12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Яковлева220

Родительское собрание на тему

«Профилактика вредных привычек у учащихся начальной школы»

(диалог с элементами ситуационной игры)

Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения вредных привычек у детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.

Задачи:

1Выявить источники возникновения вредных привычек у младших школьников.

2 Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих появление вредных привычек у детей.

3 Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к появлению вредных привычек у детей.

Форма проведения: диалог с элементами ситуационной игры

Этап подготовки: проведение анкетирования родителей и детей

Этап проведение родительского собрания:

Учитель: Сегодня, уважаемые родители, по вашим настоятельным просьбам мы поговорим о такой волнующей вас воспитательной проблеме как возникновение вредных привычек у учащихся начальной школы. Для некоторых родителей они стали неотъемлемым элементом семейной воспитательной практики и постоянно портят вам жизнь. Чтобы правильно определиться в своих намерениях и создать условия для предупреждения появления вредных привычек, мы сегодня попытаемся изучить их источники.

Итак выясним вначале, что такое вредные привычки и чем они опасны для психического состояния ребёнка.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний.Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

качать головкой;

накручивать или даже выдёргивать волосы и т. д.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам психологи относят следующие ритуалы:

ковыряние в носу;

чавканье;

обилие слов-паразитов;

нецензурная речь и т. д.

Вы, уважаемые родители и ваши дети в результате анкетирования выделили ряд вредных привычек, которые беспокоят и родителей, и детей - это следующие вредные привычки:

ковыряние в носу;

грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

нецензурная речь.

Привычка грызть ногти.По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Ковыряние в носу. Эта неэстетичная привычка вызывает бурю негодования у невольных зрителей, поэтому, в отличие от многих других навязчивых действий, заставляет ребенка испытывать чувство вины.Большинство младших школьников ощущает себя вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными позаботиться о себе. Но у многих детей желания расходятся с возможностями. Например, мальчик уверен, что заправил рубашку в брюки, причесался и высморкался, а на деле оказывается, что он лишь пригладил чёлку и поводил платком по носу, а рубашка сзади так и осталась навыпуск. Заметив свою оплошность, ребенок может начать её исправлять, полагая, что на него никто не смотрит.
 

Привычка сквернословить тяжело ранит мам и бабушек. Папы обращают на неё меньше внимания, а вот женщинам сложно принять тот факт, что их особенные, умные, воспитанные дети начинают говорить так же дурно, как и представители самой невоспитанной части общества.

В 8–12 лет дети уже знают, где за использование крепкого словца им попадёт, а где нет. Скверно­словие помогает им занять позицию в обществе – по крайней мере им так кажется.

В чём опасность данных вредных привычек для психического и физического здоровья детей.

Какие могут быть последствия, если ребенок грызет ногти на руках?

во-первых, от этого на пальцах появляются заусенцы и ранки, которые болят и открыты для микробов, могут даже возникнуть нагноения;

во-вторых, вместе с нечистыми руками и ногтями в рот к ребенку могут попасть грязь, болезнетворные вирусы, это также может спровоцировать появление глистов;

в-третьих, обгрызенные ногти – это некрасиво и неопрятно.


 

Привычка «ковыряние в носу» очень вредна. Дети, при ковырянии вносу, зачастую выдёргивают из ноздрей крошечные волоски, которые служат естественными фильтрами, защищающими от пыли и грязи вдыхаемого воздуха. Самой распространённой причиной ковыряния в носу у детей является сухость слизистой, из-за которой ребёнок чувствует сильное раздражение и зуд.

Если нецензурные выражения по­явились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла про­износимого, тем не менее, прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Взрослые не должны оставлять данные факты без внима­ния. Терпимое отношение к наруше­нию ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование привыч­ки сквернословить. Бранные слова поначалу используются неосознанно, потом — для выражения плохого на­строения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а далее уже бесконтрольно, безо всякого пово­да, и на этой стадии побороть данную привычку практически невозможно.


 

Ситуационная игра

Родителям предлагается разделиться на три группы по 6-7 человек, каждая группа выбирает одну вредную привычку и после совместного обсуждения предлагает меры профилактики и борьбы с данной вредной привычкой.

1-я группа выбрала привычку грызть ногти;

2-я группа выбрала привычку ковыряться в носу;

3-я группа выбрала привычку сквернословить.

После обсуждения родители каждой группы предложили способы профилактики данных привычек.

Учитель:ваши предложения уважаемые родители очень полезны и здравы и так давайте обобщим меры профилактики и предупреждения возникновения вредных привычек.

Что делать, если ребенок грызет ногти на руках?

Ругать и постоянно делать замечания, не стоит - это не поможет. Нужно набраться терпения.

Если причина вредной привычки – психологическая, то здесь предстоит самая долгая работа, потому что нужно понять, какой вопрос тревожит ребенка, какие эмоции вызывает и как это поправить. Иногда даже приходится обратиться к психотерапевту.

Если это физиологическая проблема, то нужно заменить привычку грызть ногти другой – ухаживать за ними. Пусть у ребенка всегда будет с собой пилочка. Девочке можно предложить накрасить ногти и беречь их.

Если ребенок даже не замечает, как снова тянет пальцы в рот, можно придумать специальные сигналы, которые будут известны только вам. Например, вы будете чихать, как только заметите соответствующее поведение, или почесывать свой нос, или поглаживать по спине свое чадо.

В любом случае важно обратить внимание ребенка на то, что эта привычка вредна для здоровья. Показать, что обкусанные ногти выглядят неряшливо.
 

Что делать, если ребенок ковыряется в носу?

1. Предложите сыну или дочери понаблюдать за своими ровесниками. Увидев, как другие почесываются, ковыряют в носу или поправляют одежду, школьник станет чаще задумываться о том, как он выглядит со стороны.

2. Обсуждая поведение сверстников, поговорите с ребенком о чувствах, которые он испытал, наблюдая за чужими «актами гигиены». Сделайте акцент на их уверенности в том, что их некрасивые действия остались незамеченными. Спросите, хотел бы он, чтобы его друзья испытывали брезгливость по отношению к нему?

3. Рассмотрите с ребенком ситуации, когда невозможно высморкаться, и приходится терпеть дискомфорт: например, если школьник забыл платок дома, или он остался в куртке, висящей в раздевалке. Можно спросить у учителя разрешение выйти, дождаться перемены и сбегать в столовую за салфеткой, высморкаться в умывальнике и т. д.

4. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка всегда был под рукой носовой платок. Чем прочнее закрепится правильный навык ухода за носом за то время, пока школьник находится под вашим присмотром, тем труднее ему будет пренебрегать им на людях.
 

Чтобы искоренить скверные слова из дет­ского лексикона, попробуйте применить комплексный подход.

Обеспечьте своему чаду максимум любви и заботы. В противном случае ребёнок будет искать способ обратить на себя внимание мамы и папы разными способами, в том числе и с помощью плохого поведения, сквернословия.

Внимательно относитесь к выбору фильмов и мультиков для ребёнка. Иначе плохие слова могут посыпаться на ребёнка ещё и с телеэкрана.

Избегайте конфликтных ситуаций в собственном доме. Мама и папа, ругаясь, нередко позволяют себе употребить одно-два крепких словца. А ведь дети всё слышат!

Учитель:надеюсь наша совместная работа была плодотворной и помогла вам найти способы профилактики вредных привычек.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.