Урок окружающего мира в 3 классе «Экологическая безопасность»
Ф.И.О учителя Ильинская Елена Николаевна
Район, школа г. Сухиничи МКОУ «Средняя школа №1»
Класс 3
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Тема: Экологическая безопасность.
Цель урока: знакомство с понятием и правилами личной экологической безопасности, цепью загрязнения.
Планируемые результаты.
Личностные: формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний.
Метапредметные.
Познавательные: определять характер взаимоотношения человека с природой, выделять экологические проблемы, намечать пути их решения, строить «цепи загрязнения» осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, материала учебника и других источников.
Регулятивные: умение определять тему и цель урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: допускать существование разных точек зрения, учиться строить речевое высказывание в устной форме.
Этапы урока |
Задача – результат каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД, формируемые на каждом этапе |
1.Оргмомент |
Настрой на работу, создание эмоционального настроя. |
Вам тепло? Да. Я хочу, чтобы наш урок прошёл с пользой. Для этого вам надо быть внимательными и активными. |
Включение в работу по содержанию стихотворения. |
Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, активному включению в урок. |
2.Актуализация ранее изученного. 3. Введение в тему урока. |
Активизация и актуализация опорных знаний и умений. |
Сегодня мы заканчиваем изучение раздела “Наша безопасность”. - Как вы понимаете слово безопасность? Оказывается, опасности могут нас поджидать и в нашем общем доме, в окружающей нас среде. И виноват в этом чаще всего сам человек. Давайте посмотрим фильм. - На какие 2 части можно разделить фильм? - С каким настроением смотрели первую часть? Как изменилось ваше настроение при просмотре 2 части? - Что произошло? - Что такое экология? Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. −Что является окружающей средой для человека? Ребята, у вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека. К сожалению, окружающая нас среда находится в опасности. Виноват в этом человек. Природа ответит ему экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите.
|
Безопасность – защита от опасности. Животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др. Просматривают ролик «Как прекрасен этот мир». Анализируют части фильма. Произошло нарушение экологии. Дети предлагают ответы. Выслушиваются ответы детей. Дети дописывают слова. |
Коммуникативные: умение слушать учителя и своих товарищей, высказывать своё мнение. Познавательные: формируем умение устанавливать аналогии; самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера. |
4. Определение темы и цели урока. |
Создание условий для включения детей в учебную деятельность. |
- О какой же безопасности мы сегодня будем говорить? Это и будет темой урока. - Что же мы должны усвоить? Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. - Зачем мы должны это знать? |
Об экологической. Предположительные ответы детей. |
Регулятивные: умение определять тему урока и выводить цель. |
5. Открытие нового знания. |
Формирование у учащихся общих знаний: Экологическая безопасность Цепь загрязнения Составить правила личной экологической безопасности |
Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? Давайте проверим себя по учебнику. Откроем стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность. Так что же такое экологическая безопасность? - Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека. 1. Поговорим о воздухе. -Что нужно делать человеку, чтобы предотвратить загрязнение воздуха? Ответ вы найдёте в учебнике «Как защититься от загрязнённого воздуха» с 31. 2. Теперь поговорим о воде. Сейчас нам расскажут дети, как они провели выходной. - Приходилось ли вам наблюдать такие картины в природе? - Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми отходами в природе, которые остаются после человека? - Куда может попасть весь мусор, если его оставить на берегу реки?
Вот такая грустная история! - Что забыли сделать ребята, уходя домой? Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения. - Как же можно защититься от загрязнённой воды? - А какую воду вы употребляете дома для питья? - У кого из вас есть дома бытовой фильтр? При помощи фильтра мы очищаем воду. Так в наш организм меньше попадёт вредных веществ. Как защититься от загрязненной воды?
3. Что же ещё необходимо для жизни человека? Давайте отправимся на ярмарку продуктов и купим товар, который нам понравится. - Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? - Что объединяет все факты? Движение загрязняющих веществ от окружающей среды к человеку так и называется «цепь загрязнения». − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения. А сейчас следующее задание. Расположите числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.
– Какое слово у вас получилось? – Кто такой эколог? |
Выслушивают ответы детей. Определение разбито на слова, слова расклеены по классу. Дети из слов составляют определение. Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Воздух, вода, продукты питания. Сообщения детей. Карточка 1. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Карточка 3. Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах. Карточка 4. В доме имеется множество возможных источников загрязнения воздуха, и его качество в разных домах может быть различным. Наиболее важные источники загрязнения: курение табака, отделочные материалы, которые могут привести к значительному кратковременному увеличению загрязнения воздуха. Дети зачитывают из учебника, затем находят в классе памятку и помещают её на экологическое панно). Как защититься от загрязненного воздуха. - Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше. - Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем. - Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. - Попроси взрослых не курить в квартире. - Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. - Охраняя растения, сбережешь чистый воздух. Инсценируют стихотворение. Мы приехали на речку воскресенье провести,
Мы прошли, конечно, мимо…
Дети читают карточку и помещают её на экологическое панно. -Нельзя купаться возле промышленных стоков. - Пей только кипяченую воду. - Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра. Продукты. Инсценирование. Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. Ученики поднимают руки на понравившийся товар и получают его. - Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке! - А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя! - Мои грибочки из берёзового лесочка! - А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила! - Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки! - А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться! Называют, затем находят карточку и помещают её на панно. - Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. - Всегда тщательно мой овощи и фрукты. - Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке. - В магазине выбирай экологически чистые продукты. Загрязненные вещества движутся по цепочке и попадают в организм человека. Работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения. (Грязная река – рыба – человек – больница.) (Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.) (Огород возле завода – овощи – человек – больница.) Л 7 х 8 – 26 = (30) Эколог. Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. |
Личностные: формировать положительное отношение к процессу овладения новыми знаниями. Регулятивные: высказывать своё мнение по решаемой проблеме, вносить необходимые коррективы. Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач. Коммуникативные: умение аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость по отношению к высказыванию других. |
6. Закрепление нового. |
Систематизация знаний. |
А теперь проверим, что вы усвоили из сегодняшнего урока. Перед вами мини-тест, ответьте на его вопросы. |
Мини-тест. 1. Что такое цепь загрязнения? а) загрязняющие вещества; 2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества? в) через воздух, воду, почву; 3. Что такое экологическая безопасность? а) как растения, животные и люди живут вместе , влияют на окружающую среду; 4. Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха? к) отойти в сторону; 5. Как защититься от загрязнённой воды? м) не пей грязную воду; 6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания? 0) мой овощи и фрукты; 7. Цепь загрязнения с) вытоптанные тропинки; |
Познавательные: осуществлять поиск информации из собственных наблюдений и умение правильно поступать в разных жизненных ситуациях экологической направленности. |
7. Домашнее задание. |
На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло полученные знания. |
а) Придумать вопросы к интервью об экологической безопасности (воздуха, воды) помоги Робинзону Крузо. б) Нарисовать знаки экологической безопасности, составить цепь загрязнения. |
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию. |
|
8. Итог урока. |
Анализ успешности овладения полученными знаниями и способами деятельности |
- Что нового вы узнали об экологической безопасности человека? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? - Что больше всего запомнилось? |
Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, выделять возникающие трудности и способы их устранения. |
|
9. Рефлексия. |
- Что на уроке вам показалось особенно интересным? - Какой вывод сделали для себя? |
Регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность на уроке. |
Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета «Окружающий мир». Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.
Урок по изучению этой темы ориентирован на самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенных проблемных ситуаций, выполнения заданий в парах, работе по инструкции.
Структура урока предполагает вовлечение каждого учащегося в деятельность, развитие его познавательного интереса, умения выдвигать гипотезы и принимать решения, работать самостоятельно и в паре, контролировать свою работу и оценивать ее выполнение.
Работа с материалом с последующим его проговариванием учениками позволяет убедиться в практической значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он относится к окружающей среде, ведь человек и природа тесно связаны между собой.
Выполнение отдельных заданий помогут применять полученные знания в жизненных ситуациях.