12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1577
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
3

Разработка рабочей программы по русскому языку для обучающихся 6 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол №7 от 29.08.2020 г

«Утверждено»

Приказом директора ОО

57 от 29.08.2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 6 класса










Автор – составитель

Учитель Никитина Екатерина Александровна












2020- 2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.

2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).

3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).

4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.

6.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

7. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).

9.Положения о рабочей программе.

10.Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова; научный редактор Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2019.

Место курса русский язык в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 6 классе в объёме 204 часов (6 часов в неделю).

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской.

В авторскую программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Повторение и систематизация изученного» (на 2 часа), в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию и Всероссийскую проверочную работу.



п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ

1.

Вводный урок. Язык. Речь Общение

4

4

2.

Повторение изученного в 5 классе.

8

8

3.

Текст

5

5

4.

Лексика. Культура речи

12

12

5.

Фразеология. Культура речи

4

4

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

32

32

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

1


23

24

18

25

32

1


23

24

18

25

32

8

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

16

14

9

Промежуточная аттестация

-

1

10

ВПР

-

1

11

Итого

204

204














Целеполагание

Целью изучения предмета «Русский язык» является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами изучения учебного предмета являются:

- формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

- усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

- овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия:

- для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

- для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

- для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

- для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

- для знакомства обучающихся с методами научного познания;

- для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

- для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.













Планируемые результаты

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Обучающийся получит возможность научиться:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Обучающийся получит возможность научиться:

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и

способы действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью

деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе

взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Обучающийся получит возможность научиться:

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),

факты;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою

мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

Обучающийся получит возможность научиться:

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

1.Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения;

- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться

- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект; публично защищать свою позицию;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

2.Речевая деятельность

Обучающийся научится:

Чтение:

-понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);

-использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему.

Говорение

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

-обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо:

-создавать монологические высказывания коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);

- излагать содержание прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также плана;

-соблюдать в практике письма лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского языка, корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться

Чтение

- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов).




Говорение

- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект;

- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

3.Текст

Обучающийся научится

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого), схемы, таблицы и т. п.;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста

Обучающийся получит возможность научиться

- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

4.Общие сведения о языке

Обучающийся научится

- определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка и характеризовать эти различия;

- оценивать использование основных изобразительных средств языка

Обучающийся получит возможность научиться

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

5. Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

6. Морфемика и словообразование

Обучающийся научится

-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь

ные гнёзда,

устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

7. Лексикология и фразеология

Обучающийся научится

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного словоупотребления;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

8. Морфология.

Обучающийся научится

- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

-выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять употребление морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-извлекать информацию из словарей грамматических трудностей, использовать информацию в различных видах деятельности.
























Содержание

Язык. Речь. Общение (4 ч).

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения. Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (8 ч).

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы и приставки в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Текст (6 ч).

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи (12 ч).

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

Фразеология. Культура речи (4 ч).

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Словообразование. Орфография. Культура речи (32 ч).

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне -кас- - кос-. Буквы а и о в корне -гар- - гор-. Буквы а и о в корне -зар- - зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (1ч).

Имя существительное (23ч.)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

Имя прилагательное (24 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- - ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение-описание природы.

Имя числительное (18 ч.)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного. Юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом

Местоимение (25ч).

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи. Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод).

Глагол (32ч).

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (14 ч.)

Культура речи. Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.













































Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля

(по необходимости)

1.

Вводный урок. Язык. Речь Общение

4

-

2.

Повторение изученного в 5 классе.

8

Диктант

Контрольная работа

3.

Текст

5


4.

Лексика. Культура речи

12

Контрольная работа

5.

Фразеология. Культура речи

4

-

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

32

Контрольный диктант

Контрольная работа

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

1


23

24

18

25

32

Контрольный диктант

Контрольная работа


8

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

14

-

9

Промежуточная аттестация

1

Контрольная работа

10

Всероссийская проверочная работа

1

-


Всего

204




















Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Коли

чество часов

Дата

Дата корректи

ровки (по необходимости)

1.

Русский язык один из развитых языков мира. Беседа по ОТ.

1 ч



2.

РР. Язык, речь, общение.

1 ч



3.

РР. Ситуация общения.

1 ч



4.

Фонетика. Орфоэпия



5.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1 ч



6.

Части речи.

1 ч



7.

РР.Жанровое сочинение: «Интересная встреча» (дневник, письмо, сказка).

1 ч



8.

Словарный диагностический диктант. Орфограммы в окончаниях слов.

1 ч



9.

Всероссийская проверочная работа


1 ч





Словосочетание.


10.

Простое предложение. Знаки препинания.

1 ч



11.


12.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1 ч


1 ч



13.

Контрольный диктант: «Повторение изученного в 5 классе»

1 ч



14.

Анализ контрольного диктанта. Прямая речь. Диалог.

1 ч



15.

Текст, его особенности.

1 ч



16.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1 ч



17.

Начальные и конечные предложения текста.

1 ч



18.

Ключевые слова. Основные признаки текста. Составление продолжения текста по данному началу.

1 ч



19.

Основные признаки текста. Текст и стили речи.

1 ч



20.

Официально-деловой стиль речи

1 ч



21.

Слово и его лексическое значение.

1 ч



22.

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

1 ч



23.

Диалектизмы.

1 ч



24.

Исконно русские и заимствованные слова

1 ч



25.

Неологизмы.

1 ч



26

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы.

1 ч



27

РР. Собирание материалов к сочинению по картине А.П. Герасимова «После дождя».

1 ч



28.

РР. Сочинение-повествование с элементами описания по картине А. П. Герасимова «После дождя».

1 ч



29.

Анализ написанного сочинения. Устаревшие слова.

1 ч



30.

Архаизмы и историзмы.

1 ч



31

РР. Сжатое изложение по тексту В.И. Даля с использованием диалектизмов.

1ч.



32

Анализ написанного изложения. Словари. Составление словарных статей.

1 ч



33

Контрольная работа «Лексика»

1 ч



34

Анализ контрольной работы. Фразеологизмы.

1 ч



35

Источники фразеологизмов. Письмо по памяти.

1 ч



36

Возникновение фразеологизмов. Крылатые выражения.

1 ч



37

Проверочное тестирование: «Фразеология».

1 ч



38

Диктант с грамматическим заданием

1 ч



39.

Морфемика и словообразование Работа над ошибками.

1 ч



40

Основные способы образования слов в русском языке

1 ч



41.

Словообразовательная пара. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепочка»

1 ч



42.

Этимология слов

1 ч



43.

Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.

1 ч



44.

РР. Написание сочинения с описанием помещения (сложный план).

1 ч



45.

Проверочная работа: «Словообразование

1 ч



46

Буквы а и о в корнях -кос- \- кас-.

1ч.



47.

Контрольный словарный диктант. Буквы а и о в корнях -гор- / -гар-.

1 ч



48.

Буквы а и о в корнях -зор- /- зар-.

1 ч



49


Чередующиеся гласные а-о в корнях -кос-\- кас-,-гор-\- гар-, зор- \- зар-.

1 ч



50

Самостоятельная работа: «Чередующиеся гласные а-о в корнях -кос-\- кас-,-гор-\- гар-, зор- \- зар-.

1ч.



51.

Буквы ы и и после приставок.

1 ч



52.

Урок-закрепление «Буквы ы и и после приставок».

1 ч



53.

Правописание приставок пре- и при-.

1 ч



54.

Гласные в приставках пре- и при-.

1 ч



55.

Урок практической работы: «Правописание приставок пре- и при-

1 ч



56.


Трудные случаи различения частей пре при. Соотнесение частей с приставками пре- и при-.

1 ч



57.

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1 ч



58.

Понятие о сложносокращённых словах.

1 ч



59.

Способы образования сложносокращённых слов.

1 ч



60.


РР. Подготовка к контрольному сочинению–описанию изображённого на картине Т. Н. Яблонской «Утро».

1 ч



61.

РР. Контрольное сочинение-описание изображённого на картине Т. Н. Яблонской «Утро».

1 ч



62.

Анализ сочинения. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1 ч



63.

Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

1 ч



64.

Словарный диктант.

1 ч



65.

Подготовка к контрольной работе «Морфемика. Словообразование. Орфография»

1 ч



66.

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

1 ч



67.

Анализ контрольной работы. Словарно-орфографический практикум.

1 ч



68.

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Морфемика. Правописание».

1 ч



69.

Работа над ошибками. Морфология и орфография. Имя существительное как часть речи.

1 ч



70

Имя существительное как часть речи.

1 ч



71.

Р.Р. Составление письма другу.

1 ч



72

Разносклоняемые имена существительные.

1 ч



73.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

1 ч



74

РР. Составление устного публичного выступления о происхождении имён.

1 ч



75.

Несклоняемые имена существительные.

1 ч



76

Урок-закрепление: «Несклоняемые имена существительные».

1 ч



77.

Род несклоняемых имён существительных.

1 ч



78.

Особенности определения рода несклоняемых имён существительных.

1 ч



79.

Имена существительные общего рода.

1 ч



80

Урок-закрепление «Имена существительные общего рода».

1 ч



81.

Морфологический разбор имени существительного.

1 ч



82.

РР. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1 ч



83.

Промежуточный контроль. Контрольная работа.

1 ч



84.

Правописание не с именами существительными.

1 ч



85.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

1 ч



86.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

1 ч



87.

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

1 ч



88.

Урок-закрепление: «Правописание суффиксов -чик (-щик),-ек \–ик».

1 ч



89.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1 ч



90

Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Словарный диктант.

1 ч



91.

Проверочное тестирование: «Имя существительное».

1 ч



92.

Подготовка к контрольной работе: «Имя существительное».

1 ч



93.

Контрольная работа: «Имя существительное»

1 ч



94

Анализ контрольной работы. Употребление имён существительных в речи.

1 ч



95.

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1 ч



96.

РР. Описание природы.

1 ч



97.

Степени сравнения имён прилагательных.

1 ч



98.

Формы сравнительной степени.

1 ч



99.

Самостоятельная работа: «Степени сравнения имён прилагательных»

1 ч



100

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1 ч



101

Относительные прилагательные.

1 ч



102.

Притяжательные прилагательные.

1 ч



103.

Р.Р.Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»)

1 ч



104.

Анализ написанного изложения.

1 ч



105.

Самостоятельная работа: «Разряды прилагательных».

1 ч



106.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1 ч



107.

Правописание не с именами прилагательными.

1 ч



108

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

1 ч



109

Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1 ч



110.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1 ч



111

Урок-закрепление «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

1 ч



112

Практикум: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

1 ч



113

Самостоятельная работа: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

1 ч



114.

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

1 ч



115.

Самостоятельная работа «Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-»

1 ч



116.


Р.Р. Подготовка к сочинению - описанию природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».

1 ч



117.


Р.Р.Написание сочинения - описания природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».

1 ч



118.


Анализ написанного сочинения. Употребление имён прилагательных в речи.

1 ч



119.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1 ч



120.


Практикум: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

1 ч



121.

Обобщающий урок: «Имя прилагательное»

1 ч



122.

Контрольное тестирование: «Имя прилагательное».

1 ч



123.


Подготовка к контрольной работе: «Имя прилагательное». Словарный диктант по прилагательному.

1 ч



124.


Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное».

1 ч



125.

Анализ контрольного диктанта. Произношение имён прилагательных.

1 ч



126.


РР. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.

1 ч



127.

Имя числительное как часть речи.

1 ч



128.

Простые и составные числительные.

1 ч



129.


Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1 ч



130.

Порядковые числительные.

1 ч



131.


Разряды количественных числительных.

1 ч



132.

Числительные, обозначающие целые числа.

1 ч



133.


Склонение целых числительных. Числительные один, два, три, четыре, от пяти до десяти.

1 ч



134.

Склонение целых числительных. Числительные сорок, девяносто, сто.

1 ч



135.


Склонение целых числительных. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста.

1 ч



136.

Склонение числительных полтора и полтораста.

1 ч



137.

Дробные числительные.

1 ч



138.

РР. Составление юмористического рассказа по рисунку.

1 ч



139.

Собирательные числительные.

1 ч



140.

Практикум: «Склонение разрядов имён числительных».

1 ч



141.

Морфологический разбор имени числительного.

1 ч



142.

Р.Р. Составление «цифрового» выступления на тему: ««Береги природу!»

1 ч



143.

Урок-путешествие: «Имя числительное».

1 ч



144.

Контрольное тестирование: «Имя числительное».

1 ч



145.

Работа над ошибками. Употребление имён числительных в речи.

1 ч



146.


Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя числительное».

1 ч



147.

Работа над ошибками. Словарный диктант по числительным.

1 ч



148.

Местоимение как часть речи.

1 ч



149.

Личные местоимения.

1 ч



150.

Возвратное местоимение себя.

1 ч



151

Вопросительные и относительные местоимения.

1 ч



152

Неопределённые местоимения.

1 ч



153

Правописание неопределённых местоимений.

1 ч



154

Отрицательные местоимения.

1 ч



155

Правописание отрицательных местоимений.

1 ч



156

Притяжательные местоимения.

1 ч



157

РР. Подготовка к сочинению-рассуждению.

1 ч



158

РР. Рассуждение. Написание сочинения-рассуждения.

1 ч



159

Анализ написания сочинения. Указательные местоимения.

1 ч



160

Употребление указательных местоимений.

1 ч



161

Определительные местоимения.

1 ч



162

Употребление определительных местоимений.

1 ч



163

Самостоятельная работа «Разряды местоимений»

1 ч



164

Подготовка к тестированию.

Местоимения и другие части речи.

1 ч



165

Контрольное тестирование «Местоимение»

1 ч



166

Урок обобщения «Местоимение»

1 ч



167

Р.Р. Подготовка к сочинению-повествованию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1 ч



168

Р.Р.Написание сочинения-повествования по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1 ч



169

Анализ сочинения. Повторение пройденного по теме «Местоимение»

1 ч



170

Морфологический разбор местоимения.

1 ч



171

Словарный диктант по местоимениям.

1 ч



172

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Местоимение».

1 ч



173

Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

1 ч



174

Всероссийская проверочная работа

1 ч



175

Всероссийская проверочная работа

1 ч



176

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

1 ч



177

Произношение глаголов.

1 ч



178

Глагол как часть речи. Спряжение глагола.

1 ч



179

Определение спряжения глагола.

1 ч



180

Разноспрягаемые глаголы.

1 ч



181

Употребление глаголов переходных и непереходных.

1 ч



182

Употребление разноспрягаемых глаголов.

1 ч



183

Употребление глаголов переходных и непереходных.



184

Наклонение глаголов.

1 ч



185

Изъявительное наклонение.

1 ч



186

Условное наклонение.

1 ч



187

Повелительное наклонение.

1 ч



188

Употребление наклонений.

1 ч



189

Безличные глаголы.

1 ч



190

Личные глаголы в безличном значении.

1 ч



191

Самостоятельная работа: «Наклонение глагола».

1 ч



192

Морфологический разбор глагола.

1 ч



193

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1 ч



194

Обобщающий урок «Глагол»

1 ч



195

Контрольная работа «Глагол»

1 ч



196

Анализ контрольной работы. Словарный диктант по глаголам.

1 ч



197

РР. Рассказ на основе услышанного.

1 ч



198

Проверочная орфографическая работа: «Правописание гласных в окончаниях глаголов».

1 ч



199

Проверочная орфографическая работа: «Правописание гласных в суффиксах глаголов».

1 ч



200

Разделы науки о языке.

1 ч



201

Орфография.

1 ч



202

Пунктуация.

1 ч



203

Лексика и фразеология.

1 ч



204

Повторение «Части речи»

1 ч



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.