12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская
2

Урок - обобщение по теме «Строение клетки, ее функции и химический состав»



Урок - обобщение по теме «Строение клетки, ее функции и химический состав»

Цель: систематизировать фактические знания о химическом составе клетки, о строении клетки растений, животных, грибов и бактерий о функциях основных органоидов клетки, органелл и включений.

Задачи:

Образовательные:

продолжить формирование у школьников убеждения о том, что клетка представляет собой структурно - функциональное единство работающих в ней органоидов;

обобщить фактические знания о химическом составе клетки, о строении клеток, о функциях основных органоидов клетки;

показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

Развивающие:

развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о клетке;

воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: Таблицы, рисунки, презентация, схемы.

Ход урока

Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель: ребята, сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Клетка. Строение, функции и химический состав»

1. Фронтальный опрос

1. Как вы понимаете, клетка – это структурная и функциональная единица живого?

2. Сколько химических элементов насчитывается в клетке?

3. На какие группы делятся химические элементы, в зависимости от их количества в клетке?

4. Какие химические соединения вам известны?

5. Назовите органические соединения.

6. Назовите неорганические соединения.

7. Расшифруйте ДНК, РНК, АТФ.

Актуализация опорных знаний.

1. Рассказать строение растительной клетки (используя таблицу)

2. Рассказать строение животной клетки (используя таблицу)

3. Рассказать строение грибной клетки (используя таблицу)

4. Рассказать строение бактериальной клетки (используя таблицу)

3. Блиц опрос

БЛИЦ ВОПРОСЫ:

1. Где хранится наследственная информация? (В ядре.)

2. Название белковой оболочки вируса. (Капсид.)

3. Какой органоид является центром синтеза белка в клетке? (Рибосомы.)

4. Название выростов внутренней мембраны хлоропластов. (Тилакоиды.)

5. Название нитевидных структур, образующих тело гриба. (Гифы.)

6. Второе название ядерных организмов. (Эукариоты.)

7. Второе название вирусов – пожирателей бактерий. (Бактериофаги.)

8. Впячивания внутренней мембраны митохондрий. (Кристы.)

9. Из чего состоит клеточная стенка у растений? (Из целлюлозы.)

10. Где у растительной клетки находится клеточный сок? (В вакуолях.)

11.Название бесцветных пластид. (Лейкопласты.)

12. У каких организмов генетический аппарат образован кольцевой ДНК? (У прокариот.)

13. Какая клеточная структура может быть гладкой и шероховатой? (ЭПС.)

14. Название клеточной структуры, которая образуется из скопления тилакоидов. (Граны.)

14. Второе название доядерных организмов. (Прокариоты.)

15. Органоид клетки, в котором синтезируется АТФ. (Митохондрии.)

16. Название основного вещества цитоплазмы. (Гиалоплазма.)

17. Какое вещество образует клеточную стенку грибов? (Хитин.)

18. Название внутренней среды хлоропласта. (Строма.)

19. Органоид клетки, являющийся её пищеварительным центром. (Лизосома.)

20. Название опорной системы цитоплазмы. (Цитоскелет.)

21. Название пластид зеленого цвета. (Хлоропласты.)

22. Общее название процессов фаго- и пиноцитоза. (Эндоцитоз.)

Включаю доску. (Слайд 1)

Учитель: Вашему вниманию монограммы «Вещества клетки»

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

(Слайд 2 )4. Задание. Укажите верные утверждения (работа в тетрадях)

1. Растворяющиеся в воде вещества называются гидрофильными.

2. Вода – универсальный растворитель.

3. Капиллярный кровоток происходит за счет сил поверхностного натяжения воды, содержащейся в крови.

4. Аминокислоты – гидрофобные вещества (гидрофильные)

5. Кислотность раствора определяется концентрацией в нем ионов водорода.

6. Способность поддерживать рН среды на постоянном уровне составляет сущность буферных систем.

7. Железо входит в состав гормона инсулина (железо входит в состав гемоглобина)

8. Костная ткань человека содержит соли натрия и кремния (кальций, фосфор)

9. Равномерное распределение тепла по всему организму обеспечивает высокая теплопроводность воды.

10. Жиры – гидрофильные вещества (жиры гидрофобные)

(Слайд 3) Ключ: 1, 2, 3, 5, 6, 9.

(Слайд 4) 5. Задание. Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые:

Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые (1 ученик у доски выполняет задание, а остальные выполняют задания в тетрадях)

1-й вариант – растительная клетка;

2-й вариант – животная клетка;

3-й вариант – грибная клетка.

1. Тело образовано гифами.

2. Клеточная стенка состоит из целлюлозы.

3. Имеет пластиды.

4. Нет клеточной стенки.

5. Запасным углеводом является гликоген.

6. По способу питания является автотрофной.

7. Клеточная стенка состоит из хитина.

8. Содержит вакуоли, заполненные клеточным соком.

9. По способу питания является гетеротрофной.

10. Способна образовывать многоклеточный организм.

(Слайд 5) Ключ.

Номер
вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-й вариант

+

+

+

+

+

2-й вариант

+

+

+

+

3-й вариант

+

+

+

+

+


 

(Слайд 6) Ребус

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие органические вещества входят в состав клеток.

Ответ: углеводы, белки, жиры – органические вещества.


 

Выключаю доску.

6. Характеристика органических веществ

- Дайте характеристику органическим веществам по плану:

1. Название органического вещества

2. Определение

3. Что является мономером

4. Атомы каких элементов входят в состав

5. Виды и особенности строения.

6. Функции

Белки

Белок – это высокомолекулярное органическое соединение, построенное из остатков 20 аминокислот и играющее первостепенную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов.

Мономер белка – аминокислота

С.Н.О.N

Виды белков по составу: простые (протеины) и сложные (протеиды). Виды белков по форме: Глобулярные и фибриллярные. Молекула белка имеет четырехструктурность.

Функции белков: строительная, транспортная, двигательная, защитная, ферментативная, энергетическая.

Жиры или липиды

Липиды – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и выполняющих важную функцию в процессах жизнедеятельности.

Мономер липидов – жирные кислоты и глицерин

С.Н,О.

Виды жиров – растительные и животные. Типы жирных кислот – насыщенные (в животных) и ненасыщенные (в растительных).

Функции жиров: Строительная, энергетическая, питательная, защитная, метаболическая

Углеводы

Углеводы – это источники энергии, обеспечивающие все процессы жизнедеятельности клетки.

Мономеры углеводов – моносахариды

С.О,Н

Виды углеводов: простые или моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные – дисахариды (сахароза, мальтоза, лактоза) и полисахариды (гликоген, крахмал, целлюлоза, хитин)

Функции углеводов: энергетическая, строительная, питательная

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты – это природные высокомолекулярные биополимеры, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах

Мономеры НК – нуклеотиды

С,О,Н,Р,N

Виды НК – ДНК и РНК

Функции НК: хранение и передача наследственной информации и синтез белка

7. О какой структуре клетки идет речь? Поясните.

Структура ???

-Р~Р~Р

Ответ: АТФ

Включаю доску

(Слайд 7) Головоломка «Расшифруйте фразу»

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

Выключаю доску.

7. Переходим к особенностям строения и выполняемым функциям органоидов клетки.

Перечислите обязательные части любой эукариотической клетки (ядро, мембрана, цитоплазма).

Перечислите немембранные органоиды (рибосомы, органоиды движения, клеточный центр, вакуоль)

Перечислите одномембранные органоиды (ЭПС, АГ, лизосомы)

Перечислите двумембранные органоиды (митохондрии и пластиды)

Назовите органеллу клетки и перечислите функции и особенности строения 

Перечислите функции ядра и особенности его строения: (Хранение и воспроизведение генетической информации и регуляция всех процессов протекающих в клетке. Состоит из мембраны, кариоплазмы, хромосом и ядрышка)

Перечислите функции клеточной мембраны и особенности ее строения:

Функция – обмен и транспорт веществ. Ограничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Осуществляет взаимосвязь между соседними клетками. Имеет в себе поры, благодаря которым происходят процессы поступления веществ внутрь клетки (эндоцитоз) и выделение веществ из клетки (экзоцитоз). Также существует 2 вида эндоцитоза – фагоцитоз (проникновение твердых веществ в клетку) и пиноцитоз (проникновение твердых веществ в клетку)

Перечислите функции цитоплазмы и особенности ее строения:

обеспечивает взаимосвязь между органоидами, является местом синтеза и распада веществ, транспортирует вещества внутри клетки. Это внутренняя полужидкая среда клетки.

Перечислите функции рибосомы и особенности ее строения: функция – синтез белка, состоит из двух субъединиц малой и большой. Располагается на мембране шероховатой ЭПС.

Перечислите функции органоидов движения и особенности их строения. Органоиды движения – это жгутики, реснички, ложноножки. Состоят из миофибрилл. Выполняют функцию движения у одноклеточных животных и растений, очищают и согревают воздух в носу у животных и человека.

Перечислите функции клеточного центра и особенности его строения. Состоит из двух центриолей. Располагается в цитоплазме. Участвует в процессе деления клетки, образуя хроматиновые нити в процессе митоза и мейоза.

Перечислите функции вакуоли и особенности ее строения. Вакуоль - это органоид, заполненный клеточным соком, содержащим в себе органические кислоты, сахара, минеральные соли, пигменты, танины. Пигменты вакуолей, выделяя различные цвета окрашивают цветки и другие части растения. Настоящие вакуоли содержатся только в растительных клетках. Наиболее крупные вакуоли в старых клетках.

Перечислите функции ЭПС и особенности ее строения. ЭПС состоит из многочисленных цистерн и канальцев. Существует 2 вида ЭПС: Гладкая или гранулярная и шероховатая или гранулярная. Функции: синтез липидов и углеводов, участие в синтезе белка, связь между собой основных органоидов клетки.

Перечислите функции АГ и особенности его строения. АГ – это полости и пузырьки. Функции АГ – это транспорт белков, жиров и углеводов; синтез жиров и углеводов; образование лизосом.

Перечислите функции лизосом и особенности их строения. Лизосомы – это небольшие округлые тельца, имеющие внутри специальные ферменты. Функции лизосом – участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, клеток и органов.

Перечислите функции митохондрии и особенности ее строения. Митохондрия - это двумембранный органоид, складки внутренней мембраны образуют КРИСТЫ. Имеют собственную ДНК и РНК. Функции – является источником энергии, синтезирует АТФ.

Перечислите функции пластид и особенности их строения. Существует 3 типа пластид – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Функция хлоропластов – участие в процессе фотосинтеза, Хромопластов – окрашивание различных частей цветка для привлечения насекомых и опыления, лейкопласты – накопление запасных питательных веществ. Хлоропласты состоят из наружной и внутренней мембраны, гран, тилакоидов и стромы.

Включаю доску.

9. Выполнение теста в тетрадях в целях подготовки к ЕГЭ.

Готовимся к ЕГЭ

(Слайд 8) Найдите соответствие между химическими элементами и их ролью в клетках и организмах:

Роль в клетках и организмах

Химический элемент

А) входит в состав гормонов щитовидной железы;

Б) входит в состав многих белков;

В) входит в состав всех органических соединений;

Г) входит в состав желудочного сока.

1) йод

2) хлор

3) сера

4) углерод

(Слайд 9)

А

Б

В

Г

1

3

4

2

(Слайд 10)Найдите соответствие между химическими элементами и их ролью в клетках и организмах:

Роль в клетках и организмах

Химический элемент

А) инициирует сокращение мышц;

Б) важнейший компонент гемоглобина;

В) определяет рН среды;

Г) входит в состав хлорофилла

1) водород

2) кальций

3) магний

4) железо

(Слайд 11)

А

Б

В

Г

2

4

1

3


 

(Слайд 12) Найдите соответствие между химическими элементами и их ролью в клетках и организмах:

Роль в клетках и организмах

Химический элемент

А) входит в состав хлорофилла и некоторых ферментов;

Б) входит в состав белков и нуклеиновых кислот

В) участвует в свертывании крови и сокращении мышечных волокон;

Г) участвует в кроветворении.

1) кальций

2) магний

3) азот

4) кобальт

(Слайд 13)

А

Б

В

Г

2

3

1

4


 

(Слайд 14)

Текст 1. «Состав белков»

Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения. Кроме С, Н, О, N в состав белков могут входить Р, S, Fe. Белки построены из мономеров, которыми являются аминокислоты. В природе известно свыше 170 различных аминокислот. Но лишь 20 аминокислот способно создать белковую молекулу. Среди белков различают протеины – «чистые» белки, и протеиды, в которые кроме белковой части входит небелковая часть (например, так построена каждая из 4 молекул гемоглобина). Кроме того, белки делятся на простые (входят только аминокислоты) и сложные (аминокислоты + другое органическое вещество: липид, нуклеиновая кислота и пр.).

(Слайд 15)

Вопросы к тексту:

1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?

2. Чем протеины отличаются от протеидов?

3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

(Слайд 16)

Текст 2. «Белки, выполняющие структурную, энергетическую, строительную, сократительную функции».

Белки участвуют в образовании клеточных мембран, органоидов. Кроме того, белки (белок кератин) входят в состав шерсти, волос, перьев, являются компонентами волокон соединительных тканей (белок коллаген).

При распаде 1 г белка выделяется 17 кДж энергии, однако белки используются для получения энергии только тогда, когда истощаются другие источники.

Белки осуществляют также сократительную функцию. Например, белки актин и миозин играют главную роль в работе мышц.

(Слайд 17)

Вопросы к тексту:

1. Является ли белок основным источником энергии?

2. Каковы функции таких белков, как кератин, коллаген, актин и миозин?

Выключаю доску.

10. Итоги урока (выставляю оценки)

11. Рефлексия. Синквейн «Клетка»

Литература:

Т.Ж. Шакенова и др. Справочник школьника по биологии.- издательство «АРМАН - ПВ», 2006г.

Т.Е. Ешжанов и др. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. – Алматы «ШЫҢ-КІТАП» 2010г.

И.Р. Мухамеджанов Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. М. «Вако», 2007г.

1


Презентация
PPTX / 186.91 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.