Методическая разработка урока географии в 5 классе «Путешествие по Евразии»

1
0
Материал опубликован 5 March 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51 имени Героя Советского Союза генерал – полковника Шевцова И.А.

г. Оренбурга

Методическая разработка урока географии

по теме «Путешествие по Евразии»

                                                                    Подготовила:

Третьякова Нина Анатольевна,

                                                                              учитель географии

                                                                               МОБУ «СОШ № 51»

                                                                                                     г. Оренбурга

 

Методическая разработка урока географии

5 класс

Тема «Путешествие по Евразии».

Методологическая база:

УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкого, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, коммуникационная, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Открыть новые знания о закономерностях природы континента Евразия, ее разнообразии.

Задачи: Учиться характеризовать географическое положение материка, понимать закономерности разнообразия природы, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту учебника, карточкам - заданиям и картам. Называть и показывать на карте географические объекты на карте Евразии по теме урока. Развивать умения работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Определять ГП Евразии, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Евразии, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.

Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя: Солнышко весеннее

в окно гладит на нас,

С хорошим настроением урок начнем сейчас!

Здравствуйте дорогие ребята, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и задумчивое,

Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе.

Розовый лучик – великолепное

Голубой – хорошее

Желтый – чудесное

Коричневый – тоскливое

Зеленый – нормальное

Черный – мрачное

Серый – так себе

(под красивую музыку дети прикрепляют свои лучики)

Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Приветствуют учителя


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить составленный пазл.

Раздать учащимся разрезанную карту материка Евразия.

А как вы думает, почему именно этот материк мы будем изучать первым?

Диалог с учителем.

Отвечают на вопросы
 

Собирают пазл, определяют материк

Отвечают, что на территории Евразии находится Россия – наша Родина

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

3. Этап изучения новых знаний и способов действий

Постановка учебной цели.

Поиск информации

Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока

« Путешествие по Евразии».

Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете:

О размерах и географическом положении материка.

О природных «рекордсменах» материка.

Почему природа материка разнообразна.

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы?

Раздает индивидуальные маршрутные листы.

- Итак, своё путешествие по Евразии мы начнем с географического положения материка.

(раздает памятки)

План ГП:

Размеры материка.

Океаны и моря, омывающие материк.

Соседние материки.

Части света.

Рассказ учителя о частях света материка.

Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.

 

Задания по группам: (раздает карточки – задания, фото географических объектов)

1группа - Особенности рельефа материка

2группа – Особенности климата

3 группа – Внутренние воды Евразии

4 группа – Особенности растительного и животного мира

5 группа – Население материка.

Слово предоставляется представителям из групп.

Работают с физической картой полушарий и учебником.

Ученики у доски дают характеристику ГП.

Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря. Работают с картой атласа.

Заполняют маршрутные листы (задание 1)

Выполняют задания в карточках с помощью текста учебника и атласа, составляют тексты – описания, представляют материал другим учащимся, прикрепляют к карте фото объектов.

Оценивают выступления представителей групп.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Физминутка

Давайте немножко отдохнём.

   
 

Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы?

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Заполняют маршрутные листы (задание 2)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Чему равна площадь Евразии?

Какие две части света образуют материк Евразия?

Какими океанами омывается территория Евразии?

С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком?

Как называется самая крупная по площади равнина материка?

Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира?

Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии?

Какие государства Евразии самые крупные по площади?

Какие государства Евразии самые крупные по численности населения?

В какой части света расположены высочайшие горы Земли?

Самое большое озеро - Каспийское - 396 тыс. км ²

Самое глубокое озеро - Байкал - 1642 м.

Самые высокие горы - Гималаи -Эверест - 8848 м.

Самое холодное место в Сев. полушарии - п. Оймякон - 71 ◦С

Самое влажное место на Земле - Индия - г. Черапунджи - 12 тыс. мм

Отвечают на вопросы. Корректируют ответы свои и одноклассников.

Личностные УУД: формирование мотивации

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные УУД: анализ, синтез.

5.Этап обобщения и подведения итогов

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону.

Задание: Выберите верные утверждения.

1. Евразия включает в себя две части света. (+)

2. Материк омывается водами всех океанов Земли (+)

3. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-)

4. Евразия - самый жаркий материк. (-)

5. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+)

6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+)

Выставляют оценки в маршрутные листы.

Выполняют самостоятельную работу и выставляют друг – другу оценки

Личностные УУД: формирование мотивации

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные УУД: анализ, синтез.

6.Этап рефлексии

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Беседа с учащимися.

Предлагает составить синквейн.

Используется прием «Острова» (на доске прикрепляет острова «Знаний», «Страха», «Скуки», «Мечты», «Уверенности».

Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах.

Зачитывают синквейны. На доску прикрепляют кораблики к островам.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

7. Этап информации о домашнем задании

Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.

П.21. выполнить задания на выбор:

1) в рабочей тетради разгадать кроссворд.

2) обозначить географические объекты на контурной карте.

3) составить публицистический рассказ (5 предложений) о материке Евразия с ошибками (письменно в рабочих тетрадях).

4) Разработать туристический маршрут – проект по достопримечательностям материка.

Задают необходимые вопросы. Записывают д/з.

Личностные УУД: формирование мотивации.

Оренбург – 2017
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.