Тема: Плотность вещества.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием плотности вещества;
Задачи:
образовательные:
- Ввести понятие плотность вещества и его физический смысл.
- Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
развивающие:
- Формирование умений анализировать таблицы значений плотностей веществ.
воспитательные:
- Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: рычажные весы; несколько тел равного объема, но разной плотности (например, металлический, деревянный, пластмассовый и пенопластовый шарики).
Демонстрация: взвешивание тел одного объема, но различных масс.
Ход урока
1. Организация класса
2. Актуализация знаний.
фронтальный опрос:
1. Какую физическую величину называют массой?
2. Что характеризует масса тела?
3. Как можно определить массу?
4. Какова единица измерения массы?
5. Как можно определить объем тела?
А теперь давайте попробуем ответить на простую детскую загадку: Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты?
Конечно же, сейчас, будучи взрослыми, вы все ответите правильно: так как масса их одинакова, то ни один из них не тяжелее другого. Почему же в детстве мы столь часто давали ошибочный ответ? Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? Всё дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества. Тела, окружающие нас состоят из дерева, железа, пластмассы. Давайте попробуем провести подобные опыты на практике.
3. Изучение нового материала
Демонстрация: сравним массы тел равного объема, изготовленных из разных.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Демонстрация: В одну мензурку нальем воду, в другую – подсолнечное масло. Поставим мензурки на весы. Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла одинакова, но точно так же видно, что объем различный.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать после этого наблюдения?
Тела равной массы, изготовленные из различных материалов имеют разный объем.
Следовательно, мы опять возвращаемся к ранее сказанному – все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества!
Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе
Вопрос: Что же такое плотность вещества? Как вы думаете?
Плотность вещества – это величина, показывающая какая масса содержится в единице объема. запишем в тетради
Чтобы найти плотность вещества необходимо определить массу и объем тела.
Плотность =масса/объём
Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами:
p (греческая буква читается “ро”) – плотность вещества,
m – масса тела, кг
V – его объём, м3
мы получим формулу для вычисления плотности: p=m/V
Единицей плотности вещества является 1 кг./куб.м.
Очень важно заметить, что одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
плотность воды равна 1000кг/м3,
плотность льда 900 кг/м3
плотность водяного пара (при О С° и нормальном давлении) - 0,59кг/м3.
Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач. Эти таблицы есть и в вашем учебнике.
Задание: пользуясь таблицей, определите
1. Чему равна плотность золота, растительного масла, меди, кислорода, алюминия, морской воды, ртути?
2. Плотность парафина 900кг/м3, что это значит?
3. Заполните таблицу
Агрегатное состояние |
Наибольшая плотность |
Наименьшая плотность |
Твердое |
|
|
Жидкое |
|
|
Газообразное |
|
|
4. Закрепление изученного на уроке материала
Фронтальный опрос
1. С какой физической величиной мы сегодня познакомились?
2. Какова плотность различных веществ?
3. Где можно посмотреть плотность вещества, если это необходимо для решения задачи?
4. Одинакова ли плотность одного и того вещества в различных агрегатных состояниях?
Задача: льдина объёмам 8 куб. м. имеет массу 7200 кг. Определить плотность льда.
5. Домашнее задание:
6. Рефлексия.
Составить кластер «Ладошка» - плотность
Елена Сергеевна
Мазурова Александра Алексеевна