Разработка урока обществознания на тему «Мои права» (9–10 классы)

2
0
Материал опубликован 18 November 2015 в группе

Разработка конспекта урока «Мои права».

Цель: Дать учащимся представление о правах ребенка.

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить учащихся с основными правами и свободами ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека.

2. Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Воспитательные: Способствовать осознанию ответственности за свои права, формировать положительное отношение к правам других; формирование правовой культуры учащихся.

Основные понятия и термины: Конвенция, права ребенка, ребенок.

Тип урока: Сообщение новых знаний.


Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие, доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Психологический настрой на урок.

Актуализация новых знаний:

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

- В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят учителя, ваши родители. Назовите это общество (общество детей)

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

- «Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению»; «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями»; «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств.

- В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Сообщение темы урока: «Мои права».

3. Объяснение новой темы:

Рассказ учителя: Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка».

Словарная работа: Конвенция – это международный договор.

Рассказ учителя: В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях.

Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

Словарная работа: Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

- Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом!

Рассказ учителя: Любой ребенок имеет право:

на жизнь со своими родителями;

на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

Права детей: (Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка)

-Ребенок имеет право на имя и гражданство;

- дети имеют право жить с родителями;

- дети имеют право на медицинскую помощь;

- право на охрану и защиту;

- право на обучение;

- право на отдых.

Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному
отношению.

Календарь правовых дат:

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Рассказ учителя:

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте послушаем отрывок из художественного произведения – рассказа А.П.Чехова «Ванька».

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать...

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены? (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание).

Рассказ учителя: У каждого человека есть не только права, но и обязанности:

- соблюдать правила личной гигиены;

- помогать старшим;

- добросовестно учиться.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права послушайте стихи:

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

4. Первичное закрепление материала:

Викторина «Права литературных героев»:

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси - лебеди».

 

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

 

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди».

 

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит».

 

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью».

 

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане».

 

8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?

ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

 

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

5. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

Рефлексия:

- Что понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что хотелось бы узнать на следующем уроке?

6. Домашнее задание:

Читать записи в тетради.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок для ребятишек с ОВЗ (VIII вид)? Обязательно всегда это указывайте, это очень важно, особенно при оценке конкурсной работы.

8 February 2016

Сложно оценить работу, не зная на какой контингент детей рассчитан материал.

9 February 2016