично отражают

Вас на дороге выделяют.

Не приключится впредь беда,

-Будь в безопасности всегда!

(Раздают светоотражатели)

Пеппи Длинный чулок. Спасибо вам за участие! До встречи в ПДДландии!








Заключение

В своей работе попыталась показать значимость проблемы и необходимость ее решения.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дороге – строго соблюдать правила дорожного движения. Если школьники хорошо изучат дорожные знаки, изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблюдать их, то число ДТП сократится.

Выводы:

1. Проанализирована специальная литература и методические разработки по проблеме безопасности в условиях дорожного движения.

2. Выявлено, что учащиеся младшего школьного возраста лучше усваивают и закрепляют знания, предложенные им в игровой форме.

3. Сформировано умения безопасного поведения на улицах города младшими школьниками. Активизация интереса детей к изучению ПДД.

4. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей у детей.

5. Оказана помощь руководителю отряда ЮИД в организации проведения мероприятий по ПДД для младших школьников (разработка квеста, подбор материала).

В настоящее время необходимо большое внимание уделить пропаганде соблюдения правил дорожного движения юными гражданами. Во всех образовательных учреждениях организовать системное изучение ПДД через классные часы, внеклассные занятия, занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».























Список литературы

Бармин А.В., Гальцова Е.А., Клюева И.Ю., Нечаева О.П. «Изучаем правила дорожного движения»/тематические занятия, классные часы, викторины/, М-Волгоград: Учитель, 2010 – 266 с.

Материал газеты «Добрая Дорога Детства»http://www.dddqazeta.ru/

Медведева О. Н., Матушкина И. В. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю их и я» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3339/ (дата обращения: 28.02.2019).

Олеся Емельянова «Стихи про дорожные знаки», Москва, 2004.

Путешествие по Книжному океану: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению квест-игры / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»; [сост. А. Г. Ноготкова]. — Орёл, 2013. — 36 с. Что такое квест? [Электронный ресурс]: сайт // GuestsGuru.ru. — Режим доступа: http://questsguru.ru/quest-info.

Саулина Т.Ф. «Знакомим школьников с правилами дорожного движения», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.

Интерне ресурсы:

1. http://pddmaster.ru/ Правила дорожного движения Российской Федерации, 2016.

2. http://portal2011.com/kvest-igra-po-pdd-dlya-doshkolnikov/



Приложение 1

«Заморочки из бочки»

1-й уровень сложности:

Выберете правильный ответ:

1. Как называется та часть дороги, по которой идут пешеходы? (Тротуар).

2. Как называется человек, который управляет транспортным средством? (Водитель).

3. Где разрешается переходить дорогу? (Только по пешеходным переходам).

4. На какой сигнал светофора, нужно переходить дорогу? (На зеленый).

5. Каким шагом мы переходим через дорогу? (Спокойным или быстрым).

2-й уровень сложности:

Ответьте либо «да», либо «нет»:

1. Верите ли вы, что пешеходу запрещено гулять по проезжей

части дороги? (Да)

2. Верите ли вы, что на тротуаре можно играть в мяч и кататься на лыжах? (Нет)

3. Верите ли вы, что существует знак, пешеходный переход? (Да)

4. Верите ли вы, что, переходя проезжую часть дороги, нужно

посмотреть налево и направо? (Да)

5. Верите ли вы, что на остановках автобуса и троллейбуса,

можно баловаться и играть? (Нет)

3-й уровень сложности:

(проводиться одним из пиратов)

Скажите мне:

1. Что такое дорога? (Дорога - это место, по которому передвигаются транспортные средства и пешеходы).

2. Что такое проезжая часть дороги? (Это та часть дороги, по которой проезжают транспортные средства). А какие транспортные средства вам известны?

3. Назовите всех участников дорожного движения? (Пассажир, пешеход, водитель).

4. Какие бывают пешеходные переходы? (Наземный, надземный, подземный).

5. Какие светофоры вам известны? (Светофоры для пешеходов и водителей).



Приложение 2

1.t1655326887ab.png 2. t1655326887ac.jpg 3. t1655326887ad.jpg4. t1655326887ae.jpg

5. t1655326887af.jpg 6. t1655326887ag.jpg 7. t1655326887ah.jpg 8. t1655326887ai.jpg

9. t1655326887aj.jpg 10. t1655326887ak.jpg 11. t1655326887al.png 12. t1655326887am.jpg

Пеппи Длинный чулок. Если сейчас я вам покажу запрещающий знак, нужно сложить руки на груди и назвать знак, если предупреждающие - грозим указательным пальцем и называем знак, если знак особых предписаний, то топаем и называем знак.

(По очереди показывает знаки).

Знаки:

движение пешеходов запрещено,

поворот запрещен,

обгон запрещен,

движение велосипедов запрещено

опасный поворот,

скользкая дорога,

дети,

дикие животные,

пешеходный переход,

остановка троллейбуса,

остановка автобуса,

жилая зона.



Приложение 3

Ситуации «Лагуны дорожных знаков»

Ситуация №1: Летом вы поехали с мамой и папой купаться на озеро. Но въезд к озеру запрещен и вам приходится идти пешком. Найдите этот «запрещающий знак».

Ответ: «Въезд запрещен»

Ситуация №2: Наступил Новый год! Наш город украшен гирляндами, а вы с папой и мамой гуляете по Невскому проспекту, и вам нужно перебраться на противоположную сторону. Светофоров рядом нет. Но есть «Зебра» и особый знак, разрешающий вам перейти. Найдите этот знак.

Ответ: «Пешеходный переход»

Ситуация №3: Вы поехали на экскурсию. Долго-долго гуляли и увидели много интересного, но проголодались. А до дома ехать очень далеко. Тут автобус останавливается у знака, и вы

искренне радуетесь ему. Найдите этот «знак сервиса» и подкрепитесь, как следует.

Ответ: «Пункт питания»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации