12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мазурова Александра Алексеевна2511
Россия, Пермский край, город Губаха
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Тема: Плотность вещества.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием плотности вещества;

Задачи:

образовательные:  

  • Ввести понятие плотность вещества и его физический смысл.
  • Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

развивающие:

  • Формирование умений анализировать таблицы значений плотностей  веществ.

воспитательные:

  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: рычажные весы; несколько тел равного объема, но раз­ной плотности (например, металлический, деревянный, пластмассовый и пенопластовый шарики).

Демонстрация: взвешивание тел одного объема, но различных масс.

 

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация знаний.

фронтальный опрос:

1.     Какую физическую величину называют массой?

2.     Что характеризует масса тела?

3.     Как можно определить массу?

4.     Какова единица измерения массы?

5.     Как можно определить объем тела?

А теперь давайте попробуем ответить на простую детскую загадку: Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты?

Конечно же, сейчас, будучи взрослыми, вы все ответите правильно: так как масса их одинакова, то ни один из них не тяжелее другого. Почему же в детстве мы столь часто давали ошибочный ответ? Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? Всё дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества. Тела, окружающие нас состоят из дерева, железа, пластмассы. Давайте попробуем провести подобные опыты на практике.

3.  Изучение нового материала

Демонстрация: сравним массы тел равного объема, изготовленных из разных.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать? 

Демонстрация: В одну мензурку нальем воду, в другую – подсолнечное масло. Поставим мензурки на весы. Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла одинакова, но точно так же видно, что объем различный.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать после этого наблюдения?

Тела равной массы, изготовленные из различных материалов имеют разный объем.

Следовательно, мы опять возвращаемся к ранее сказанному – все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества!

Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе

Вопрос: Что же такое плотность вещества? Как вы думаете?

Плотность вещества – это величина, показывающая какая масса содержится в единице объема. запишем в тетради

Чтобы найти плотность вещества необходимо определить массу и объем тела.

Плотность =масса/объём

Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами:

p (греческая буква читается “ро”) – плотность вещества,

m – масса тела, кг

V – его объём, м3

мы получим формулу для вычисления плотности: p=m/V

Единицей плотности вещества является 1 кг./куб.м.

Очень важно заметить, что одно и то же вещество в различных состоя­ниях имеет различную плотность.

плотность воды равна 1000кг/м3,

плотность льда 900 кг/м3

плотность водяного пара (при О С° и нормальном давлении) - 0,59кг/м3.

Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач. Эти таблицы есть и в вашем учебнике.

Задание: пользуясь таблицей,  определите

1.     Чему равна плотность золота, растительного масла, меди, кислорода, алюминия, морской воды, ртути?

2.     Плотность парафина 900кг/м3, что это значит?

3.     Заполните таблицу

Агрегатное состояние

Наибольшая плотность

Наименьшая плотность

Твердое

 

 

Жидкое

 

 

Газообразное

 

 

4. Закрепление изученного на уроке материала

Фронтальный опрос

1.     С какой физической величиной мы сегодня познакомились?

2.     Какова плотность различных веществ?

3.     Где можно посмотреть плотность вещества, если это необходимо для решения задачи?

4.     Одинакова ли плотность одного и того вещества в различных агрегатных состояниях?

Задача:  льдина объёмам 8 куб. м. имеет массу 7200 кг. Определить плотность льда.

5. Домашнее задание:

6. Рефлексия.

Составить кластер «Ладошка» - плотность

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Елена Сергеевна, 14.11.16 в 22:44 0Ответить Пожаловаться
Александра Алексеевна, скажите пожалуйста, а что такое "кластер "Ладошка" - плотность"? Как его составлять?
Мазурова Александра Алексеевна, 02.12.22 в 16:20 0Ответить Пожаловаться
В тетради, на листе, ребята обводят свою руку, в центре пишут слово "плотность", а в каждом пальце надо написать, что знают о плотности. Один палец- одно знание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.