Разработка Родительское собрание "Формирование стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста. "
Слайды к собраниюPPTX / 1.53 Мб
/data/files/w1730188163.pptx (Слайды к собранию)Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Конаковского муниципального округа Тверской области.
Разработка:
Родительское собрание: «Формирование
стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов работающих с подростками, родителей имеющих детей подросткового возраста.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2024
Родительское собрание:
«Формирование стрессоустойчивости
обучающихся подросткового возраста»
.
Цель: Обратить внимание родителей на психологическое развитие личности обучающегося.Уменьшить количество стресса у подростков.
Задачи: Дать понятие стресса. Познакомить с признаками стресса у подростков. Познакомить родителей с методами формирования стрессоустойчивости. Способствовать анализу родителями воспитательной среды ребенка.
Участники: Родители учащихся, классные руководители.
Форма: психологическая беседа, тренинг.
Оборудование: проектор, доска.
Подготовительный этап:
пригласить родителей учащихся;
тематически оформить кабинет;
подготовить выставку литературы по теме собрания.
План:
1.Приветствие.
2.Введение в проблему. Основные понятия по теме.
3.Возможные причины стресса у подростков.
4. Признаков стресса.
5. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость.
6.Рекомендации про профилактики стресса.
Заключительное слово ведущего.
Список используемой литературы
Приложение 1. Тест для родителей на определение психо-эмоционального состояния у ребенка.
Приложение 2. Список рекомендованной литературы для родителей.
Ключевые слова (рекомендуем слайд (см. Приложение) при отсутствия проектора в кабинете – написать на доске:
Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель (с английского stress — это давление, нажим, напряжение).
Стресс – это не всегда плохо!
Стрессоустойчивость.
Возможные причины стресса у подростков.
Признаки стресса.
факторы, влияющие на стрессоустойчивость.
профилактика стресса.
1.Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу.
2.Введение в проблему. Основные понятия по теме.
Множество детей, живущих своей повседневной жизнью подвергаются воздействию стрессоров - это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряжённая обстановка в семье и обществе. Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом может сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением.
Проблемы социализации выражаются в конфликтности, агрессивности, враждебности, нежелании учиться, частых пропусках занятий, трудностях поиска хобби и мн. др.
Стресс – это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несёт заряд – отрицательный или положительный.
Стресс – это не всегда плохо! Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
На первое место выходит проблема поддержания психологического здоровья личности. Именно здоровье является одним из важных объективных условий полноценной гармоничной жизни человека.
Стрессоустойчивость формируется комплексно различными специалистами и включает в себя развитие стрессопреодолевающего поведения подростков, организацию индивидуального подхода в обучении, помощь в решении актуальных задач, социализацию в обществе. Поиск новых методов и технологий преодоления стрессов в подростковом возрасте, расширения границ социальной адаптации, повышение эмоциональной устойчивости является необходимым и чрезвычайно важным.
Стрессоустойчивость – это составляющая структуры личности, способствующая эффективному управлению отрицательными эмоциями.
Также, стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора.
3.Возможные причины стресса у подростков:
- развод родителей;
- расставание с дорогими людьми;
-смерть близкого человека;
- катастрофы травмы;
- детские страхи (остаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
-применение насилия;
- появление нового ребенка в семье;
- переезд;
- гибель домашнего животного;
- буллинг;
- не принятия сверстниками или конкретным одноклассником;
- проблемы с взаимодействием с учителем.
Причины могут быть не всегда значимыми для нас, взрослых людей, но для ребенка они могут быть не решаемые!
4. Признаков стресса. Существует несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей в том числе и подростков:
Чувство раздраженности, подавленности без особых причин.
Неспособность сосредоточиться на работе.
Проблемы с памятью, снижение скорости мыслительного процесса, частые ошибки.
Частые головные боли, рези в желудке, которые не имеют органических причин.
Депрессия, физическая слабость, нежелание что-либо делать, постоянная усталость.
Снижение аппетита или постоянное чувство голода.
Потеря чувства юмора.
Злоупотребление вредными привычками.
Повышенная возбудимость и обидчивость.
Постоянно возникающие желание поплакать, слезливость, переходящая в рыдания, тоску, пессимизм, жалость к себе.
Отсутствие интереса к окружающим, к родным и близким.
Невозможность расслабиться откинуть в сторону свои дела и проблемы.
Иногда появляются нервные тики, навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти.
Появляется суетливость, недоверие ко всем и каждому.
5. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Можно выделить следующие факторы, влияющие на стрессоустойчивость:
− психологическая компетентность (осознание своих личностных и психофизиологических качеств);
− знание симптомов, характеристик и картины стрессового состояния, осознание его последствий;
− жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся отношения; − личностные особенности (направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям
− умение строить межличностные отношения.
Следовательно, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость, являются: физиологический; поведенческий; субъективный; социально-психологический и психологический фактор стресса.
Для формирования и развития стрессоустойчивости у подростков необходимо использовать различные формы психологической поддержки.
Таким образом, актуальна профилактика стрессоустойчивости.
6.Рекомендации про профилактики стресса:
- соблюдения режима дня;
- сбалансированное питание, введение в рацион необходимых витаминов и элементов;
- наличие необходимой физической активности;
- сон 8-9 часов, а детям занимающимся спортом 9-10 часов;
- встречи с друзьями;
- наличие свободного времени (для занятий, хобби, чтения книг не из школьной программы);
- возможность побыть в одиночестве (наличие личного пространства);
- семейное время проведение с родителями, посещение родственников;
- труд (семейные обязанности, помощь по дому, в огороде…);
- поощряйте самостоятельность ребенка;
- устраивайте праздники, поездки, походы в кино, музей, выставки;
- регулярно беседуйте с учителями;
- обнимайте своего ребенка, целуйте его, говорите, что вы его любите;
- найдите время выслушать своего ребенка, ему необходимо делиться своими переживаниями;
- отнеситесь к его проблемам серьезно, выслушайте его, постарайтесь понять, найдите решение вместе с ним;
- не стыдите за слезы;
- воспринимайте сложившиеся ситуации позитивно, постарайтесь всегда найти положительные стороны происходящего;
- принятие участие ребенка в общественных организациях, волонтерстве;
- не стесняйтесь обратиться к психологу как можно раньше;
- применение приемом арт-терапии.
Стрессоустойчивость подростка – это важное качество, которое поможет ему перенести этот непростой период физического и психологического созревания. Благодаря устойчивости к стрессу старшеклассник сможет практически безболезненно выходить из различных ситуаций, сохраняя позитивный настрой, радуясь светлому будущему.
Заключительное слово ведущего. (Оценка настроения родителей) Раздаю тест для на определения психо-эмоционального состояния ребенка.(см.Приложение)
Список литературы
https://multiurok.ru/files/seminar-praktikum-formirovanie-stressoustoichivo-1.html
https://www.b17.ru/article/324042/
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog83345/korekcionaja-programa-antistres.html
https://staviropk.ru/attachments/article/138/Стрессоустойчивость%2020.12.2020.pdf
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/12/24/stressoustoychivost-podrostkov
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-roditelskogo-sobraniya-na-temu-formirovanie-stressoustojchivosti-obuchayushihsya-6650649.html
Картинки:
Приложение 1: Тест на определение психо-эмоционального сотояния ребенка:
(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)
Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:
• легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;
• чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;
• капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;
• часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;
• крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;
• все больше грустит и печалится без видимой причины;
• много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);
• долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;
• становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;
• появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;
• нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;
• все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;
• все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;
• начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;
• снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.
РЕЗУЛЬТАТ:
Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.
15—20 — он был или будет в ближайшее время.
10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.
5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.
Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.
Приложение 2.Список рекомендованной литературы для родителей.
1. Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920
2. Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru
3. Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.
4. Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/680664/
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.-М.: Эксмо, 2009.- 546 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Консультирование семейных отношений: учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: КноРус,2022 . - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition
7. Стиксруд Уильям Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью / Уильям Стиксруд, Нед Джонсон; пер. с англ. И. Матвеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 464 с.