Разработка поурочных планов
Разработка поурочных планов ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 53»»
ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это человек ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами других; способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; умеющий отвечать за свои решения; способный нести ответственность за себя и своих близких; владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний, для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление; легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; владеющий современными информационными технологиями.
Каждый отдельный урок – это отдельное звено в цепочке уроков определенной темы. В свою очередь урок сложная система, состоящая из компонентов-этапов. Каждый отдельный урок – это отдельное звено в цепочке уроков определенной темы. В свою очередь урок сложная система, состоящая из компонентов-этапов. кирпичик. урок себе представить Если то этап стены, кирпичной в виде отдельный - это Если такие «кирпичики» сами по себе и хороши, но плохо подходят друг другу да ещё плохо сцементированы, то стена разрушится.
Алгоритм по составлению плана урока: Алгоритм по составлению плана урока: 1. Исходя из темы урока, определить его тип. 2.Четко сформулировать цели и задачи. 3.Указать, какими УУД, на каком этапе урока обучающиеся овладеют с изучаемым учебным материалом. 4. Подготовить наглядные, дидактические материалы, ТСО. 5. Записать прогнозируемый результат. 6. Продумать приемы и методы данного урока, способствующие системно-деятельностному подходу в обучении. Проработать домашнее задание. Запланируй физкульминуту. 9. Обязательно пиши поурочную разработку на каждый урок!
Классификация уроков по дидактической цели Урок усвоения новых знаний, урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления), урок актуализации знаний и умений (урок повторения), урок систематизации и обобщения знаний и умений, урок контроля знаний и умений урок коррекции знаний, умений и навыков комбинированный урок. В начало
Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу В начало
Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) В начало
Как сформулировать цели и задачи В начало Варианты формулировок учебных целей урока Варианты формулировок развивающих целей урока Варианты формулировок воспитательных целей урока • сформировать знания … • научить... • закрепить... • подвести к выводу... • проанализировать степень усвоения материала... • сформировать понятие... •дать общую характеристику явления... •устранить пробелы в знаниях... •выработать знания и умения... •изучить основные этапы творческого пути... •исследовать зависимость... •научить анализировать, выделять (главное, существенное)... развивать интерес к конкретной деятельности на уроке; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля; содействовать развитию воли и настойчивости; развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций); развивать интерес к предмету; межпредметные связи;… пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности); убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения; показать учащимся... дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии; создать атмосферу коллективного поиска…̆;
В начало
В начало Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем
Развитие универсальных учебных действий способствует таким результатам: В начало
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте психологические диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. В начало
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно. 2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 3. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. В начало
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Коммуникативные УУД: 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. 3. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. 4. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать, уточнять; 5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. В начало
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: 1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. В начало
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом: 1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока). 2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут). 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все). 4.Сколько учеников получили оценки (должны все) 5.Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут) 6.Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено). 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено). 8. Соответствует ли объем домашнего задания ( да-нет) В начало
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей В начало
(ПРИМЕР) Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность обучающихся Словарный диктант (фронтально) Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость Актуализация знаний В начало