Разработка родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»

0
0
Материал опубликован 6 November

Разработка родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»

Цели собрания:

Ознакомить родителей с понятием стрессоустойчивости и её важностью для обучающихся.

Обсудить пути формирования стрессоустойчивости у детей.

Предложить родителям практические советы по поддержке своих детей в развитии стрессоустойчивости.


Структура собрания:


Вступительное слово (5 минут)

Приветствие родителей.

Краткое введение в тему: почему стрессоустойчивость важна для детей в современном мире.


Стрессоустойчивость важна для детей в современном мире, потому что они сталкиваются с различными академическими, социальными и эмоциональными стрессами.  Например, к причинам появления стресса у детей относят:

ситуации, связанные с процессом обучения (информационная перенагрузка, оценивание, проверка знаний, превышение обязанностей); 

родительское отношение к плохой успеваемости (наказания, угрозы, унижения, требовательность); 

проблемы во взаимоотношениях с педагогом (учитель повышает голос, унижает, ругает при одноклассниках); 

проблемы со сверстниками (из-за большого количества негативной информации и насилия в СМИ, из-за проблем в семьях); 

недостаток сна и отдыха; 

смену школы и начало учебного года. 

Детская психика чувствительнее психики взрослого и не имеет взрослых механизмов защиты. Поэтому важно максимально оградить подрастающее поколение от перенагрузок и помочь детям сохранить здоровье для их полноценной реализации во взрослой жизни. 

Благодаря развитому навыку стрессоустойчивости ребёнок выйдет из сложных ситуаций с наименьшими физиологическими и психологическими потерями. Кроме того, он разовьёт важные качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни.


Информация о стрессе и стрессоустойчивости (15 минут)


Что такое стресс: физические и психологические реакции.

Стресс — это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.


Различают физиологические и психологические стрессоры:


Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.


Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.


Понятие стрессоустойчивости: определение и ключевые компоненты (эмоциональная гибкость, умение справляться с трудностями, поддержание позитивного мышления).


Стрессоустойчивость — это способность переживать стрессовые ситуации, сохраняя спокойствие и ментальное здоровье.  Это адаптивная способность организма, помогающая пережить сложности, сохранив при этом физическое и психологическое здоровье.

 

Ключевые компоненты стрессоустойчивости:


Волевая составляющая. Показывает, насколько человек способен к саморегуляции, контролю над мыслями и эмоциями. 

Психофизиологический элемент. Охватывает особенности психики, темперамента, состояние нервной системы. 

Интеллект. Отвечает за умение анализировать ситуации, принимать правильные решения. 

Эмоциональный компонент. Характеризуется объёмом личного опыта предыдущих переживаний. 


Эмоциональная гибкость в контексте стрессоустойчивости означает умение рассмотреть проблему с разных сторон и найти альтернативные решения. 


Умение справляться с трудностями включает в себя мотивацию к преодолению стресса и уверенность в себе. 


 Позитивное мышление — это умение не пасовать перед трудностями, а видеть в них возможность для развития. 


Любовь, поддержка и внимание взрослых как основа формирования стрессоустойчивости.


Практические аспекты формирования стрессоустойчивости (20 минут)

Описание методов, которые могут помочь детям справляться с отрицательными эмоциями:

Развитие навыков саморегуляции (дыхательные упражнения, медитация).

Участие в командных играх и спортивных мероприятиях.

Обучение решению проблем и принятию решений.


Некоторые методы, которые могут помочь детям справляться с отрицательными эмоциями:


1. Развитие навыков саморегуляции.  Дыхательные упражнения, медитация или йога помогают расслабиться и контролировать эмоции.  Например, можно научить ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачиваться на дыхании: вдох на 4 счёта и выдох на 4 счёта — это будет один дыхательный цикл, который нужно повторить хотя бы 5–7 раз. 

2. Поддержка и понимание со стороны родителей и педагогов. Важно создать для детей безопасное пространство, где они могут выразить свои чувства и получить поддержку. Родители и педагоги должны быть готовы выслушать ребёнка, понять его переживания и помочь ему найти способы решения проблемы. 

3. Ролевая игра. Она позволяет детям выразить свои эмоции, переживания и страхи через имитацию различных ролей и ситуаций. Это помогает им осознать свои чувства, взаимодействовать с окружающим миром и находить способы решения проблем. 

4. Поощрение здорового образа жизни. Правильное питание, достаточный сон и физическая активность помогают детям справляться со стрессом благодаря выработке эндорфинов — гормонов радости.


Важность общения: как создать атмосферу доверия в семье.


Несколько советов, как создать атмосферу доверия в семье:


1. Проводить качественное время вместе.  Совместные прогулки, походы, занятия спортом или путешествия создают общие воспоминания и сближают. 1

2. Уметь слушать и быть внимательным. Проявление интереса и понимание перспективы другого человека помогают построить связь и доверие. 

3. Уважать личные границы. Если кто-то хочет личного пространства, стоит дать ему его. 

4. Признавать ошибки и извиняться. Если вы обидели кого-то, не стоит отрицать или оправдываться. Лучше взять на себя ответственность и искренне извиниться. 

5. Быть благодарным и ценить друг друга. Выражайте благодарность словами и поступками. 

6. Создавать семейные традиции и ритуалы. Совместные праздники, ужины, путешествия создают ощущение единства.

 

Создание атмосферы доверия — процесс, требующий времени и усилий.  Если не удаётся самостоятельно решить проблемы, можно обратиться за помощью к специалисту.


Рекомендации по литературе и ресурсам, которые помогут родителям.


1. Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920


2. Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru


3. Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.


4. Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/680664/


5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.-М.: Эксмо, 2009.- 546 с.


6. Малкина-Пых И.Г. Консультирование семейных отношений: учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: КноРус, 2022. - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition


Интерактивная часть (15 минут)


Обсуждение: делятся ли родители своими методами поддержки детей в стрессовых ситуациях?

Мини-группы для обмена идеями: как справляться со стрессом во время экзаменов, соревнований и других важных событий.


Заключение и рекомендации (5 минут)


Подведение итогов собрания.

Раздача памяток с советами по формированию стрессоустойчивости.

Ответы на вопросы родителей.


Обратная связь (5 минут)


Запросить мнения родителей о проведённом собрании.

Выяснить, какие темы их интересуют для будущих встреч.


Дополнительные материалы:

Памятка для родителей: основные принципы работы со стрессом у детей.

Пример памяток для родителей:

Как помочь ребенку стать стрессоустойчивым?


Обеспечьте эмоциональную поддержку. Будьте рядом, выслушивайте и понимайте.

Учите справляться с эмоциями. Разговаривайте о чувствах, используйте методы, такие как ведение дневника.

Стимулируйте занятия спортом. Физическая активность помогает справляться со стрессом.

Развивайте навыки решения проблем. Моделируйте ситуации и обсуждайте возможные решения.

Создайте атмосферу безопасности. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что может обратиться к вам в трудную минуту.



Некоторые основные принципы работы со стрессом у детей, которые могут быть включены в памятку для родителей:

Сохранять благоприятную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не паниковать, помнить, что «чёрную полосу всегда сменяет белая». 

Воспринимать проблемы и переживания ребёнка серьёзно. Не высмеивать и не критиковать его, не торопиться перечислять ошибки. 

Регулярно общаться с ребёнком. Разговаривать на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. 

Предоставлять детям достаточное время на сон и/или отдых. Отход ребёнка ко сну должен происходить в одинаковое время. 

Поощрять физическую активность. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребёнку поможет любая деятельность, требующая физических усилий. 

Помогать ребёнку выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Например, агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки, а душевные переживания — через доверительный разговор с близкими. 

Отмечать достижения ребёнка и давать похвалу за них. В состоянии избыточного стресса психика концентрируется на негативных моментах, поэтому важно помочь ребёнку повернуть фокус внимания на позитивные аспекты. 

В кризисных ситуациях не пренебрегать квалифицированной помощью специалистов

Если ребёнок продолжает испытывать трудности в борьбе со стрессом, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.



Это собрание станет отличной возможностью для родителей, чтобы объединиться и обменяться идеями по поддержке своих детей в важном аспекте их жизни.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации