Разработка урока по краеведению «Путешествие в бронзовый век» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 27 October 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Приложение 1

План-конспект урока по историческому краеведению

«Путешествие в бронзовый век»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

  • познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.

Задачи:

  • Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом веке.
  • Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.
  • Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.
  • Коммуникативная: развивать умения работы в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

Метапредметные: развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей

Предметные:  развитие умений работать с изобразительными источниками

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.

Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.

Ход урока:

Актуализация знаний ( 7 минут)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побывать в роли ученых - археологов и поучаствовать в работе археологической экспедиции. (Слайд №1)

Она проходила на территории нашего края – близ деревни Новониколаевка Челябинской области (слайд № 2).

Здесь, на берегу реки Карталы - Аят в ходе разведки археологи обнаружили остатки жизни людей и пришли к выводу, что здесь находилось поселение – место, где долгое время жили люди. (Слайд №3, 4)

Но когда жили эти люди, чем занимались? Сегодня вам предстоит ответить на эти вопросы.

Давайте вспомним, что такое археология? (Это наука, исследующая жизнь людей прошлого по материальным останкам их деятельности) К какому виду исторических источников относятся археологические находки? (вещественные)

Какова цель археологических раскопок? (Задача археологов – не просто извлечь артефакты из земли. Археологи тщательно исследуют находки и пытаются с их помощью узнать о том, как жили люди в прошлом).

Именно это вы и попытаетесь сделать.

У вас на столах лежат фотографии с артефактами, которые были найдены входе раскопок. Ваша задача – предположить, что это за предметы и на основании этого сделать вывод о занятиях и образе жизни людей того времени.

1 группа – фрагменты костей животных и изделий из кости (пряслице и костяное шило).

2 группа – фрагменты керамических сосудов.

3 группа – каменные орудия (пест, зернотерка, шлифовальный камень).

4 группа – изделия из бронзы (нож, фрагмент серпа, бронзовая скрепка для сосуда).

На работу в группах дается 4-5 минут. Затем – презентация результатов- 12 минут. Учитель выслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.

Физкультминутка (5 минут)

Вы молодцы, потрудились не хуже настоящих ученых, а теперь давайте немного отдохнем и представим себя древними гончарами. Они берут кусок глины и разминают его, чтобы он стал мягким, податливым и из него получился красивый сосуд. (Упражнение для пальцев рук) Древние земледельцы берут в руки мотыги и вспахивают землю, чтобы посеять зерно и вырастить урожай. (Наклоны вперед). Кузнецы поднимают тяжелый молоток и куют металл. (Наклоны в стороны). А вечером шаман проводит обряд, чтобы племя не пострадало от голода и болезней. (Тянемся вверх).

Закрепление материала (7 минут)

Учащиеся слушают рассказ учителя и делают записи в тетради.

(Слайд № 5)

А теперь давайте подведем итоги.

Бронзовый век – это период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать бронзу (сплав меди и олова). В нашем крае даты эпохи бронзы 2- 3, 5 тысячи лет назад. Люди селились по берегам рек и озер. Их основными занятиями было мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. Так как стада были довольно большими, то скот пасли на расстоянии 10-12 км. от жилища. Об этом свидетельствует множество костей коров и лошадей, найденных на поселении. При этом люди продолжали изготавливать орудия из кости – археологи нашли фрагмент костяного шила и костяное пряслице.

(Слайд № 6)

К тому времени люди уже умели изготавливать довольно качественную и красивую керамическую посуды - сотрудники лаборатории сумели выделить фрагменты 242 сосудов. (Слайд №7)

Среди каменных орудий труда были найдены зернотерка и пест для перетирания зерна в муку, а также шлифовальный камень, на котором, возможно, точили металлические орудия. (Слайд № 8)

Еще одна группа находок – это изделия из бронзы. Среди них - нож, и предположительно фрагмент серпа, который сломался и был переделан в нож. Добыча и выплавка металла требовала очень много труда, поэтому металл очень ценился и люди старались найти применение даже сломанным орудиям. Была найдена скрепка от сосуда. Ей скрепляли треснувшие сосуды, чтобы трещина не пошла дальше и его можно было использовать для хранения сыпучих продуктов. (Слайд №9)

Кроме этих находок археологи обнаружили так называемые столбовые ямки – в древности в них были вкопаны столбы, которые составляли каркас жилища. (Слайд №10)

Это были полуземлянки глубиной до 1 метра. Пол в них был земляной, стены делали из бревен, которые обмазывали глиной и утепляли дёрном. Дома располагались параллельно друг к другу, выходом к реке. На территории жилища археологи нашли следы 6 очагов. Вот как выглядит реконструкция дома.

(Слайд № 11)

К особо интересным находкам можно отнести амулеты, сделанные из клыков животного, предположительно собаки. Возможно, люди того времени стремились с их помощью уберечь себя от злых духов. (Слайд № 12)

Рефлексия (3 минуты)

А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение на уроке. (Слайд № 13)

Спасибо за урок! (Слайд № 14)


Путешествие в бронзовый век
PPT / 9.35 Мб

Предварительный просмотр презентации

Путешествие в бронзовый век

Вид до начала раскопок и после

Занятия людей эпохи бронзы : 1)отгонное скотоводство (лошади, коровы, овцы) 2)мотыжное земледелие (пшеница, рожь, просо) 3)охота (лось, косуля, кабан, бобр, заяц, лиса, медведь) 4)собирательство (ножи для срезания веток растений) 5) обработка металла ( изделия из бронзы)

ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОСТИ

керамика

ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ

БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

СТОЛБОВЫЕ ЯМКИ

ЖИЛИЩА

АМУЛЕТЫ ИЗ КЛЫКОВ

Рефлексия На уроке я узнал… Мне было интересно… Мне понравилось… Меня удивило, что… Мне было сложно…

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.