Разработка урока по истории России в 6 классе «Объединение русских земель вокруг Москвы»

2
0
Материал опубликован 11 September 2019

Разработка урока по истории России. 6 класс

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 28 г. Томска Вихрева Ольга Александровна

Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: рассмотреть, как происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, какое значение имела победа в Куликовской битве для русского народа.

Задачи:

I. Образовательные:

1) определить основные направления политики князя Дмитрия Ивановича, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) на основании знаний учащихся, выяснить, какими способами происходило дальнейшее объединение вокруг Москвы;

3) показать, как Русь пыталась освободиться от ордынского владычества, чем закончилась Куликовская битва.

II. Развивающие:

1) развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

2) уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

3) развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой (схемой).

III. Воспитательные:

1) формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.

2) формирование познавательной активности, повышение интереса к изучению предмета

3) продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.


    Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории. Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в прошлое. Мы с вами отправляемся в 14 век. Попробуйте определить, куда мы с вами отправимся?

Правильно, в раздробленную Древнюю Русь.

    Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст. Учащиеся записывают в тетрадь под номерами пропущенные слова.

В начале XII века на Руси началася период _______, когда Русь была разделена на отдельные княжества. К концу XII – началу XIII века усиливается ____________ княжество, в котором правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и ________. Впервые Москва упоминается в летописи в _____ году в правление князя _____. Феодальная раздробленность ослабляло Русскую землю. Поэтому Русь попала в зависимость от _____. Но в 1380 году под руководством ______ состоялось сражение на Куликовском поле, которое показало, что русская армия может побеждать Орду.

Проверка задания. (1. Феодальной раздробленности, 2. Владимиро-Суздальское, 3. Всеволод Большое Гнездо, 4. 1147, 5. Юрия Долгорукого, 6. Золотой Орды 7. ?)

    Постановка учебной задачи

«Чего мы ещё не знаем?» Какое задание вызвало затруднения? Как вы думаете, что сегодня вы должны узнать? (дети предлагают свои варианты: как удалось победить монголо-татар? Каково значение битвы на Куликовом поле? Как удалось собрать единое войско от княжеств и т.д.)

    Открытие нового знания

1) Правление Ивана Калиты. Самостоятельная работа с текстом.

Используя текст учебника (с. 162-164), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

Правление Иваны Калиты

Внутренняя политика

Внешняя политика



Совместное обсуждение и проверка выполненного задания.

2. Работа в группах. ( Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва)

Класс делится на группы по темам, которые выпали на листочке ( Новгородское княжество: вече, посадник, р. Волхов, северо-западное княжество, вечевой колокол) , Владимиро-Суздальское ( Юрий Долгорукий, Москва, Владимир, Храм Покрова на Нерли, Андрей боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) , Киевское княжество (Киев, Ярослав Осмомысл, борьба с половцами, Игорь Святославович, первая столица Древней Руси), монголо-татары ( баскаки, ордынский выход, битва на р. Калке, кочевники, ярлык), крестоносцы (Ливонский орден, Тевтонский орден, орден меченосцев, Биргер, Невская битва).

Работа групп идёт по принципу «Пресс-конференции». Каждая группа должна составить по 6 вопросов к тексту и внимательно изучить сам текст. Затем спикеры групп по очереди выходят и задают свои вопросам другим группам, а те должны ответить.

    Первичное закрепление.

Прием «Архивариус». Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев

2) с позиции Дмитрия Донского

3) с позиции русского народа

Работая в парах, учащиеся определяют значение Куликовской битвы с разных позиций.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся отвечают на вопросы да или нет.

1. Дмитрий Донской стал московским князем в 20 лет. нет

2.. Героизм русских воинов и полководческий талант Дмитрия Донского стали причиной победы в Куликовской битве - да

3. Битва на реке Воже состоялась в 11 августа 1377 года - нет

4. Русские войны накануне Куликовской битвы были воодушевлены благословением Сергия Радонежского - да

5. Куликовская битва состоялась 8 сентября 1389 года - нет

6. Дмитрий Донской считал целью своего правления борьбу с Ордой - да

7. После победы в Куликовской битве Русь перестала платить дань Золотой Орде - нет

После выполения называем правильные ответы и подсчитываем количество правильных ответов.

Домашнее задание: параграф 23, задание в рабочей тетради 2, 3,11, 12, 15.

    Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.« Незаконченное предложение»

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации