Урок окружающего мира в 3 классе «Экологическая безопасность»
Тип урока: комбинированный урок изучения новых знаний и способов действий.
Форма урока: комбинированный, урок – проект.
Цель урока: формирование у учащихся знаний об экологической безопасности.
Задачи:
Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».
Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.
Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формирование начальных форм личностной рефлексии –регулятивные УУД;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействия в группах – коммуникативные УУД.
Предметные УУД:
- познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
- выполнять правила личной экологической безопасности,
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Методы обучения: словесный, частично – поисковый, наглядные, практические.
Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, метод учебного проекта, ИКТ.
Оборудование: презентация Power Point «Экологическая безопасность», компьютер, экран, вата, активированный уголь, воронка, марля, стакан с «грязной» водой, пустой стакан, инструкция для изготовления фильтра, картинки для составления цепи загрязнений, словарь, учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть А.А. Плешаков.
Учебно –методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 3 класс (2 часть) А.А. Плешаков.
План:
1. Организационно – мотивационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Изучение нового материала.
4. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
5. Рефлексия.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
по теме: «Экологическая безопасность»
Ход урока.
1. Организационно – мотивационный момент.
- Ребята, я рада видеть ваши улыбки, ваши глазки, и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
2. Постановка темы и цели урока.
- Закройте глаза и представьте голубой шар – нашу планету. Как она называется?
- А чем он отличается от других планет?
- Правильно, только на нашей планете есть жизнь. А что необходимо человеку для жизни?
- Сегодня природа находится в большой опасности. Мы часто слышим «плохая экология», «экологическая катастрофа». Как вы думаете почему?
- Правильно, происходит загрязнение окружающей среды.
- Я предлагаю вам побыть в роли учёных – экологов. Работать мы будем в группах. Каждая группа – это мини лаборатория. Для этого вспомним правила работы в группах.
- На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем составить памятку учёных – экологов, провести опыт. Итак, приступаем к работе.
- Мы с вами экологи. А что обозначает слово «экология»? Значение этого слова нам помогут вспомнить словарь.
I группа – находит в словаре значение слова «экология»
II и III группы - составляют по картинкам цепь загрязнения.
На работу вам даётся 3 минуты. Время пошло.
- Ваше время подошло к концу. Слушаем ребят I группы. Посмотрим, какие цепи загрязнения составили ребята II и III группы.
- Только ли природа в опасности?
- От любой опасности человек должен себя …. (защитить).
- От чего мы должны себя защищать?
-Защита от загрязнений окружающей среды имеет своё название. Вам поможет слово экология. Догадались?
- Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока. А как вы думаете, над какими вопросами мы с вами будем работать?
3. Изучение нового материала.
- Это серьёзные вопросы решаются взрослыми, но полностью решить эту проблему не удаётся. Хотите помочь взрослым?
- Тогда приступим к работе. На ваших столах лежат учебники. Вы должны внимательно прочесть статью учебника и написать правила защиты
I группа – от загрязнённого воздуха (стр. 33-34)
II группа – от загрязнённой воды (стр. 34- 35)
III группа – от загрязняющих веществ в продуктах питания (стр. 35)
- На листочках напишите правила защиты. Выбираете одного выступающего. На работу - 7 минут.
- Ваше время подходит к концу. (Выступление детей)
- Молодцы! Продолжим работу? В разделе «Наша безопасность» мы знакомились с дорожными знаками. Кто помнит, на какие группы можно разделить знаки?
-У вас на столах лежат 2 знака. Подумайте каким из этих знаков вы дополните свою памятку? Объясните свой выбор. На подготовку вам 2 минуты.
(Выступление детей)
4. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
-Молодцы! Но в жизни может быть много непредвиденных ситуаций. Посмотрите на экран. Что видите?
- Ребята разводят костёр. А как правильно это сделать? Помогайте мне.
(Дети вместе с учителем показывают как правильно развести костёр. Снимаем верхний слой земли, кладём его в сторонку, выкапываем неглубокую ямку, обкладываем кирпичами, складываем хворост, взрослые разводят костёр)
- Но вот беда! Закончилась питьевая вода! Что делать?
- Правильно, надо очистить речную воду. А как?
- У вас на столах лежит инструкция по изготовлению фильтра. Прочтите её внимательно. Вопросы есть?
- По два человека от группы подойдите к столу и возьмите всё необходимое для научного эксперимента. На эксперимент вам даётся 5 минут. Сделайте вывод.
-Всем лабораториям эксперимент удался? Какой вывод сделали?
-Покажите стаканчики с водой. И сейчас мы её выпьем!
-А почему нельзя?
- Мы её очистили, но в ней осталось много вредных микробов. Но ребятам хочется пить. Как быть?
- Правильно, воду нужно прокипятить. Ребятам пора домой. Они ничего не забыли?
- Как правильно затушить костёр? Помогайте! (дети заливают огонь водой, ждут, когда потухнут все угольки, кладут на место дёрн) А ещё?
- А мусор возьмём и выбросим в речку!
5. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке? Вам было интересно? На уроке мы выполнили всё что запланировали? Кому поможет проект, выполненный нами на уроке?
- А сейчас я вам буду говорить правила поведения в природе. Вы должны с ними согласиться или отвергнуть.
Ломайте ветки в лесу.
Убирайте за собой мусор.
Унесём ёжика домой.
Соберём большой букет полевых цветов.
Покормим зимой птиц.
Посадим деревья, цветы.
Бросим мусор в реку.
Сделаем кормушки, скворечники.
Будем беречь родную землю.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!