Разработка нестандартного домашнего задания по физике для учащихся 10–11 классов
Приложение 1 Улыбка Солнца
PPTX / 8.85 Мб
/data/files/s1667759452.pptx (Приложение 1 Улыбка Солнца)
Приложение 2 Радуга
PPTX / 6.97 Мб
/data/files/q1667759495.pptx (Приложение 2 Радуга)
Приложение 3.1
DOCX / 1.49 Мб
/data/files/v1667759532.docx (Приложение 3.1)
Приложение 3.2
DOCX / 624.64 Кб
/data/files/b1667759553.docx (Приложение 3.2)Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку «Нестандартное домашнее задание» автор Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ «Средняя школа №30» города Дзержинска Нижегородской области
Разработка нестандартного домашнего задания.
Домашние задания направлены на закрепление и повторение пройденного в классе учебного материала с одной стороны и формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности с другой. Не каждый ученик выполняет домашние задания с охотой. Как заинтересовать ребят? Необходимо создать необычные условия работы. Домашнее задание должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически целесообразным. Предлагаемые домашние задания рассчитаны на обучающихся в профильном естественно- математическом классе. Однако их можно использовать и в общеобразовательном классе, проходящем обучение по программе базового курса. Однако в этом случае задания рассчитаны на талантливых (одаренных) детей.
Улыбка Солнца.
Пояснение. В век компьютерных технологий мы редко смотрим на небо, не находим времени, чтобы полюбоваться его красотой. Однако именно компьютерные технологии помогают нам изучать те звездные явления, которые не всегда доступны даже для наблюдений. После изучения темы «Солнечная активность и ее влияние на Землю» по астрономии, знакомства с формами проявления солнечной активности, определения физических законов и закономерностей в плазме для описания образования солнечных пятен учащимся предлагается следующее задание. Время выполнения- одна учебная неделя. Форма представления – индивидуальная презентация. Контроль выполняется учителем по сообщению в Электронном журнале.
П редыстория
Обсерватория солнечной динамики Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США сделала необычный снимок нашего светила. На нём Солнце как будто улыбается, хотя на деле это конечно не так.
«Улыбка», которую отчётливо видно на изображении, представляет собой видимые в ультрафиолетовом свете тёмные пятна. Они называют корональными дырами, в районе которых понижены плотность и температура плазмы. Так уж получилось, что на снимке космической обсерватории две корональные дыры выглядят подобно мерцающим глазам, а третья и наиболее массивная напоминает улыбку.
NASA сопроводило снимок «улыбающегося» светила фразой «Скажите сыр!», добавив пояснения относительно происхождения столь необычных тёмных пятен на Солнце. Фотография привлекла внимание пользователей социальных сетей, некоторые из которых обратили внимание на сильное сходство «лица» светила с Зефирным человеком из легендарного фильма «Охотники за приведениями».
Что касается Обсерватории солнечной динамики, то она была отправлена в космос в феврале 2010 года. Она передаёт данные на Землю каждые 12 секунд и за сутки их объём достигает примерно 3 Тбайт. В период с 2010 по 2015 год обсерватория передала около 2600 Тбайт данных, включая 200 млн фотоснимков.
(https://3dnews.ru/1076535/nasa-opublikovalo-snimok-ulibayushchegosya-solntsa )
Инструкция учащимся по выполнению задания.
1. Откройте по гиперссылке фильм «Солнце и солнечные пятна. Природа явления, возникновение, цикличность и наблюдение» https://www.youtube.com/watch?v=HtK_eK7OYX4 и посмотрите его. Также ознакомьтесь с содержанием статьи https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B0 про солнечные пятна.
2 . Зайдите на сайт https://tesis.xras.ru/active_areas.html?m=11&d=1&y=2022 , гиперссылка космическая погода.
3. Посмотрите слайды за вчерашний день фотографий хромосферы, фотосферы, переходного слоя, короны и магнитного слоя Солнца в разделе Изображение Солнца».
4. Выберите дату 26.09.2022 г, откройте крупное изображение фотосферы, скопируйте изображения фотосферы Солнца в течение календарного месяца, т.е. по 26.10.2022г. Заметьте, что пятна повернулись и видоизменились.
5. Из полученных изображений создайте презентацию «Определение видимого периода вращения Солнца вокруг своей оси». Поздравляю! Вы получили мультфильм с динамикой видимого движения пятен и изменения их внешнего вида.
6. А теперь ответьте на следующие вопросы:
Оцените период видимого осевого вращения Солнца;
Сделайте качественные выводы об изменении формы и конфигурации выбранной группы пятен;
Сделайте свои возможные дополнительные комментарии.
7. Готовую презентацию пришлите на имя учителя сообщением в ЭлЖур.
Спасибо за работу!!!
Пример выполненного задания в Приложении 1.
Спектр! Спектр! Спектр!
Пояснение. Для подготовки к обобщению темы «Волновые свойства света» в 11 классе предлагается задание «Спектральные характеристики источников света». Цель работы: сравнить спектры от различных источников с солнечным спектром для сопоставления рекламных и наблюдаемых характеристик искусственных источников света, а в дальнейшем выработки рекомендаций для обывателя по использованию различных источников света. Заинтересовавшиеся ребята могут продолжить работу по теме, создать самодельный спектрограф, провести исследования с ним и сделать проектную работу. Для сравнения спектров используется программа Спектр анализатор
https://www.softportal.com/software-19743-spektr-analizator.html . Задание дается на неделю. Выполняться может в группах по 2-3 человека. Результаты представляются в виде мини- проектов на обобщающем уроке.
Инструкция для учащихся.
Получить спектрограмму от 2-3 источников искусственного освещения.
Проанализировать полученные спектры с помощью программы Спектр анализатор.
Представить результаты в виде презентации выступления.
Красивая «выжимка» полученных фотографий была собрана в виде презентации для представления на родительском собрании. (Приложение 2)
Другая лабораторная работа.
Пояснение. В соответствии с программой обучения в каждой параллели при изучении физики предусмотрен ряд лабораторных работ. Для них прописаны темы, цели, прилагается необходимое оборудование, делаются указания по выполнению работы. А почему бы не предложить ребятам самим создать сценарий такой работы и пути решения сформулированной проблемы? Такого типа задания позволяют учащимся спроектировать работу по заданной теме, сделать оценку результатов, сравнить теоретические измышления с практическими итогами. Возможно на уроке с помощью ФГОС- лаборатории провести фронтальный эксперимент, выполнить необходимые замеры. Но можно усложнив задание, попросить ребят выполнить мысленный эксперимент. Такого рода домашнее задание может быть как индивидуальным, так и выполненным в малой группе. Дается оно как опережающее задание с обдумыванием к уроку повторения и обобщения по теме «Механика» как в 10, так и в 11 классе. Обсуждение предложенных вариантов проходит на заключительном уроке темы. Оценивание выполняют ребята в соответствии с предварительно выработанными критериями.
Инструкция учащимся (возможный вариант).
На фотографии изображена установка современной школьной лаборатории (ФГОС – лаборатория), позволяющая при скатывании бруска с наклонной плоскости делать 4 отметки времени с начала соскальзывания (без начальной скорости). Есть возможности измерения координат точек, где проводятся замеры времени прохождения этих координат и угла наклона плоскости соскальзывания к горизонтали. Используя данные возможности, ответьте на 2 вопроса:
1. Используя установку на рисунке выше с возможностью измерения угла наклона направляющей к горизонтали, предложите сценарий лабораторной работы косвенного измерения ускорения бруска при соскальзывании и сопоставления экспериментальных результатов с теоретическими;
2. Имея 4 датчика засечки времени и установку «скатывание бруска», придумайте и опишите способ выполнения экспериментального задания по проверке утверждения:
«пути, пройденные при равноускоренном движении за последовательные равные промежутки времени соотносятся как ряд последовательных нечетных чисел».
Докажите это утверждение с помощью формул кинематики равноускоренного движения.
Возможный вариант выполненного задания в Приложении 3.1, 3.2.
Примечание. При разработке нестандартных заданий использовался материал курсов повышения квалификации НИРО г. Нижний Новгород (автор Беленов А.Ф.)
3