12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королева Ирина Николаевна84
Россия, Челябинская обл., Челябинск
0

Разработка учебных нормативов физической подготовленности для учащихся с овз

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НОРАМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

 И. B. Паутова (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4), Д.С. Филипенко (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4), И. Н. Королева (учитель физической культуры МБОУ школы-интерната № 4).

Ключевые слова: ГТО, учебные нормативы, тестирование, дети с ОВЗ, физическая подготовленность учащихся.

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них в учебных заведениях создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Контрольные нормативы и испытания по физической культуре учащихся с ОВЗ (1-4 классы) в комплексных программах воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.П. Матвеева для данной группы учащихся с отклонениями в развитии отсутствуют.

С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.

Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:

1) выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;

2) оценивать качество физической подготовленности учащихся.

На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

В МБОУ школы-интерната № 4 г. Челябинска (директор А.С. Захаренко) в согласовании с медицинской службой (глав. врач Г. А. Казакова) были разрешены к использованию следующие учебные нормативы (тесты):

1. Отжимание, в упоре лежа.

2. Поднимание туловища (раз за 30 сек).

3. Бег 30 м (сек).

4. Мелкая моторика.

5. Прыжок в длину с места (см).

6. Метание мяча (м).

7. Челночный бег (сек).

Контрольные испытания носят название «Выиграй сам у себя!» (приложение 1), проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики, оценки физического развития учащихся и более правильного распределения нагрузки на уроках.

В силу того что, не все учащиеся могут выполнить по состоянию здоровья, были исключены такие нормативы как:

1) бег на 1000м. и выносливость (бег 6 мин.) – т.к. у многих детей слабая сердечно-сосудистая и дыхательная система.

2) наклоны вперед из положения сидя, невозможно достоверное измерение из-за спастичности мышц, а это, прежде всего двигательное нарушение, которое сопровождается повышением тонуса мышц.

Вместо этого используется тест – мелкая моторика рук (поднятие груза от себя, сек.). Развитие мелкой моторики является одним из наиболее сложных движений, так как участвует огромное количество мышц.

Задачи улучшения координации движения конечностей решается параллельно, с помощью простых движений, проводимых в различных комбинациях, с различной скоростью, со сменой напряжения.

Автоматизация разрабатываемых движений руки один из положительных моментов физического воспитания детей, поэтому тест является одним из наиболее действенных.

В перспективе, чтобы разработать учебные нормативы по физической подготовленности учащихся с ОВЗ необходимо сделать дифференциацию учащихся на группы по структуре заболевания.

При детском церебральном параличе существует 5 форм заболевания:

1) спастическая диплегия;

2) атонически-атактическая форма;

3) гиперкинетическая;

4) гемипаретическая форма;

5) тетрапарез.

Каждая форма заболевания ДЦП имеет 3 степени тяжести заболевания:

1) легкая;

2) средняя степень;

3) тяжелая.

Учащиеся с тяжелой степенью патологии заболевания учебные нормативы не сдают, так как вместо урока физической культуры посещают только занятия ЛФК. Допускаются к сдаче тестов учащиеся с легкой и средней степенью.

Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.

Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.

Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:

1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;

2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;

4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.

5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.

Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.

Список литературы

1. Лях В.И.. Тесты в физическом воспитании школьников / Пособие для учителя, М., 1998., – 16с.

2. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медецина», 2000. – 21с.

3. Руководство к действию по улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М., «Школа здоровья», 1995. – 37с.

Приложение 1

Индивидуальная карта

Физической подготовленности школьников «Выиграй сам у себя»

Ф.И.О ____________________________________________________

Год рождения _____________ Пол_________ Школа-интернат № 4

Учебный год (класс)

               

Экспресс - тесты (развитие физических способностей)

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

I

II

Пр

иро

ст

1

Отжимание в упоре лежа (раз)

(силовые способности)

Р-т

                                               

Оц.

                                               

2

Поднимание туловища (брюшной пресс), (раз за 30 сек)

(силовые способности)

Р-т

                                               

Оц.

                                               

3

Бег 30 м (сек)

(скоростно-силовые способности)

Р-т

                                               

Оц.

                                               

4

Мелкая моторика

Р-т

                                               

Оц.

                                               

5

Прыжок в длину с места (см)

(скоростно-силовые способности)

Р-т

                                               

Оц.

                                               

6

Метание мяча (м)

Р-т

                                               

Оц.

                                               

7

Челночный бег (сек)

Оц.

                                               
                                                 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.