12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Ильинская20

Ф.И.О учителя Ильинская Елена Николаевна

Район, школа г. Сухиничи МКОУ «Средняя школа №1»

Класс 3

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема: Экологическая безопасность.

Цель урока: знакомство с понятием и правилами личной экологической безопасности, цепью загрязнения.

Планируемые результаты.

Личностные: формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний.

Метапредметные.

Познавательные: определять характер взаимоотношения человека с природой, выделять экологические проблемы, намечать пути их решения, строить «цепи загрязнения» осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, материала учебника и других источников.

Регулятивные: умение определять тему и цель урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: допускать существование разных точек зрения, учиться строить речевое высказывание в устной форме.


 

Этапы урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

1.Оргмомент

Настрой на работу, создание

эмоционального настроя.

Вам тепло? Да.
Вам светло? Да.
Прозвенел звонок? Да.
Начался урок? Да.
Хотите учиться? Да.
Можете садиться.

Я хочу, чтобы наш урок прошёл с пользой. Для этого вам надо быть внимательными и активными.

Включение в работу по содержанию стихотворения.

Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, активному включению в урок.

2.Актуализация ранее изученного.

3. Введение в тему урока.

Активизация и актуализация опорных знаний и умений.

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела “Наша безопасность”.

- Как вы понимаете слово безопасность?
- Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека?


 

Оказывается, опасности могут нас поджидать и в нашем общем доме, в окружающей нас среде. И виноват в этом чаще всего сам человек.

Давайте посмотрим фильм.

- На какие 2 части можно разделить фильм?

- С каким настроением смотрели первую часть?

Как изменилось ваше настроение при просмотре 2 части?

- Что произошло?

- Что такое экология?

Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой.

Что является окружающей средой для человека?

Ребята, у вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека.

К сожалению, окружающая нас среда находится в опасности. Виноват в этом человек. Природа ответит ему экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите.


 

Безопасность – защита от опасности.

Животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др.

Просматривают ролик «Как прекрасен этот мир».

Анализируют части фильма.

Произошло нарушение экологии.

Дети предлагают ответы.

Выслушиваются ответы детей.

Дети дописывают слова.

Коммуникативные: умение слушать учителя и своих товарищей, высказывать своё мнение.

Познавательные: формируем умение устанавливать аналогии; самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера.

4. Определение темы и цели урока.

Создание условий для включения детей в учебную деятельность.

- О какой же безопасности мы сегодня будем говорить?

Это и будет темой урока.

- Что же мы должны усвоить?

Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

- Зачем мы должны это знать?

Об экологической.

Предположительные ответы детей.

Регулятивные: умение определять тему урока и выводить цель.

5. Открытие нового знания.

Формирование у учащихся общих знаний:

Экологическая безопасность

Цепь загрязнения

Составить правила личной экологической безопасности

Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

Давайте проверим себя по учебнику. Откроем стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность.

Так что же такое экологическая безопасность?

- Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.

1. Поговорим о воздухе.

-Что нужно делать человеку, чтобы предотвратить загрязнение воздуха? Ответ вы найдёте в учебнике «Как защититься от загрязнённого воздуха» с 31.

2. Теперь поговорим о воде.

Сейчас нам расскажут дети, как они провели выходной.

- Приходилось ли вам наблюдать такие картины в природе?

- Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми отходами в природе, которые остаются после человека?

- Куда может попасть весь мусор, если его оставить на берегу реки?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вот такая грустная история!

- Что забыли сделать ребята, уходя домой?

Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения.

- Как же можно защититься от загрязнённой воды?

- А какую воду вы употребляете дома для питья?

- У кого из вас есть дома бытовой фильтр?

При помощи фильтра мы очищаем воду. Так в наш организм меньше попадёт вредных веществ.

Как защититься от загрязненной воды?


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Что же ещё необходимо для жизни человека?

Давайте отправимся на ярмарку продуктов и купим товар, который нам понравится.

- Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров.

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

- Что объединяет все факты?

Движение загрязняющих веществ от окружающей среды к человеку так и называется «цепь загрязнения».

Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

А сейчас следующее задание. Расположите числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.


 


 


 

Какое слово у вас получилось?

Кто такой эколог?

Выслушивают ответы детей.

Определение разбито на слова, слова расклеены по классу. Дети из слов составляют определение.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

Воздух, вода, продукты питания.

Сообщения детей.

Карточка 1. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей.
Карточка 2. Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территорий, где происходят испытания ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях.

Карточка 3. Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

Карточка 4.

В доме имеется множество возможных источников загрязнения воздуха, и его качество в разных домах может быть различным. Наиболее важные источники загрязнения:

курение табака, отделочные материалы, которые могут привести к значительному кратковременному увеличению загрязнения воздуха.

Дети зачитывают из учебника, затем находят в классе памятку и помещают её на экологическое панно).

Как защититься от загрязненного воздуха.

- Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

- Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

- Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

- Попроси взрослых не курить в квартире.

- Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

- Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Инсценируют стихотворение.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят,
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!


 


 


 


 


 


 


 


 

Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти!


 

Дети читают карточку и помещают её на экологическое панно.

-Нельзя купаться возле промышленных стоков.

- Пей только кипяченую воду.

- Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

Продукты.

Инсценирование.

Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. Ученики поднимают руки на понравившийся товар и получают его.

- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!

- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!

- Мои грибочки из берёзового лесочка!

- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!

- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!

- А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!

Называют, затем находят карточку и помещают её на панно.

- Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.

- Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

- Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

- В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Загрязненные вещества движутся по цепочке и попадают в организм человека.

Работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения.

(Грязная река – рыба – человек – больница.)

(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.)

(Огород возле завода – овощи – человек – больница.)

Л             7 х 8 – 26 =  (30)
Г              9 + 9 х 9 =  (90)
К             6 х 4 – 10  =  (14)
О             5 х 5 + 1 =  (26)
Э             2 х 6 – 3 =  (9)
О             75 – 6 х 7 =  (5)

Эколог.

Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.

Личностные: формировать положительное отношение к процессу овладения новыми знаниями.

Регулятивные: высказывать своё мнение по решаемой проблеме, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.

Коммуникативные: умение аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость по отношению к высказыванию других.

6. Закрепление нового.

Систематизация знаний.

А теперь проверим, что вы усвоили из сегодняшнего урока. Перед вами мини-тест, ответьте на его вопросы.

Мини-тест.

1. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества;
п) загрязняющие вещества, попавшие в организм человека, животных, а затем оказавшиеся в продуктах питания;

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

в) через воздух, воду, почву;
р) через воздух, воду и продукты питания;

3. Что такое экологическая безопасность?

а) как растения, животные и люди живут вместе , влияют на окружающую среду;
о) это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды;

4. Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха?

к) отойти в сторону;
г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух;

5. Как защититься от загрязнённой воды?

м) не пей грязную воду;
н) научись пользоваться загрязнённым фильтром;

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

0) мой овощи и фрукты;
а) пользуйся экологически чистыми продуктами

7. Цепь загрязнения

с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы приводит к гибели насекомых, ядовит дым

Познавательные: осуществлять поиск информации из собственных наблюдений и умение правильно поступать в разных жизненных ситуациях экологической направленности.

7. Домашнее задание.

На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло полученные знания.

а) Придумать вопросы к интервью об экологической безопасности (воздуха, воды) помоги Робинзону Крузо.

б) Нарисовать знаки экологической безопасности, составить цепь загрязнения.

 

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию.

8. Итог урока.

Анализ успешности овладения полученными знаниями и способами деятельности

- Что нового вы узнали об экологической безопасности человека?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Что больше всего запомнилось?

 

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, выделять возникающие трудности и способы их устранения.

9. Рефлексия.

 

- Что на уроке вам показалось особенно интересным?

- Какой вывод сделали для себя?

 

Регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность на уроке.


 

Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета «Окружающий мир». Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Урок по изучению этой темы ориентирован на самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенных проблемных ситуаций, выполнения заданий в парах, работе по инструкции.

Структура урока предполагает вовлечение каждого учащегося в деятельность, развитие его познавательного интереса, умения выдвигать гипотезы и принимать решения, работать самостоятельно и в паре, контролировать свою работу и оценивать ее выполнение.

Работа с материалом с последующим его проговариванием учениками позволяет убедиться в практической значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он относится к окружающей среде, ведь человек и природа тесно связаны между собой.

Выполнение отдельных заданий помогут применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.