Методическая разработка урока географии в 5 классе «Путешествие по Евразии»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 имени Героя Советского Союза генерал – полковника Шевцова И.А.
г. Оренбурга
Методическая разработка урока географии
по теме «Путешествие по Евразии»
Подготовила:
Третьякова Нина Анатольевна,
учитель географии
МОБУ «СОШ № 51»
г. Оренбурга
Методическая разработка урока географии
5 класс
Тема «Путешествие по Евразии».
Методологическая база:
УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкого, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, коммуникационная, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Открыть новые знания о закономерностях природы континента Евразия, ее разнообразии.
Задачи: Учиться характеризовать географическое положение материка, понимать закономерности разнообразия природы, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту учебника, карточкам - заданиям и картам. Называть и показывать на карте географические объекты на карте Евразии по теме урока. Развивать умения работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Определять ГП Евразии, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Евразии, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: |
Приветственное слово учителя: Солнышко весеннее в окно гладит на нас, С хорошим настроением урок начнем сейчас! Здравствуйте дорогие ребята, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и задумчивое, Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. Розовый лучик – великолепное Голубой – хорошее Желтый – чудесное Коричневый – тоскливое Зеленый – нормальное Черный – мрачное Серый – так себе (под красивую музыку дети прикрепляют свои лучики) Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. |
Приветствуют учителя |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить составленный пазл. Раздать учащимся разрезанную карту материка Евразия. А как вы думает, почему именно этот материк мы будем изучать первым? |
Диалог с учителем. Отвечают на вопросы Собирают пазл, определяют материк Отвечают, что на территории Евразии находится Россия – наша Родина |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели. Поиск информации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. |
-Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Евразии». Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: О размерах и географическом положении материка. О природных «рекордсменах» материка. Почему природа материка разнообразна. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? Раздает индивидуальные маршрутные листы. - Итак, своё путешествие по Евразии мы начнем с географического положения материка. (раздает памятки) План ГП: Размеры материка. Океаны и моря, омывающие материк. Соседние материки. Части света. Рассказ учителя о частях света материка. Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.
Задания по группам: (раздает карточки – задания, фото географических объектов) 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Евразии 4 группа – Особенности растительного и животного мира 5 группа – Население материка. Слово предоставляется представителям из групп. |
Работают с физической картой полушарий и учебником. Ученики у доски дают характеристику ГП. Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря. Работают с картой атласа. Заполняют маршрутные листы (задание 1) Выполняют задания в карточках с помощью текста учебника и атласа, составляют тексты – описания, представляют материал другим учащимся, прикрепляют к карте фото объектов. Оценивают выступления представителей групп. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Физминутка |
Давайте немножко отдохнём. |
||
Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? |
Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Заполняют маршрутные листы (задание 2) |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
|
4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. |
Чему равна площадь Евразии? Какие две части света образуют материк Евразия? Какими океанами омывается территория Евразии? С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком? Как называется самая крупная по площади равнина материка? Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира? Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии? Какие государства Евразии самые крупные по площади? Какие государства Евразии самые крупные по численности населения? В какой части света расположены высочайшие горы Земли? Самое большое озеро - Каспийское - 396 тыс. км ² Самое глубокое озеро - Байкал - 1642 м. Самые высокие горы - Гималаи -Эверест - 8848 м. Самое холодное место в Сев. полушарии - п. Оймякон - 71 ◦С Самое влажное место на Земле - Индия - г. Черапунджи - 12 тыс. мм |
Отвечают на вопросы. Корректируют ответы свои и одноклассников. |
Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез. |
5.Этап обобщения и подведения итогов Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. |
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону. Задание: Выберите верные утверждения. 1. Евразия включает в себя две части света. (+) 2. Материк омывается водами всех океанов Земли (+) 3. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-) 4. Евразия - самый жаркий материк. (-) 5. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+) 6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+) Выставляют оценки в маршрутные листы. |
Выполняют самостоятельную работу и выставляют друг – другу оценки |
Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез. |
6.Этап рефлексии Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. |
Беседа с учащимися. Предлагает составить синквейн. Используется прием «Острова» (на доске прикрепляет острова «Знаний», «Страха», «Скуки», «Мечты», «Уверенности». |
Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. Зачитывают синквейны. На доску прикрепляют кораблики к островам. |
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
7. Этап информации о домашнем задании Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. |
П.21. выполнить задания на выбор: 1) в рабочей тетради разгадать кроссворд. 2) обозначить географические объекты на контурной карте. 3) составить публицистический рассказ (5 предложений) о материке Евразия с ошибками (письменно в рабочих тетрадях). 4) Разработать туристический маршрут – проект по достопримечательностям материка. |
Задают необходимые вопросы. Записывают д/з. |
Личностные УУД: формирование мотивации. |