Разработка учебных нормативов физической подготовленности для учащихся с овз (4 класс)
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НОРАМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
И. B. Паутова (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4), Д.С. Филипенко (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4), И. Н. Королева (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4).
Ключевые слова: ГТО, учебные нормативы, тестирование, дети с ОВЗ, физическая подготовленность учащихся.
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них в учебных заведениях создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.
Контрольные нормативы и испытания по физической культуре учащихся с ОВЗ (1-4 классы) в комплексных программах воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.П. Матвеева для данной группы учащихся с отклонениями в развитии отсутствуют.
С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.
Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:
1) выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;
2) оценивать качество физической подготовленности учащихся.
На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.
В МБОУ школы-интерната № 4 г. Челябинска (директор А.С. Захаренко) в согласовании с медицинской службой (глав. врач Г. А. Казакова) были разрешены к использованию следующие учебные нормативы (тесты):
1. Отжимание, в упоре лежа.
2. Поднимание туловища (раз за 30 сек).
3. Бег 30 м (сек).
4. Мелкая моторика.
5. Прыжок в длину с места (см).
6. Метание мяча (м).
7. Челночный бег (сек).
Контрольные испытания носят название «Выиграй сам у себя!» (приложение 1), проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики, оценки физического развития учащихся и более правильного распределения нагрузки на уроках.
В силу того что, не все учащиеся могут выполнить по состоянию здоровья, были исключены такие нормативы как:
1) бег на 1000м. и выносливость (бег 6 мин.) – т.к. у многих детей слабая сердечно-сосудистая и дыхательная система.
2) наклоны вперед из положения сидя, невозможно достоверное измерение из-за спастичности мышц, а это, прежде всего двигательное нарушение, которое сопровождается повышением тонуса мышц.
Вместо этого используется тест – мелкая моторика рук (поднятие груза от себя, сек.). Развитие мелкой моторики является одним из наиболее сложных движений, так как участвует огромное количество мышц.
Задачи улучшения координации движения конечностей решается параллельно, с помощью простых движений, проводимых в различных комбинациях, с различной скоростью, со сменой напряжения.
Автоматизация разрабатываемых движений руки один из положительных моментов физического воспитания детей, поэтому тест является одним из наиболее действенных.
В перспективе, чтобы разработать учебные нормативы по физической подготовленности учащихся с ОВЗ необходимо сделать дифференциацию учащихся на группы по структуре заболевания.
При детском церебральном параличе существует 5 форм заболевания:
1) спастическая диплегия;
2) атонически-атактическая форма;
3) гиперкинетическая;
4) гемипаретическая форма;
5) тетрапарез.
Каждая форма заболевания ДЦП имеет 3 степени тяжести заболевания:
1) легкая;
2) средняя степень;
3) тяжелая.
Учащиеся с тяжелой степенью патологии заболевания учебные нормативы не сдают, так как вместо урока физической культуры посещают только занятия ЛФК. Допускаются к сдаче тестов учащиеся с легкой и средней степенью.
Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.
Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.
Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:
1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;
2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;
3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;
4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.
5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.
Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.
Список литературы
1. Лях В.И.. Тесты в физическом воспитании школьников / Пособие для учителя, М., 1998., – 16с.
2. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медецина», 2000. – 21с.
3. Руководство к действию по улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М., «Школа здоровья», 1995. – 37с.
Приложение 1
Индивидуальная карта
Физической подготовленности школьников «Выиграй сам у себя»
Ф.И.О ____________________________________________________
Год рождения _____________ Пол_________ Школа-интернат № 4
№ |
Учебный год (класс) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Экспресс - тесты (развитие физических способностей) |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
I |
II |
Пр иро ст |
||||||||
1 |
Отжимание в упоре лежа (раз) (силовые способности) |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Поднимание туловища (брюшной пресс), (раз за 30 сек) (силовые способности) |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Бег 30 м (сек) (скоростно-силовые способности) |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Мелкая моторика |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Прыжок в длину с места (см) (скоростно-силовые способности) |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Метание мяча (м) |
Р-т |
||||||||||||||||||||||||||||||
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Челночный бег (сек) |
Оц. |
||||||||||||||||||||||||||||||