Разработка урока музыки в 5 классе на тему «Что может изображать хоровая музыка?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа с. Знаменка»
Нерчинский район , Забайкальский край
Разработка урока музыки в 5 классе на тему:
«Что может изображать хоровая музыка?»
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром кантаты на примере поэмы-кантаты Г. Свиридова,
Задачи урока:
формировать представления обучающихся о изобразительности хоровой музыки.
на примере музыки Г.В. Свиридова научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе вновь приобретённых знаний;
развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.
создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих возможностей;
формирование чувства личной ответственности за результат совместной работы.
Формирование УУД:
Личностные (личностно-оценочные суждения обучающихся о музыке, содержании литературного произведения).
Регулятивные (постановка учебной задачи, прогнозирование результатов освоения темы урока, контроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала по данной теме).
Познавательные УУД:
общеучебные (постановка и решение проблемы, формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение использовать дополнительную литературу, смысловое чтение, рефлексия);
логические (анализ стихотворения, музыкального произведения; выводы и обобщения по теме урока, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство).
Коммуникативные (работа в группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи, контроль и оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологическими и диалогическими формами речи).
ХОД УРОКА
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Актуализация опорных знаний.
Игра «Музыкальное лото».
Учитель: Я предлагаю командам сыграть в игру «Музыкальное лото». Каждой команде раздаются карточки: 1 команда «Музыкальные жанры», 2 команда «Средства музыкальной выразительности». Учитель показывает карточку-слово, ученики дают на него определения и этой карточкой закрывают карточку лото.
III. Закрепление пройденного материала. Подготовка к изучению новых знаний.
- К какому виду музыки (по исполнению) относится КАНТАТА? (Хоровая музыка).
-Как определение «хоровая музыка» соотносится с темой прошлого урока? (На прошлом уроке мы изучали хоровую музыку).
-Что такое хор? ( Совместное звучание певческих голосов).
Работа с карточками по группам.
-Для того чтобы выяснить какие тембры певческих голосов вы знаете, вам необходимо выполнить задания в карточках. Медаль получит та команда, которая правильно и быстро выполнит задание в карточке (установить соответствие).
Мужские голоса Женские голоса
Тенор высокие сопрано
Бас низкие альт
Анализ выполненной работы. Оценка обучающихся символическими медалями.
- Вы уже многое знаете о хоровой музыке, а тогда о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
- Сегодня нам необходимо выявить новые художественные возможности хоровой музыки, о которых мы еще не знаем.
IV. Работа над новой темой.
Выявить эти возможности нам поможет произведения для хора нашего земляка Г.В. Свиридова.
- Что вы знаете об этом композиторе?
Произведения Свиридова разнообразны и прекрасны, но рассмотрим его творчество ещё и с точки зрения связей музыки и литературы.
- Одному из своих любимых поэтов – С.Есенину, композитор посвящает произведение «Поэма памяти Сергея Есенина» литературной основой которой стали стихотворения этого поэта. Об этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки».
В поэме 10 частей. Мы обратимся к мелодии II части «Поёт зима, аукает». Прежде чем знакомиться с музыкой прочитайте стихотворение С.Есенина с выразительной интонацией.
Стихотворение «Поёт зима, аукает» - выразительное чтение.
О чем говорится в стихотворении? Какой представлена зима?
Учащиеся: - Стихотворение С.Есенина передаёт различные звуки зимы, её своеобразную музыку. Уже самые первые строки стихотворения указывают на музыкальность образа: «Поёт зима – аукает». Холод, метель, вьюга – всё по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Какой прием развития в стихотворении – контраст. (Зима – весна).
Учитель: Если бы вы были композиторами, то какой была бы ваша музыка?
V. Первичное закрепление.
Г.Свиридова «Поёт зима, аукает» слушание произведения, анализ.
- Что изображает музыка? Зима одинаковая? В музыке происходят изменения?
- Почему композитор увидел в стихотворении С.Есенина возможности хорового воплощения? ( Хор выражает и шум ветра, и силу вьюги.)
- Какую роль в хоре Г.Свиридова играет оркестр? (Ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури).
Ритмическая разминка (Пластическое интонирование)
Мы на лыжах в лес пойдём (изображают лыжный шаг)
Мы взбираемся на холм. (наклоны головы вверх, вниз )
Палки нам идти помогут (активно разводят руки вперёд и назад)
Будет нам легка дорога. (повороты туловища вправо, влево)
Вдруг поднялся сильный ветер (круговые движения руками)
Он деревья крутит, вертит и среди ветвей шумит,
Снег летит, летит, летит… (прямые руки поднять вверх)
Хоть приятно здесь кататься, надо снова заниматься!
VI. Закрепление и повторение изученного материала.
Г.Свиридова «Поёт зима, аукает» повторное слушание произведения, анализ.
Задания группам. Обучающиеся работают с текстом стихотворения.
1 группа определяет средства музыкальной выразительности, которые использует композитор для создания музыкального образа.
2 группа определяет тембры певческих голосов хора, которые использует композитор для создания музыкального образа.
Выступления групп, анализ выполненной работы, дополнения.
Учащиеся: - Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов. Музыкальный темп, динамика неоднократно меняются. В начале мы слышим, как звенит мохнатый лес, затем – как кружит во дворе холодная метелица, как злится и ревёт вьюга. И лишь на словах « И снится им прекрасная..» в музыке наступает успокоение. Темп становится неторопливым, динамика всё тише и тише, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.
Учитель: Какие художественные возможности хоровой музыки мы выявили на уроке?
VII. Итог урока.
Вывод учащихся: Музыкальная изобразительность.
-Что изобразила музыка Г.Свиридова? (Зимнюю природу). Как называется изображение природы в живописи? (пейзаж) А вот об этом мы поговорим с вами на следующих уроках.
VIII. Домашнее задание: Нарисовать пейзаж к любому образу музыкального произведения Г.Свиридова.
Исполнение песни: «Дом родной»
Учитель: О чем песня? (О родном доме , о красоте родных мест)
Мы должны гордиться своей Родиной, своими земляками оберегать и преумножать её богатства!
Подведение итогов урока, выставление оценок.