12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Новикова Елизавета Петровна23
7

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок-игра "Путешествие по Амгинскому району"


Разработка урока математики в 5 классе.

Путешествие по Амгинскому району.



ФИО автора: Новикова Елизавета Петровна

Должность: учитель математики

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Владимира Галактионовича Короленко с углубленным изучением отдельных предметов» с. Амга Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия).







Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий.

Содержательная: сформировать у обучающихся предметные умения, навыки и способы деятельности; обобщить способы действия и алгоритмы решения математических задач с применением краеведческого материала.

Развивающая: развивать навыки анализа математических ситуаций и самостоятельности при решении уравнений; расширить кругозор обучающихся с использованием материалов по литературе, географии, биологии, этнографии.

Воспитательная: воспитывать коллективизму, чувство патриотизма и любви к своей малой Родине на примере старшего поколения.

Тип урока: интегрированный урок.

Форма урока: урок – игра. Исторический экскурс.

Оборудование урока: карта муниципального района Якутии, фотографии известных людей, карточки с заданиями, ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация.

Участники: учащиеся 5 класса.



Ход урока

     Перед тем, как начать урок учитель знакомит обучающихся с картой Амгинского района Республики Саха (Якутия) (см. приложение 1).

     Виртуальное путешествие по родному краю разбивают на три маршрута. Обучающиеся будут путешествовать на моторных лодках, автобусе и воздушном шаре. Путешественники должны объехать и облететь все 14 сел родного района (слайд 2). Обучающиеся побывают в заповедных местах района, исчерпают краткую информацию о жизнедеятельности знаменитых людей Амгинского района.


Учитель: - Дорогие ребята, перед нами река Амга. Амга – жемчужина Якутии (слайд 2). Чистейшая вода реки Амга является источником жизни для населения нашего района, проживающего вдоль реки, но и трех районов Якутии (см. приложение 2).

Учитель: - А вы знаете, ее протяженность? Давайте все вместе вычислим, решая этот пример: 1361,5 + 100,5 =?

(Ответ: Река Амга с протяженностью в 1452 км, впадает в реку Алдан, первый приток реки Лена).


Учитель: - Сегодня ребята мы отправимся на виртуальное путешествие! Мы посетим достопримечательные места нашего района. Начнем первый маршрут на моторных лодках. Итак, в добрый путь!

Первый маршрут: село Ляги – село Оннес – село Покровка – с II – Чакыр.

Учитель: - Наше удивительное и познавательное путешествие начинается с низовья нашего района из села Ляги, где наш район граничит с Алданским районом. У нас прекрасная природа, чистый воздух. Экология Амги изучена известными якутскими учеными и выпущены три книги об экологии Амги: «Нижняя Амга», «Средняя Амга», «Верхняя Амга». Ученые изучили фауну и флору Амги. В советское время в 70-е годы в связи с укрупнением хозяйств района жителей села Ляги переселили в село II – Чакыр. В данное время здесь живут несколько семей, в основном охотники за пушниной и метеорологи, которые каждый день ведут наблюдения за метеорологическими погодными условиями нашего района. Лес богат промысловыми зверями, различными ягодами и грибами, также лекарственными растениями, которые вошли в список Красной книги Якутии (слайд 3). Теперь мы узнаем некоторые из них, для этого решим уравнения и примеры действий над десятичными дробями (учитель раздает учащимся карточки с заданиями).

Карточка №1: Задание: Решите уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным корням уравнений:

                             О   х + 4,5= 8,7            Л    а – 9,8 = 2,2

                             Ь   25,6 + у = 41,7       М   40,43 – р = 12, 45

                             У   9,9 – в = 1,2           С    к – 76, 97 = 23, 04

 

12

4,2

100, 01

16,1





                                                                                                           (ответ: лось)

Учитель: - Решая уравнения расшифруйте самого крупного дикого зверя Якутии из семейства парнокопытных. Его высота достигает 2-3 метра, вес приблизительно 600кг. Он - хороший пловец, но его век кроток, живет всего 17 лет. Зверь травоядный, питается листьями березы, зеленой травой и другими растениями (слайд 4).



Карточка №2: Задание: Даны примеры с решениями. Проверьте решения примеров, если решение верное, то в квадратике справа вставьте знак «+», а если решение неверное, то знак «-». Запишите в таблицу буквы, соответствующие верным ответам:



А  4,2 + 8,4 = 12,6

И  0,7 + 0,22 = 0,92

Ж 12,5 - 7,8 = 4,7

П  10 – 2,5 = 7,5

К  0,8 + 2,4 = 2,2

М 16,5 – 4,3 = 12,2

С  25,12 +5,6 = 42,7










7,5

0,92

4,7

12,2

12,6






(ответ: пижма).

Учитель: - Это лекарственное растение Якутии, которое растет летом у опушки леса, вблизи дорог, на лугах (слайд 4). В народной медицине этим растением лечат инфекционное заболевание. Врачи назначают больным в различных заболеваниях. Лекарство из этого растения продают в аптеках.



Учитель: - Ребята мы приплываем к селу Оннес, в котором находится природный памятник известный по всей Якутии. Перед нами видны красивейшие каменные скалы «Амгинские столбы», которые простираются вдоль реки Амга в основном между селами Ляги и Оннес (см. приложение 2). По раскопкам и свидетельству археологов Якутии на обширной территории этого села люди жили и живут не менее 6 тысяч лет. В нашем районе обнаружено более 30 археологических памятников, относящихся к различным ранним культурам. Среди них имеются 10 мест с наскальными писаницами (наскальные рисунки и рунические письмена, см. приложение 3) в устьях рек Сиибиктэ, Уккан, в местности Суруктаах – Хая и других, отражающие первобытные верования древнего населения Амги. Древние художники изобразили краска-охрой лосей, оленей, людей и руны (письменность саков). В местности Тангха сохранился оборонный амбар – уникальный памятник деревянного зодчества XIX века, свидетельство плотницкого мастерства наших предков. Амбар представляет собой двухэтажный сруб из отесанных бревен с двускатной крышей. Рядом с амбаром находились другие постройки: два жилых дома, ледник, сараи. Дом имел красивые наличники, украшенные резьбой. В селе есть памятник погибшим воинам-односельчанам в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, имеется музей имени Героя Социалистического труда, дояра Петра Ионовича Яковлева, кавалера трех орденов Ленина, заслуженного работника народного хозяйства республики, педагога, участника Великой Отечественной войны (слайд 5).

Учитель: - А сколько литров молока Яковлев П.И. надоил с одной коровы? Чтобы узнать устно все решим пример: 5880,6 + 119,4 =?

(ответ: П.И. Яковлев надоил рекордное количество молока – 6000 литров).



Учитель: - Мы проплывем около села Болугур. В местности «Сырдык Сулус», в 20 км от села Болугур находится место археологических раскопок каменного века, которые изучал известный историк и этнограф нашей республики А.И. Гоголев. Местность «Сырдык Сулус» - самое древнее поселение амгинцев. Наши предки кроме скотоводства, занимались кузнечным делом. Ковали орудия труда: ножи, ножницы и другие изделия, необходимые в хозяйстве, также изготовляли разные украшения из серебра, хозяйственную утварь из бересты (слайд 6). В селе Болугур найдено месторождение качественной глины, из которой теперь местные умельцы изготавливают керамические якутские посуды - чороны и другие красивые продукции с красивым якутским узором. Село привлекает многих амгинцев фермой Гольдерова Н.В., в которой разводят диких уток, фазанов, изюбров и енотов – нетрадионных для нашей местности млекопитающих, привезенных из южных республик. А ведь мы знаем, что наш край отличается от других регионов России суровым климатическим условием и нам интересно узнать, как эти птицы выживают в трескучих морозах нашего края.



Учитель: - Ребята мы плывем дальше. Подплываем к берегам села Покровка. Перед нами на левом берегу реки Амга появились бескрайние хлебные поля (слайд 6). В этом селе живут потомки первых землепашцев, и люди занимаются, в основном, земледелием: выращивают пшеницу, ячмень, овес. Здесь родились известные братья, оперные певцы Федор и Матвей Лобановы. Житель села, практик-селекционер Ф. В. Кривошеин вывел устойчивую пшеницу твердых сортов, которая дает высокий урожай в наших северных условиях. В каком году выведен сорт пшеницы «Победа»? Для этого решим пример (учитель дает всем задание детям).

Задание: Выполните: 1985, 17 – 41, 17 =?                                             (ответ: 1944г.)

Учитель: - Местный сорт пшеницы «Победа» был выведен в 1944 году. Этим сортом пшеницы раньше выпекали хлеб, якутскую лепешку.



Учитель: - Приближаемся к селу II – Чакыр. В селе живут известные в районе дояры, скотоводы, их потомки до сих пор занимаются скотоводством. Кроме этого наслег известен тем, что каждое лето из разных районов республики люди приезжают отдыхать, купаться на реке Амга и собирать вкусную ягоду (слайд 7). Угадайте что это? (дети угадывают).

Учитель: - Молодцы! Листья и ягоды земляники издревле применяются в медицине. Земляника очень полезна своими целебными свойствами для лечения разных болезней человека.



Учитель: - Давайте сделаем перерыв. Физкультминутка.

Упражнение: Ноги на ширине плеч. Вытяните руки вперед, затем поднимите вверх. После этого разведите руки в стороны и разверните ладони кверху, при этом пальцы должны смотреть назад, как бы соединяя лопатки. Плавно опустите руки вниз (учащиеся делают физупражнения).



Учитель: - Отдохнули и все пересядем на воздушный шар. Как вы сами догадались второй маршрут пройдет по наслегам, где не проходит река Амга. Эти села находятся вдали от реки Амга.

Второй маршрут: село Эмиссы – Село Алтанцы – с. Сатагай.

Учитель: - Ребята мы пролетаем над селом Эмиссы. С высоты птичьего полета видны озера этой местности. Озеро Ланкария внесено в список памятников природы из-за уникальных свойств воды. Вода в нем соленая. В этом селе родились известные люди в Якутии. Чтобы узнать их имена нажимайте таблицу под фотографиями (двое учеников нажимают окно в таблице, появляются имена земляков). Население села гордится своими земляками: олонхосут Тимофей Чээбий, народная певица Екатерина Захарова – Амма Куерегэйэ, народный поэт Якутии Владимир Михайлович Новиков – Куннук Урастыров (слайд 8).



Учитель: - Мы летим над селом Алтанцы. Когда-то здесь добывали железную руду. Потомственные кузнецы ковали мечи, копья, мотыги. Сельчане гордятся своими земляками - мелодистом и певцом Валерием Ноевым, оперной певицей Айталиной Адамовой, женщинами – учеными Никитиной Е.С., Алексеевой Г.И. (слайд 8). Раньше здесь было единственное учебное заведение в районе: профессиональной лицей №15, в котором обучали на механизатора, водителя, повара, художника, оператора ЭВМ. 

Учитель: - Прилетаем к селу Сатагай. Село Сатагай граничит с Мегино - Кангаласским районом. Село славится многими умельцами – мастерами кузнечного дела. Здесь жил и работал Герой Социалистического труда Тимофей Спиридонович Лукин (слайд 9). Кем он работал?                                                  

                                                                                               (Ответ: табунщик - коневод)



Учитель: - Теперь мы перелетим на другой конец района. Все пересядем на автобус и продолжим наше увлекательное путешествие. Начинаем третий маршрут.

Третий маршрут: село Сулгача – село Соморсун – село Мяндиги – село Абага – село Бетюнь – село Чапчылган – село Амга.

Учитель: - Село Сулгача граничит с Чурапчинским районом. В этом маршруте мы охватили оставшиеся 7 наслегов (слайд 10). Давайте составим кроссворд «Угадай село», включая все эти села (учащиеся самостоятельно составляют кроссворд).

Учитель: - С 1921 по 1927 годов с некоторыми перерывами через эти наслеги прошли огненным смерчем ожесточенные сражения в гражданской войне. По подсчетам местных краеведов на территории Амгинского района произошло 27 сражений между защитниками советской власти и её противниками. По этим дорогам войны наступали и отступали белогвардейские войска (защитники власти царя) с самого Охотского моря по Амгино – Аянскому тракту, продвигались к селу Амга и повстанческие отряды Михаила Артемьева, отряда В. Коробейникова, конфедералисты (приложение 3). Одно из наиболее известных событий – «Ледяная осада», происходившая в местности «Сасыл Сысы». В аласе Билистях была разгромлена дружина генерала А. Пепеляева. Все эти годы с обеих сторон погибло много бойцов. Во время этих кровопролитных сражений хозяйства этих наслегов были полностью разрушены. Мирная жизнь у нас досталась дорогой ценой. Восстановление хозяйств сельских жителей было долгим и трудным. Старшее поколение работало не покладая рук от зари до глубокой ночи, и они победили нищету и разруху. Мы благодарим наших предков за наше счастливое детство. Низкий им поклон!



Учитель: - Мы подходим к завершению нашего путешествия. Приближаемся к центру Амгинского района. Село Амга – Слобода основана в 1652 году. Основал боярский сын Воин Богданов, прибывший с крестьянами из центральных губерний для занятия земледелием и хлебопашеством. С середины XIX века Амгинская слобода становится местом политической ссылки. Теперь проведем тест-викторину (слайд 11):

1.Сколько всего было политссыльных в Амгинском улусе:

           а) 200      б) 179       в) 216?                                          (ответ: 216 политссыльных)


2. Назовите имя наиболее известного политссыльного в Амге:

      а) Л.М. Пекарский       б) В.Г. Короленко             в) М.А. Натансон.

(ответ: В.Г. Короленко).


3. Ольга Петровна Иванова – Сидоркевич – заслуженный работник культуры ЯАССР, а кем она была:

               а) патриот        б) поэт       в) писатель?

(ответ: О.П. Иванова – Сидоркевич была патриотом своей малой родины, руководителем детской экологической экспедиции, общественницей и защитником бассейна реки Амга).


4. Каким видом спорта занимался известный спортсмен Николай Семенович Захаров – Сахаачча:

           а) волейбол        б) вольная борьба         в) лыжные гонки?

(Ответ: вольная борьба)


5. Герой социалистического труда, академик с мировым именем Леонид Васильевич Киренский родился в селе Амга, но жил и работал в г. Красноярске. Кем он был:

          а) врач           б) физик – магнитолог      в) инженер – строитель?

(ответ: физик-магнитолог)



Учитель: - Дорогие ребята! Сегодня вы на уроке узнали много полезной информации о своем районе, о тружениках села, замечательных памятниках природы. Наш улус богат своими историческими событиями, о которых сложены различные легенды, много сказаний о предках, до сих пор слагаются стихи поэтами о красоте природы и поются песни молодыми людьми. В знак благодарности, любви и уважения к старшему поколению мы не должны забывать их самоотверженный труд во блага развития сельского хозяйства района. Изучайте историю родного края по первоисточникам и художественной литературе. Мы должны сохранять достопримечательности нашего улуса, оберегать нашу природу, нашу кормилицу - чистейшую реку Амга и передать их в первозданном виде к будущему молодому поколению! До новых встреч в нашей славной Амгинской земле!



Использованная литература

1. Виленкин Н.Я. Математика: учебник, 5 класс, 2020г.

2. Захарова В.И., Быстрова А.В. и др. Атлас Амгинского улуса, 2002г.

3. Онуфриева С. И. и др. Амгинский улус, 2003г.

4. Сайт Амгинского улуса Республики Саха (Якутия).





ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Карта Амгинского района Республики Саха (Якутия)

t1612605152aa.jpg


Приложение 2

Природный памятник – «Амгинские столбы», село Оннес.
t1612605152ab.jpg



Приложение 3

Амгино – Аянский тракт, XVIIXX в.

t1612605152ac.jpg
































презентация урока по математике 5 кл
PPTX / 5.47 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.