Разработка урока по краеведению «Путешествие в бронзовый век» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Приложение 1
План-конспект урока по историческому краеведению
«Путешествие в бронзовый век»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока:
- познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.
Задачи:
- Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом веке.
- Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.
- Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.
- Коммуникативная: развивать умения работы в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науке
Метапредметные: развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей
Предметные: развитие умений работать с изобразительными источниками
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.
Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.
Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.
Ход урока:
Актуализация знаний ( 7 минут)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побывать в роли ученых - археологов и поучаствовать в работе археологической экспедиции. (Слайд №1)
Она проходила на территории нашего края – близ деревни Новониколаевка Челябинской области (слайд № 2).
Здесь, на берегу реки Карталы - Аят в ходе разведки археологи обнаружили остатки жизни людей и пришли к выводу, что здесь находилось поселение – место, где долгое время жили люди. (Слайд №3, 4)
Но когда жили эти люди, чем занимались? Сегодня вам предстоит ответить на эти вопросы.
Давайте вспомним, что такое археология? (Это наука, исследующая жизнь людей прошлого по материальным останкам их деятельности) К какому виду исторических источников относятся археологические находки? (вещественные)
Какова цель археологических раскопок? (Задача археологов – не просто извлечь артефакты из земли. Археологи тщательно исследуют находки и пытаются с их помощью узнать о том, как жили люди в прошлом).
Именно это вы и попытаетесь сделать.
У вас на столах лежат фотографии с артефактами, которые были найдены входе раскопок. Ваша задача – предположить, что это за предметы и на основании этого сделать вывод о занятиях и образе жизни людей того времени.
1 группа – фрагменты костей животных и изделий из кости (пряслице и костяное шило).
2 группа – фрагменты керамических сосудов.
3 группа – каменные орудия (пест, зернотерка, шлифовальный камень).
4 группа – изделия из бронзы (нож, фрагмент серпа, бронзовая скрепка для сосуда).
На работу в группах дается 4-5 минут. Затем – презентация результатов- 12 минут. Учитель выслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.
Физкультминутка (5 минут)
Вы молодцы, потрудились не хуже настоящих ученых, а теперь давайте немного отдохнем и представим себя древними гончарами. Они берут кусок глины и разминают его, чтобы он стал мягким, податливым и из него получился красивый сосуд. (Упражнение для пальцев рук) Древние земледельцы берут в руки мотыги и вспахивают землю, чтобы посеять зерно и вырастить урожай. (Наклоны вперед). Кузнецы поднимают тяжелый молоток и куют металл. (Наклоны в стороны). А вечером шаман проводит обряд, чтобы племя не пострадало от голода и болезней. (Тянемся вверх).
Закрепление материала (7 минут)
Учащиеся слушают рассказ учителя и делают записи в тетради.
(Слайд № 5)
А теперь давайте подведем итоги.
Бронзовый век – это период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать бронзу (сплав меди и олова). В нашем крае даты эпохи бронзы 2- 3, 5 тысячи лет назад. Люди селились по берегам рек и озер. Их основными занятиями было мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. Так как стада были довольно большими, то скот пасли на расстоянии 10-12 км. от жилища. Об этом свидетельствует множество костей коров и лошадей, найденных на поселении. При этом люди продолжали изготавливать орудия из кости – археологи нашли фрагмент костяного шила и костяное пряслице.
(Слайд № 6)
К тому времени люди уже умели изготавливать довольно качественную и красивую керамическую посуды - сотрудники лаборатории сумели выделить фрагменты 242 сосудов. (Слайд №7)
Среди каменных орудий труда были найдены зернотерка и пест для перетирания зерна в муку, а также шлифовальный камень, на котором, возможно, точили металлические орудия. (Слайд № 8)
Еще одна группа находок – это изделия из бронзы. Среди них - нож, и предположительно фрагмент серпа, который сломался и был переделан в нож. Добыча и выплавка металла требовала очень много труда, поэтому металл очень ценился и люди старались найти применение даже сломанным орудиям. Была найдена скрепка от сосуда. Ей скрепляли треснувшие сосуды, чтобы трещина не пошла дальше и его можно было использовать для хранения сыпучих продуктов. (Слайд №9)
Кроме этих находок археологи обнаружили так называемые столбовые ямки – в древности в них были вкопаны столбы, которые составляли каркас жилища. (Слайд №10)
Это были полуземлянки глубиной до 1 метра. Пол в них был земляной, стены делали из бревен, которые обмазывали глиной и утепляли дёрном. Дома располагались параллельно друг к другу, выходом к реке. На территории жилища археологи нашли следы 6 очагов. Вот как выглядит реконструкция дома.
(Слайд № 11)
К особо интересным находкам можно отнести амулеты, сделанные из клыков животного, предположительно собаки. Возможно, люди того времени стремились с их помощью уберечь себя от злых духов. (Слайд № 12)
Рефлексия (3 минуты)
А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение на уроке. (Слайд № 13)
Спасибо за урок! (Слайд № 14)