Разработка урока музыки в 5 классе на тему «Что может изображать хоровая музыка?»

6
0
Материал опубликован 9 May 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа с. Знаменка»

Нерчинский район , Забайкальский край

Разработка урока музыки в 5 классе на тему:

«Что может изображать хоровая музыка?»

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром кантаты на примере поэмы-кантаты Г. Свиридова,

Задачи урока:

формировать представления обучающихся о изобразительности хоровой музыки.

на примере музыки Г.В. Свиридова научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе вновь приобретённых знаний;

развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.

создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих возможностей;

формирование чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Формирование УУД:

Личностные (личностно-оценочные суждения обучающихся о музыке, содержании литературного произведения).

Регулятивные (постановка учебной задачи, прогнозирование результатов освоения темы урока, контроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала по данной теме).

Познавательные УУД:

общеучебные (постановка и решение проблемы, формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение использовать дополнительную литературу, смысловое чтение, рефлексия);

логические (анализ стихотворения, музыкального произведения; выводы и обобщения по теме урока, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство).

Коммуникативные (работа в группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи, контроль и оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологическими и диалогическими формами речи).

ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Актуализация опорных знаний.

Игра «Музыкальное лото».

Учитель: Я предлагаю командам сыграть в игру «Музыкальное лото». Каждой команде раздаются карточки: 1 команда «Музыкальные жанры», 2 команда «Средства музыкальной выразительности». Учитель показывает карточку-слово, ученики дают на него определения и этой карточкой закрывают карточку лото.

III. Закрепление пройденного материала. Подготовка к изучению новых знаний.

- К какому виду музыки (по исполнению) относится КАНТАТА? (Хоровая музыка).

-Как определение «хоровая музыка» соотносится с темой прошлого урока? (На прошлом уроке мы изучали хоровую музыку).

-Что такое хор? ( Совместное звучание певческих голосов).

Работа с карточками по группам.

-Для того чтобы выяснить какие тембры певческих голосов вы знаете, вам необходимо выполнить задания в карточках. Медаль получит та команда, которая правильно и быстро выполнит задание в карточке (установить соответствие).

Мужские голоса Женские голоса

Тенор высокие сопрано

Бас низкие альт

Анализ выполненной работы. Оценка обучающихся символическими медалями.

- Вы уже многое знаете о хоровой музыке, а тогда о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

- Сегодня нам необходимо выявить новые художественные возможности хоровой музыки, о которых мы еще не знаем.

IV. Работа над новой темой.

Выявить эти возможности нам поможет произведения для хора нашего земляка Г.В. Свиридова.

- Что вы знаете об этом композиторе?

Произведения Свиридова разнообразны и прекрасны, но рассмотрим его творчество ещё и с точки зрения связей музыки и литературы.

- Одному из своих любимых поэтов – С.Есенину, композитор посвящает произведение «Поэма памяти Сергея Есенина» литературной основой которой стали стихотворения этого поэта. Об этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки».

В поэме 10 частей. Мы обратимся к мелодии II части «Поёт зима, аукает». Прежде чем знакомиться с музыкой прочитайте стихотворение С.Есенина с выразительной интонацией.

Стихотворение «Поёт зима, аукает» - выразительное чтение.

О чем говорится в стихотворении? Какой представлена зима?

Учащиеся: - Стихотворение С.Есенина передаёт различные звуки зимы, её своеобразную музыку. Уже самые первые строки стихотворения указывают на музыкальность образа: «Поёт зима – аукает». Холод, метель, вьюга – всё по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Какой прием развития в стихотворении – контраст. (Зима – весна).

Учитель: Если бы вы были композиторами, то какой была бы ваша музыка?

V. Первичное закрепление.

Г.Свиридова «Поёт зима, аукает» слушание произведения, анализ.

- Что изображает музыка? Зима одинаковая? В музыке происходят изменения?

- Почему композитор увидел в стихотворении С.Есенина возможности хорового воплощения? ( Хор выражает и шум ветра, и силу вьюги.)

- Какую роль в хоре Г.Свиридова играет оркестр? (Ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури).

Ритмическая разминка (Пластическое интонирование)

Мы на лыжах в лес пойдём (изображают лыжный шаг)

Мы взбираемся на холм. (наклоны головы вверх, вниз )

Палки нам идти помогут (активно разводят руки вперёд и назад)

Будет нам легка дорога. (повороты туловища вправо, влево)

Вдруг поднялся сильный ветер (круговые движения руками)

Он деревья крутит, вертит и среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит… (прямые руки поднять вверх)

Хоть приятно здесь кататься, надо снова заниматься!

VI. Закрепление и повторение изученного материала.

Г.Свиридова «Поёт зима, аукает» повторное слушание произведения, анализ.

Задания группам. Обучающиеся работают с текстом стихотворения.

1 группа определяет средства музыкальной выразительности, которые использует композитор для создания музыкального образа.

2 группа определяет тембры певческих голосов хора, которые использует композитор для создания музыкального образа.

Выступления групп, анализ выполненной работы, дополнения.

Учащиеся: - Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов. Музыкальный темп, динамика неоднократно меняются. В начале мы слышим, как звенит мохнатый лес, затем – как кружит во дворе холодная метелица, как злится и ревёт вьюга. И лишь на словах « И снится им прекрасная..» в музыке наступает успокоение. Темп становится неторопливым, динамика всё тише и тише, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.

Учитель: Какие художественные возможности хоровой музыки мы выявили на уроке?

VII. Итог урока.

Вывод учащихся: Музыкальная изобразительность.

-Что изобразила музыка Г.Свиридова? (Зимнюю природу). Как называется изображение природы в живописи? (пейзаж) А вот об этом мы поговорим с вами на следующих уроках.

VIII. Домашнее задание: Нарисовать пейзаж к любому образу музыкального произведения Г.Свиридова.

Исполнение песни: «Дом родной»

Учитель: О чем песня? (О родном доме , о красоте родных мест)

Мы должны гордиться своей Родиной, своими земляками оберегать и преумножать её богатства!

Подведение итогов урока, выставление оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.