Разработка Родительское собрание "Формирование стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста. "

1
0
Материал опубликован 29 October

Слайды к собраниюPPTX / 1.53 Мб

/data/files/w1730188163.pptx (Слайды к собранию)Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конаковского муниципального округа Тверской области.




Разработка:

Родительское собрание: «Формирование

стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста»


Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов работающих с подростками, родителей имеющих детей подросткового возраста.






подготовила:

Шагалкина Надежда Александровна

педагог дополнительного образования
















Г. Конаково

2024



Родительское собрание:

«Формирование стрессоустойчивости

обучающихся подросткового возраста»

.


Цель: Обратить внимание родителей на психологическое развитие личности обучающегося.Уменьшить количество стресса у подростков.

Задачи: Дать понятие стресса. Познакомить с признаками стресса у подростков. Познакомить родителей с методами формирования стрессоустойчивости. Способствовать анализу родителями воспитательной среды ребенка.

Участники: Родители учащихся, классные руководители.

Форма: психологическая беседа, тренинг.

Оборудование: проектор, доска.


Подготовительный этап:

пригласить родителей учащихся;

тематически оформить кабинет;

подготовить выставку литературы по теме собрания.


План:

1.Приветствие.

2.Введение в проблему. Основные понятия по теме.

3.Возможные причины стресса у подростков.

4. Признаков стресса.

5. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость.

6.Рекомендации про профилактики стресса.

 Заключительное слово ведущего.

Список используемой литературы

Приложение 1. Тест для родителей на определение психо-эмоционального состояния у ребенка.

Приложение 2. Список рекомендованной литературы для родителей.


Ключевые слова (рекомендуем слайд (см. Приложение) при отсутствия проектора в кабинете – написать на доске:


Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель (с английского stress — это давление, нажим, напряжение).

Стресс – это не всегда плохо!

Стрессоустойчивость.

Возможные причины стресса у подростков.

Признаки стресса.

факторы, влияющие на стрессоустойчивость.

профилактика стресса.

t1730188034aa.gif



1.Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу.


t1730188034ab.jpg


2.Введение в проблему. Основные понятия по теме.

Множество детей, живущих своей повседневной жизнью подвергаются воздействию стрессоров - это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряжённая обстановка в семье и обществе. Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением.

Проблемы социализации выражаются в конфликтности, агрессивности, враждебности, нежелании учиться, частых пропусках занятий, трудностях поиска хобби и мн. др.

Стресс – это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несёт заряд – отрицательный или положительный.

 Стресс – это не всегда плохо! Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

На первое место выходит проблема поддержания психологического здоровья личности. Именно здоровье является одним из важных объективных условий полноценной гармоничной жизни человека.

Стрессоустойчивость формируется комплексно различными специалистами и включает в себя развитие стрессопреодолевающего поведения подростков, организацию индивидуального подхода в обучении, помощь в решении актуальных задач, социализацию в обществе. Поиск новых методов и технологий преодоления стрессов в подростковом возрасте, расширения границ социальной адаптации, повышение эмоциональной устойчивости является необходимым и чрезвычайно важным.

Стрессоустойчивость – это составляющая структуры личности, способствующая эффективному управлению отрицательными эмоциями.

Также, стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.

3.Возможные причины стресса у подростков:

- развод родителей;

- расставание с дорогими людьми;

-смерть близкого человека;

- катастрофы травмы;

- детские страхи (остаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);

-применение насилия;

- появление нового ребенка в семье;

- переезд;

- гибель домашнего животного;

- буллинг;

- не принятия сверстниками или конкретным одноклассником;

- проблемы с взаимодействием с учителем.


Причины могут быть не всегда значимыми для нас, взрослых людей, но для ребенка они могут быть не решаемые!


4. Признаков стресса. Существует несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей в том числе и подростков:

Чувство раздраженности, подавленности без особых причин.

Неспособность сосредоточиться на работе.

Проблемы с памятью, снижение скорости мыслительного процесса, частые ошибки.

Частые головные боли, рези в желудке, которые не имеют органических причин.

Депрессия, физическая слабость, нежелание что-либо делать, постоянная усталость.

Снижение аппетита или постоянное чувство голода.

Потеря чувства юмора.

Злоупотребление вредными привычками.

Повышенная возбудимость и обидчивость.

Постоянно возникающие желание поплакать, слезливость, переходящая в рыдания, тоску, пессимизм, жалость к себе.

Отсутствие интереса к окружающим, к родным и близким.

Невозможность расслабиться откинуть в сторону свои дела и проблемы.

Иногда появляются нервные тики, навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти.

Появляется суетливость, недоверие ко всем и каждому.

5. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Можно выделить следующие факторы, влияющие на стрессоустойчивость:

психологическая компетентность (осознание своих личностных и психофизиологических качеств);

знание симптомов, характеристик и картины стрессового состояния, осознание его последствий;

жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся отношения; − личностные особенности (направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям

умение строить межличностные отношения.

Следовательно, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость, являются: физиологический; поведенческий; субъективный; социально-психологический и психологический фактор стресса.

Для формирования и развития стрессоустойчивости у подростков необходимо использовать различные формы психологической поддержки.

Таким образом, актуальна профилактика стрессоустойчивости.

6.Рекомендации про профилактики стресса:

- соблюдения режима дня;

- сбалансированное питание, введение в рацион необходимых витаминов и элементов;

- наличие необходимой физической активности;

- сон 8-9 часов, а детям занимающимся спортом 9-10 часов;

- встречи с друзьями;

- наличие свободного времени (для занятий, хобби, чтения книг не из школьной программы);

- возможность побыть в одиночестве (наличие личного пространства);

- семейное время проведение с родителями, посещение родственников;

- труд (семейные обязанности, помощь по дому, в огороде…);

- поощряйте самостоятельность ребенка;

- устраивайте праздники, поездки, походы в кино, музей, выставки;

- регулярно беседуйте с учителями;

- обнимайте своего ребенка, целуйте его, говорите, что вы его любите;

- найдите время выслушать своего ребенка, ему необходимо делиться своими переживаниями;

- отнеситесь к его проблемам серьезно, выслушайте его, постарайтесь понять, найдите решение вместе с ним;

- не стыдите за слезы;

- воспринимайте сложившиеся ситуации позитивно, постарайтесь всегда найти положительные стороны происходящего;

- принятие участие ребенка в общественных организациях, волонтерстве;

- не стесняйтесь обратиться к психологу как можно раньше;

- применение приемом арт-терапии.


Стрессоустойчивость подростка – это важное качество, которое поможет ему перенести этот непростой период физического и психологического созревания. Благодаря устойчивости к стрессу старшеклассник сможет практически безболезненно выходить из различных ситуаций, сохраняя позитивный настрой, радуясь светлому будущему.

t1730188034ac.jpg

Заключительное слово ведущего. (Оценка настроения родителей) Раздаю тест для на определения психо-эмоционального состояния ребенка.(см.Приложение)

Список литературы

https://multiurok.ru/files/seminar-praktikum-formirovanie-stressoustoichivo-1.html

https://www.b17.ru/article/324042/

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog83345/korekcionaja-programa-antistres.html

https://staviropk.ru/attachments/article/138/Стрессоустойчивость%2020.12.2020.pdf

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/11/09/roditelskoe-sobranie-dlya-5-8-klassov-vospitanieъ

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/12/24/stressoustoychivost-podrostkov

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-roditelskogo-sobraniya-na-temu-formirovanie-stressoustojchivosti-obuchayushihsya-6650649.html

Картинки:

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2F%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA-2212920.jpg&lr=10812&ogl_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2F%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA-2212920.jpg&pos=19&rlt_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2F1a%2F88%2Fcd%2F1a88cd767bafc743dbcebc90b0d92264.jpg&rpt=simage&text=картинки%20профи%20%20%20%20лактика%20стресса%20у%20обучающихся

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FkY3oR3P9ft4%2Fmaxresdefault.jpg&lr=10812&pos=30&rpt=simage&text=стресс%20картинки

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fstatic.vecteezy.com%2Fti%2Fvecteur-libre%2Fp2%2F98159-enfant-malade-gratuit-vectoriel.jpg&lr=10812&pos=9&rpt=simage&text=стресс%20у%20детей%20картинки

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpodgornschool.ru%2Fmedia%2Fzoo%2Fimages%2FNervousSystem1_2243c6a98de3603358546367c4b8708a.png&lr=10812&pos=4&rpt=simage&text=стресс%20картинки%20нет%20стресс%20знак

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-80.userapi.com%2Fimpg%2FvfiaeXdtEVRemNb5ozIuFxs92NMB7pseanLflA%2FarNqK593T5o.jpg%3Fsize%3D1280x1024%26quality%3D96%26sign%3D04c6150a9f6bbd8833a9dd0d170c1ea1%26c_uniq_tag%3D_cIdS2Jdncze4mc8VRxFN8-VLUcS4nTW3P3Prr4opVI%26type%3Dalbum&lr=10812&p=8&pos=7&rpt=simage&text=стресс%20у%20детей%20картинки

Приложение 1: Тест на определение психо-эмоционального сотояния ребенка:

(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)

Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:

легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;

чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;

капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;

часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;

крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;

все больше грустит и печалится без видимой причины;

•  много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);

долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;

становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;

появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;

нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;

все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;

все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;

начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;

снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.

РЕЗУЛЬТАТ: 

Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.

15—20 — он был или будет в ближайшее время.

10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.

5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.

Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.


Приложение 2.Список рекомендованной литературы для родителей.

1. Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011.  7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920

2. Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru  

3. Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: нави­гатор для родителей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.

4. Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/680664/

5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.-М.: Эксмо, 2009.- 546 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Консультирование семейных  отношений: учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: КноРус,2022 . - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition  

7. Стиксруд Уильям Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью / Уильям Стиксруд, Нед Джонсон; пер. с англ. И. Матвеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 464 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.