12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фадеева Наталья Викторовна156
Россия, Нижегородская обл., Воротынец

Участвую в конкурсе «Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий театрализованной игры».

   

Конспект урока психологии в 5 классе

по теме: Добро и зло на примере сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: формирование нравственных ценностей на основе идейного содержания произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи:

1. Образовательная: знакомство с произведениями К.Г. Паустовского; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать. Обучать умению работать с текстом, давать ответы, опираясь на текст.

2. Воспитательная: формировать духовную отзывчивость, эмоциональное сопереживание, формировать понятия о нравственности, добре, зле; развивать интерес к народному творчеству, сказкам и другим жанрам русского фольклора.

3. Развивающая:способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; совершенствовать навыки речевого высказывания;

развивать память, внимание, логику и интеллектуальные навыки и умения.

Планируемые результаты

Предметные: закрепятся навыки:

-определения темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.

-анализа описанных событий, поступков героев.

- составления портрета литературного героя

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: учебник по литературе для 5 класса, мультимедийная установка (просмотр притчи, музыка); презентация к произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; раздаточный материал, элементы декорации (таблички с ролями, молоток судьи, коробка для записок детей, грамоты для активных участников).

Методы: фронтальный и индивидуальный опрос; беседа по вопросам; пересказ, метод мозгового штурма, игра.
 

Ход урока

Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие.

Чтобы вы почувствовали себя увереннее, и у всех поднялось настроение, подарите друг другу улыбки и поздоровайтесь с гостями.

Наше занятие я предлагаю вам начать с просмотра одной притчи.

Просмотр притчи.

Ребята, как вы думаете, каков главный смысл этой притчи?

Ответы детей.

Ребята, как вы поняли, какая тема нашего занятия? - это добро и зло. А зачем нам об этом рассуждать, как вы считаете? Чему мы с вами будем учиться на нашем занятии? А ещё мы сегодня мы поучимся выступать друг перед другом, перед аудиторией, поучимся грамотно и правильно защищать свою точку зрения. Ну а поговорим мы с вами на тему «Добра и зла» в контексте одной очень поучительной сказки- это сказка Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб». Все вы дома читали данную сказку, все знакомы с её содержанием.

Сейчас я предлагаю вам пройти викторинку, чтобы проверить хорошо ли вы знаете текст сказки (даются жетоны за верный ответ- в конце мероприятия самые активные участники награждаются грамотами).

Викторина:

Кто такой Филька?

Какое прозвище имел Филька?

Какой злой поступок совершил Филька?

Кто подтолкнул Фильку на путь исправления?

Что случилось после Филькиного злого поступка?

Сколько лет назад был такой же мороз?

Что по мнению бабки послужило причиной такого мороза?

Куда послала бабка Фильку в поисках совета?

Сколько времени для раздумья дал Фильке Панкрат?

Смог ли Филька исправить свой поступок?

Что придумал Филька для всеобщего и своего спасения?

Почему сердилась сорока?

Ответы детей (устно).

Молодцы, ребята! А сейчас давайте немного передохнём.

Физкультминутка:

Всех ребят прошу подняться

И немножечко размяться.

Мы похлопаем руками

И потопаем ногами,

А теперь потянемся,

До неба дотянемся.

Упражнения (повторять за учителем).

Я предлагаю вам рассудить главного героя Фильку и для этого мы разыграем такую ситуацию- суд над Филькой.

Выбираем главного героя- Фильку, судью, прокурора, адвоката, свидетелей защиты, свидетелей обвинения, присяжных заседателей. (Главные герои выбираются заранее и им раздаются карточки с их речью для заучивания- приложение 1 в конце данного материала)

Ведущий расставляет заранее заготовленные таблички с ролями за разные столы.

Герои рассаживаются.

Начинается процесс, каждый выступает в соответствии с заранее заготовленным текстом и в соответствии с обговоренной очерёдностью.

Суд над Филькой.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам следующее задание.

У многих из вас есть свои странички в социальных сетях (ВКонтакте), вы создавали себе страничку, вы знаете как это делается, но наверное никто из вас никогда не создавал страничку литературному герою, и сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы, 1-ая группа создаст страничку Фильке, 2-ая группа создаст страничку Панкрату, и посмотрим что у нас получилось.

Работа детей в группах.

Ребята, вот мы и заканчиваем обсуждение произведения Паустовского «Тёплый хлеб». Какие нравственные уроки вы вынесли для себя? Как же правильно отстаивать свою точку зрения?

Ответы детей.

Подводя итог нашему занятию, я хотела бы, чтобы вы ответили, понравилось ли вам занятие или может быть не очень? Что вы узнали нового на занятии?

Ответы детей.

Домашнее задание:

Ребята в качестве домашнего задания я предлагаю вам до завтрашнего дня сделать хотя бы по одному доброму делу, написать какое доброе дело вы сделали на маленьких записочках. А завтра у меня в кабинете весь день будет стоять вот эта коробочка, вы в течение дня будете приходить и бросать свою записочку в эту коробочку. Записки подписывать не нужно, пускай они будут анонимные.

Награждение активных участников занятия грамотами.

Рефлексия:

А сейчас, ребята, я прошу вас взять лепесточек того цвета, который отражает ваше отношение к занятию и мы с вами склеим цветок, который нам и покажет насколько удалось наше с вами занятие (зелёный- занятие понравилось, было очень интересно; жёлтый- обычное занятие, ничего особенного; красный- занятие не понравилось, было скучно, не интересно).

Процесс рефлексии.

Завершение урока.

Приложение 1

Слова главных героев для сценки:

Филька:

Говорит несколько слов в своё оправдание, когда тебе дают слово, говорит, что ничего плохого не сделал. Когда кто-то из свидетелей обвиняет его, говорит «Да ну вас», «Да ну тебя». В конце суда, когда ему дают слово, говорит что он всё понял и так делать больше не будет, просит простить его.

Судья:

Если кто-то будет шуметь, нарушать дисциплину, стучит молоточком, говорит громко «Тишина в зале суда».

Когда Фильке дают слово, спрашивает его, признаёт ли он свою вину, считает ли он себя виноватым.

В конце оглашает приговор (Суд присяжных постановил- оправдать Фильку и меру наказания отменить) и наставляет Фильку на правильный путь, говорит, что такие поступки делать нельзя, что это очень плохо и т.д.

Прокурор:

рассказывает краткое содержание сказки и обосновывает, в чём обвиняют Фильку и что ему за это может быть (может придумать ему какую-нибудь меру наказания любую).

Защитник-адвокат:

Выступает в защиту Фильки, оправдывает его, говорит, что он просто оступился и т.д.

Свидетели защиты:

Оправдывают Фильку как могут. Поручаются за него, что он больше не будет делать такое злые дела.

Свидетели обвинения:

осуждают Фильку, говорят как это плохо, что его надо наказать по всей строгости.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.