12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда380
Россия, Удмуртская респ., село Кулига Кезского района
0

Разработка урока по теме: «Права и обязанности»



Разработка урока по обществознанию

в 7 классе по теме: «Права и обязанности»

Добрый день, меня зовут Надежда Петровна, сегодня я проведу у вас урок обществознания, а вы постараетесь мне в этом помочь. Т.к. вы уже прошли тему «Права и обязанности» мы с вами ее успешно повторим и закрепим. Давайте сформулируем цель нашего урока.

Цель нашего урока:

Для начала давайте проведем небольшую разминку-игру:

«Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Потому что законы права и обязанности это тоже важные правила игры нашей с вами жизни, поэтому мы обязательно должны их соблюдать.

Поясните выражение: «незнание закона не освобождает от ответственности». Слайд

Есть ли в нашей стране документы, в которых закреплены права и обязанности? Какие? Слайд

Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс… Слайд

Международные? Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка… Слайд

Дайте определение, что такое права? Слайд

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека, которые не могут быть нарушены. Слайд

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»: слайд

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, нет нельзя отнять жизнь у человека это право дано ему от рождения)

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина. Слайд

Очень хорошо вы знаете много прав, все права человека делятся на 4 группы. Какие?

Все права человека можно разделить на 4 группы:

Гражданские: Право на :

жизнь

свободу

личную неприкосновенность

честь

достоинство и др.

Политические: Право на :

возможность участия граждан в политической жизни страны

Культурные: право на :

участие в культурной жизни страны

доступ к культурным ценностям

свободу творчества и др.

Социально-экономические:

Право на :

благосостояние

социальную защиту

достойный уровень жизни

быть собственником

наследовать имущество

У вас на столах лежат листочки с названием групп и листочки с отдельными правами человека. Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится. Слайд

Очень хорошо. Давайте теперь проверим. Молодцы хорошо справились. Слайд

Правам человека дают характеристики, что они обладают всеобщим характером, неотчуждаемым характером, недилимым характером? Слайд

1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Недилимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1. Назовите основной закон государства?
2. Нужен ли он в нашем государстве?
3. Что значит выражение «Конституция имеет прямое действие»

Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены.

Право на свободу, право на тайну и невмешательства в личную жизнь, право на достойное существование.

А сейчас я каждому из вас раздам карточки с одним вопросом и вы попытаетесь за 3 минуты ответить на него.

1) Что такое свобода? Может ли быть свобода безграничной? Почему?

2) В нашем государстве огромное количество прав, нет ли среди них лишних? Поясните.

3) Каким образом власть обеспечивает исполнение прав в нашем государстве?

4) Объясните смысл этого права: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

5) Согласно ст. 22 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

6) Выскажите свое мнение об отмене смертной казни. Ответ аргументируй.

Рассмотрение ситуации: «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Чьи права были нарушены? Какие?

Теперь давайте рассмотрим, на примере сказок, какие права нарушены в каждой из них:

«Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Золушка», «Красная шапочка».

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- право на жизнь;

- право на получение образования;

- право на владение имуществом.

Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на справедливый суд;

- право на труд.

Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

- право на свободное передвижение;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на образование;

- право на труд.

Как и молодцы, очень быстро все назвали, теперь давайте прослушаем отрывки из хорошо знакомых вам песен и определим о каких правах в них идет речь

Рефлексия Игра крестики – нолики. Отвечаем на вопросы Да – Х, Нет – 0

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

Перед вами листочки с таблицей и вопросами. Каждый вопрос требует утвердительного или отрицательного ответа. В таблицу вы должны внести либо х - если считаете что на этот вопрос должен быть положительный ответ или 0 - если отрицательный, 3 мин.

Взаимоконтроль: меняемся тетрадями со своими соседями и проверяем

Обведите вашу ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.

Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится

 

  

1.Право на возможность участия граждан в политической жизни страны;

2. право на жизнь

3. Право на участие в культурной жизни страны

4. право на свободу

5. право на личную неприкосновенность

6. право на социальную защиту

7. право на социальную защиту

8. право на доступ к культурным ценностям

9. Право на достойный уровень жизни

10. Право на честь и достоинство

 


Презентация к уроку по обществознанию "Права и обязанности"
PPT / 18.45 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.