Разработка урока физики № 6 в 8 классе по теме «Количество теплоты. Единица количества теплоты»
Цели урока: формирование знаний у учащихся о понятии количество теплоты как о физической величине, характеризующей процесс теплопередачи; введение понятий джоуля, калории.
Задачи урока:
Образовательные: научиться понимать физический смысл количества теплоты; понимать связь между количеством теплоты и энергией, массой, разницей температур тела.
Развивающие: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, слушать, вступать в диалог, формирование познавательного интереса.
Воспитательные: показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.
Тип урока. Урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, развитие исследовательских навыков, групповые.
Оборудование: колба, спиртовки, термометры, вода, масло, часы;
мультимедийный проектор, презентация.
Демонстрации:
- Нагревание на одинаковых спиртовках разное количество воды.
- Нагревание на одинаковых спиртовках одинаковое количество воды, взятой при разной температуре.
- Нагревание на одинаковых спиртовках одинаковое количество воды и масла.
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Заметьте, мы сказали просто здравствуйте, больше ничего не сказали, а кажется, что солнце светит ярче. И, наверное, наша жизнь стала на капельку радостней. А, теперь, улыбнитесь друг другу. Забудьте про все – есть только мы и физика.
II. Актуализация знаний.
Проверочная работа по карточкам. (Приложение 1)
III.Вхождение в тему.
Учитель. Начать изучение темы мне хочется со слов В. Троицкого:
"Все уроки, как люди, похожи и разные,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон".
Я думая, что наш урок сегодня для вас будет радостным праздником.
Ученикам зачитываются отрывки из сказок. По этим отрывкам они должны определить физические явления.
Хитрый Петр и змей (болгарская сказка) «В полночь змей поднялся, схватил стопудовый молот, подошел к постели хитрого Петра и ну дубасить по мешку. Бьет по камням, что есть силы – из камней искры летят. Бил-бил, вернулся к ведьме и говорит: - Ну, теперь убил! Что правда, то правда: крепок был этот юнак, куда крепче меня, - я его колочу, а из него искры летят.» (Превращение механической работы в теплоту)
2) Байка про тетерева (русская сказка) «Некому выстроить тетереву домишко.
- Что же мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шло! Бултых в снег!
В снегу ночку ночевал, поутру рано встал, по вольному свету полетел, громко, шибко прокричал, товарищей поискал.» (Теплопередача)
III. Изучение нового материала
Вопрос. Как можно изменить внутреннюю энергию? (Путем совершения работы или теплопередачей - теплопроводностью, конвекцией или излучением)
Вопрос. Что такое теплопередача? (Изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы называется теплопередачей.)
Вопрос. Как можно изменить внутреннюю энергию тел без совершения работы? (Передачей телу энергии)
Определение. Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче называется количеством теплоты.
Учитель. Запишите тему урока.
При теплопередаче, осуществляемой любым из трех способов, происходит изменение внутренней энергии тела, при этом она может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Количество теплоты принято обозначать буквой Q, а поскольку она является мерой энергии, переданной телу или отданной телом, то основной единицей измерения ее является джоуль (Дж)
Существует еще одна единица измерения количества теплоты – калория (кал). Ею ученные начали пользоваться задолго до появления в физике понятия энергии.
Калория – это количество теплоты, которое необходимо передать 1г воды для ее нагревания на 10С, т.е. 1 кал=4,2Дж.
В калориях также измеряется энергетическая ценность продуктов.
Учитель. Давайте с вами ответим на вопрос: «От чего зависит количество теплоты, сообщаемое телу или отдаваемое телом?»
Демонстрация 1. Нагреем на двух одинаковых спиртовках разное количество воды, имеющей одинаковую начальную температуру.
Вывод: Температура в пробирке с меньшим количеством воды изменилась больше, хотя обе пробирке получили равное количество теплоты. Количество теплоты, необходимое для нагревания жидкости зависит от ее массы. Чем больше масса вещества m, тем больше требуется Q.
Демонстрация 2. Нагреем на двух одинаковых спиртовках равное количество воды, взятой при разных начальных температурах.
Вывод. Для нагревания изначально более холодной жидкости до определенной температуры понадобиться больше времени, а значит и большее количество теплоты. Чем больше разность температур Δt, тем больше требуется Q.
Демонстрация 3. Нагреем на двух одинаковых спиртовках одинаковое количество воды и масла, взятых при равных начальных температурах.
Вывод. Масло нагревается быстрее, чем вода, а значит, на количество теплоты, переданное жидкостям для нагревания их на одинаковое число градусов, влияет род жидкости. Количество теплоты Q зависит от рода вещества
Все выявленные закономерности также описывают и процесс охлаждения, т.е. тело большей массы и более высокой температуры при остывании отдает большее количество теплоты по сравнению с телом меньшей массы и имеющим меньшую начальную температуру. Также на скорость отдачи тепла будет влиять и род вещества.
Количество теплоты Q зависит:
От массы вещества m,
От изменения температуры Δt
От рода вещества
IV. Подведение итогов. Домашнее задание
§ 7, упражнение 6 (2) (стр.24)
ЗЛ: № 993, 996-998,
*Рассчитать энергию, получаемую человеком в результате употребления 100 г молока, плитки шоколада или других продуктов, используя сведения об их энергетической ценности на упаковке.
V. Список использованной литературы:
- Громовцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс».-М.: «Экзамен», 2017
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
- Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: ВАКО, 2017
Легоцкая Вера Сергеевна
Фоминова Елена Владимировна