12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Gauhar58

План урока

Свобода и ответственность

Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. 
Задачи: 
• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; 
• развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; 
• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности. 
Оборудование: учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс)
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество. 
Тип урока: урок изучения нового материала 
Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии 
Этапы урока: 
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 
3. Ознакомление с новым материалом; 
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 
5. Подведение итогов урока; 
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению 

 
1. Понятие «свобода» 
2. Внешние и внутренние регуляторы поведения 
3. Может ли человек быть абсолютно свободным? 

Ход урока: 
Ты называешь себя свободным. 
Свободным от чего и свободным для чего? 
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в. 
1. Вступительное слово учителя: 
Вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся ). 
Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности. 
Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. По моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах). 
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 
Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов). 
(работа с источником – стихотворение Л. Филатова): 
Когда ворюга, шастая в толпе, 
Свой выбор остановит на тебе, - 
Ты можешь, протянув ему баул, 
Вполне свободно крикнуть: караул!.. 

Когда на зов твой явится сержант 
И тоже намекнет насчет деньжат, - 
Ты можешь, протянув ему браслет, 
С угрозой поглядеть ему вослед!.. 

Когда и же судья, закон поправ, 
Наложит на тебя разбойный штраф, - 
Ты можешь, протянув ему кольцо, 
С презреньем помолчать ему в лицо!.. 

При эдаком обилии свобод 
Ты можешь жить буквально без забот, 
А коль тебе свобода надоест – 
Ты вправе молча выразить протест!.. 

У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия. 
Работа с ассоциациями (все вместе): - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА 
Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость. 

Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске. 
(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии). 
Ответы групп
Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой: 
Свобода – это возможность правильного выбора. 

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? 
Работа в группах Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами). 

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. 

2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас. 
Кластер – зависимости (работа вместе со всеми): на слайде - ЗАВИСИМОСТЬ 
(предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег). 
Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит. 

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям: 
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота. 

Мальчик: Ты кто??? 

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня. 

Мальчик: Ты – демон страха? 

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий… 

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу! 

Демон: А что для тебя свобода мальчик? 

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем. 

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен? 

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно. 

Демон: Да неужели? Как? 

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить. 

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь? 

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму. 

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю. 

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни. 

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени. 

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей. 
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит … 

Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор. 
Ответы учащихся. 

Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». 

Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?). 
Ответы учащихся. 

3. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! 
Ввести понятия: абсолютная и относительная свобода (задание - привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти понятия – работа в группах). Проанализировать ответы. 

В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его». 
(Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся). 

(Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим). 
Делаем общий вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей. 

Домашнее задание: мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).  Задачи:

Знать и осознавать свободу человека. Определять свой выбор и нести ответственность. Знать гражданские права.

Уметь: Правильно выбирать свободу своего выбора и нести ответственность

План:

1. Свобода человека.

2. Мера свободы.

3. Ограничение свободы является.

4. Свобода и ответственность.

5. Гражданские (личные) права человека и гражданина

Выводы.

Итог урока.

1. Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде.

Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных. Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление.

Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе.

В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов. Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя.

Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает.

И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде. Точно так же и мир общественных предписаний, юридических норм, традиций, влияние сложившихся авторитетов ограничивают возможности самореализации человека, заставляя его или отказываться от многих своих намерений, или приспосабливаться к требованиям общества.

В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность в широком смысле слова, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствие на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще.

 

С этой точки зрения духовная жизнедеятельность человека развертывается в иных условиях. Здесь нужно обратить внимание еще на одну черту духовности, идеальности. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, она видима, осязаема только внутренним зрением человека.

В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы.  

«В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека определяется его внутренним повелением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (Гегель Г. Но если духовно-идеальный мир человека абсолютно закрыт и защищен от внешнего социального мира, то, стало быть, в этом мире человек не испытывает давления со стороны других людей, социальных связей и зависимостей, социальных норм, традиций, предписаний и привычек.

Человеку здесь нечего опасаться возможной реакции общества. Это означает, что в данном случае нет общественного барьера духовной жизнедеятельности, человеку нет нужды оглядываться на возможные запреты и предписания, он может думать, желать, отвергать так, как будто бы этих запретов вообще нет В этом отношении духовная жизнедеятельность человека на несколько порядков более свободна, чем его объективированная социально-предметная деятельность.

Говоря о мере свободы духовной жизнедеятельности человека, было бы ошибочно сводить все дело к чисто механическому сопоставлению духовной и материально-предметной деятельности человека, фиксировать, что в одной области эта мера выше, в другой — ниже.

Свобода — это не качество деятельности как таковой, будь то духовно-идеальная или предметная деятельность. Свобода — это глубинное, основополагающее качество человека вообще. Именно в своей духовности, в ее раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек.

2. Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен...

Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»

1 «Свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания телесного или страх голода, или даже боязни порицания, если только оно не исходит от друга" 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.