Разработка урока по теме: «Права и обязанности» (Обществознание, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока по обществознанию
в 7 классе по теме: «Права и обязанности»
Добрый день, меня зовут Надежда Петровна, сегодня я проведу у вас урок обществознания, а вы постараетесь мне в этом помочь. Т.к. вы уже прошли тему «Права и обязанности» мы с вами ее успешно повторим и закрепим. Давайте сформулируем цель нашего урока.
Цель нашего урока:
Для начала давайте проведем небольшую разминку-игру:
«Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Потому что законы права и обязанности это тоже важные правила игры нашей с вами жизни, поэтому мы обязательно должны их соблюдать.
Поясните выражение: «незнание закона не освобождает от ответственности». Слайд
Есть ли в нашей стране документы, в которых закреплены права и обязанности? Какие? Слайд
Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс… Слайд
Международные? Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка… Слайд
Дайте определение, что такое права? Слайд
Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека, которые не могут быть нарушены. Слайд
Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»: слайд
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, ни лягушку,
А неведому зверюшку».
Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»
Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод»
Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, нет нельзя отнять жизнь у человека это право дано ему от рождения)
Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина. Слайд
Очень хорошо вы знаете много прав, все права человека делятся на 4 группы. Какие?
Все права человека можно разделить на 4 группы:
Гражданские: Право на :
жизнь
свободу
личную неприкосновенность
честь
достоинство и др.
Политические: Право на :
возможность участия граждан в политической жизни страны
Культурные: право на :
участие в культурной жизни страны
доступ к культурным ценностям
свободу творчества и др.
Социально-экономические:
Право на :
благосостояние
социальную защиту
достойный уровень жизни
быть собственником
наследовать имущество
У вас на столах лежат листочки с названием групп и листочки с отдельными правами человека. Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится. Слайд
Очень хорошо. Давайте теперь проверим. Молодцы хорошо справились. Слайд
Правам человека дают характеристики, что они обладают всеобщим характером, неотчуждаемым характером, недилимым характером? Слайд
1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.
3. Недилимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
1. Назовите основной закон государства?
2. Нужен ли он в нашем государстве?
3. Что значит выражение «Конституция имеет прямое действие»
Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены.
Право на свободу, право на тайну и невмешательства в личную жизнь, право на достойное существование.
А сейчас я каждому из вас раздам карточки с одним вопросом и вы попытаетесь за 3 минуты ответить на него.
1) Что такое свобода? Может ли быть свобода безграничной? Почему?
2) В нашем государстве огромное количество прав, нет ли среди них лишних? Поясните.
3) Каким образом власть обеспечивает исполнение прав в нашем государстве?
4) Объясните смысл этого права: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
5) Согласно ст. 22 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
6) Выскажите свое мнение об отмене смертной казни. Ответ аргументируй.
Рассмотрение ситуации: «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
Чьи права были нарушены? Какие?
Теперь давайте рассмотрим, на примере сказок, какие права нарушены в каждой из них:
«Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Золушка», «Красная шапочка».
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом.
Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на справедливый суд;
- право на труд.
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
- право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд.
Как и молодцы, очень быстро все назвали, теперь давайте прослушаем отрывки из хорошо знакомых вам песен и определим о каких правах в них идет речь
Рефлексия Игра крестики – нолики. Отвечаем на вопросы Да – Х, Нет – 0
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Перед вами листочки с таблицей и вопросами. Каждый вопрос требует утвердительного или отрицательного ответа. В таблицу вы должны внести либо х - если считаете что на этот вопрос должен быть положительный ответ или 0 - если отрицательный, 3 мин.
Взаимоконтроль: меняемся тетрадями со своими соседями и проверяем
Обведите вашу ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.
Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится
1.Право на возможность участия граждан в политической жизни страны;
2. право на жизнь
3. Право на участие в культурной жизни страны
4. право на свободу
5. право на личную неприкосновенность
6. право на социальную защиту
7. право на социальную защиту
8. право на доступ к культурным ценностям
9. Право на достойный уровень жизни
10. Право на честь и достоинство
Презентация к уроку по обществознанию "Права и обязанности"
PPT / 18.45 Мб