Разработка родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Разработка родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Цели собрания:
Ознакомить родителей с понятием стрессоустойчивости и её важностью для обучающихся.
Обсудить пути формирования стрессоустойчивости у детей.
Предложить родителям практические советы по поддержке своих детей в развитии стрессоустойчивости.
Структура собрания:
Вступительное слово (5 минут)
Приветствие родителей.
Краткое введение в тему: почему стрессоустойчивость важна для детей в современном мире.
Стрессоустойчивость важна для детей в современном мире, потому что они сталкиваются с различными академическими, социальными и эмоциональными стрессами. Например, к причинам появления стресса у детей относят:
ситуации, связанные с процессом обучения (информационная перенагрузка, оценивание, проверка знаний, превышение обязанностей);
родительское отношение к плохой успеваемости (наказания, угрозы, унижения, требовательность);
проблемы во взаимоотношениях с педагогом (учитель повышает голос, унижает, ругает при одноклассниках);
проблемы со сверстниками (из-за большого количества негативной информации и насилия в СМИ, из-за проблем в семьях);
недостаток сна и отдыха;
смену школы и начало учебного года.
Детская психика чувствительнее психики взрослого и не имеет взрослых механизмов защиты. Поэтому важно максимально оградить подрастающее поколение от перенагрузок и помочь детям сохранить здоровье для их полноценной реализации во взрослой жизни.
Благодаря развитому навыку стрессоустойчивости ребёнок выйдет из сложных ситуаций с наименьшими физиологическими и психологическими потерями. Кроме того, он разовьёт важные качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни.
Информация о стрессе и стрессоустойчивости (15 минут)
Что такое стресс: физические и психологические реакции.
Стресс — это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.
Различают физиологические и психологические стрессоры:
Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.
Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.
Понятие стрессоустойчивости: определение и ключевые компоненты (эмоциональная гибкость, умение справляться с трудностями, поддержание позитивного мышления).
Стрессоустойчивость — это способность переживать стрессовые ситуации, сохраняя спокойствие и ментальное здоровье. Это адаптивная способность организма, помогающая пережить сложности, сохранив при этом физическое и психологическое здоровье.
Ключевые компоненты стрессоустойчивости:
Волевая составляющая. Показывает, насколько человек способен к саморегуляции, контролю над мыслями и эмоциями.
Психофизиологический элемент. Охватывает особенности психики, темперамента, состояние нервной системы.
Интеллект. Отвечает за умение анализировать ситуации, принимать правильные решения.
Эмоциональный компонент. Характеризуется объёмом личного опыта предыдущих переживаний.
Эмоциональная гибкость в контексте стрессоустойчивости означает умение рассмотреть проблему с разных сторон и найти альтернативные решения.
Умение справляться с трудностями включает в себя мотивацию к преодолению стресса и уверенность в себе.
Позитивное мышление — это умение не пасовать перед трудностями, а видеть в них возможность для развития.
Любовь, поддержка и внимание взрослых как основа формирования стрессоустойчивости.
Практические аспекты формирования стрессоустойчивости (20 минут)
Описание методов, которые могут помочь детям справляться с отрицательными эмоциями:
Развитие навыков саморегуляции (дыхательные упражнения, медитация).
Участие в командных играх и спортивных мероприятиях.
Обучение решению проблем и принятию решений.
Некоторые методы, которые могут помочь детям справляться с отрицательными эмоциями:
1. Развитие навыков саморегуляции. Дыхательные упражнения, медитация или йога помогают расслабиться и контролировать эмоции. Например, можно научить ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачиваться на дыхании: вдох на 4 счёта и выдох на 4 счёта — это будет один дыхательный цикл, который нужно повторить хотя бы 5–7 раз.
2. Поддержка и понимание со стороны родителей и педагогов. Важно создать для детей безопасное пространство, где они могут выразить свои чувства и получить поддержку. Родители и педагоги должны быть готовы выслушать ребёнка, понять его переживания и помочь ему найти способы решения проблемы.
3. Ролевая игра. Она позволяет детям выразить свои эмоции, переживания и страхи через имитацию различных ролей и ситуаций. Это помогает им осознать свои чувства, взаимодействовать с окружающим миром и находить способы решения проблем.
4. Поощрение здорового образа жизни. Правильное питание, достаточный сон и физическая активность помогают детям справляться со стрессом благодаря выработке эндорфинов — гормонов радости.
Важность общения: как создать атмосферу доверия в семье.
Несколько советов, как создать атмосферу доверия в семье:
1. Проводить качественное время вместе. Совместные прогулки, походы, занятия спортом или путешествия создают общие воспоминания и сближают. 1
2. Уметь слушать и быть внимательным. Проявление интереса и понимание перспективы другого человека помогают построить связь и доверие.
3. Уважать личные границы. Если кто-то хочет личного пространства, стоит дать ему его.
4. Признавать ошибки и извиняться. Если вы обидели кого-то, не стоит отрицать или оправдываться. Лучше взять на себя ответственность и искренне извиниться.
5. Быть благодарным и ценить друг друга. Выражайте благодарность словами и поступками.
6. Создавать семейные традиции и ритуалы. Совместные праздники, ужины, путешествия создают ощущение единства.
Создание атмосферы доверия — процесс, требующий времени и усилий. Если не удаётся самостоятельно решить проблемы, можно обратиться за помощью к специалисту.
Рекомендации по литературе и ресурсам, которые помогут родителям.
1. Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920
2. Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru
3. Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.
4. Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/680664/
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.-М.: Эксмо, 2009.- 546 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Консультирование семейных отношений: учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: КноРус, 2022. - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition
Интерактивная часть (15 минут)
Обсуждение: делятся ли родители своими методами поддержки детей в стрессовых ситуациях?
Мини-группы для обмена идеями: как справляться со стрессом во время экзаменов, соревнований и других важных событий.
Заключение и рекомендации (5 минут)
Подведение итогов собрания.
Раздача памяток с советами по формированию стрессоустойчивости.
Ответы на вопросы родителей.
Обратная связь (5 минут)
Запросить мнения родителей о проведённом собрании.
Выяснить, какие темы их интересуют для будущих встреч.
Дополнительные материалы:
Памятка для родителей: основные принципы работы со стрессом у детей.
Как помочь ребенку стать стрессоустойчивым?
Обеспечьте эмоциональную поддержку. Будьте рядом, выслушивайте и понимайте.
Учите справляться с эмоциями. Разговаривайте о чувствах, используйте методы, такие как ведение дневника.
Стимулируйте занятия спортом. Физическая активность помогает справляться со стрессом.
Развивайте навыки решения проблем. Моделируйте ситуации и обсуждайте возможные решения.
Создайте атмосферу безопасности. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что может обратиться к вам в трудную минуту.
Некоторые основные принципы работы со стрессом у детей, которые могут быть включены в памятку для родителей:
Сохранять благоприятную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не паниковать, помнить, что «чёрную полосу всегда сменяет белая».
Воспринимать проблемы и переживания ребёнка серьёзно. Не высмеивать и не критиковать его, не торопиться перечислять ошибки.
Регулярно общаться с ребёнком. Разговаривать на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.
Предоставлять детям достаточное время на сон и/или отдых. Отход ребёнка ко сну должен происходить в одинаковое время.
Поощрять физическую активность. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребёнку поможет любая деятельность, требующая физических усилий.
Помогать ребёнку выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Например, агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки, а душевные переживания — через доверительный разговор с близкими.
Отмечать достижения ребёнка и давать похвалу за них. В состоянии избыточного стресса психика концентрируется на негативных моментах, поэтому важно помочь ребёнку повернуть фокус внимания на позитивные аспекты.
В кризисных ситуациях не пренебрегать квалифицированной помощью специалистов.
Если ребёнок продолжает испытывать трудности в борьбе со стрессом, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.
Это собрание станет отличной возможностью для родителей, чтобы объединиться и обменяться идеями по поддержке своих детей в важном аспекте их жизни.