12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюшкевич Юлия Васильевна801
учитель истории и обществознания МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Россия, Новосибирская обл.

Методическая разработка занятия по теме: «Семейное право»

Цель занятия:
охарактеризовать основные положения семейного права
Задачи занятия:
1. Охарактеризовать правовую связь членов семьи
2. Изучить основные виды брака, их правовой статус
3. Определять условия заключения и расторжения брака

Планируемые результаты
Предметные

1. Определять понятия: семья, брак, развод
2. Характеризовать условия заключения и расторжения брака
3. Определять права и обязанности супругов, родителей и детей, объяснять механизм их реализации

Познавательные
1. Продолжить формирований умений работать с текстом, источниками дополнительной информации, статистическими данными
2. Определять существенные признаки семьи как социального института и социальной группы
3. Продолжить формирование умений решать задания в форме ЕГЭ

Коммуникативные
1. Продолжить формирование умений определять цели и задачи, работая в группе, осуществляя парную работу.
2. Умения вступать в диалог с учителем, сверстниками в ходе решения учебной задачи

Регулятивные
1. Умение формулировать учебную задачу, цель
2. Умение определять уровень знаний по теме

Личностные
1. Понимание важности семейных отношений
2. Формирование готовности к осознанию правового закрепления семейно – брачных отношений


 


 


 


 


 

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Предлагает ознакомиться с высказываниями.
Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий
А. Камю
Счастливый брак – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким
А. Моруа
Семья – это родство не только по крови.
Автор неизвестен

Всякая семья составляет часть государства
Аристотель

После обсуждения высказываний предлагает ответить на вопросы в начале параграфа ст. 262
Семейное право
Учитель объясняет понятие семейное право. Семейное право – это – совокупность правовых норм, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Учитель обращает внимание на то, что семейное право находится в
совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Правовая связь членов семьи.
На основе самостоятельного изучения пункта учитель предлагает, работая в паре, заполнить схему.

 

Учитель поясняет термин брак, условия его заключения и расторжения.

Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах ЗАГС.
Существуют браки, влекущие и не влекущие за собой правовые последствия.
К первой категории относится гражданский брак.
Организует работу с текстом учебника, характеризует процедуру оформления гражданского брака.
Ко второй категории браков относят фактический брак и церковный браки.

 

Учитель предлагает классу разделиться на мини – группы и с опорой на учебный материал подготовить информацию об условиях заключения и расторжения брака.

Организует презентацию итогов работы групп, обсуждают условия признания брака недействительным.
 

Права и обязанности супругов
Учитель объясняет основные права и обязанности супругов, регулируемых законом.
Личные права:
1. Право на выбор рода занятий, профессий, места жительства, фамилию
Имущественные права
Равные права на совместную собственность.
Право каждого из супругов на собственность, приобретенную до брака.
Возможность выплаты алиментов на супруга.
Возможность заключения брачного договора

Предлагает самостоятельно изучить основные требования к заключению брачного договора.



 

Учитель объясняет права и обязанности ребенка и родителей.
Права ребенка.
1. Право на фамилию, имя и отчество
2. Право жить и воспитываться в семье
3. Право ребенка на общение с родственниками
4. Право ребенка на защиту своих интересов
5. Имущественные права
6. Существуют обязанности ребенка морального характера

 

Для закрепления изученного материала, определения качества усвоенного знания учитель предлагает выполнить задания в форме ЕГЭ

Участвуют в обсуждении, формулируют тему занятия, цель и задачи.
План занятия.
1. Семейное право
2. Правовая связь членов семьи

3. Понятие брак, условия его заключения и расторжения
4. Права и обязанности супругов. Брачный договор
5. Права и обязанности супругов, родителей и детей

Отвечают на вопросы, приводят аргументы.
 

Фиксируют в тетрадь понятие семейное право

На основе текста заполняют схему.
Семья

 

Социальный Малая группа
институт
Признаки

1. 1.

2. 2.

3. 3.
Список терминов: наличие прав и обязанностей, общий быт, кровнородственная связь, эмоциональные отношения, наличие общественно значимых функций, наличие норм, распределение ролей.

Участвуют в обсуждении.

Работают с текстом учебника
 

Определяют плюсы и минусы различных видов брака.

Работая в группе, презентуют итоги своей работы и оформляют в таблицу.
 

Условия заключения брака

Условия расторжения брака

1.Достижение брачного возраста
2. Отсутствие родственных связей
3. Отсутствие предыдущего не расторгнутого брака

ЗАГС:

1.Отсутсвтие совместных несовершеннолетних детей

2. Отсутствие имущественных разногласий
3. Наличие судебного приговора одному из супругов сроком более 3 лет
4. Наличие безвестно отсутствующего супруга

Участвуют в обсуждении

Фиксируют в тетради права и обязанности супругов.

Работая с текстом, записывают в тетрадь основные требования к брачному договору.
1. Письменное оформление
2. Нотариальное оформление
3. Регулирует только имущественные отношения
4. Не может содержать положения, нарушающие конституционные права граждан

 

Участвуют в обсуждении

Выполняют задания в форме ЕГЭ
(Приложение №1)

Индивидуальная работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Стадия рефлексии

Организовывает подведение итогов, степень усвоения качества усвоенных знаний

Обсуждают итоги урока, определяют качество усвоения знаний, проговаривают наиболее важные по теме знания, полученные на уроке, фиксируют домашнее задание

Индивидуальная работа


 

Приложение №1
1. Гражданка Н., разведясь со своим мужем А., самостоятельно воспитывает четырехлетнюю дочь, которая проживает вместе с ней. Бывший муж А. –отец девочки – женился и проживает вместе с новой супругой. Гражданка Н. под предлогом опасений за психическое здоровье дочери препятствует её встречам с отцом. Нарушает ли гражданка Н права несовершеннолетнего ребёнка? Свой ответ обоснуйте. Используя обществоведческие знания , назовите любые четыре права ребёнка, закреплённые в Семейном кодексе РФ.

2. Установите соответствие между условиями и законными возможностями расторжения брака, которые они обуславливают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Условия расторжения брака:
А) при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей
Б) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим
В) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
Г) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом недееспособным
Д) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
Законные возможности расторжения брака
1. В органах ЗАГС
2. В судебном порядке

3. Супруги К. составили брачный договор. При его нотариальном удостоверении выяснилось, что не все условия, предложенные супругами К., могут быть внесены. Какие условия не могут быть включены в этот брачный договор? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Земельный участок, приобретённый женой до вступления в брак, в период брака и в случае его расторжения является совместной собственностью супругов
2. Муж обязывает жену оставить работу в университете и заниматься ведением домашнего хозяйства за то, что предоставляет ей содержание
3. В случае развода супругов их ребёнок остаётся с матерью
4. Ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью жены
5. Муж обязывает супругу не вести праздного образа жизни
6. Автомобиль, приобретённый супругами во время брака, является в период брака совместной собственностью супругов, а в случае его расторжения – собственностью мужа.

4. Вступающие в брак Роман и Полина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из – за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

5. Какие ситуации регулируются нормами семейного права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Отец, являющийся владельцем фирмы, принял на работу своего сына
2. Брат и сестра создали семейное предприятие по проведению свадебных торжеств
3. Мать, злоупотребляющая алкогольными напитками, была лишена родительских прав
4. Отчим подарил пасынку автомобиль
5. Супруги по соглашению произвели раздел общего имущества
6. Орган опеки и попечительства предъявил иск о взыскании алиментов на несовершеннолетнего сына к его родителям

6. Граждане РФ Мария и Петр решили заключить брачный контракт перед вступлением в брак. Какие пункты они имеют право в него включить? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Порядок несения супругами семейных расходов
2. Установление договорного режима семейной собственности
3. Способы участия супругов в доходах друг друга
4. Обязательное совместное проживание супруги вместе с мужем
5. Обязательство супруги уволиться с работы и заниматься домашним хозяйством

7. В каких из представленных ситуаций, расторжение брака осуществляется только в судебном порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Людмила Т подала заявление на развод, Её супруг был осужден за совершение преступления и приговорен к лишению свободы на пять лет
2. Супруги С решили развестись. У Ивана С есть десятилетняя сын от предыдущего брака, не усыновленный его супругой
3. Алена и Тимофей П разводятся. У них две дочки – девяти и одиннадцати лет
4. Супруги А не имеют общих детей. Они выразили взаимное согласие на расторжение брака
5. Мария Р настаивает на разводе, но ее супруг принципиально не согласен на развод
6. Сын Василия и Татьяны служит в армии. Родители решили развестись

8. Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.


9. Граждане РФ Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) порядок несения каждым супругом семейных расходов

2) права и обязанности по взаимному содержанию

3) способы участия в доходах друг друга

4) права и обязанности супругов в отношении детей

5) выбор места жительства

6) распределение домашних обязанностей

Ответы
1. Гражданка нарушает право несовершеннолетнего ребенка на общение с родителем и другими родственниками. Это право предусматривает, что в случае раздельного проживания родителей имеет право на общение с каждым из них. Права ребенка по Семейному кодексу:
2. 21112
3. 235
4. Действия нотариуса правомерны. Пояснение: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ на свободу передвижения, то есть речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов.
Два аспекта: Супруги могут указать в брачном договоре:
свои права и обязанности по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга; порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
5. 356
6. 123
7. 35
8. 135
9. 123

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.