Разработка сценария педагогического совета «Современный успешный учитель — каков он?»
Педсовет «Современный успешный учитель – каков он?»
Цель педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности учителя, создание портрета «успешного современного учителя», как цели профессионального развития каждого педагога.
Задачи:
1. выявить в ходе анкетирования представление учителей, учеников и администрации школы понятия «современный успешный учитель»;
2. определить сходные и различные представления анкетируемых категорий понятия «современный успешный учитель»:
3. на основе представлений, выявленных у педагогов, администрации и учеников школы, составить обобщенный качественный портрет современного успешного учителя как цель профессионального развития педагога;
4. определить затруднения педагогов в достижении данной цели и пути преодоления этих затруднений
Предварительная подготовка
1. Изучение необходимой литературы по критериям успешности педагогической деятельности
2. Анкетирование учителей, учеников и администрации на тему «Современны успешный учитель – каков он?»
3. Подготовка мозгового штурма «что нам мешает быть успешными?»
Ход педсовета
Вступительное слово зам. директора школы по УВР
1. «Современный успешный учитель» с точки зрения профессионального стандарта и позиции администрации
2. «Современные успешный учитель» с точки зрения учителей (результаты анкетирования»)
3. «Современные успешный учитель» с точки зрения учеников (результаты анкетирования»)
4. Эталон «современного успешного учителя» – к чему нужно стремиться
5. Мозговой штурм «что нам мешает быть успешными?»
Заключительное слово
Решение педсовета
1. Повысить мотивацию педагогов к личностному росту в профессиональной сфере
2. Создать условия для развития ключевых компетенций педагогов
3. Организовать постоянный мониторинг профессионального роста педагогов школы
4. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через:
- систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность учителей;
- обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
- использование системы поощрений;
- обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности.
5. провести семинарам «Построение индивидуальной траектории профессионального развития учителя»
Анкета «Современный учитель – какой он?»
1. Как вы думаете, имеет ли значение возраст для учителя?
Да/нет
2. Как вы думаете, имеет ли значение внешний вид для учителя?
Да/нет
3. Должен ли учитель быть в курсе современных трендов в компьютерных технологиях:
Да/нет
4. Должен ли учитель хорошо ориентироваться в интернет-пространстве:
Да/нет
5. Являются ли учителя примером для подражания:
Да/нет
6. Каких качеств не хватает современному учителю: проставьте баллы от 1 до 5 по значимости качества
а) юмор;
б) доброта;
в) терпение;
г) креативность;
д) строгость
Предложите свой вариант___________________________________________________
7. Какие качества вы считаете важнейшими в работе учителя: проставьте баллы от 1 до 5 по значимости качества
а) знание своего предмета;
б) умение находить контракт с учениками;
в) умение заинтересовать учеников;
г) умение держать дисциплину;
д) объективность в оценки знаний учеников
Предложите свой вариант___________________________________________________
8. Какими качествами не должен обладать учителя.
Предложите свой вариант___________________________________________________
Ход педсовета
Вступительное слово
На протяжении всего развития человечества профессия учителя, педагога являлась одной из самых важных. Менялись эпохи, менялись учителя, но во все времена педагог решал главную задачу – становление и совершенствование личности. Сложность решаемых педагогом проблем, степень ответственности перед обществом делает эту профессию наитруднейшей. Особенно сложно работать учителем в наше время. Низкий социальный статус педагога, небольшая зарплата, отсутствие должного уважения делают сегодня труд учителя непопулярным. Согласно опросу россиян, проведенным Фондом «Общественное мнение», 65 % жителей страны считают профессию учителя малопривлекательной. Но несмотря на все трудности, многие педагоги продолжают работать в школе служа обществу, уважая свое государство, отдавая сердца детям. Как же в этих непростых условиях оставаться интересной личностью, успешным человеком? Ведь личностное влияние педагога на духовный мир ученика всегда было и будет определяющим. Итак, представим себе успешного педагога. Каким он должен быть?
Ответ на этот вопрос разнится в зависимости от взглядов участников образовательного процесса. Администрация, обучающиеся, родители, сами педагоги по-разному видят успешного современного учителя. Администрация прежде всего опирается на государственные акты. Одним из таких должен стать профстандарт педагога, который находится в состоянии проекта с 2012 года. Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.
1. «Современный успешный учитель» с точки зрения профессионального стандарта и позиции администрации
Чем же должен стать профстандарт в государственной образовательной политике
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профстандарт учитывает современные требования к качеству преподавания различных предметов и форме подачи информации. Следуя изложенным в нем требованиям, каждый педагог должен эффективно работать сразу в нескольких направлениях: Обучение – педагог должен доносить к ученикам максимум необходимых знаний, используя интересные и понятные детям формы изложения материала. При этом подача информации должна быть таковой, чтобы ее одинаково хорошо воспринимали все дети. Воспитание – учителя должны стать для учеников примером воспитанности, доброты, толерантности, внимательности к потребностям других людей. Также они обязаны находить подход ко всем детям, независимо от их социального статуса, возраста или других особенностей. Развитие – кроме обучения учеников, в обязанности педагогов входит отслеживание физического и психологического состояния и развитие каждого ребенка. В случае необходимости учителя должны проводить беседы с детьми и помогать им справляться с проблемами.
Честь первая: обучение. Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие (Личностные качества и
профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным
нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Профстандарт предусматривает и новые формы аттестации.
2-3. Результаты анкетирования обучающих и учителей. Каким видят современного учителя и ученики. Работа с диаграммами.
4. Эталон «современного успешного учителя» – к чему нужно стремиться.
На основании предыдущих этапов работы участники педагогического совета моделируют портрет «современного успешного учителя»
5. Мозговой штурм «что нам мешает быть успешными?»
Педагогам предлагается разделиться по группам и заполнить таблицу:
Что мешает мне соответствовать портрету «современного успешного учителя»? | Как преодолеть данные препятствия? |
| |
Результаты работы в группах презентуются и обсуждаются.
Заключение
Учитель – прежде всего человек. Поэтому успешный учитель - это гуманная личность, способная сочувствовать и сопереживать. Гуманность проявляется в высокой нравственности и доброте. Педагог не может быть успешным, если не находит личностный подход к ученику. Настоящий учитель готов в любую минуту прийти на помощь к ребенку, для которого важна поддержка старшего товарища. Учитель - друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Он считается с мнением своих учеников, принимая как должное инакомыслие и проявляя терпимость к людям, имеющим точку зрения, не совпадающую с его позицией. Успешный педагог способен к сотрудничеству как с учениками, так и со своими коллегами. Главную свою задачу современный учитель видит в развитии личности ребенка; формировании социально значимых качеств: умение самостоятельно мыслить, эффективно решать проблемы, которые ставит перед человеком жизнь и которые не подразумевают единственно верного решения, качество его работы определяет, в первую очередь, успешная социализация его учеников. Одним из главных факторов успешной деятельности учителя является его профессионализм. Успешный педагог – это специалист постоянно совершенствующий свое мастерство, чтобы соответствовать высоким профессиональным требованиям; опирающийся на свои сильные качества и постоянно работающий над устранением слабых; стремящийся овладевать новейшими педагогическими технологиями, а главное умеющий применять их в своей работе. Успешный учитель, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Педагог – это уже не просто профессия, это мировоззрение, стиль жизни и, главное, совокупность лучших человеческих качеств.