Конспект урока по химии в 10 классе «Моносахарид глюкоза. Физические и химические свойства глюкозы и ее применение»

0
0
Материал опубликован 7 February 2019

Конспект урока по химии в 10 классе

Тема «Моносахарид глюкоза. Физические и химические свойства глюкозы и ее применение»

Цель урока: получить представление о полифункциональных веществах на примере глюкозы. Доказать двойственную природу химических свойств глюкозы.

Задачи.

Образовательные:

продолжить формирование понятия углеводы;

знать классификацию углеводов, состав строение глюкозы;

уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения окисления, восстановления, брожения;

познакомиться с разновидностью изомерии – динамической (таутомерией).

Развивающие:

Совершенствовать умения

анализировать формулы органических соединений, называть функциональные группы и определять принадлежность веществ к определенному классу;

работать со схемами и таблицами, выявлять признаки химических реакций, осуществлять синтез информации, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать критическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

формировать у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез);

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;

воспитание культуры общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемного обучения

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация.

Дидактические цели данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые средства

1.Этап организационный

Формировать положительный настрой у учащихся

Приветствует учащихся

   

2.Этап актуализации знаний

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

На интерактивной доске слова: крахмал, глюкоза, углеводы, олигосахариды, рибоза, целлюлоза, сахароза, моносахариды, полисахариды. Составить схему классификации изученных Вами на прошлом уроке веществ. Объяснить, что является основой классификации.

Что такое функциональная группа? Приведите примеры веществ с разными функциональными группами? Проведите связь между свойствами вещества и функциональной группой на примере одного вещества.

Мы недаром с вами повторили понятие функциональной группы и ее влияние на свойства. Сегодня на уроке речь пойдет об удивительном веществе: «виноградном сахаре, количество атомов углерода в его молекуле равно шести, это самый распространенный углевод в природе, ценный пищевой продукт»

Ваши предположения. Что вы можете сказать еще об этом веществе? Что вам известно?

Работают в парах, составляют схему классификации.

Опираясь на знания по биологии, учащиеся предполагают, что это вещество глюкоза.

Называют известные им факты о глюкозе.

Интерактивная доска.

3.Основная часть

Усвоить новые знания и способы действия на уровне применения в знакомой и измененной ситуации через самостоятельное выполнение заданий

Использовать различные способы закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

Уметь узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Для того, чтобы вывести формулу глюкозы, решите задачу: какова формула углеводорода, если массовая доля углерода равна 40%, водорода – 6,7%, кислорода- 53,3%. Молярная масса 180 г\моль.

Итак молекулярная формула глюкозы С6 H12 O6.

Для того, чтобы определить какие функциональные группы входят в состав глюкозы я предлагаю провести вам 2 лабораторных опыта, соблюдая технику безопасности при работе со спиртовкой.

Инструкция для выполнения лабораторных опытов.

1.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Налейте в пробирку 2-3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида натрия. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Что наблюдаете?

Ответьте на вопросы: качественную реакцию на какую функциональную группу вы продемонстрировали? Сделайте вывод.

2.В пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра и добавляйте по каплям разбавленный раствор аммиака. Затем прилейте 1-1,5 мл глюкозы. Осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Качественную реакцию на какую функциональную группу вы продемонстрировали? Сделайте вывод.

Запишите структурную формулу глюкозы:

а) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

в) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе; (обращаю внимание, что у третьего атома углерода гидроксогруппа расположена сверху).

г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода. Таким образом, вы записали линейную формулу глюкозы (в таком состоянии она присутствует в кристаллической глюкозе), в водном растворе существуют ее циклические изомеры. Существование в растворе глюкозы молекул циклического строения можно объяснить тем, что молекулы глюкозы в следствие вращения атомов углерода вокруг сигма – связей принимают различную форму и гидроксогруппа 5–го атома углерода приближается к альдегидной группе и под ее воздействием спи- связь в альдегидной группе разрывается и цепь замыкается в цикл. В циклической формуле глюкозы альдегидной группы нет.

Задание: составьте структурную формулу циклической глюкозы. Для молекул глюкозы характерна так называемая таутомерия(динамическая изомерия)

В молекуле глюкозы с открытой цепью альдегидная группа может легко вращаться вокруг сигма связи между 1и 2 атомами углерода, в молекулах циклической формы такое вращение невозможно, циклическая форма молекулы глюкозы может иметь различное пространственное расположении гидроксогрупп:

Гидроксогруппы 1 иго и 2-го атома углерода расположены по одну сторону кольца (α– глюкоза)

По разные стороны (β-глюкоза)

Сделайте вывод о пространственном строении молекул глюкозы.

В водном растворе существую линейная и циклические формы глюкозы, они переходят друг в друга и находятся в равновесии.

Таким образом, можно сделать вывод:

1) глюкоза – моносахарид, гексоза, многофункциональное соединение, а именно альдегидоспирт, состав которого можно доказать качественными реакциями на многоатомные спирты и альдегиды.

2) молекулы глюкозы могут иметь линейное и циклическое строение (изомерия глюкозы)

Мы выяснили, что глюкоза обладает свойствами и спиртов и альдегидов.

Заполним таблицу:

Глюкоза

Свойства, обусловленные наличием ОН-групп

Свойства , обусловленные наличием альдегидной группы

Особые свойства

1.+ карбоновая кислота

2.+Cu(OH)2 (без нагревания)

1.+аммиачный раствор AgNO3

2.+ Cu(OH)2 (при нагревании)

3. реакция восстановления (+Н2)

 

В начале урока, я вам сказала, что глюкоза – это самый распространенный углевод в природе. Давайте попытаемся это доказать. Перед вами на столах текст. Работая с текстом, необходимо составить опорный конспект «Глюкоза: нахождение в природе и ее применение».

Решают задачу в тетради. И записываю формулу на доске

Какой качественный и количественный состав глюкозы?

Проводят лабораторные опыты

Результаты и выводы записывают в тетради.

Вывод: в молекуле глюкозы есть спиртовые группы и альдегидная, это подтверждается качественными реакциями на многоатомные спирты и альдегиды. Т.о глюкоза является многофункциональным соединением – альдегидоспиртом.

Записывают структурную линейную формулу глюкозы.

Записывают структурную формулу циклического строения.

Молекулы глюкозы существую в 2-х формах: линейной (кристаллическая глюкоза) и циклической (в водном растворе). В зависимости от расположения гидроксильных групп различают α – и β – глюкоза

ДЗ: найдите ответ на вопрос «Характерен ли для глюкозы межклассовый вид изомерии? Если да, то свой ответ подтвердите примерами.

Заполнение таблицы идет с опорой на знания учащихся ( свойства спиртов, альдегидов)

Самостоятельная работа с текстом.

 

На столах у учащихся наборы с химическими реактивами и оборудованием: раствор глюкозы, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор аммиака, нитрат серебра; пробирки. Инструкция для выполнения работы.

Слайд 1.

«Специфические свойства глюкозы» работа со слайдом.

Текст

5.Этап рефлексии

Осознать значимость полученных знаний на уроке

Учащимся предлагаю закончит фразу:

Я узнал…

Я понял…

Я умею…

Я могу…

Я сомневаюсь…

   

6.Домашнее задание

 

Параграф 14, упр.9(б,в), 10 стр109

   

Слайд 1

Слайд 2

 

Приложение 1.

Текст для самостоятельной работы

Глюкоза (C6H12O6) («виноградный сахар», декстроза) встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда, отчего и произошло название этого вида сахара. Является шестиатомным сахаром (гексозой). Глюкоза является самым распространённым углеводом.

В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в процессе фотосинтеза в присутствии хлорофилла, содержащего атом магния:

6СО2 + Н2О = С6Н12О6 + 6О2 – Q.

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови. В связанном виде глюкоза имеется в сахарозе, мальтозе, лактозе, целлюлозе, крахмале и других ди- и полисахаридах.

Первый синтез глюкозы из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведён А. М. Бутлеровым в 1861 году. Глюкоза может быть получена гидролизом природных веществ, в состав которых она входит. В производстве её получают гидролизом картофельного и кукурузного крахмала кислотами. В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в результате реакции фотосинтеза.

Глюкоза — белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Из водного раствора она выделяется в виде кристаллогидрата C6H12O6 · H2O. Растворима так же в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди — Cu(NH3)4(OH)2, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.

Большие таблетки глюкозы с витамином С известны всем. Когда такую таблетку отправляют в рот, не стоит забывать, что это в первую очередь медицинский препарат, а потом уж средство удовлетворения потребности в сладком.

Глюкоза легко проникает в кровь, не задерживаясь в пищеварительной системе. Она поддерживает организм, нормализует расстроенное пищеварение, поэтому очень часто входит в состав лекарств. Этот моносахарид извлекают из свекольной, картофельной, кукурузной патоки и даже из древесных опилок. Правда, в последнем случае глюкозу используют как промежуточный продукт при дальнейшем её биохимическом превращении в этиловый спирт.

Глюкоза – важный пищевой продукт, за счёт которого организм человека получает большую часть необходимой ему энергии.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Глюкоза наиболее быстро и легко в организме используется для образования гликогена – животного жира, для питания тканей мозга, работающих мышц, в том числе сердечной мышцы, для поддержания необходимого уровня сахара крови и создания запасов гликогена печени. Она служит эффективным средством поддержания питания послеоперационных, ослабленных и других тяжелобольных, Во всех случаях большого физического напряжения глюкоза может использоваться как источник энергии и быстрого удовлетворения потребности организма в сахаре.

Глюкоза так же используется при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например, при пищевом отравлении или инфекции), так как она является универсальным антитоксическим средством.

Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и гликоновых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.

Приложение 2

Тест по теме "Глюкоза".

I вариант. 

1. Глюкоза С6Н12О6 является:

а) полисахаридом

б) дисахаридом

в) моносахаридом

2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:

а) глюкоза и сахароза

б) глюкоза и целлюлоза

в) глюкоза и фруктоза

3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:

а) йодной воды

б) раствора марганцовки

в) аммиачного раствора оксида серебра

4. Молекулы глюкозы могут быть:

а) линейными и циклическими

б) только линейными

в) только циклическими

5. Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртованном брожении глюкозы количеством вещества 5 моль?

а) 2,24л

б) 22л

в) 224л

г) 2240л

Тест по теме "Глюкоза".

II вариант.

Основными источниками углеводов являются:

а) нефть и каменный уголь;

б) животные организмы;

в) растительные организмы.

2. В названных углеводов используют суффикс:

а) - овая

б) - оза

в) - аза

г) - ол

3. Назовите вещество А, образующееся в результате превращений:

СО2 + Н2О -> Х1 -> А

а) этанол

б) уксусная кислота

в) молочная кислота

4. Как отличить растворы глюкозы и фруктозы:

а) йодной водой

б) нагреванием с раствором оксида серебра

в) раствором хлорида железа (III).

5. Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртовом брожении глюкозы массой 3,6г?

а) 22,4л б) 89,6л

в) 224л г) 0,896л

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.