12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Алиса Анатольевна501
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

План – конспект на тему: «Сочетания»

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ЦЕЛЬ:

Ввести понятие «сочетания без повторений»

Провести сравнительный анализ перестановок, размещений, сочетаний

Познакомить учащихся с формулой и рассмотреть задачи, при которых она используется

ЗАДАЧИ:

Способствовать запоминанию основной терминологии, умению устанавливать события вероятности и вычислять перестановки и размещения;

Способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни

Способствовать воспитанию аккуратности;

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, компьютер, презентация

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Устный счёт.

Актуализация опорных знаний.

Объяснение нового материала.

Обобщение знаний.

Первичное осмысление и закрепление.

Самостоятельная работа.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.




Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания. Устный счёт.

Вычислите: 2!, 3!, 4!, 5!, 6!

2t1678699462aa.gift1678699462ab.gift1678699462ac.gift1678699462ad.gif ) 3) 4)




Актуализация опорных знаний (повторение основных понятий и формул). Перестановки - выборки из n элементов, которые отличаются друг от друга только порядком расположения.

Формула Рn=n!

Размещения - выборки из n элементов по k , которые отличаются и составом и порядком расположения этих элементов.


t1678699462ae.gift1678699462af.gif


Изучение нового материала.

Еще в доисторическую эпоху люди сталкивались с комбинаторными задачами. Выбирать и расположить предметы в определенном порядке, отыскивать среди разных расположений наилучшее – вот задачи, решаемые в быту, на охоте или в сражениях. Некоторые элементы комбинаторики были известны в Индии еще во II в. до н. э. Нидийцы умели вычислять числа, которые сейчас называют "сочетания". В XII в. Бхаскара вычислял некоторые виды сочетаний и перестановок. Предполагают, что индийские ученые изучали соединения в связи с применением их в поэтике, науке о структуре стиха и поэтических произведениях. Например, в связи с подсчетом возможных сочетаний ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов стопы из n слогов. По мере усложнения производственных и общественных отношений задачи усложнялись. Комбинаторные задачи встречались, как игры в досуге. Наряду с состязаниями в беге, метании диска, кулачными боями появлялись игры, требовавшие умение мыслить, рассчитывать, составлять планы, опровергать планы противника. Со временем игры усложнились: появились нарды, карты, шашки и шахматы. В таких играх приходилось рассчитывать различные ситуации, комбинации сочетания фигур.

В некоторых задачах по комбинаторике не имеет значения порядок расположения объектов во множестве. Важно лишь то, какие именно элементы составляют множество.

К примеру, имеются пять гвоздик разного цвета. Обозначим их буквами a,b,c,d,e. Требуется составить букет из трёх гвоздик. Выясним, какие букеты могут быть составлены.

Если в букет входит гвоздика a, то можно составить такие букеты:

abc, abd, abe, acd, ace, ade.

Если в букет не входит гвоздика а, но входит гвоздика b, то можно получить такие букеты:

bcd, bce, bde.

Если в букет не входит ни гвоздика а, ни гвоздика b, то возможен только один вариант составления букета:

сde.

Определение. Сочетаниям из n элементов по k называется любое множество, составленное из k, элементов, выбранных из данных n элементов.

Число сочетаний из n элементов по k, обозначают (читается «С из n по k»).

Вt1678699462ag.gif рассмотренном примере, составив все сочетания из 5 элементов по 3, мы нашли, что




Выt1678699462ah.gift1678699462ai.gif ведем формулу числа сочетаний из n элементов по k, где k≤n .

Выясним сначала, как выражается через и Р3. Мы нашли, что из 5 элементов можно составить следующие сочетания по 3 элемента:

abc, abd, abe, acd, ace, ade, bcd, bce, bde, сde.

Вt1678699462ah.gif каждом сочетании выполним все перестановки. Число перестановок из 3 элементов равно Р3. В результате получим все возможные комбинации из 5 элементов по 3,которые различаются либо самими элементами, либо порядком элементов, т. е. все размещения из 5 элементов по 3. Всего мы получимразмещений.

Знt1678699462aj.gif ачит,




Отt1678699462ak.gif сюда




Анt1678699462al.gif алогично будем рассуждать в общем случае. Допустим, что имеется множество, содержащие n элементов, и из его элементов составлены все возможные сочетания по k элементов. Число таких сочетаний равно .

В t1678699462am.gifкаждом сочетании можно выполнить Рk перестановок. В результате мы получим все размещения, которые можно составить из n элементов по k. Их число равно .

Знt1678699462an.gif ачит,


t1678699462ao.gif

Отсюда


t1678699462af.gif

Пользуясь тем, что , где k≤n , находим, что

t1678699462ap.png

Мы получили формулу для вычисления числа сочетаний из n элементов по k при любом k≤n .

Приведем примеры.

Задача 1. В классе 30 учеников. Нужно избрать 5 человек на городской слет активистов. Сколькими способами это сделать?

Решение:

Таt1678699462aq.gif к как все делегаты обладают равными правами и обязанностями, то порядок в выборке не важен. Эти множества из 5 элементов будут отличаться друг от друга только составом. Значит, мы имеем дело с сочетаниями.

Ответ: 98280 способов.
Задача 2. Сколько различных стартовых шестерок можно образовать из числа 10 волейболистов?

Решение:

Таt1678699462ar.gif к как при игре в волейбол функции игроков практически равны, то значение имеет только состав шестерки. Тогда

Ответ: 210 стартовых шестерок.

Задача 3.

В классе учатся 12 мальчиков и 10 девочек. Для уборки территории около школы требуется выделить 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

Выt1678699462as.gift1678699462as.gift1678699462at.gif брать 3 мальчиков из 12 можно способами, а 2 девочек из 10 можно выбрать способами. Так как при каждом выборе мальчиков можно способами выбирать девочек, то сделать выбор учащихся, о котором говориться в задаче, можно ∙ способами.

Имt1678699462at.gift1678699462as.gif еем


t1678699462au.gif

Значит, выбор учащихся для уборки территории можно сделать 9900 способами.

Обобщение знаний.



На каждую парту раздаются карточки со схемой.


t1678699462av.gif


t1678699462aw.gif


t1678699462ax.gif



t1678699462ay.gif


t1678699462az.gif





t1678699462ba.gift1678699462bb.gif





t1678699462bc.gift1678699462bd.gif







t1678699462be.gift1678699462bf.gif


t1678699462bg.gift1678699462bh.gif





Первичное осмысление и закрепление

В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбирать из 3 набора?

Решение:


t1678699462bi.gif

Ответ: 56 способами.

Из лаборатории, в которой работают заведующий и 10 сотрудников, надо отправить 5 человек в командировку. Сколькими способами это можно сделать, если: а) заведующий лабораторией должен ехать в командировку; б) заведующий лабораторией должен остаться?

Решение:

А) Если заведующий обязательно должен поехать в командировку, то нужно выбрать еще 4 человека из 10 сотрудников.


t1678699462bj.gif




Ответ: 210 способов.

Б) если заведующий должен остаться, то надо выбирать 5 из 10.


t1678699462bk.gif

Ответ: 252 способа.

В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить 4 мальчиков и 3 девочек.

Сколькими способами это можно сделать?

Реt1678699462bl.gift1678699462bm.gift1678699462bm.gift1678699462bm.gift1678699462bl.gif шение: Выбрать 4 мальчика из 16 можно способами, а выбрать 3 девочки из 12 можно способами. Так как при каждом выборе мальчиков, девочек можно выбирать способами, то сделать выбор, о котором говориться в задаче можно ∙ способами.

Имt1678699462bn.gif еем:


Ответ: 400400 способами.

Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Из шести врачей поликлиники двух необходимо отправить на курсы повышения квалификации. Сколькими способами это можно сделать?

2. Сколько различных двухзначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

2 вариант

1. В школьном хоре имеется пять солистов. Сколько есть вариантов выбора двух из них для участия в конкурсе?

2. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.