Урок обществознания по теме «Мои права» (6–7 класс)
Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, повысить уровень знаний учащихся
Задачи:
Дать определение понятий «права» и «обязанности».
Рассказать учащимся об их правах.
Познакомить с понятием «обязанности»
Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.
Форма – урок –беседа с использованием ролевой игры.
Использованная литература:
Конституция РФ.
Семейный кодекс.
Гражданский кодекс.
Конвенция о правах ребенка
Кодекс об административных правонарушениях
План урока:
Организационный момент – 2 минуты.
Объяснение нового материала – 15 минут.
Обсуждение изученного материала с использованием ответов на вопросы - 5 минут.
Закрепление пройденного материала – 20 минут.
Подведение итогов. Рефлексия. – 3 минуты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Мои права».
Закон пошел бродить по белу свету,
У него особые приметы:
Кодекс, Декларация и право,
Конституция и разные уставы.
Их знать должны студенты,
Учителя и президенты. Все должны их исполнять,
И прав друг друга не лишать.
Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушали,
Мы учим закон, прилагаем все силы,
Ведь именно нам жить в России.
Все дети на земле имеют право,
На чистый воздух и веселый смех.
Хочу, чтобы Российская держава,
От террористов защищала всех.
Чтоб творческой работы всем хватало,
И мамочка поменьше уставала.
А что такое право? Какие свои права вы знаете?
2. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей.
В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
А в России этот возраст какой? Как вы думаете почему?
Кратко содержание всех 54 статей Конвенции можно изложить следующим образом:
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.
Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.
Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.
Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.
Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.
Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование - ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.
Какие ещё есть в нашей стране документы, в которых бы говорилось о правах детей, об их защите?
Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями.
Соблюдать Конституцию РФ и законы.
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность получить основное общее образование.
3. Проблемный вопрос:
Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
4.
По страницам детских книг:
1)Папа Карло отправил Буратино в школу, чтобы тот воспользовался своим правом на …
2)Карабас Барабас нарушил право Буратино на ….
3)Баба-Яга нарушала право своих гостей на …
4) Какое право жар-птицы было нарушено?
5)Какими правами пользовался Колобок?
Теперь более серьезные вопросы. Будем рассматривать ситуации из жизни.
Ребятам дается задание разыграть сценку.
1 сценка. Ученик утром отказывается идти в школу. Родители должны объяснить ему должен он посещать школу или нет.
2 сценка. Родители обсуждают летний отдых. 11-летний сын хочет остаться дома. Как следует поступить родителям?
3 сценка. Девочка завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его принесла в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить ее. Что нарушили ученики?
5.Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Надеюсь, что информация поможет вам в будущем.
Если вам понравился урок, то при выходе оденьте зеленый листочек на наше деревце. Если не понравился, то желтый. Таким образом, мы узнаем весна в вашей душе или осень.
Михеева Лариса Александровна
Сафонова Елена Валерьевна