12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина31
0

Конспект урока по химии в 10 классе «Моносахарид глюкоза. Физические и химические свойства глюкозы и ее применение»

Конспект урока по химии в 10 классе

Тема «Моносахарид глюкоза. Физические и химические свойства глюкозы и ее применение»

Цель урока: получить представление о полифункциональных веществах на примере глюкозы. Доказать двойственную природу химических свойств глюкозы.

Задачи.

Образовательные:

продолжить формирование понятия углеводы;

знать классификацию углеводов, состав строение глюкозы;

уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения окисления, восстановления, брожения;

познакомиться с разновидностью изомерии – динамической (таутомерией).

Развивающие:

Совершенствовать умения

анализировать формулы органических соединений, называть функциональные группы и определять принадлежность веществ к определенному классу;

работать со схемами и таблицами, выявлять признаки химических реакций, осуществлять синтез информации, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать критическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

формировать у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез);

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;

воспитание культуры общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемного обучения

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация.

Дидактические цели данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые средства

1.Этап организационный

Формировать положительный настрой у учащихся

Приветствует учащихся

   

2.Этап актуализации знаний

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

На интерактивной доске слова: крахмал, глюкоза, углеводы, олигосахариды, рибоза, целлюлоза, сахароза, моносахариды, полисахариды. Составить схему классификации изученных Вами на прошлом уроке веществ. Объяснить, что является основой классификации.

Что такое функциональная группа? Приведите примеры веществ с разными функциональными группами? Проведите связь между свойствами вещества и функциональной группой на примере одного вещества.

Мы недаром с вами повторили понятие функциональной группы и ее влияние на свойства. Сегодня на уроке речь пойдет об удивительном веществе: «виноградном сахаре, количество атомов углерода в его молекуле равно шести, это самый распространенный углевод в природе, ценный пищевой продукт»

Ваши предположения. Что вы можете сказать еще об этом веществе? Что вам известно?

Работают в парах, составляют схему классификации.

Опираясь на знания по биологии, учащиеся предполагают, что это вещество глюкоза.

Называют известные им факты о глюкозе.

Интерактивная доска.

3.Основная часть

Усвоить новые знания и способы действия на уровне применения в знакомой и измененной ситуации через самостоятельное выполнение заданий

Использовать различные способы закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

Уметь узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Для того, чтобы вывести формулу глюкозы, решите задачу: какова формула углеводорода, если массовая доля углерода равна 40%, водорода – 6,7%, кислорода- 53,3%. Молярная масса 180 г\моль.

Итак молекулярная формула глюкозы С6 H12 O6.

Для того, чтобы определить какие функциональные группы входят в состав глюкозы я предлагаю провести вам 2 лабораторных опыта, соблюдая технику безопасности при работе со спиртовкой.

Инструкция для выполнения лабораторных опытов.

1.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Налейте в пробирку 2-3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида натрия. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди(II). Что наблюдаете?

Ответьте на вопросы: качественную реакцию на какую функциональную группу вы продемонстрировали? Сделайте вывод.

2.В пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра и добавляйте по каплям разбавленный раствор аммиака. Затем прилейте 1-1,5 мл глюкозы. Осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Качественную реакцию на какую функциональную группу вы продемонстрировали? Сделайте вывод.

Запишите структурную формулу глюкозы:

а) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

в) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе; (обращаю внимание, что у третьего атома углерода гидроксогруппа расположена сверху).

г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода. Таким образом, вы записали линейную формулу глюкозы (в таком состоянии она присутствует в кристаллической глюкозе), в водном растворе существуют ее циклические изомеры. Существование в растворе глюкозы молекул циклического строения можно объяснить тем, что молекулы глюкозы в следствие вращения атомов углерода вокруг сигма – связей принимают различную форму и гидроксогруппа 5–го атома углерода приближается к альдегидной группе и под ее воздействием спи- связь в альдегидной группе разрывается и цепь замыкается в цикл. В циклической формуле глюкозы альдегидной группы нет.

Задание: составьте структурную формулу циклической глюкозы. Для молекул глюкозы характерна так называемая таутомерия(динамическая изомерия)

В молекуле глюкозы с открытой цепью альдегидная группа может легко вращаться вокруг сигма связи между 1и 2 атомами углерода, в молекулах циклической формы такое вращение невозможно, циклическая форма молекулы глюкозы может иметь различное пространственное расположении гидроксогрупп:

Гидроксогруппы 1 иго и 2-го атома углерода расположены по одну сторону кольца (α– глюкоза)

По разные стороны (β-глюкоза)

Сделайте вывод о пространственном строении молекул глюкозы.

В водном растворе существую линейная и циклические формы глюкозы, они переходят друг в друга и находятся в равновесии.

Таким образом, можно сделать вывод:

1) глюкоза – моносахарид, гексоза, многофункциональное соединение, а именно альдегидоспирт, состав которого можно доказать качественными реакциями на многоатомные спирты и альдегиды.

2) молекулы глюкозы могут иметь линейное и циклическое строение (изомерия глюкозы)

Мы выяснили, что глюкоза обладает свойствами и спиртов и альдегидов.

Заполним таблицу:

Глюкоза

Свойства, обусловленные наличием ОН-групп

Свойства , обусловленные наличием альдегидной группы

Особые свойства

1.+ карбоновая кислота

2.+Cu(OH)2 (без нагревания)

1.+аммиачный раствор AgNO3

2.+ Cu(OH)2 (при нагревании)

3. реакция восстановления (+Н2)

 

В начале урока, я вам сказала, что глюкоза – это самый распространенный углевод в природе. Давайте попытаемся это доказать. Перед вами на столах текст. Работая с текстом, необходимо составить опорный конспект «Глюкоза: нахождение в природе и ее применение».

Решают задачу в тетради. И записываю формулу на доске

Какой качественный и количественный состав глюкозы?

Проводят лабораторные опыты

Результаты и выводы записывают в тетради.

Вывод: в молекуле глюкозы есть спиртовые группы и альдегидная, это подтверждается качественными реакциями на многоатомные спирты и альдегиды. Т.о глюкоза является многофункциональным соединением – альдегидоспиртом.

Записывают структурную линейную формулу глюкозы.

Записывают структурную формулу циклического строения.

Молекулы глюкозы существую в 2-х формах: линейной (кристаллическая глюкоза) и циклической (в водном растворе). В зависимости от расположения гидроксильных групп различают α – и β – глюкоза

ДЗ: найдите ответ на вопрос «Характерен ли для глюкозы межклассовый вид изомерии? Если да, то свой ответ подтвердите примерами.

Заполнение таблицы идет с опорой на знания учащихся ( свойства спиртов, альдегидов)

Самостоятельная работа с текстом.

 

На столах у учащихся наборы с химическими реактивами и оборудованием: раствор глюкозы, сульфат меди, гидроксид натрия, раствор аммиака, нитрат серебра; пробирки. Инструкция для выполнения работы.

Слайд 1.

«Специфические свойства глюкозы» работа со слайдом.

Текст

5.Этап рефлексии

Осознать значимость полученных знаний на уроке

Учащимся предлагаю закончит фразу:

Я узнал…

Я понял…

Я умею…

Я могу…

Я сомневаюсь…

   

6.Домашнее задание

 

Параграф 14, упр.9(б,в), 10 стр109

   

Слайд 1

Слайд 2

 

Приложение 1.

Текст для самостоятельной работы

Глюкоза (C6H12O6) («виноградный сахар», декстроза) встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда, отчего и произошло название этого вида сахара. Является шестиатомным сахаром (гексозой). Глюкоза является самым распространённым углеводом.

В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в процессе фотосинтеза в присутствии хлорофилла, содержащего атом магния:

6СО2 + Н2О = С6Н12О6 + 6О2 – Q.

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови. В связанном виде глюкоза имеется в сахарозе, мальтозе, лактозе, целлюлозе, крахмале и других ди- и полисахаридах.

Первый синтез глюкозы из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведён А. М. Бутлеровым в 1861 году. Глюкоза может быть получена гидролизом природных веществ, в состав которых она входит. В производстве её получают гидролизом картофельного и кукурузного крахмала кислотами. В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в результате реакции фотосинтеза.

Глюкоза — белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Из водного раствора она выделяется в виде кристаллогидрата C6H12O6 · H2O. Растворима так же в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди — Cu(NH3)4(OH)2, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.

Большие таблетки глюкозы с витамином С известны всем. Когда такую таблетку отправляют в рот, не стоит забывать, что это в первую очередь медицинский препарат, а потом уж средство удовлетворения потребности в сладком.

Глюкоза легко проникает в кровь, не задерживаясь в пищеварительной системе. Она поддерживает организм, нормализует расстроенное пищеварение, поэтому очень часто входит в состав лекарств. Этот моносахарид извлекают из свекольной, картофельной, кукурузной патоки и даже из древесных опилок. Правда, в последнем случае глюкозу используют как промежуточный продукт при дальнейшем её биохимическом превращении в этиловый спирт.

Глюкоза – важный пищевой продукт, за счёт которого организм человека получает большую часть необходимой ему энергии.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Глюкоза наиболее быстро и легко в организме используется для образования гликогена – животного жира, для питания тканей мозга, работающих мышц, в том числе сердечной мышцы, для поддержания необходимого уровня сахара крови и создания запасов гликогена печени. Она служит эффективным средством поддержания питания послеоперационных, ослабленных и других тяжелобольных, Во всех случаях большого физического напряжения глюкоза может использоваться как источник энергии и быстрого удовлетворения потребности организма в сахаре.

Глюкоза так же используется при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например, при пищевом отравлении или инфекции), так как она является универсальным антитоксическим средством.

Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и гликоновых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.

Приложение 2

Тест по теме "Глюкоза".

I вариант. 

1. Глюкоза С6Н12О6 является:

а) полисахаридом

б) дисахаридом

в) моносахаридом

2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:

а) глюкоза и сахароза

б) глюкоза и целлюлоза

в) глюкоза и фруктоза

3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:

а) йодной воды

б) раствора марганцовки

в) аммиачного раствора оксида серебра

4. Молекулы глюкозы могут быть:

а) линейными и циклическими

б) только линейными

в) только циклическими

5. Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртованном брожении глюкозы количеством вещества 5 моль?

а) 2,24л

б) 22л

в) 224л

г) 2240л

Тест по теме "Глюкоза".

II вариант.

Основными источниками углеводов являются:

а) нефть и каменный уголь;

б) животные организмы;

в) растительные организмы.

2. В названных углеводов используют суффикс:

а) - овая

б) - оза

в) - аза

г) - ол

3. Назовите вещество А, образующееся в результате превращений:

СО2 + Н2О -> Х1 -> А

а) этанол

б) уксусная кислота

в) молочная кислота

4. Как отличить растворы глюкозы и фруктозы:

а) йодной водой

б) нагреванием с раствором оксида серебра

в) раствором хлорида железа (III).

5. Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртовом брожении глюкозы массой 3,6г?

а) 22,4л б) 89,6л

в) 224л г) 0,896л

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.