Разработка урока экологии в 11 классе по теме «Современное состояние атмосферы»
Разработка урока экологии в 11 классе по теме
"Современное состояние атмосферы".
Цель урока: Рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы, проанализировать изменение состава атмосферы, выявить положительные и отрицательные последствия данного явления, обозначить меры охраны, в ходе дискуссии предложить локальные решения проблемных вопросов, продолжить формирование бережного отношения к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать состав атмосферы, причины изменения баланса ее компонентов, основные источники и виды загрязнений биосферы, ключевые меры охраны атмосферы; уметь давать оценку явлениям изменения состава атмосферы, выстраивать дискуссию по проблемным экологическим вопросам.
Метапредметные:
Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, переводить один вид информации в другой, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; использовать речевые средства для выражения личного мнения, участвовать в дискуссии.
Личностные:
Формирование у обучающихся бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: плакат "Строение атмосферы"
1. Организационный момент (1-2 минуты). Учитель: здоровается с классом, спрашивает о дежурных, отсутствующих. Уточняет, все ли готовы к уроку.
2. Проверка домашнего задания (3-5 минут).
Проводится фронтальный устный опрос по следующим вопросам:
1) В чём принципиальные отличия в стратегии использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?
2) Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?
3) Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на неё животных?
3. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала (3-5 минут).
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока служит одно замечательное выказывание
"Мне необходимо разобраться самому, а чтобы
разобраться самому, необходимо думать сообща».
Б.Васильев
Сегодня мы будем сообща разбираться в современном состоянии атмосферы, а так же обсудим основные проблемы, связанные с этим важным вопросом. А пока, пусть один человек выйдет и напишет на доске состав и слои атмосферы (Тропосфера, тропопауза, стратосфера, стратопауза, мезосфера, мезопауза, термосфера, ионосфера, экзосфера ).
4. Изучение нового материала (15 минут)
Рассказ учителя: Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера – газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Атмосферным воздухам дышат все аэробные организмы. Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья через 4 – 5 мин. Вы наверняка помните примерные границы слоев атмосферы сейчас назовете мне их (Нижний слой– тропосфера –приблизительно до 20 км.; стратосфера –до 50 км.; мезосфера (до 80 км) и термосфера (выше 80 км). Какой газовый состав атмосферы? (Азот – 78,09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%, инертные газы (неон, криптон, ксенон, радон) – незначительное количество). Какое же значение у Атмосферы? (Защищает Землю от космических влияний, поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, содержит углекислый газ, необходимый для питания растений в процессе фотосинтеза, подвижность воздушных масс атмосферы позволяет осуществлять пассивный полёт для расселения растений, животных и микроорганизмов).
Баланс газов в составе воздуха имеет огромное значение для жизни обитателей Земли. В последнее время происходит изменение газового состава воздуха. Сейчас мы с вами выясним причины и последствия этих изменений. Вам придется самостоятельно поработать 5 минут с учебником страницы 227-229. Заполните таблицу.
"Изменения баланса газов в составе воздуха"
Название газа | Причины изменения концентрации | Последствия | |
положительные | отрицательные | ||
Азот | | | |
Углекислый газ | | | |
Кислород | | | |
Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. На странице 232 учебника вы найдете схему "Источники и виды загрязнения биосферы". Перепишите ее в свои тетради (рекомендуется не рисовать). Многие меры защиты атмосферы мы обсудим на заключительной части урока, а сейчас давайте перечислим основные направления: предупреждение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, создание и внедрение безотходных технологий, озеленение городов.
5. Первичное закрепление - дискуссия (10-15 минут).
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия, для эффективного решения той или иной проблемы необходимо действовать ее сообща. Чем мы сейчас вами и займемся. Я предлагаю, устроить небольшую дискуссию по нескольким очень важным вопросам экологии атмосферы.
- Как вы думаете, загрязнение атмосферы – это глобальная или локальная проблема? Почему?
- Основные проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Что делать?
- Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров. Как они спроектированы в нашем городе?
- Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере.
6. Рефлексия (2-3 минуты).
Учитель спрашивает обучающихся о сложных, непонятных моментах. Интересуется, как они могут использовать на практике полученные знания.
7. Домашнее задание. §35, вопросы к параграфу. Дополнительно: подготовить презентацию на тему "Разрушение озонового слоя. Причины и последствия".