Разработка урока "Изготовление и окраска по трафарету"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАСЛЯНИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработка урока по технологии малярных и декоративных работ.
Тема: « Изготовление и окраска по трафарету»
по профессии
«Мастер строительных отделочных и декоративных работ»
Разработчик: Немнонова Любовь Викторовна
Маслянино2024
Предмет» Технология штукатурных работ»
Тема программы: « Декоративная отделка поверхностей».
Тема урока: Окраска по трафарету.
Тип урока: комбинированный.
Методика: Словесные методы, наглядные методы, логические методы, творческо-поисковые методы, репродуктивные методы, методы самостоятельной работы.
Материально-техническое оснащение:
-образец готовой работы
-инструкционно-технологическая карта
инструменты и приспособления:
эскиз
-лист А4
канц.нож
-водная краска
-губка
-кисть
-емкость для воды
-ножницы
-подложка для вырезания трафарета
Цель и задачи урока:
Способствовать активизации мышления; закреплению, проверке, восприятию пройденного и нового материал.
Сформировать навыки набивки по трафарету.
Задачи:
Образовательные. Систематизировать и обобщить теоретические знания о декоративной отделке по трафарету, научить приемам набивки по трафарету.
Воспитательные. Совершенствовать эстетическое воспитание. Бережное отношение к материалам и инструментам.
Развивающие. Систематизировать и обобщить теоретические знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах: коррекция зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики рук, логического мышления.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАФАРЕТА
История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене … Получился живой, весёлый фейерверк приветов!
Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.
Трафарет (итал. traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность, то же, что шаблон, штамп.
2. ТЕХНОЛОГИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ТРАФАРЕТОМ
1) Заранее подготовить необходимые формы для создания изображения. Линейный рисунок вырезается, таким образом создаются два разных трафарета (шаблона), прямой и обратный трафарет.
2) Берём губку, осторожно смачиваем её водой и при помощи кисти наносим на её поверхность краску.
3) Прикладываем губку окрашенной стороной вокруг формы или внутри формы выбранного трафарета, не сдвигая с места трафарет. Аккуратно убираем трафарет, остался отпечаток.
Техника “набрызг”. Вместо губки используем старую зубную щётку и линейку. Порядок исполнения похожий, но не прикладыванием, а “набрызгом”, трём щёткой по линейке, аккуратно разбрызгивая краску по трафарету.
4) Теперь можно попробовать выполнить сюжетные композиции в технике “трафарет”. Для этого надо сделать подходящие к выбранному сюжету линейные рисунки, вырезать и составить целостную композицию.
Ход урока
п/п | Этапы урока | время | ПД учащихся | Краткие методические указания по ведению урока | Примечание |
1 | Организационный момент | 2 | | Преподаватель проверяет готовность учащихся к уроку, выдает дидактические материалы | Деление учебной группы на малые группы |
2 | Знакомство с поставленной задачей. Сообщение темы урока и целей урока | 8 | а1 | Преподаватель мотивирует учащихся на изучение ситуации и инструктирует правила игры. Актуализация опорных знаний. | Преподаватель консультирует |
3 | Теоретическая работа | 10 | а1-а2 | | |
4 | Планирование | 5 | а2 | Учащиеся распределяют роли внутри группы, изучают ситуацию | Преподаватель руководит дисскусией |
5 | Принятие решения | 3 | а2 | Учащиеся вырабатывают общегрупповой план последовательности выполнения действий | |
6 | Выполнение | 10 | а2 | | |
7 | Контроль | 4 | а1 | Группы обмениваются сделанным заключением и сравнивают их с эталоном.Оценивают работу противоположной группы и заполняют оценочный лист | Преподаватель главный судья и руководитель дисскусии. |
8 | Оценка | 3 | а 0-2 | Выставление оценок. Подведение итогов | |
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (отделка по трафарету)
№ п/п | Последовательность операций | Инструменты и приспособления | Эскиз |
1 | Подобрать трафарет. | Простые, сложные, прямые, обратные, одноцветные и многоцветные бумажные проолифенные трафареты. |
|
2 | Прикрепить трафарет к поверхности. | Трафарет, малярный скотч. | |
3 | Нанести колер на трафарет. | Валик, кисть трафаретная, тампон, колер. | |
4 | Выдержать технологический перерыв. | Подсохший колер. | |
5 | Снять трафарет. | Трафарет. | |
6 | Убрать мелкие дефекты на отделке | Кисть, колер, окрасочный состав. |
Приложение 4
Оценочный лист
Ф.И.О | Повторение изученного материала | Взаимоконтроль | Соблюдение технологической последовательности соблюдение техники безопасности | Качество выполненной работы | Итоговая оценка |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
11. | | | | | |
12. | | | | | |
13. | | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Петрова И. В. «Общая технология отделочных строительных работ». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Ивлиев А. А. «Отделочные строительные работы». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
Ивлев А. А.; Калыгин А. А. «Отделочные работы». Иллюстрированное пособие. – М.; Проф. издательство, 2001 г.
Суржаненко А. Е. «Альфрейно-живописные работы» - М.: Высшая школа, 1996 г.
Сухаревская Е. Ю. «Технология интегрированного урока». Практическое пособие – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003 г.
Горбов А. М. «Краски, лаки, обои». – М.; ООО «Издательство АСТ»; Данецс: «Сталкер», 2002 г.
Чмырь В. Д. «Материаловедение для отделочников строителей». – М.: «Высшая школа», 1990 г.
Тучкова Т. У. «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя». – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
Раутова О. Б., Крылова О. Н. «Современные педагогические технологии в прерильном обучении». Учебное педагогическое пособие для учителей – СПб.: Каро, 2006 г.
Брун Цеховой В. А. «Евроремонт» практический справочник домашнего мастера. – М.: «Омега», 2005 г
11Завражин Н.Н. « Малярные работы высокой сложности» - М.: Издательский Центр «Академия»,2010 г.
12.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника», М.: Издательский центр «Академия», 1996 г.
13.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. Академия развития, 2004 г.
Интернет-сайты:
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;
http://doshvozrast.ru - информация для воспитателей дошкольных учреждений