Разработка урока по дисциплине «Иностранный язык» для специальности «Пожарная безопасность»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык
Технологии: проблемные технологии (Дж.Дьюи, И.Лернер, Махмутов) (решение ситуационных задач на тему «Погодные условия»); дифференциация обучения (Фирсов В.В., Шадриков В.Д.) (разноуровневое домашнее задание); групповая технология (И.В.Первин, И.Б.Пелевин, Г.К.Селевко ) (работа в группах);
Разработка урока по дисциплине «Иностранный язык» для специальности 20.02.04 Пожарная безопасность СПО
Раздел 1. Основной модуль
Тема 1.5. Природа и человек.
Тема урока: Погодные условия. Глагол, образование и употребление глаголов в Present Perfect. Рассмотрение природных явлений в различных странах.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков, комбинированный
Вид урока: практическое занятие
Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков чтения, создание условий для совершенствования навыков говорения.
Цель образования: развитие умения читать с извлечением полной информации, развитие умения говорить (диалогическая и монологическая речь).
Задачи урока:
– образовательные: совершенствование умения полно и точно понимать текст; умение ориентироваться в лингвистических особенностях английского языка; умение анализировать отдельные места текста, совершенствование грамматических навыков говорения и аудирования; закрепление знаний лексики по теме; усиление мотивации изучения английского языка.
– воспитательные: формирование адекватного отношения к образу жизни и нормам поведения в стране изучаемого языка.
– развивающие: формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков самостоятельной работы; развитие внимания, наблюдательности; развитие коммуникативных умений и навыков, развитие речевых умений в диалогической и монологической речи.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
проблемные технологии (Дж.Дьюи, И.Лернер, Махмутов) (решение ситуационных задач на тему «Погодные условия»); дифференциация обучения (Фирсов В.В., Шадриков В.Д.) (разноуровневое домашнее задание); групповая технология (И.В.Первин, И.Б.Пелевин, Г.К.Селевко ) (работа в группах);
Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке:
словесный, наглядный, частично-поисковый; контроля и самоконтроля (закрепление знаний, выполнение упражнений), организационно-педагогические средства (инструктивная карта урока)
Грамматический материал: Глагол, образование и употребление глаголов в Present Perfect.
Лексический материал: лексика по теме “Погода»
Оборудование: ноутбук, телевизор, грамматические таблицы, раздаточный и дидактический материал
Ход урока.
1. Организационный этап. (5 минут) Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка рабочих мест. Сообщение темы и целей урока. Фонетическая зарядка. Выполнение фонетического упражнения.
Repeat after me, please.
When the weather is wet,
We must not threat.
When the weather is cold,
We must not scold.
But be joyful together
Whatever the weather!
2. Основной этап. Часть 1. (40 мин) Работа с текстом проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой. На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и понятиями, упоминаемыми в тексте. На данном этапе используются ответы на вопросы, лексическое упражнение, “мозговой штурм”.
Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и включает несколько заданий: ответы на вопросы, верные / неверные утверждения. Данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением, т.е. студенты применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий используются: мини-диалоги, выражение собственного мнения о прочитанном.
Предтекстовой этап: лексическое упражнение
С помощью карточек изучите слова и выполните упражнения.
mild — умеренный (о погоде, климате и т. п.)
cool — прохладный, свежий
to forecast — предвидеть, предвосхищать, предсказывать, провидеть
foggy — туманный, в тумане
gloomy — мрачный
to freeze (past froze, p.p. frozen) — замерзать, покрываться льдом
weather forecast - прогноз погоды
temperature - температура
weatherman - метеоролог
thunderstorm - гроза
thunder - гром
lightning - молния
shower - ливень
fog - туман
heat - жара
wind - ветер
frost - мороз
snow - снег
sunny (day) - солнечный (день)
dull (day) - пасмурный (день)
cool (day) - прохладный (день)
breeze - лёгкий ветерок, бриз; humidity - влажность; damp - сырость; mist - (лёгкий) туман, дымка, мгла, пасмурность; rainfall - осадки; drizzle - мелкий дождь; rain - дождь; cold - холод; snowfall - снегопад; hail - град; sleet (shower sleet) - дождь со снегом, мокрый снег, ледяной дождь, крупа; гололёд; hoarfrost - иней, изморозь
fair - хороший ясный; bright - ясный, погожий; clearly, clear - ясный; hot - знойный, жаркий; windy - ветреный; cloudy - пасмурный, облачный; rainy - дождливый; foggy - туманный; chilly - холодный, свежий, прохладный; stormy - штормовой; frosty - морозный
humid - влажный (о климате)
dry - сухой (о климате)
mild - мягкий (о климате)
continental (climate) - континентальный (о климате)
warm - теплый, жаркий (о климате)
lovely - прекрасная (о погоде)
changeable - изменчивая (о погоде)
dreadful- ужасная (о погоде)
unpredictable - непредсказуемая (о погоде)
Упражнение 1. Какое слово на тему «Weather» является лишним в каждой группе?
foggy, misty, smoggy, windy, cloudy
hot, sunny, dry, bright, chilly
foggy, cold, chilly, nippy, frosty
rain, drizzle, breeze, pour, shower
blizzard, snow, drought, frost, cold
thunder, shower, lightning, freezing
Упражнение 2. Объедините схожие по значению слова в группы.
fine a) sunny
raw b) glorious
misty c) awful
bad d) foggy
lovely e) wonderful
bright f) moist
Упражнение 3. Найдте противоположные по значению слова.
dry a) chilly
hot b) settled
lovely c) cloudy
bright d) awful
changeable e) cold
warm f) humid
Упражнение 4. Переведите предложения.
1. The weather is dreadful.
2. It is warm outside.
3. There are clouds today.
4. It pours every day.
5. It is only 5 degrees below zero.
6. I think spring will be cold.
7. There will be a storm tomorrow.
8. If there is frost schoolchildren will not go to school.
9. It is going to be sunny.
10. I am freezing.
Проблемная технология
1. проблемное задание – выполнение упражнений самостоятельно: при помощи карточек определяется значение слов, которые соответствуют тому или иному описанию.
2. поиск ответов на вопросы: предварительно необходимо прочитать и перевести текст
3. определение, верны или неверны утверждения, опираясь на полученную из текста информацию
4. проверка правильности выполненных упражнений у доски;
5. проблемное домашнее задание: подготовка доклада на тему «Погода в США».
2. Текстовой этап: работа с текстом.
– Read the text and answer the questions. (Прочитайте текст и ответьте на вопросы)
Text. The Weather in England
The English say «Other countries have a climate, in England we have weather*. It happens because the weather changes more often than in other countries. British winters are mild and springs are cool because of the winds that blow from the Atlantic Ocean. They blow 2 days out of every 3.
In spring sunshine and showers follow each other so often during the day that an umbrella or a raincoat is absolutely necessary in England. The weather changes so frequently that it is difficult to forecast. It is not unusual for people to complain that the weathermen were wrong.
The weather in spring is generally mild but sometimes the days are really fresh. Spring is the season when nature awakens from its long winter sleep: the temperature grows, the sky becomes blue, and the sun grows warmer. Everything is full of new life again. The days grow longer and warmer; the ground gets covered with green grass.
Summer is the hottest season in England. The sunrays become hot, the days are long, and the nights are short and warm. It's time for holidays, when people go to the seaside for sunbathing and swimming. It usually gets hot in July. The summer nights are short, but they are wonderful.
As for autumn it isn't so nice. It's a season of winds and beautiful sunsets. The leaves turn yellow and reddish and fall to the ground and the birds migrate to warm countries. In autumn the days become shorter. A spell of sunny weather in September is called Indian summer or «Golden Autumn». In England September and October are warm and dry, but November is the foggiest month. Late autumn is generally an unpleasant season. Everything begins to take a different colour. The trees look bare. The flowers have faded away. The sky is overcast with low clouds. Everything looks gloomy.
In winter in England they can hardly forecast their weather. Sometimes it rains and sometimes it snows. In England it isn't so cold in winter as in our country and they don't get so much snow as we get here in Ukraine. The rivers in England never freeze, that's why children there go skating very seldom. When there are 8 degrees of frost in England everyone complains of hazards.
Список слов к тексту «Погода в Англии»
mild — умеренный (о погоде, климате и т. п.)
cool — прохладный, свежий
to blow — дуть
shower — зд. сильный ливень
umbrella — зонт
raincoat — непромокаемое пальто, плащ
frequently — зачастую, часто
to forecast — предвидеть, предвосхищать, предсказывать, провидеть
to complain — жаловаться (на что-л.), выражать недовольство (чем-л.)
to awake (past awToke, p.p. awaken) — пробуждаться; просыпаться
to grow — расти, увеличиваться
sunray — солнечный луч
sunbathing — загорание на солнце, солнечные ванны
sunset — заход солнца; закат; вечерняя заря
to turn — зд. становиться
reddish — красноватый
spell — короткий промежуток времени
Indian summer — бабье лето
foggy — туманный, в тумане
to fade away — увядать
gloomy — мрачный
to freeze (past froze, p.p. frozen) — замерзать, покрываться льдом
seldom — редко, нечасто, изредка
hazard — природный катаклизм, источник опасности, опасность
Questions:
1. What do the English say about their weather?
2. What winters and springs do the English have?
3. Are umbrella and raincoat absolutely unnecessary things in England?
4. What is the hottest season in England?
5. What people do in summer?
6. What happens in autumn?
7. What weather do the English have in winter?
8. Is it as cold in England as in our country?
3. Послетекстовой этап: упражнение на проверку понимания.
Are the sentences true or false?
1. British winters are mild and springs are cool.
2. Summer is the coldest season in England.
3. The weather in England changes so frequently that it is difficult to forecast.
4. In England September and October are hot.
5. The rivers in England never freeze.
1. Предтекстовой этап: лексическое упражнение
- Изучив карточки со словами, выполните упражнение.
2. Текстовой этап: работа с текстом.
– Read the text and answer the questions. (Прочитайте текст и ответьте на вопросы)
3. Послетекстовой этап: упражнение на проверку понимания
–Решите, верны или не верны утверждения
– Work with the partner. Ask and answer questions about the weather. (Работая в паре, задайте вопросы о погоде и ответьте на них)
– What do you like about weather in Russia ? What do/don’t you like it? (Выразите свое мнение по поводу погоды)
Групповая технология
1. Постановка познавательной задачи – выполнение упражнений самостоятельно:
Инструктаж - объяснение о выполнении работы - групповое выполнение задания - выполнение упражнений по группам;
2. Деление на группы (по рядам).
3. Необходимый материал для работы по группам, на столах карточки со словами.
1 ряд – обсуждение погодных условий в России
2 ряд – обсуждение погодных условий в Великобритании
3 ряд – обсуждение погодных условий в США
4. Обсуждение результатов работы по рядам: Кто справился с заданием?
5. Подведение итогов выполнения задания: У кого возникли трудности? В чем они заключаются?
6. Сообщение о результатах работы в группах – проверка выполнения упражнения у доски;
7. Анализ выполнения заданий по рядам;
8. Общий вывод о групповой работе и решении поставленной задачи
Часть вторая. (35 мин)
Грамматический материал. Глагол, образование и употребление глаголов в Present Perfect.
Настоящее совершенное время, или Present Perfect Tense – довольно сложная временная форма для русскоязычного человека. А все дело в том, что в русском языке нет эквивалента этой грамматической форме. Нас сразу же сбивает с толку тот факт, что время Present Perfect относится как к настоящему, так и к прошедшему времени. Как же такое возможно? Давайте разбираться!
Present Perfect Tense (Настоящее совершенное время) – временная форма глагола, которая выражает связь прошедшего действия с настоящим временем. Т. е. настоящее совершенное время передает действие, совершенное в прошлом, но результат этого действия виден в настоящий момент. Например:
We’ve bought a new car. – Мы купили новую машину → На данный момент у нас есть новая машина, т. е. действие произошло в прошлом, но результат виден в настоящий момент.
Present Perfect переводится на русский язык так же, как и Past Simple – прошедшим временем. Например:
Present Perfect: I’ve written many letters – Я написала много писем
Past Simple: Last month I wrote many letters – В прошлом месяце я написала много писем
Различие в значении этих времен заключается в том, что Past Simple выражает прошедшее действие, приуроченное к определенному моменту в прошлом и не связанное с настоящим. Present Perfect выражает прошедшее действие, не приуроченное к какому-либо моменту в прошлом и имеющее результат в настоящем. Разницу значений времен Past Simple и Present Perfect можно проследить в следующем примере:
What have you done? – Что ты сделала? (Спрашивающего интересует результат)
I’ve cooked dinner – Я приготовила обед (Обед сейчас готов)
What did you do an hour ago? – Что ты делала час назад? (Спрашивающего интересует само действие, а не его результат)
I cooked dinner – Я готовила обед (Неважно, готов ли обед в данный момент)
В случае, если время прошедшего действия указано обстоятельствами времени или контекстом, употребляется Past Simple. Если время прошедшего действия не указано обстоятельствами времени и не подразумевается контекстом, употребляется Present Perfect.
Present Perfect преимущественно используется в разговорной речи при описании событий в настоящем времени, являющихся результатом прошедших действий.
Правила образования Present Perfect Tense
Present Perfect Tense (Настоящее совершенное время) образует утвердительную форму с помощью вспомогательного глагола to have в Present Simple (have/ has) и причастия прошедшего времени (Past Participle) основного глагола.
Подл. + have/ has + Past Participle …
В вопросительной форме Present Perfect Tense вспомогательный глагол to have ставится перед подлежащим, а Past Participle основного глагола – после подлежащего.
Have/ Has + Подл. + Past Participle … ?
Отрицательная форма образуется при помощи отрицания not, которое стоит после вспомогательного глагола и, как правило, сливается с ним в одно целое:
have not → haven’t
has not → hasn’t
Подл. + have/ has + not + Past Participle …
Таблица спряжения глагола tо lie в Present Perfect Tense
Число | Лицо | Утвердительная форма | Вопросительная форма | Отрицательная форма |
Ед. ч. | 1 | I have (I’ve) lied | Have I lied? | I have not (haven’t) lied |
Мн. ч. | 1 | We have (we’ve) lied | Have we lied? | We have not (haven’t) lied |
Правила употребления Present Perfect Tense:
1. Для выражения прошедшего действия связанного с настоящим временем, если в предложении нет каких-либо обстоятельств времени. Примеры:
I’ve seen wolves in the forest – Я видел волков в лесу
We’ve heard so much about them – Мы так много слышали о них
The snow has stopped, you can leave – Снег остановился, ты можешь уехать
I have fallen off a horse – Я упал с лошади
You’ve got nine – Ты получил девятку
He has become part of our life – Он стал частью нашей жизни
2. Если в предложении присутствуют такие обстоятельственные слова или наречия неопределенного времени и повторности как:
ever – когда-либо
never – никогда
often – часто
always – всегда
yet – еще
seldom – редко
already – уже
rarely – редко
several times – несколько раз
Примеры:
I haven’t had lunch yet – Я еще не кушал ланч
He has already made good progress – Он уже сделал хороший прогресс
She’s always been hardworking person – Она всегда была трудолюбивой личностью
Have you ever been to London? – Ты когда-нибудь был в Лондоне?
No, never – Нет, никогда
3. Если в предложении указываемый период времени все еще не закончился к моменту речи с такими обстоятельными словами и наречиями определенного времени как:
today – сегодня
all day – весь день
this morning – этим утром
this month – в этом месяце
just – только что
Примеры:
I haven’t had time to look at the paper today – У меня не было времени просмотреть бумаги сегодня
She hasn’t seen me today – Она меня сегодня не видела
They must be there, I’ve just seen them – Они должны быть там, я их только что видел
4. Если в предложении присутствуют такие обстоятельства времени, которые указывают на период, в течении которого происходило действие (начиная с определенного момента в прошлом и до настоящего времени):
for a long time – в течении долгого времени
for the past two years (days, months, hours) – в течении последних двух лет (дней, месяцев, часов)
for three days (hours, months, years) – в течении трех дней (часов, месяцев, лет)
for ages – целая вечность
how long – как долго
up to now – до сих пор
up to the present – до настоящего времени
lately – недавно
Примеры:
Have you bought anything new lately? – Ты покупал что-то новое недавно?
She hasn’t written to me up to now – Она мне не писала до сих пор
Where have you been for the past two years? – Где ты был в течении последних двух лет?
We haven’t seen each other for ages – Мы не виделись друг с другом целую вечность
Или если в предложении присутствуют обстоятельства времени, которые указывают только на начало такого периода:
since – с, с тех пор, с тех пор как
Примеры:
They have been partners since 2005 – Они являются партнерами с 2005 года
I have owned this flat since my parents bought it for me – Я владею этой квартирой с тех пор, как мои родители купили ее для меня
I haven’t seen you since May, have I? – Я не видел тебя с мая, не так ли?
Выполнение упражнений самостоятельно.
Проблемная технология
1. проблемное задание – выполнение упражнений самостоятельно по данным в теоретическом материале образцам
2. поиск правильного варианта с опорой на предоставленный теоретический материал
3. обоснование выбранного варианта с использованием предоставленного теоретического материала
4. проверка правильности выполнения упражнения у доски;
5. выводы по проделанной работе.
Упражнения.
Упражнение 1. Выберите правильный вариант.
1. They … a real tiger in the zoo.
a) Have saw
b) Have seen
c) Has saw
d) Has seen
2. When … this wonderful hat?
a) Did you buy
b) Did you bought
c) Have you bought
d) Have you buy
3. Mary … a lot of mistakes in her test.
a) Have make
b) Has make
c) Have made
d) Has made
4. What … at school yesterday?
a) Did you do
b) Have you done
c) Did you
d) Have you do
5. They … their homework on time.
a) Have usually done
b) Have done usually
c) Usually do
d) Do usually
6. … to many countries of the world?
a) Was Andrea
b) Has Andrea been
c) Have Andrea been
d) Has Andrea be
7. … that programme on TV today?
a) Did you watch
b) Did watch you
c) Have you watched
d) Have watched you
8. Where … all this time?
a) Did you be
b) You were
c) Have you been
d) You have been
9. I … such tall buildings as in New York.
a) Never saw
b) Never did see
c) Never have seen
d) Have never seen
10. Mr. Jones … all of us to his birthday party.
a) Has invite
b) Has invited
c) Have invite
d) Have invited
Упражнение 2. Подберите правильный вариант вопроса.
1. I have been in my room.
a) Have I ever been in my room?
b) Where have you been?
c) Have you ever been in my room?
2. They have not finished their homework yet.
a) They have finished their homework?
b) Have they finish their homework?
c) Have they finished their homework?
3. Yes, she has.
a) Has Sue kissed Ben?
b) Have Sue kisses Ben?
c) Has Sue kiss Ben?
4. Yes, he has.
a) Has the waiter brought the tea?
b) Has the waiter bring the tea?
c) Have the waiter broughts the tea?
5. Marilyn has.
a) Has Marilyn paid?
b) Has Marilyn paided the bill?
c) Who has paid the bill?
6. No, I have not.
a) Have you written a poem?
b) Have you ever written a poem?
c) Have you ever writed a poem?
7. At the art-school.
a) Where they have talked about art?
b) When have they talked about art?
c) Where have they talked about art?
8. I have heard the song every day.
a) How often have you heard the song?
b) Have you often heard the song?
c) How often have you heart the song?
9. Father has.
a) Who have cooked dinner?
b) Who has cooked the dinner?
c) Who has cooked dinner?
10. Caron has read 89 pages.
a) How much pages has Caron read?
b) How many pages has Caron red?
c) How many pages has Caron read?
Этап 3. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин).
На уроке мы вспомнили, как образуются и употребляются глаголы в Present Perfect. Рассмотрение природных явлений в различных странах. . В процессе урока мы пытались с вами самостоятельно выполнять упражнения на данный материал. Поднимите руки, кто сделал все задания верно? У кого получились два задания? Одно? Теперь вы можете оценить свои знания и умения, решить, кому надо уделить больше времени при подготовке к практической работе по теме.
Технология уровневой дифференциации обучения
1). Ознакомление учащихся с обязательными результатами обучения, которые все учащиеся должны достигнуть.
2). Дифференциация (различные уровни усвоения и овладения знаниями).
Этап 4 – Домашнее задание (5 мин)
1.Изучить грамматический материал (лекция)
2.Выучить новые слова
3.Ответить на вопросы
4. Подготовить доклад на тему «Погода в США»
Answer the following questions
1. What kind of weather do you like best of all?
2. What do you know about London weather?
5.Опишите погоду в своём городе.
Этап 5. Завершающий этап (5 мин)
– Подведение итогов.
– Выставление оценок.
– Прощание.
14