Урок-соревнование по окружающему миру «Экологическая безопасность» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 1 November 2017 в группе

19.09.Урок – соревнование по окружающему миру «Экологическая безопасность»

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный

-Вот и новый день пришёл, радость , счастье нам привёл!

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Слушают учителя.

К

Основной

Постановка учебной задачи

– Что нужно человеку, чтобы жить? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
– Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять всё , что нас окружает.
– Как вы понимаете, слово «охрана»? (Охранять какой то объект и т.д.)

-Быть под охраной- что это значит? (быть в безопасности)


 

- А если говорить о природе, то а какой безопасности нужно говорить?

- Поставьте перед собой цели.

- Давайте посмотрим мультфильм Фиксики

-Что вы узнали?

Ребята, мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам на Чистую Планету. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны на Чистую планету поселить живые существа, а чтобы их оказалось как можно больше мы должны все задания на каждой станции выполнить верно.

Принимают и сохранят учебную задачу.

Р

2. Работа по теме урока

- Итак, отправляемся в путь и первая станция «Поляна Бабочки». Она предлагает вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. 
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. 
3. Плодородный слой Земли. 
4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

Ребята, давайте проговорим хором, без чего невозможна жизнь?
– Отчего загрязняется окружающая среда?
– Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
– Ребята, а вам известно слово «экология»?
«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. 
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.
Ребята, давайте прочтём вот в этой таблице, что же такое экология?

(Дети читают по таблице на слайде)

М

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Т

М

Р

Р

С

Н

А

У

К

А

Ч

О

Ч

Ч

С

В

Я

З

Я

Х

Р

М

Е

Ж

Д

У

С

С

Т

У

Ж

И

В

Ы

М

И

М

И

С

У

Щ

Е

С

Т

В

А

М

И

К

Р

И

Ь

О

К

Р

У

Ж

А

Ю

Щ

Е

Й

А

И

Х

Р

Р

С

Р

Е

Д

О

Й

М

Отправляемся дальше и мы оказались на станции «Старичка – Лесовичка», он предлагает нам экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Возьмите конверт зелёного цвета. Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.
За неделю только и было разговоров в классе, что о  будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Дети отвечают.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

П

3. Физминутка

Хорошо отправляемся дальше и мы попадаем на станцию «В сторожке лесника». Он предлагает нам немного отдохнуть.

Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.

 


 

4. Работа с учебником

Отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 29. Давайте прочтём. В тексте нам встретятся такие понятия, как «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность» и после прочтения вы мне скажите, что это такое?

Дети читают, а на слайде появляется схема.

Что такое цепь загрязнения? (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.)

А можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?
Всё что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.
Найдите эту формулировку в учебнике и зачитайте.

Уч-ся осуществляют учебные действия.

П

5. Межпредметная связь

Молодцы, отправляемся на следующую станцию «Экологическая». Задание такое. Расположить числа в порядке возрастания и вы прочтёте слово.

Л             7 х 8 – 26 =  (30)
Г              9 + 9 х 9 =  (90)
К             6 х 4 – 10  =  (14)
О             5 х 5 + 1 =  (26)
Э             2 х 6 – 3 =  (9)
О             75 – 6 х 7 =  (5)

Какое слово у вас получилось? (ЭКОЛОГ) (Учитель ставит знак ударения)
– Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)

Выполняют работу, анализируют.

П

6. Работа в парах

А сейчас, мы отправляемся на следующую станцию «Мы юные помощники природы». Ребята, у вас на столе лежит конверт с  листом красного цвета, возьмите пожалуйста и вам необходимо обвести кружком звёздочку. Это работа в парах, поэтому выполняем вместе парами.

1 ряд – правила экологической безопасности о воде.
2 ряд – правила экологической безопасности о воздухе.
3 ряд – правила экологической безопасности о продуктах питания.

Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;

Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;

Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;

Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;

Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;

Нельзя купаться возле промышленных стоков;

Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;

Попроси взрослых не курить в квартире;

Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;

Пей только кипячёную воду.

Молодцы, а сейчас там же в конверте найдите памятки, каждый свою и сравните, правильно ли вы сделали.


 

Принимают участие в работе в парах, высказывают собственное мнение, проводят самооценку.

К

7. Закрепление изученного материала

Молодцы, ребята, сейчас мы отправляемся на конечную станцию «Чистая Планета» и чтобы на неё попасть необходимо выполнить тест, который лежит у вас в конверте синего цвета. Я даю вам время, чтобы вы ответили. Но обратите внимание на то, что в конце теста семь клеток, вам необходимо выбранные варианты ответов вписывать в эти клетки и в итоге у вас должно получиться слово. (В это время жюри подводит итоги)

Тест на тему «Экологическая безопасность»

1. Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку;
П) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

В) через воздух, воду, почву;
Р) через воздух, воду и продукты питания.

3.  Что такое экологическая безопасность?

А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

К) отойди в сторону;
Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5. Как защититься от загрязнённой воды?

М) не пей грязную воду;
Н) научись пользоваться бытовым фильтром.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

О) мой овощи и фрукты;
А) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения.

С) вытоптанные тропинки;
З) сжигание листвы – гибель насекомых, дым (ядовит)

1

2

3

4

5

6

7

Какое слово получилось? (Прогноз)
– Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных, н-р, прогноз погоды.)
– Да ребята важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.


 

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.


 

П

Итог урока.

Итак, ребята мы с вами дошли до конечной станции «Чистая планета». За время нашего пути мы населяли нашу планету живыми существами и посмотрите в итоге какой красивой стала планета. А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать? (Соблюдать правила личной экологической безопасности) 
– Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
– Что же нового вы узнали на уроке?
– С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
– Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

Высказывают собственное мнение, адекватно оценивают свою работу.

Л

Д/задание

Комментарии домашнего задания

Выполнить работу в тетради стр.17 – 18, задание 1, 2, 3 (по выбору). 

– Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

1. Читайте книги о природе (животных и растениях)
2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.
3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом – определителем «От земли до неба»
4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

Уч-ся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Р

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.